Разработка инновационного проекта по созданию условий для реализации образовательных областей "Физическое развитие" и "Здоровье" в процессе интеграции здоровьесберегающей деятельности в ДОУ

Светлана Титкова Светлана Титкова
Тип материала: другое
Рейтинг: 1234  голосов:6    просмотров: 18160    комментариев: 5
Краткое описание
В статье представленна концепция разработки инновационного проекта по озданию условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура»  через интеграцию деятельности дошкольников  в здоровьесберегающей среде  ДОУ

Описание

Инновационный проект по озданию условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через интеграцию деятельности дошкольников в здоровьесберегающей среде ДОУ


 

 1.     Обоснование актуальности проекта.
   
  "Дошкольное детство" — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Познание окружающего мира ребёнком происходит в процессе различной детской деятельности, в процессе выполнения движений. Всё, что окружает ребенка, является объектом приложения его сил. Поэтому правильно организованная предметная среда является гарантией безопасного развития ребёнка, а грамотно подобранное оборудование способствует расширению диапазона двигательной активности и сохранению здоровья дошкольников. 
  В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей". Поэтому необходим активный курс на создание условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через интеграцию деятельности дошкольников  в здоровьесберегающей среде  ДОУ.
  Совершенствование дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в сфере физического воспитания. Между тем, по мнению многих авторитетных специалистов, сложившаяся система физического воспитания дошкольников ориентирована главным образом на телесное развитие детей, поскольку в процессе физкультурной деятельности решаются задачи преимущественно двигательного характера. В то же время, как указывает И.М. Козлов, интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач. 
  Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
  Однако работ, связанных с обоснованием теоретико-методических и организационно-практических аспектов реализации интегрированного подхода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста, явно не хватает. Интеграционные связи между различными разделами программ дошкольного образования разработаны недостаточно, изложены противоречиво, имеется много разногласий в понимании сущности этих связей. Воспитатели и руководители физического воспитания, не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, пытаются осуществлять реализацию интегрированного подхода в образовательном процессе в ДОУ на эмпирическом уровне. 
  Физическое воспитание традиционно рассматривается лишь как средство оптимизации физического статуса человека в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому развитию, чем заметно ограничиваются возможности целостного формирования личности (Л.П.Матвеев, 1997; Ю.М.Николаев, 1999). Недостаточная ясность механизмов реализации единовременного решения задач физического совершенствования и духовного развития занимающихся, возвращает теоретиков и практиков к развитию в основном двигательной сферы учащихся (Ю.М. Николаев, 1999). При этом обращает на себя внимание стандартный набор средств физического воспитания и узконаправленный характер их использования (И.К.Спирина, 2000).
  Вместе с тем, многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, А.Валлон, М.М.Кольцова и др.) Изысканиями Г.А.Каданцевой (1993), И.К.Спириной (2000), А.С.Дворкина, Ю.К.Чернышенко (1997), В.А.Баландина (2000; 2001) и др. установлено наличие тесной связи между показателями физической подготовленности и уровнем развития познавательных процессов у дошкольников. В работах Н.И.Дворкиной (2002), В.А.Пегова (2000) выявлено наличие достоверных связей между отдельными показателями психических и физических качеств. Положительное влияние активной двигательной деятельности на состояние умственной работоспособности установлено Н.Т.Тереховой (1989), А.В.Запорожцем и др. (1980), А.П.Ерастовой (1989). В то же время исследования Н. Сладковой (1998), О.В.Решетняк и Т.А.Банниковой (2002) показывают, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств.
   
  2. Анализ исходной ситуации.
  ·   В практику работы ДОУ внедряется проектная деятельность по физическому развитию и здоровью дошкольников, реализуется проект «Оздоровительные дорожки» по организации самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке;
  ·   Создан банк консультативного материала для педагогов и родителей по различным направлениям совместной и свободной деятельности с детьми дошкольного возраста; 
  ·   В ДОУ реализуется совместный проект ДОУ и родительской общественности «Детский сад – территория здоровья» по оснащению современным физкультурно-развивающим оборудованием дворовой и внутрисадовой территории. А именно: «Мини-стадион», «Танцландия». 
  В результате реализации первого этапа коллектив ДОУ стал лауреатом среди детских садов с численностью детей до 100 человек;
  ·   Педагоги ДОУ приняли активное участие во 2-й городской конференции для родителей «Детский сад-территория здоровья», где предложили печатную продукцию с рекомендациями для родителей по физкультурно-оздоровительному направлению;
  ·   ДОУ приняло участие в городском смотре-конкурсе на лучший физкультурный уголок, зал, оснащение раздела «Физическое развитие» в методическом кабинете и завоевало призовые места в каждой из номинаций;
  ·   Дети, родители и педагоги ДОУ приняли активное участие в городских соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья», спортивно-цирковом конкурсе «Цирк и спорт 2011», награждены дипломами победителей, грамотами, благодарственными письмами участников;
  ·   70% педагогов используют интернет-ресурсы в целях улучшения качества физкультурно-оздоровительной работы с детьми; 
  ·    ДОУ является городской опорной площадкой по разработке пакета диагностического инструментария по разделам «Физическое развитие» и «Здоровье»;
  ·   В ДОУ развиваются формы дополнительного образования детей в области физического развития дошкольников (хореографическая студия, кружок «Фитбол»);
  ·   В ДОУ имеются педагогические кадры для реализации данного направления: инструктор по физической культуре – кмс по спортивной акробатике, учится в Ростовском-на-Дону институте физической культуры.  
  ·   Внедряются информационные технологии в управление ДОУ по данной проблеме, создается банк данных по имеющимся исследованиям в данной области.
   
  3. Проблемы.
   
  В системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в основном используются стандартные формы работы, подобранное физкультурное оборудование и спортивный инвентарь не являются многофункциональными.  Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.
  Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задания, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: отбор оборудования, содержание физкультурно-оздоровительной работы, содержание двигательной деятельности детей в группе, на прогулке, дома в процессе интеграции с другими идами детской деятельности, дифференцирование физической нагрузки в процессе интегрированной двигательной деятельности.
  Причинами являются:
  1.     недостаточные знания специфики процессов интеграции;
  2.    неумение анализировать созданные условия с точки зрения полифункциональности;
  3.    неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.
  Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа. Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации необходимо за основу взять:
  –    изучение имеющегося опыта работы по данному направлению; 
  –    повышение педагогической компетентности коллектива дошкольного учреждения по данному направлению;
  –    просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры и приобщение их к созданию оптимальных условий для физического развития и здоровья детей в ДОУ и дома. 
  4.     Сущность проектного предложения.
   
  Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного  процесса в ДОУ. Инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция. Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды здоровьесохранной деятельности ДОУ. Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности. С другой — основой интеграции применительно к предметам и содержанию здоровьесохранной деятельности являются движения, которые используются в разных видах детской деятельности. 
  Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. 
  На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. их активное участие в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. 
  Исходя из вышеизложенного, и осуществляется работа по  созданию условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура»  через интеграцию деятельности дошкольников в здоровьесберегающей среде  ДОУ.
     5.Цели проекта:
     • проектирование содержания здоровьесохранной деятельности ДОУ в рамках интеграции образовательных областей;
  • оценить педагогический и методический ресурс ДОУ по созданию условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура»  через деятельность дошкольников в здоровьесберегающей среде  ДОУ.
  • создание оптимальных условий двигательной активности в группах и на участке ДОУ
  6.Методы и средства реализации проекта. 
  1.     Теоретико-методологический анализ управленческой и методической, психолого-педагогической литературы по проблеме создания условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура»  через интеграцию деятельности дошкольников в здоровьесберегающей среде  ДОУ;
  2.     Изучить новые, инновационные подходы в работе ДОУ по данному направлению, обобщить имеющийся опыт ДОУ;
  3.     Сформировать электронный банк диагностических методик по образовательным областям «Физическая культура», «Здоровье».
  4.     Провести семинар — практикум по выявлению инновационных потенциалов педагогического коллектива ДОУ и сотрудничества с родителями воспитанников.
  Разработка части образовательной программы ДОУ по образовательным областям «Физическая культура», «Здоровье».
  5.  Разработать серии методических пособий для педагогических и административных работников ДОУ по созданию условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура»  через деятельность дошкольников в здоровьесберегающей среде  ДОУ.
     7.Сроки реализации проекта: 
   январь 2011 — май 2014 г.
     8.Этапы деятельности
  1.     Подготовительный (аналитический) – 
  создание условий для осуществления инновационной деятельности в рамках реализации проекта.
  январь  2011– август 2011г.г.;
  2.      Организационный (информационно-методологический) – 
  постановка целей, разработка организационно-информационного сопровождения инновационной деятельности.
  сентябрь 2011 – август 2012г.г..;
  3.     Практический (реализация намеченных планов) - ;
  апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта 
  сентябрь 2012 – май 2013г.г.;
  4.  Обобщающий (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем) - Подведение итогов экспериментальной работы по внедрению и апробации проекта по созданию условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура»  через деятельность дошкольников в здоровьесберегающей среде  ДОУ. Трансляция опыта на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.
  июнь 2013– май 2014 гг.
       9. Ожидаемые результаты. 
     §     Разработка методики диагностики инновационных потенциалов ДОУ и использование современных образовательных технологий в деятельности педагогического коллектива;
  §     Проведение мастер-классов по выявлению инновационных потенциалов педагогического коллектива ДОУ;
  §     В практику работы ДОУ внедряется проектная деятельность по работе с  детьми в уголках движения групп и на мини-стадионе, танцплощадке; 
  §     ДОУ реализует активные форм работы с родителями (конференции, клубы, соревнования, спортивные кружки, творческие мастерские);
  §     Повышение компетентности педагогов ДОУ через участие в методической работе ГМК по созданию условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура»  через деятельность дошкольников в здоровьесберегающей среде  ДОУ;
  §     Используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы по теме; 
  §     В ДОУ разработан пакет диагностического инструментария по разделам «Здоровье» и «Физическая культура»;
  §     В ДОУ развиваются формы дополнительного образования детей в области художественно-эстетического, физического развития дошкольников;
  §     Внедряются ИКТ в управление ДОУ по данной проблеме, создан банк данных по имеющимся исследованиям в данной области.
  §     Разработана система повышения коммуникативной компетентности педагогов;
  §     Разработан семинар — практикум по выявлению инновационных потенциалов педагогического коллектива ДОУ и сотрудничества с родителями воспитанников (с использованием интерактивных форм обучения);
  §     Разработана серия методических пособий для педагогических и административных работников ДОУ по созданию условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура»  через деятельность дошкольников в здоровьесберегающей среде  ДОУ;
  §     Внедрение пособий в практику научно-исследовательской и инновационной деятельности специалистов в области дошкольного образования
  §     Трансляция результатов инновационной деятельности ДОУ на другие образовательные учреждения через систему мастер-классов, семинаров, публикаций в предметных журналах и др.
   
Пожаловаться 06 октября 2011
Файлы
Обсуждение материала
  • Татьяна Бычугина
    3 декабря 201101:05
    Татьяна Бычугина

    Данный инновационный проект заслуживает особого внимания!
    Актуальность проекта раскрыта обширно, в полном объеме.
    Вызывает несомненный интерес разработанная система взаимодействия с педагогами и родительской общественностью по созданию условий для реализации образовательных областей "Здоровье" и "Физическая культура".

  • Виктор Иваненко
    7 декабря 201100:09
    Виктор Иваненко

    Теоретическое обоснование данной статьи точно выделило цель, необходимость этого инновационного проекта.
    А аналогов организационно-практических аспектов реализации интегрированного подхода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста в изложении автора статьи я не встречал!
    Спасибо за творческий, научный подход к созданию проекта! :)

  • Елена Баранова
    11 декабря 201121:06
    Елена Баранова

    Представленный проект заслуженно можно назвать инновационным. Я с удовольствием буду использовать его в своей работе. По моему мнению он заслуживает очень высокой оценки. Предлагаю автору не останавливливаться на достугнутом - с нетерпением буду ждать новых проектов.

  • Титков Владислав
    19 декабря 201119:46
    Титков Владислав

    Представленный в статье проект безусловно является инноватикой. Он поможет руководителям подойти к освоению ФГТ с позиции чёткого видения приоритетов детского сада, а также системы планирования данного направления работы и отслежевания результатов. Очень актуальная и нужная статья!

  • Наталья Калинина
    22 декабря 201110:48
    Наталья Калинина

    Проблема организации ФОР в ДОУ является актуальной, особенно создание условий для успешной реализации ФГТ. Проект заслуживает высокой оценки, можно сказать, что он является руководством к внедрению в ДОУ.