В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Использование тестопластики с элементами регионального компонента у детей старшего дошкольного возраста

Использование тестопластики с элементами регионального компонента у детей старшего дошкольного возраста

Мираида Ильина
Тип материала: Планирование
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 6570 комментариев: 1
Описание
Использование тестопластики с элементами  регионального компонента  у детей старшего дошкольного возраста.
Система занятий по тестопластике предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, рассчитана на два года обучения и поэтапное освоение материала.
В группе первого года обучаются дети 5-6 лет. В группе второго года обучаются  дети 6-7 лет.
 Занятия рассчитывать на 25-30 минут. Детям подготовительной к школе группе задания можно усложнить, а старшим — дать в упрощённом варианте, доступном их возрасту и индивидуальным особенностям.
Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики.
Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.
Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.
При работе со стеками, формочками и др. инструментами строго соблюдать правила безопасности труда.
1-й год обучения.

На данном этапе осуществляется знакомство детей с видом декоративно-прикладного искусства, как тестопластика, особенностями используемого в работе материала, обучение простейшим приемам работы с тестом, а так же навыкам в использовании основными инструментами. Дети приобретают первичный опыт участия в представлении работ: демонстрируют свои изделия в дошкольном учреждении.
2-год обучения

На данном этапе осуществляется углубленное изучение технологий тестопластики, закрепляются ранее полученные знания и умения, осваиваются более сложные приемы ремесла: способность создавать необычные изделия на основе ранее полученных знаний, используя различные материалы. Дети готовят свои работы для показа на городских выставках и конкурсах. 
Творческие работы характеризуются: — проявлением индивидуального почерка; — интересным решением сюжета; — правильным выбором цветового сочетания; — подчинением законам композиции; — целостностью, художественной логикой. 
Значительное место занимают вопросы цветоведения – язык цвета, света, линий, пятен. Живописные задания позволяют детям приобрести навыки эмоционального использования цвета, смешения красок, расширить красочную палитру.
В ходе усвоения детьми систем занятий учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности и творчества.
Система предполагает включение в различные виды деятельности: театральную, литературную, художественную и творческую.
 Формы и методы педагогической деятельности.
Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-игры-беседы, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии ит.д. благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познаванию и творчеству.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, используются элементы проектного обучения.
Большое внимание уделяется экскурсиям в городские выставочные залы, музеи, художественную школу, дом детского творчества, где воспитанники познают окружающий мир, знакомятся с различными видами художественного и декоративного искусства, отечественной историей и традициями. Сотрудничество с культурным центром «Саргы туhулгэтэ», домом детского творчества, художественной школой, с музеем сближает дошкольное и дополнительное образование детей. Это прекрасная возможность включения их в художественную деятельность. Готовое панно помещаем в эстетично оформленную рамку. Его вполне можно использовать для оформления интерьера.
 
 
 
 
 Разработка систем занятий для детей старшего дошкольного возраста

Система занятий

1-го года обучения в старшей группе

 


Тема
Количество занятий
1.     
Вводное занятие
1
 
2.     
Мелкие сувениры. Азы лепки
2
 
3.     
Животный и растительный мир Якутии
4
 
4.     
Якутская утварь, блюдо
3
 
5.     
По следам любимых сказок 
3
 
6.     
Итоговое занятие
1
 
Итого
14
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система занятий

2-го года обучения в подготовительной группе

 

Тема
Количество занятий
1.     
Вводное занятие.
1
 
2.     
Якутский орнамент
1
 
3.     
Животный и растительный мир Якутии
4
 
4.     
Якутская утварь, блюдо
4
 
5.     
Кукольный театр. Олонхо
3
 
6.     
Итоговое занятие
1
 
Итого
14
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение

В заключении хочется отметить, что система занятий с использованием технологии тестопластики для детей старшего дошкольного возраста в детском саду, обеспечивает благоприятные условия для развития художественно — эстетических навыков, способствует повышению интереса детей к декоративно-прикладному искусству. 
Думаю, что такие занятия помогут педагогу дополнительного образования заинтересовать процессом обучения технологии по тестопластике, включающий региональный компонент. 
Преимущество системы занятий по тестопластике для детей старшего дошкольного возраста состоит в том, что отрабатываются необходимые навыки, развиваются творческие способности, развитие мелкой моторики рук, происходит подача нового и закрепление изученного материала на протяжении всех занятий, так как все части занятий тематически связаны между собой. При этом создается благоприятная воспитательная и развивающая среда для детей старшего дошкольного возраста.
В результате освоения технологии тестопластики повысился уровень общей осведомленности и познавательной активности, творческих возможностей детей. Повысился интерес   к искусству, истории, национальной культуре.
 
Ссылка на материал: перейти

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Развернутый тематический план.doc Скачать

Примерный учебно-тематический план в старшей группе

1-й год обучения.

Раздел

Тема

Цель и задачи

Материалы и инструменты

Формы занятий


1















2















3

























4





















5



















6





Вводное занятие
















Мелкие сувениры














Животный и растительный мир























Якутская утварь и блюдо




















По следам любимых сказок


















Итоговое занятие




Знакомство с тестопластикой


1 час













Кулоны, броши


2 часа













Лесная полянка


2часа











Зоопарк «Орто Дойду»


2часа









Якутская утварь


1час









Якутское блюдо


2 часа








Якутские народные сказки


3 часа
















Оформление картин – панно для выставки


1 час

Знакомство детей с видом декоративно-прикладного искусства, как тестопластика, особенностями используемого в работе материала, обучение простейшим технологическим приемам работы с тестом, эксперимент. Обогащение детей яркими разносторонними представлениями о жизни человека и общества. Лепка воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, аккуратность и терпение, развитие умственного и эстетического вкуса.


Знакомство с основными видами лепки. Формообразующие движения: шар, овал и т.д. л. Лепка сувенира, использование штампиков, декорирование сувенира налепами. Роспись сувенира. Овладение начальными навыками выразительного использования цвета. Развитие мышления, эстетического вкуса, воспитывать аккуратность, интерес к тестопластике.


Ознакомление с насекомыми и ягодами Якутии. Учить лепить насекомых, передавая строение (туловище, голова, ножки, крылья), лепить ягоды. Закрепить способ лепки полусферы. Передача характерных особенностей. Проявление творческих способностей, развитие воображения, представления. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.


Ознакомление с дикими животными и птицами Якутии. Самостоятельный выбор лепки животных и птиц. Изготовление животных и птиц, передача характерных особенностей. Проявление творческих способностей, развитие воображения, представления. Воспитывать бережное отношение к животному миру.


Показ якутской посуды, фотографии. Применение шаблонов с изображением силуэтов посуды, для вырезания из теста. Изучение якутских орнаментов и применение их в быту. Декорирование изделия. Развивать творчество детей, эстетический вкус, добиваться выразительной формы.


Показ якутских национальных блюд. Дегустация. Просмотр фотографий, репродукций. Развивать у детей замысел, воображение. Учить лепить из целого куска теста разные по форме якутские лепешки, оладьи, вафли. Добиваться сходства, выразительности. Воспитывать аккуратность.



Просмотр иллюстраций, чтение художественных книг («Таал-таал эмээхсин», «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» «котор уонна кутэр» и т.д.), особенности характера и фигуры героев. Выполнение эскиза на бумаге карандашом, акварелью. Подготовка фона акварелью, смешивание красок на палитре. Самостоятельный выбор способа лепки героев сказок. Лепка героев сказок с использованием природного материала, роспись заготовок, обыгрывание сюжетов. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать эстетический вкус.


Обобщение пройденных занятий по тестопластике, оформление завершенных работ. Воспитывать аккуратность и эстетический вкус.

Глина, пластилин, мука, соль, подставки для работы, сол.тесто, вода, стеки, салфетка для рук, гуашевые краски, пищевые красители, чеснокодавилка, ситечко, скалка, книги и альбомы по тестопластике, опорные карты по лепке.








Соленое тесто, мука подставки для работы, стеки, салфетки влажные, гуашь, кисти, банка с водой, штампики, зубочистки.









Соленое тесто, мука подставки для работы, стеки, салфетки влажные, гуашь, кисти, банка с водой, штампики, зубочистки.








Соленое тесто, мука подставки для работы, стеки, салфетки влажные, гуашь, кисти, банка с водой, зубочистки, фольга.








Цветное соленое тесто, мука подставки для работы, стеки, салфетки влажные, зубочистки,








Соленое тесто, мука подставки для работы, стеки, салфетки влажные, гуашь, кисти, банка с водой, зубочистки, бумага А4, карандаш, ножницы.






Соленое тесто, мука подставки для работы, стеки, салфетки влажные, гуашь, кисти, банка с водой, зубочистки, бумага А4, карандаш, акварель.















Клей ПВА, холст, картон, ножницы.


Беседа
















Занятие - эксперимент













Занятие-игра













Занятие – игра, поход в зоопарк «Орто Дойду»

или (показ видеоролика)








Занятие – беседа













Занятие – беседа









Занятие – беседа, игра, импровизация


















Игра, беседа


Примерный учебно-тематический план в подготовительной к школе группы

2-й год обучения.

Раздел

Тема

Цель и задачи

Материалы и инструменты

Формы занятий


1













2















3






































4
























5






















6


Вводное занятие














Якутские орнаменты

















Животный и растительный мир

































Якутская утварь и блюдо























Кукольный театр






















Итоговое занятие




Азы тестопластики


1 час











Чаппараах


1 час
















цветочная полянка из лилии


2часа










Конные скачи


2часа



















Якутская утварь


2часа









Якутское блюдо


2 часа











«Олонхо» - героический эпос


3 часа


















Оформление картин – панно для выставки

Повторение с видом декоративно-прикладного искусства, как тестопластика, особенностями используемого в работе материала. Обогащение детей яркими разносторонними представлениями о жизни человека и общества. Закрепление основными приемами лепки. Лепка воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, аккуратность и терпение, развитие умственного и эстетического вкуса.


Знакомство с традиционным ковром якутского народа. Изучение орнаментов. Показ репродукций, чаппараах. Учить лепить жгутики, пути складывания, анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей; закрепить умение выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части. Лепка узоров, использование цветного теста, декорирование сувенира налепами. Развитие мышления, эстетического вкуса, воспитывать аккуратность, интерес к тестопластике.


Ознакомление с растениями Якутии. Учить лепить цветы по технологии, передавая строение (лепестки, тычинки, листья, стебель). Закрепить умение раскатывать тесто скалкой. Роспись изделий, декорирование бисером. Передача характерных особенностей. Проявление творческих способностей, развитие воображения, представления. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.


Знакомство с традициями якутского народа. Ознакомление с пародами лошадей. Самостоятельный выбор движения лошади. Изготовление по готовым шаблонам туловище лошади, применение чеснокодавилки для изготовления гривы и хвоста, передача характерных особенностей. Учить лепить человечков (жокеев) Проявление творческих способностей, развитие воображения, представления. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.




Показ якутской посуды, фотографии. Изготовление шаблонов, симметричное вырезание из бумаги. Применение шаблонов для вырезания из теста. Изучение якутских орнаментов и применение их в быту. Роспись изделия. Развивать творчество детей, эстетический вкус, добиваться выразительной формы.


Показ якутских национальных блюд. Дегустация. Просмотр фотографий, репродукций. Развивать у детей замысел, воображение. Учить лепить из целого куска теста разные по форме якутские лепешки, жареные караси, вафли и т.д. Добиваться сходства, выразительности. Воспитывать аккуратность.



Просмотр иллюстраций, чтение художественных книг, история эпоса «Олонхо». Самостоятельный выбор героев олонхо. Изготовление кукол конструктивным способом. Передача особенностей характера и фигуры героев. Роспись заготовок Уточнение приемов работы с гуашью, украшение куклы дополнительным материалом. Выполнение эскиза на бумаге карандашом. Самостоятельный выбор способа лепки героев олонхо. Лепка героев олонхо с использованием разных инструментов, обыгрывание сюжетов. Развить духовные, эстетические и творческие способности, развивать фантазию, воображение. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, доведение дело до конца.


Обобщение пройденных занятий по тестопластике, оформление завершенных работ. Воспитывать аккуратность и эстетический вкус.

Глина, пластилин, мука, соль, подставки для работы, сол.тесто, вода, стеки, салфетка для рук, гуашевые краски, пищевые красители, чеснокодавилка, ситечко, скалка, книги и альбомы по тестопластике, опорные карты по лепке.






Цветное соленое тесто, мука подставки для работы, стеки, салфетки влажные, штампики, зубочистки.












Соленое тесто, мука подставки для работы, стеки, салфетки влажные, гуашь, кисти, банка с водой, штампики, зубочистки.










Соленое тесто, мука подставки для работы, стеки, салфетки влажные, гуашь, кисти, банка с водой, чеснокодавилка.

















Соленое тесто, мука подставки для работы, стеки, салфетки влажные, гуашь, кисти, банка с водой, зубочистки, бумага А4, карандаш, ножницы.







Соленое тесто, мука подставки для работы, стеки, салфетки влажные, гуашь, кисти, банка с водой, зубочистки, бумага А4, карандаш, ножницы.







Соленое тесто, мука подставки для работы, стеки, салфетки влажные, гуашь, кисти, банка с водой, зубочистки, чеснокодавилки, бумага А4, карандаш, кусочки материала, пряжа черного цвета, алюминиевая фольга.













Клей ПВА, холст, картон, ножницы.


Беседа














Занятие – эксперимент, беседа















Занятие-игра















Занятие – игра, беседа




















Занятие – беседа











Занятие – беседа












Занятие – беседа, игра, импровизация




















Игра, беседа


Обсуждение материала
элла скокова
18.10.2011 17:39
Мне тоже очень нравится этот вид деятельности и я его использую на уроках технологии. Дети с огромным интересом и удовольствием занимаются. Прекрасная программа. Спасибо.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос