КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературному чтению
школа - МАОУ «Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа»
класс - 4 «Б»
учитель – Буланкина Оксана Петровна
всего 102 часа, в неделю 3 часа
в 1-й четверти – 27 ч.
во 2-й четверти – 21 ч.
в 3-й четверти – 30 ч.
в 4-й четверти – 24 ч.
Учебник Климанова Л.Р., Горецкий В.Т., Голованова М.В. «Литературное чтение: 4 класс»- М.: Просвещение, 2009.
Программа – «Школа России»
Дополнительная литература –
Программа и методические рекомендации «Уроки литературного чтения». 4 класс.- М.: Просвещение, 2005.-Серия «Успешный старт».
«Школа России». Концепция и Программы для начальных классов. М.: Просвещение, 2009.
Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы |
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) |
Вид контроля |
Домашнее задание |
Дата |
|
|
План |
Факт |
Примеча-ние |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
I четверть – 27 часов. |
||||||||||
Летописи. Былины. Жития (8 ч) |
||||||||||
1 |
Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» |
1 |
комбини-рованный |
Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений. |
Знать жанр «летопись». Уметь
проводить сравнительный |
текущий |
С.
6–8, читать, вопрос 6 Доп.сооб-щение о Вещем Олеге. |
|
|
|
2 |
Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнитель-ный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина |
1 |
комбини-рованный |
Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
Фронталь-ный опрос |
С. 10–11, выразит. читать, вопросы 4, 5 сравнить со стих. |
|
|
|
|
3 |
Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» |
1 |
комбини-рованный |
Связь произведений литературы с другими видами искусств. Тема, идея произведения. Особенности языка произведения. |
Знать жанр устного народного творчества «былина». Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг |
текущий |
С. 12–19, читать, вопрос 5, составить рассказ об Илье |
|
|
|
4 |
Былина «Ильины три поездочки» |
1 |
комбини-рованный |
Тема, главная мысль, события, последовательность. Перевод былины в прозаическое произведение, обучение пересказу. |
текущий |
С. 19–24, выразит. читать, вопрос 8 пересказ от лица Ильи Муромца |
|
|
|
|
5 |
«Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы |
1 |
комбини-рованный |
Образные языковые средства. Историческая правда и литературный вымысел в произведениях. Языковой анализ текста |
Знать произведение «Житие Сергия Радонежского». Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план |
текущий |
С. 25–29, выразит. читать, рассказ о битве |
|
|
|
6 |
Внеклассное
|
1 |
комбини-рованный |
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. |
Текущий. Пересказ |
С.
30–31, пересказ отрывка |
|
|
|
|
7 |
Обобщение
|
1 |
Урок обобще-ние |
Различение
жанров |
Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения |
тест
Диагнос-тика
навыка |
С. 32–33, вопрос 4 С.
36, составить план, рассказ по плану |
|
|
|
Чудесный мир классики (18 ч) |
||||||||||
8 |
Чудесный
мир классики. |
1 |
комбини-рованный |
Знакомство с биографией автора. Волшебная сказка, её своеобразие. Анализ языковых средств произведения. Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
Знать название и основное содержание изученного произведения. уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка |
Тематичес-кий. Вырази-тельное чтение |
С. 40–49, выразит. читать,
найти отрывок |
|
|
|
9 |
Характеры
|
1 |
комбини-рованный |
Герой
произведения, иллюстрация и ее |
Знать
творчество Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту |
Тематичес-кий. |
С. 49–63, выразит. читать, вопросы 3, 4, Ознако-миться с др. вариан-тами сказки |
|
|
|
10 |
Сходство
русских народных сказок и авторской
сказки П. П. Ершова «Конёк- |
1 |
комбини-рованный |
Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка. Составление монологического высказывания с опорой на авторский текст. |
Фронталь-ный опрос |
С.
63, |
|
|
|
|
11 |
Внеклассное чтение № 2: А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение, выраженное в стихах. |
1 |
комбини-рованный |
Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Образные средства языка. |
Уметь
читать стихотворные произведения
наизусть |
Тематичес-кий. |
С. 66–69, выразит. читать |
|
|
|
12 |
А.
Пушкин. |
1 |
комбини-рованный |
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний |
Уметь
читать стихотворные произведения
наизусть |
Чтение наизусть |
наизусть по выбору |
|
|
|
13 |
А.
Пушкин. |
1 |
комбини-рованный |
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. |
Знать
название и основное содержание
изученного Уметь
анализировать поведение |
Выразите-льное чтение |
С. 72–92, выр. читать |
|
|
|
14 |
Волшебные
сказки: народные и литературные. |
1 |
комбини-рованный |
Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка |
Чтение
Картинный план |
С.
72–93, |
|
|
|
15 |
А.
Пушкин. |
1 |
комбини-рованный |
Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Восстановление последовательности событий. Работа над составлением плана. Обучение составлению монологического высказывания, умению аргументировать свою точку зрения. |
Уметь
составлять |
Тематичес-кий |
С.
92–93, |
|
|
|
16 |
Внеклассное
|
1 |
комбини-рованный |
Тема, главная мысль, события, последовательность |
Знать
сказки Уметь
различать |
Тематичес-кий |
Выучить наизусть
отрывок |
|
|
|
17 |
М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» |
1 |
комбини-рованный |
Расширение знаний о жизни и творчестве поэта. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Соотношение природных объектов на карте с описанными в стихотворении. Образные средства языка. |
Знать
название и основное содержание
изученного Уметь
различать |
Вырази-тельное чтение |
С. 96–98, выразит. читать,
|
|
|
|
18 |
М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей |
1 |
комбини-рованный |
Обучение
составлению |
Уметь
составлять Иметь представление о классической литературе |
Выразите-льное чтение по ролям |
С. 99–113, читать, вопрос 5 |
|
|
|
19 |
Средства художестве-нной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб» |
1 |
комбини-рованный |
Устное
изложение Участие
в диалоге Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
Вырази-тельное чтение. Ответы на вопросы |
С. 113, вопросы 2, 3, 7 краткий пересказ по плану |
|
|
|
|
20 |
Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» |
1 |
комбини-рованный |
Расширение знаний о жизни и творчестве писателя. Жанры литературных произведений (автобиографическая повесть). Составление характеристики героя. Осознанное, выразительное чтение текста |
Уметь
создавать небольшой устный текст на
заданную |
Тематичес-кий. Вырази-тельное чтение |
С.
116– 120, выра- чтение в лицах |
|
|
|
21 |
Л.
Толстой. «Как мужик убрал камень».
Умный |
1 |
комбини-рованный |
Тема, главная мысль, события, последовательность. Жанры литературных произведений, басня как жанр. Своеобразие басен писателя. Подбор пословиц и поговорок к произведению. |
Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении |
Вырази-тельное чтение |
С.
121, подгото-виться к чтению |
|
|
|
22 |
Отличие рассказа от сказки. Сравнение
характеров главных действующих лиц
в рассказе |
1 |
комбини-рованный |
Знакомство с творчеством автора. Отличительные особенности рассказа и сказки. Работа над основным содержанием прочитанного. |
Знать отличие рассказа от сказки. Уметь
различать |
Пересказ от лица героев |
С.
124– 135, выра- |
|
|
|
23 |
Внеклассное
|
1 |
комбини-рованный |
Тема, главная мысль, события, последовательность |
Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка |
Темати- Пересказ отрывка |
Пересказ
отрывка |
|
|
|
24 |
А. П. Чехов «Мальчики». Составление
|
1 |
|
Понимание
основного содержания услышанного.
Участие |
Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка |
Составле-ние плана |
С. 125– 135, пересказ
|
|
|
|
25 |
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» |
1 |
Урок обобще-ние |
Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения |
Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь:
читать осознанно вслух тексты
художественных произведений целыми
словами, соблюдая орфоэпические нормы
русского литературного языка; читать
выразительно |
Тест
(10 мин) Диагно-стика навыка |
С. 138, вопросы 6, 7. Составить свои вопросы для викторины. |
|
|
|
Поэтическая тетрадь (11 ч) |
||||||||||
26 |
Тоска
по родине и красоте родной природы Ф.
И. Тютчева. «Еще земли |
1 |
комбини-рованный |
Уточнение
сведений о жизни и творчестве поэта.
Настроение лирического героя. Работа
над образными средствами языка.
Различение жанров |
Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины |
Чтение наизусть |
С. 140, Выучить
наизусть, |
|
|
|
27 |
Ф.
Тютчев. «Как неожиданно |
1 |
комбини-рованный |
Настроение лирического героя. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. |
Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е.
Баратынского, Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста |
Вырази-тельное чтение |
С. 141– 142, вырази-тельно читать |
|
|
|
II четверть – 21 час |
||||||||||
28 (1) |
А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Весенний дождь», «Бабочка» |
1 |
комбини-рованный |
Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е.
Баратынского, Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста |
Вырази-тельное чтение |
С. 143– 144, вырази-тельно читать, словесное рисование картин |
|
|
|
29 (2) |
Внеклассное чтение. № 5: Каким был мой ровесник? Книги о ребятах-сверстниках |
1 |
комбини-рованный |
Образные языковые средства. |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений о ребятах-сверстниках. Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении |
Темати- пересказ |
Пересказ по выбору |
|
|
|
30 (3) |
Картины
весенней природы и настроение |
1 |
комбини-рованный |
Знакомство с творчеством поэта. Учиться наблюдать взаимосвязь поэзии с др.видами искусств. Общие сюжетные линии с произведениями А.С.Пушкина (Буря мглою…) Образные средства языка. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
Знать лирические произведения о весне. Уметь выделять образные языковые средства |
Вырази-тельное чтение |
С. 145– 146, вырази-тельно читать |
|
|
|
31 (4) |
Картина
сельского быта. |
1 |
комбини-рованный |
Уточнение сведений о творчестве поэта. Наблюдение над изменением ритма стихотворения, его целесообразностью. Осознанность и выразительность чтения |
Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы |
Тематичес-кий |
С. 147, выразительно читать |
|
|
|
32 (5) |
Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» |
1 |
комбини-рованный |
Осознанность и выразительность чтения. Уточнение сведений о творчестве поэта. Обучение составлению оценочных суждений о прочитанном произведении. |
Знать произведения о Родине. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы |
Чтение
|
С.
148, выучить наизусть, |
|
|
|
33 (6) |
Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» |
1 |
комбини-рованный |
Образные языковые средства. Уточнение сведений о творчестве поэта. Герои стихотворений, их эмоциональное состояние. Работа над вариативностью интонирования |
Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства |
Чтение
|
С.
149– 151, |
|
|
|
34 (7) |
Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» |
1 |
комбини-рованный |
Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Анализ образных средств языка, их роль в произведении. Словесное рисование. Практическое рисование. Взаимосвязь живописи и поэзии. Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
Знать
творчество Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений |
Чтение
|
С.
152– 153, наизусть (отрывок), |
|
|
|
35 (8) |
Внеклассное чтение № 6: Ожившие страницы прошлого. Книги о жизни трудового народа |
1 |
комбини-рованный |
Осознанность и выразительность чтения |
Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Знать книги о жизни трудового народа |
пересказ |
Пересказ
отрывка Сделать кроссворд |
|
|
|
36 (9) |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» |
1 |
Урок обобще-ние |
Осознанность и выразительность чтения. Тематические, авторские выставки книг, их анализ. Образные средства языка, их роль в поэтическом произведении. Восстановление стихотворных строк. Знакомство с понятием «строфа». |
Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь:
читать осознанно вслух тексты
художественных произведений целыми
словами, соблюдая орфоэпические нормы
русского литературного языка; читать
выразительно |
Тематичес-кий |
С.
154– вопросы 3, 9 |
|
|
|
Литературные сказки (11 ч) |
||||||||||
37 (10) |
Научно-познавательная
сказка. Сочетание реальных и
фантастических событий в сказке |
1 |
комбини-рованный |
Знакомство с биографией автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
Знать названия, основное содержание изученных произведений. Уметь
различать |
Выразительное чтение |
С.
158– 170, |
|
|
|
38 (11) |
Особенности
поведения, внешнего облика, речи
|
1 |
комбини-рованный |
Герои
произведения, восприятие и понимание
их эмоционально-нравственных
переживаний. Особенности поведения,
внешнего облика, речи |
Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя |
Творчес-кий пересказ |
С. 170, вопросы 6, 7, пересказ по плану |
|
|
|
39 (12) |
Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» |
1 |
комбини-рованный |
Уточнение знаний о творчестве автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией |
Знать
творчество Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану |
пересказ |
С.
171– 180, пересказ отрывка |
|
|
|
40 (13) |
Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни |
1 |
комбини-рованный |
Знакомство с жизнью и творчеством автора. Своеобразие языка. Участие в диалоге при обсуждении произведения. |
Знать
творчество Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений |
Вырази-тельное чтение |
С.
182– 193, |
|
|
|
41 (14) |
Внеклассное чтение № 7: Из истории нашей Родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. |
1 |
комбини-рованный |
Тема,
главная мысль, события, последовательность.
Участие |
Знать книги, рассказывающие об истории нашей Родины. Уметь использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам |
пересказ |
Пересказ
отрывка |
|
|
|
42 (15) |
Особенности
речи героев сказа |
1 |
комбини-рованный |
Оценка
иллюстрации |
Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения |
Чтение по ролям |
С.
182–194, |
|
|
|
43 (16) |
Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» |
1 |
комбини-рованный |
Знакомство с творчеством писателя. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Обучать высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии). |
Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные |
Выразительное чтение |
С. 195–206, читать |
|
|
|
44 (17) |
Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С.
Т. Аксакова «Аленький |
1 |
комбини-рованный |
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события. |
Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы |
Чтение по ролям |
С. 206– 216, читать, Составить план Творчес-кий пересказ |
|
|
|
45 (18) |
Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» |
1 |
комбини-рованный |
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Виды пересказов, их отличительные черты. Взаимосвязь плана и вида пересказа. Групповая работа (составление плана заданного вида). |
Уметь делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями |
пересказ |
Пересказ по плану Составить кроссворд- викторину по сказкам |
|
|
|
46 (19) |
Обобщение по разделу: «Литературные сказки» |
1 |
Урок-обобще-ние |
Выражение личного отношения к прочитанному. Создание небольшого устного текста на заданную тему. Иллюстрирование сказок. Роль иллюстраций в понимании прочитанного. |
Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему |
Тест (10 мин) Фронта-льный опрос |
С.
217, |
|
|
|
47 (20) |
Внеклассное чтение № 8: Вчера и сегодня. Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах – ученых и изобретателях |
1 |
комбини-рованный |
Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова |
Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь читать осзнанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения |
Темати-ческий |
Пересказ
отрывка |
|
|
|
Делу время – потехе час (7 ч) |
||||||||||
48 (21) |
Авторская
литературная сказка |
1 |
комбини-рованный |
Знакомство с творчеством автора. Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного |
Уметь
различать |
текущий |
С. 4–16, читать |
|
|
|
III четверть - 30 часов |
||||||||||
49 (1) |
Поучительный
смысл «Сказки |
1 |
комбини-рованный |
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний |
Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения |
Вырази-тельное чтение |
С.
16, |
|
|
|
50 (2) |
В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Средства создания комического эффекта |
1 |
комбини-рованный |
Уточнение сведений об авторе. Жанр – юмористический рассказ. Участие в диалоге, высказывание оценочных суждений с опорой на текст. Рассказ. Осознанность и выразительность чтения |
Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) |
Чтение по ролям |
С.
17–23, подготовка к чтению по |
|
|
|
51 (3) |
Многознач-ность
слова как средство выразитель-ности
и создания комического эффекта в
рас- |
1 |
комбини-рованный |
Создание
небольших письменных ответов на
поставленный |
Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства |
Чтение по ролям |
С.24-28, чтение в лицах С.24-28, пересказ от лица Мишки |
|
|
|
52 (4) |
Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел» |
1 |
комбини-рованный |
Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения |
Вырази-тельное чтение |
С. 29–34, вопрос 5 составить характеристику героя |
|
|
|
53 (5) |
Внеклассное чтение № 9: «В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных |
1 |
комбини-рованный |
Рассказ
о своих |
Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг |
пересказ |
Пересказ
отрывка |
|
|
|
54 (6) |
Обобщение
потехе – час» |
1 |
комбини-рованный |
Умение составлять простейшие задания для викторины |
Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь:
читать вы- |
Тест
Фронталь-ный опрос |
С.
36, |
|
|
|
Страна детства (7 ч) |
||||||||||
55 (7) |
Б.
С. Житков. «Как я ловил Плохое и хорошее в поступках людей |
1 |
комбини-рованный |
Уточнение сведений жизни автора. Анализ произведения. Обсуждение причин, эмоционального состояния и поступков героев. Обучение умению вести диалог. Понимание содержания литературного произведения. |
Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) |
Вырази-тельное чтение |
С. 38–46, читать С.46, в.3,4, доказать своё мнение |
|
|
|
56 (8) |
Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых |
1 |
комбини-рованный |
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний |
Уметь
пересказывать текст, различать жанры
литературных произведений, отвечать
|
пересказ |
С.
46, |
|
|
|
57 (9) |
К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев |
1 |
комбини-рованный |
Уточнение сведений из жизни автора. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой |
Уметь
определять |
Вырази-тельное чтение |
С. 47–58, читать, вопросы 6,7, озаглавить части |
|
|
|
58 (10) |
Средства
художественной вы- |
1 |
комбини-рованный |
Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Восстановление последовательности событий. Оценка событий, поступков героев. Роль образных средств в создании атмосферы произведения. |
Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения |
Творчес-кий пересказ |
С. 53–58, пересказ отрывка |
|
|
|
59 (11) |
Внеклассное
|
1 |
комбини-рованный |
Рассказ о своих впечатлениях о произведении |
Уметь приводить примеры произведений фольклора |
пересказ |
Пересказ по выбору |
|
|
|
60 (12) |
М. М. Зощенко. «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания |
1 |
комбини-рованный |
Знакомство
с жизнью и творчеством автора. Участие
в диалоге |
Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства |
Вырази-тельное чтение |
С.
59–64, составить картинный план |
|
|
|
61 (13) |
Обобщение по разделу «Страна детства» |
1 |
Урок-обобще-ние |
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению |
Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений |
Тест (10 мин) Фронталь-ный опрос |
С.
66, |
|
|
|
Поэтическая тетрадь (5 ч) |
||||||||||
62 (14) |
Тема
детства |
1 |
комбини-рованный |
Знакомство с творчеством автора. Словесное рисование. Наблюдение над взаимосвязью интонации и эмоциональной составляющей произведения. Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. |
Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения |
Чтение
|
С.
68–70 выразительное чтение, |
|
|
|
63 (15) |
Стихи
о счастливых днях детства. С. А. Есенин.
«Бабушкины |
1 |
комбини-рованный |
Уточнение сведений о жизни и творчестве поэта. Тема, главная мысль. Организация обсуждения тематики, подбор произведений. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. |
Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы |
Вырази-тельное чтение |
С. 71, выразительно
|
|
|
|
64 (16) |
Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» |
1 |
комбини-рованный |
Знакомство с биографией и творчеством автора.. Интонирование произведений. Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
Уметь
определять |
Вырази-тельное чтение |
С. 72–73, вырази-тельно читать |
|
|
|
65 (17) |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» |
1 |
Урок-обобще-ние |
Литературные игры. Работа над выразительным чтением, изменением интонирования в зависимости от настроения автора или эмоционального состояния Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. |
Уметь читать стихотворные произведения наизусть |
Тест (10 мин) Чтение наизусть |
С.
74, |
|
|
|
66 (18) |
Внеклассное
Книги о ратных подвигах родного народа |
1 |
комбини-рованный |
Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения |
Знать
основное содержание изученных
литературных произведений о ратных
подвигах родного |
пересказ |
Пересказ по выбору |
|
|
|
Природа и мы (11 ч) |
||||||||||
67 (19) |
Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» |
1 |
комбини-рованный |
Уточнение сведений об авторе. Главная мысль, герои рассказа. Объяснение причин поступков героев с использованием доказательств. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения |
Знать
творчество Уметь
определять |
Вырази-тельное чтение |
С.
76–83, выразительно 2-4, с доказате-льством |
|
|
|
68 (20) |
Роль
рассуждений и диалогов в рассказе
|
1 |
комбини-рованный |
Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения |
Творчес-кий пересказ |
С.
76–84, пересказ, |
|
|
|
69 (21) |
А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе |
1 |
комбини-рованный |
Знакомство с творчеством автора. Тема, главная мысль, герои произведения. Словесное рисование. Соотношение с иллюстрациями. Понимание содержания литературного произведения |
Знать
творчество Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями |
Вырази-тельное чтение |
С. 85–91, читать Вопросы 2,3 |
|
|
|
70 (22) |
Тема
самопо- |
1 |
комбини-рованный |
Расширение границ понятия «тема» рассказа. Нравственные уроки произведения. Работа над изменением концовки рассказа. Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа |
Уметь
создавать тему |
Творчес-кий пересказ |
С. 85–91, пересказ |
|
|
|
71 (23) |
Внеклассное чтение № 12: «Где? Что? Как? Почему?». Рассказы-загадки про зверей и птиц |
1 |
комбини-рованный |
Различать виды информации, опираясь на внешние показатели книги |
Уметь различать элементы книги, пересказывать текст |
Пересказ |
Пересказ по выбору |
|
|
|
72 (24) |
Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка» |
1 |
комбини-рованный |
Уточнение сведений об авторе. Анализ текста. Причины и последствия поступков. Обучение аргументации. Понимание содержания литературного произведения |
Знать
творчество Уметь определять тему и главную мысль произведения |
Вырази-тельное чтение |
С.
92–95, творческий пересказ от лица главного героя |
|
|
|
73 (25) |
Рассказ
о животных Е. И. Чару- |
1 |
комбини-рованный |
Рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
Знать
творчество Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения |
Творчес-кий пересказ |
С. 96–99, пересказ, чтение в лицах |
|
|
|
74 (26) |
Тема
природы |
1 |
комбини-рованный |
Знакомство с творчеством автора. Главная мысль, темы произведения. Тематическое многообразие Понимание содержания литературного произведения |
Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений |
Вырази-тельное чтение |
С.
100– |
|
|
|
75 (27) |
Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» |
1 |
комбини-рованный |
Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Жанровое своеобразие произведения. Работа с дополнительной литературой, информацией. |
Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства |
Фронталь-ный опрос |
С.
110, доп.инфор-мация об описыва-емых явлениях |
|
|
|
76 (28) |
Обобщение по разделу «Природа и мы» |
1 |
Урок-обобще-ние |
Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Ориентация в содержании текстов. Формирование умения ставить вопросы. |
Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе |
Тематичес-кий.
Тест |
С.111, в.7 С.
112, (работа с доп.информационнымиисточни-ком) |
|
|
|
77 (29) |
Внеклассное
чтение № 13: Творцы книг. Рассказы |
1 |
комбини-рованный |
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств |
Уметь
различать |
Твор- |
Пересказ по выбору |
|
|
|
Поэтическая тетрадь (7 ч) |
||||||||||
78 (30) |
Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень» |
1 |
комбини-рованный |
Знакомство с творчеством и жизнью автора. Картины природы в стихотворении. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства |
Вырази-тельное чтение |
С.
114– Выразите-льное чтение. |
|
|
|
IV четверть 24 часа |
||||||||||
79 (1) |
Весна
как время пробуждения и обновления
природы в стихах |
1 |
комбини-рованный |
Сведения
о творчестве автора. Динамика создания
картин природы при помощи языковых
средств. Сопоставление произведений
художественной литературы |
Уметь
определять |
Вырази-тельное чтение |
С.
116– Вырази-тельное чтение. |
|
|
|
80 (2) |
Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето» |
1 |
комбини-рованный |
Работа над поэтическим произведением. Средства выразительности языка и их роль в создании эмоционального фона. Декламация произведений. |
Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы |
Чтение
|
С. 118, наизусть |
|
|
|
81 (3) |
Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь» |
1 |
комбини-рованный |
Знакомство с творчеством автора. Организация диалога, формирование умения доказывать свою точку зрения, аргументировать её. Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией. |
Уметь
определять |
Вырази-тельное чтение |
С. 119, Вырази-тельно читать |
|
|
|
82 (4) |
Иносказательный
смысл |
1 |
комбини-рованный |
Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства |
Вырази-тельное чтение |
С.
120– |
|
|
|
83 (5) |
Внеклассное чтение № 14: В мире фантастики |
1 |
комбини-рованный |
Рассказ о своих впечатлениях о произведении |
Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг |
Творчес-кий пересказ |
Пересказ по выбору |
|
|
|
84 (6) |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» |
1 |
Урок-обобще-ние |
Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения |
Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений |
Тематичес-кий. Тест |
С.120-125, составить рассказ |
|
|
|
Родина (5 ч) |
||||||||||
85 (7) |
Тема
любви |
1 |
комбини-рованный |
Систематизация сведений о творчестве автора. Тема и главная мысль. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям. |
Уметь
определять |
Чтение наизусть |
С.
128– |
|
|
|
86 (8) |
Патриотичес-кое
звучание, выразитель-ность |
1 |
комбини-рованный |
Знакомство с творчеством автора. Тема Родины и малой Родины. Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений |
Вырази-тельное чтение |
С.
133– |
|
|
|
87 (9) |
Красота
и величие природы в стихотворении |
1 |
комбини-рованный |
Тема, главная мысль. Подбор заголовка. Роль сравнения в произведении. Словесное рисование, обоснование цветовой палитры. Декламация произведений. Связь литературы с другими видами искусства. |
Уметь
определять |
Вырази-тельное чтение |
С.
138, |
|
|
|
88 (10) |
Тема
войны в произведении |
1 |
комбини-рованный |
Тема
войны в произведении. Установление
причин событий. Умение выразитель- |
Уметь сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту |
Вырази-тельное чтение |
С.
139– |
|
|
|
89 (11) |
Обобщение по разделу «Родина» |
1 |
Урок-обобще-ние |
Тематическая выставка книг и рисунков, их взаимосвязь. Чтение отрывков наизусть. Составление монологического высказывания по теме. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. |
Знать произведения о Родине. Уметь выразительно читать |
Тест (10 мин) Диагнос-тика
навыка |
С.
142, |
|
|
|
Страна Фантазия (3 ч) |
||||||||||
90 (12) |
Внеклассное чтение № 15: «Чтобы помнили…» Произведения о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. |
1 |
комбини-рованный |
Система событий, составляющих основу художественного произведения |
Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг |
Темати- Пересказ |
Пересказ по выбору |
|
|
|
91 (13) |
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» |
1 |
комбини-рованный |
Знакомство с творчеством автора. Жанровые особенности произведения. Анализ поступков героев. Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
Уметь
определять |
Вырази-тельное чтение |
С.
144– |
|
|
|
92 (14) |
Кир
Булычев. |
1 |
комбини-рованный |
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению |
Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения |
Вырази-тельное чтение |
С.
150– |
|
|
|
Зарубежная литература (9 ч) |
||||||||||
93 (15) |
Фантастичес-кие события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера» |
1 |
комбини-рованный |
Знакомство с зарубежными авторами, их своеобразием. Анализ текста. Работа с деформированным текстом. Вариативность заголовка. Портрет героя на основе текста. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления |
Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения |
Вырази-тельное чтение |
С.
160– |
|
|
|
94 (16) |
Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» |
1 |
комбини-рованный |
Герои
произведения – восприятие и понимание
их эмоционально-нравственных
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
Знать
творчество Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы |
Творчес-кий пересказ |
С.
167– составить рассказ при помощи опорных слов |
|
|
|
95 (17) |
Внеклассное
|
1 |
комбини-рованный |
Рассказ о своих впечатлениях о произведении |
Уметь использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг |
Творчес-кий пересказ |
Пересказ по выбору Сделать кроссворд |
|
|
|
96 (18) |
Поступки,
действия как основное средство
изображения персонажей в сказке |
1 |
комбини-рованный |
Деление текста на части. Виды плана. Работа над планом. Пересказ фрагментов сказки. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний |
Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения |
Вырази-тельное чтение |
С.
181– |
|
|
|
97 (19) |
Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера» |
1 |
комбини-рованный |
Знакомство
с творчеством автора. Взаимоотношения
людей. Участие в диалоге при обсуждении
прослушанного (про- |
Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы |
Вырази-тельное чтение |
С.
194– |
|
|
|
98 (20) |
Характерис-тика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен. «Приключения Тома Сойера» |
1 |
комбини-рованный |
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний |
Уметь
составлять |
Вырази-тельное чтение |
С.
194– |
|
|
|
99 (21) |
Библейские сказания. С. Лагерлеф. «Святая ночь» |
1 |
комбини-рованный |
Особенности произведения. Нравственные уроки произведения. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления |
Уметь
определять |
Вырази-тельное чтение |
С.
201– |
|
|
|
100 (22) |
Сказания о Христе. С. Лагерлеф. «В Назарете» |
1 |
комбини-рованный |
Анализ произведения. Причины и последствия поступков, с опорой на текст. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления |
Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план |
Вырази-тельное чтение |
С.
209– читать,
|
|
|
|
101 (23) |
Обобщение по разделу «Зарубежная литература» |
1 |
Урок-обобще-ние |
Тематическая выставка книг и рисунков, их взаимосвязь. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. |
Знать произведения зарубежных авторов. Уметь выразительно читать |
Тест (10 мин) Диагнос-тика
навыка |
Составить вопросы для викторины по всему курсу. |
|
|
|
102 (24) |
Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом |
1 |
Урок- обобще-ние |
Итоговый урок, обобщение и систематизация знаний. Конкурсная программа на знание авторов, текстов, терминологии. |
Знать
изученные |
Темати-ческий |
Список литерату-ры на лето |
|
|
|
Словарные слова:
Яства, гривна, паволоки, узорочье, укорить, слывёт, росстань, булатная броня, яхонты, палица, калёна стрела, быванье, латынщина, башлыки, полушечка, обет, знамение, отрок, панихида, литургия, пенять, лубок, пласть, балаган, кровля, жом, зельно, буерак, загребь, городничий, содом, красно платье, порука, алчная, сени, сочельник, персты, сенная девушка, молва, валуны, ашик, наречённая, сааз, чауши, башлык, бас, арка, долы, грезит, лазурь, заворожённый, вдова, табакерка, учтиво, подарёнка, голбчик, балаган, покосный ложок, хризолиты, парча, казна, «паче зеницы ока», пригорок муравчатый, челядь, патент, ботфорты, симфония, гиппопотам, дебри, опостылели, разухабились, протока, сайма, яр, чертог, каталог, лик, флигель, свирелка, лазоревый, пряный, ватага, грани, нива, курган, жнивьё, кибернетик, кораллы, янтарь, гавань
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературному чтению
(на основании Письма Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»)
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию;
полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе событий, герое);
знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;
делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;
составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), недостаточно выразительно, допускает от 3 до 5 ошибок;
передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план с помощью наводящих вопросов учителя;воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, допускает более 6 ошибок;
пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Управление качеством образования: компетентностный подход в контексте ФГОС ОО
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Вебинар «Будни и праздники в детском оздоровительном лагере: методические рекомендации организаторам летнего отдыха детей и подростков»