В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Обобщение знаний о глаголе

Розалия Апалеева Розалия Апалеева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123  голосов:4    просмотров: 9190    комментариев: 2
Краткое описание
Обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении темы.

Описание
Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе»

Учитель: Апалеева Р.А.
Вид урока: урок-семинар.
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.
Цели и задачи:

·   обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы;

·  привить любовь к русскому языку через нестандартные форму урока;
·  научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать умения и навыки общения.
Оборудование: оформление доски, словари, карточки с заданиями, задания для творческой работы.
В о п р о с ы (даются заранее):
1.     Происхождение слова глагол.
2.     Роль глагола в речи.
·  Глагол – необыкновенная часть речи. Чем она необыкновенна?
    Проведите исследование.
·  Удивительные свойства русского языка. Что это за свойства?
·  Многозначность глаголов.
·  Глаголы – синонимы.
·  Глаголы звучания и света.
3.     Постоянные и непостоянные признаки глаголов.
4.     Все ли глаголы могут употребляться в 1-м лице единственного числа.
Ход урока:

1.  Сообщение цели урока.

Глагол – самая огнепышущая,

Самая живая часть речи.  А.Югов.
С л о в о   у ч и т е л я.
— Прочитайте эпиграф к уроку и объясните, как понимаете его.
2. Работа по теме урока.

1. На первый вопрос отвечают обучающиеся 1-й группы.

Дети рассказывают, что термин глагол – это перевод с латинского - verbum, что значит слово, речь.  В словаре Даля это слово означает:
а)  слово, речь;
б)   часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.
 Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить.
2. На второй вопрос отвечают обучающиеся второй группы.  
Необыкновенная часть речи глагол тем, что обозначает действие. По частоте употребления глаголами являются: мочь, сказатьговорить, знать, видеть, стать. (Ребята должны провести исследование по словарю и художественному тексту.)
    Обучающиеся с помощью приставок образуют новые глаголы от слова говорить (2 мин.)
При проверке называют глагол, объясняют его значение, указывают на разнообразие приставок, с помощью которых увеличивается количество глаголов в нашем языке. Далее к слову говорить подбирают синонимы.
1.     Инсценировка отрывка из стихотворения Г.Гюйко:

За столом сказала мама:
Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
А болтать ногами можно?
— Объясните значение словосочетаний болтать языком, болтать ногами.
— Подберите словосочетания с глаголом держать, чтобы глагол имел разные значения; а затем подобрать к нему синонимы. (Обучающиеся пользуются толковыми словарями.)
В ы в о д. Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.
Физкультминутка.

— Прочитайте стихотворение И.Токмаковой:
Зябн…т осинка
Дрож…т на ветру
Стын…т на солнышке
Мёрзн…т в жару.
З а д а н и я.
1) Назовите глаголы-синонимы.
2) Вставьте гласные в окончания глаголов, обоснуйте (используются карточки с окончаниями глаголов).
3) Что вы можете сказать об этом предложении?
4) Расставьте знаки. (Следует синтаксический разбор предложения, составление схемы предложения:
[ ,    ,    ,    ].)
2.     Назовите слова с безударными гласными в корне.
3.     Запишите стихотворение по памяти.
(Взаимопроверка в парах.)
Физкультминутка.

    4.  Наблюдение за глаголами.

С л о в о   у ч и т е л я.
— Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стеклам. А сколько новых звуков мы слышим в лесу?!
— Какие звуки мы слышим в лесу?
— Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Море и утёс»:
И бунту…т, и клокоч…т,
Хлещ…т, свищ…т и рев…т,
И до звезд допрянуть хочет, 
До незыблемых высот.
З а д а н и я:
1.     Какую картину вы представили, расскажите.
2.     С помощью какой части речи Ф.И.Тютчеву удалось передать картину бушующего моря. Почему?
3.     Найдите значение слов по толковому словарю (работа в группах).
  1-я группа – клокочет.

  2-я группа – допрянуть (сл. Даля, с.472)
  3-я группа – незыблемых.

     4. Спишите стихотворение, вставляя пропущенные орфограммы.
     5. Проверьте написание личных окончаний глаголов.
     6. Подчеркните глаголы звучания.
     7. Что интересного вы можете рассказать о глаголе хочет?
5. Далее 3-я группа отвечает на вопрос о постоянных и непостоянных признаках глаголов, обосновывает написание, класс дополняет.
6. Инсценирование.

Ученики одной из групп подготовили сценку.
    Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:
— В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу…,- замялся Гена.
— Эх ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить, — засмеялся Игорь.
— А как же сказать правильно? Подумайте! (Работа в группах.)
В ы в о д. Глагол победить в 1-м лице не употребляется. Так же в 1-м лице не употребляются: убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть. Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержать победу, буду пылесосить, чищу пылесосом.

С л о в о  у ч и т е л  я.
— Запишите предложение, раскрыв скобки.
Я (убедить) товарища.

3. Творческая работа.

     На доске написаны глаголы: светит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, благоустраивают.
    З а д а н и е.
1.     Напишите сочинение-миниатюру.
2.     Определите тему будущего текста.
3.     Озаглавьте.
( Чтение и анализ 2-3 сочинений).
4. Подведение итогов урока.

 

 

 
 
 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пожаловаться 28 сентября 2011
Файлы
Обсуждение материала

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru