В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Обобщение знаний о глаголе

Розалия Апалеева Розалия Апалеева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123  голосов:4    просмотров: 9294    комментариев: 2
Краткое описание
Обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении темы.

Описание
Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе»

Учитель: Апалеева Р.А.
Вид урока: урок-семинар.
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.
Цели и задачи:

·   обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы;

·  привить любовь к русскому языку через нестандартные форму урока;
·  научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать умения и навыки общения.
Оборудование: оформление доски, словари, карточки с заданиями, задания для творческой работы.
В о п р о с ы (даются заранее):
1.     Происхождение слова глагол.
2.     Роль глагола в речи.
·  Глагол – необыкновенная часть речи. Чем она необыкновенна?
    Проведите исследование.
·  Удивительные свойства русского языка. Что это за свойства?
·  Многозначность глаголов.
·  Глаголы – синонимы.
·  Глаголы звучания и света.
3.     Постоянные и непостоянные признаки глаголов.
4.     Все ли глаголы могут употребляться в 1-м лице единственного числа.
Ход урока:

1.  Сообщение цели урока.

Глагол – самая огнепышущая,

Самая живая часть речи.  А.Югов.
С л о в о   у ч и т е л я.
— Прочитайте эпиграф к уроку и объясните, как понимаете его.
2. Работа по теме урока.

1. На первый вопрос отвечают обучающиеся 1-й группы.

Дети рассказывают, что термин глагол – это перевод с латинского - verbum, что значит слово, речь.  В словаре Даля это слово означает:
а)  слово, речь;
б)   часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.
 Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить.
2. На второй вопрос отвечают обучающиеся второй группы.  
Необыкновенная часть речи глагол тем, что обозначает действие. По частоте употребления глаголами являются: мочь, сказатьговорить, знать, видеть, стать. (Ребята должны провести исследование по словарю и художественному тексту.)
    Обучающиеся с помощью приставок образуют новые глаголы от слова говорить (2 мин.)
При проверке называют глагол, объясняют его значение, указывают на разнообразие приставок, с помощью которых увеличивается количество глаголов в нашем языке. Далее к слову говорить подбирают синонимы.
1.     Инсценировка отрывка из стихотворения Г.Гюйко:

За столом сказала мама:
Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
А болтать ногами можно?
— Объясните значение словосочетаний болтать языком, болтать ногами.
— Подберите словосочетания с глаголом держать, чтобы глагол имел разные значения; а затем подобрать к нему синонимы. (Обучающиеся пользуются толковыми словарями.)
В ы в о д. Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.
Физкультминутка.

— Прочитайте стихотворение И.Токмаковой:
Зябн…т осинка
Дрож…т на ветру
Стын…т на солнышке
Мёрзн…т в жару.
З а д а н и я.
1) Назовите глаголы-синонимы.
2) Вставьте гласные в окончания глаголов, обоснуйте (используются карточки с окончаниями глаголов).
3) Что вы можете сказать об этом предложении?
4) Расставьте знаки. (Следует синтаксический разбор предложения, составление схемы предложения:
[ ,    ,    ,    ].)
2.     Назовите слова с безударными гласными в корне.
3.     Запишите стихотворение по памяти.
(Взаимопроверка в парах.)
Физкультминутка.

    4.  Наблюдение за глаголами.

С л о в о   у ч и т е л я.
— Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стеклам. А сколько новых звуков мы слышим в лесу?!
— Какие звуки мы слышим в лесу?
— Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Море и утёс»:
И бунту…т, и клокоч…т,
Хлещ…т, свищ…т и рев…т,
И до звезд допрянуть хочет, 
До незыблемых высот.
З а д а н и я:
1.     Какую картину вы представили, расскажите.
2.     С помощью какой части речи Ф.И.Тютчеву удалось передать картину бушующего моря. Почему?
3.     Найдите значение слов по толковому словарю (работа в группах).
  1-я группа – клокочет.

  2-я группа – допрянуть (сл. Даля, с.472)
  3-я группа – незыблемых.

     4. Спишите стихотворение, вставляя пропущенные орфограммы.
     5. Проверьте написание личных окончаний глаголов.
     6. Подчеркните глаголы звучания.
     7. Что интересного вы можете рассказать о глаголе хочет?
5. Далее 3-я группа отвечает на вопрос о постоянных и непостоянных признаках глаголов, обосновывает написание, класс дополняет.
6. Инсценирование.

Ученики одной из групп подготовили сценку.
    Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:
— В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу…,- замялся Гена.
— Эх ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить, — засмеялся Игорь.
— А как же сказать правильно? Подумайте! (Работа в группах.)
В ы в о д. Глагол победить в 1-м лице не употребляется. Так же в 1-м лице не употребляются: убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть. Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержать победу, буду пылесосить, чищу пылесосом.

С л о в о  у ч и т е л  я.
— Запишите предложение, раскрыв скобки.
Я (убедить) товарища.

3. Творческая работа.

     На доске написаны глаголы: светит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, благоустраивают.
    З а д а н и е.
1.     Напишите сочинение-миниатюру.
2.     Определите тему будущего текста.
3.     Озаглавьте.
( Чтение и анализ 2-3 сочинений).
4. Подведение итогов урока.

 

 

 
 
 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пожаловаться 28 сентября 2011
Файлы
Обсуждение материала

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru