В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Действия с положительными и отрицательными числами

Действия с положительными и отрицательными числами

Светлана Ефимова
Тип материала: Урок
просмотров: 5573 комментариев: 3
Краткое описание
УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАЙКАЛУ.
Тема: Действия с положительными и отрицательными числами.  6 класс.
Описание
УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАЙКАЛУ. Математика, 6 класс.
 
 Цель урока: 
 
обобщения и систематизации знаний по теме " Действие с положительными и отрицательными числами" 
 
через интеграционную учебную деятельность: изучению флоры и фауны озера Байкал.
 
 

Байкал – самое уникальное в мире озеро. На протяжении многих лет различные научные экспедиции изучают его флору и фауну.
Сегодня мы тоже станем участниками исследования и совершим путешествие по озеру Байкал.
Класс разбит на экспедиции, в состав которых входят: командир, врач-эколог, геодезист, гидрогеолог, биолог. На протяжении урока участники экспедиции будут выполнять исследовательскую работу по изучению Байкала. За каждый правильный ответ участникам будут выдаваться звезды.
Критерий оценки работ: 4 звезды – “5”, три звезды – “4”, две звезды – “3”. В течение урока можно заработать звезды за решение дополнительных задач. В конце урока экспедиции, успешно справившиеся с работой, будут награждены грамотой.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
УРОК1 -Действие с положительными и отрицательными числами.doc Скачать

УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАЙКАЛУ. 6 класс.

Тема: Действие с положительными и отрицательными числами

Обухова Елена Викторовна, учитель математики



Цели урока:

Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию знаний, создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений

Развивающие: способствовать развитию кругозора, логического мышления, математической речи, внимания и памяти

Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к предмету через интеграционную учебную деятельность: изучению флоры и фауны озера Байкал; активности, мобильности, умению общаться, общей культуры.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения: частично-поисковый (эвристический), тестовая проверка уровня знаний, решение познавательных обобщающих задач, системные обобщения, самопроверка, взаимопроверка

Форма организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Байкал – самое уникальное в мире озеро. На протяжении многих лет различные научные экспедиции изучают его флору и фауну.

Сегодня мы тоже станем участниками исследования и совершим путешествие по озеру Байкал.

Класс разбит на экспедиции, в состав которых входят: командир, врач-эколог, геодезист, гидрогеолог, биолог. На протяжении урока участники экспедиции будут выполнять исследовательскую работу по изучению Байкала. За каждый правильный ответ участникам будут выдаваться звезды.

Критерий оценки работ: 4 звезды – “5”, три звезды – “4”, две звезды – “3”. В течение урока можно заработать звезды за решение дополнительных задач. В конце урока экспедиции, успешно справившиеся с работой, будут награждены грамотой.

1 этап. Проверка снаряжения.

Проступает сквозь туман
Великан Хамар-Дабан
Выше всех стоит старик
Снеговой Мунку-Сардык
С гор бегут вперегонки
Триста тридцать три реки
А в середине между скал
Блещет озеро Байкал.

Байкал – тюркоязычное слово, Байкуль означает …..

Форма работы: фронтальная.

Участники экспедиции, проведут разведку и узнают это название, выбрав правильно закодированные ответы.

Задания


Ответы

13 - (-6)

Б

19

-6 + (-42)

О

-48

-5,4 + 8,9

Г

3,5

-5 / 8 – (-7/8)

А

1/4

-8 + 4

Т

-4 ,4

-13 + ( - )

О

-

-7 3/4 + 0,75

Е

-7

2 1/2 * (-2/5)

О

-1

-3 : 6/7

З

-3,5

-6/11 : (-3/22)

Е

4

-1/7 * (-7/9)

Р

1/9

* (-)

О

-6

А чем же богато это замечательное озеро?

Отправимся в путешествие по окрестностям озера. В добрый путь!

2 этап. Исследовательская работа.

Каждому участнику экспедиции выдаются индивидуальные задания и они приступают к исследованию озера. Задания выполняются на дощечках, по окончании работы по команде учителя участники показывают свои решения и зарабатывают звезды.

  • Байкал является самым крупным хранилищем пресной воды на планете. Ответьте, сколько % мировых запасов воды содержит озеро? Площадь водного зеркала озера составляет около 30 тыс. кв. км. Сотни рек впадают в Байкал. Какая река является самым большим притоком?

(отвечают командиры экспедиций). Ответ: а) 20% б) Селенга

  • Байкал богат своими рыбными запасами. Самая крупная рыба- осетр, достигает до 80 кг весом. Но в озере водится и самая маленькая рыба, целиком состоящая из жира, которой питается нерпа. Как называется эта рыбка и какова ее длина?

(отвечают гидрогеологи) Ответ: а) голомянка б) 15 см

  • Одна из достопримечательностей озера – острова. Их на Байкале 30. Какой из них самый крупный и сколько видов птиц обитает на нем?

(отвечают геодезисты). Ответ: а) Ольхон б) 146

  • Животный мир Байкала разнообразен. В озере водится исключительно пресноводная рыба – таймень. Каков ее вес?

(отвечают биологи). Ответ : 40 кг

  • Фауна островов содержит 1 вид земноводных, 3 вида пресмыкающихся, 146 видов птиц. Сколько видов млекопитающих содержится на островах?

(отвечают биологи). Ответ 20 видов

  • Большое внимание в последнее время уделяется рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. На Байкале построен Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, это самый большой загрязнитель озера, поэтому учеными ведется работа по созданию безотходного производства замкнутого цикла. Доложите, на сколько % улучшилась ли экологическая обстановка озера в связи с применением усовершенствованных технологий производства?

(отвечают врачи экологи). Ответ: улучшилась на 31 %.

Индивидуальные задания для участников экспедиции даны в приложении.

3 этап Привал.

Байкал – единственное в мире озеро, которое полностью покрывается льдом, но есть одно место на озере, которое никогда не замерзает за счет большой скорости течения воды. Это Шаманский камень. Чем еще замечательно это место?

(Слушаем сообщение учащихся с использованием иллюстраций к уроку).

В древности местные жители буряты верили в чудодейственную силу Шаманского камня в истоке Ангары, здесь молились, сюда на ночь привозили преступника, оставляя под холодным, леденящим потоком и если к утру вода не забирала его, если он не погибал от страха и студеного дыхания Байкала, его прощали.

Легенда рассказывает, что дочь Байкала – Ангара, обманув бдительность стражи, глухой черной ночью сбежала к своему возлюбленному Енисею. Проснулся разъяренный отец и бросил вдогонку беглянке огромную скалу – Шаманский камень.

4 этап. Научно - познавательная деятельность

работа в группах.

Решив тестовые задания, участники экспедиции отгадают имя ученого, который впервые составил карту Байкала (приложение 1, 2 вариант) и название науки об озерах (приложение1, 1 вариант)

Ответ: а) Мессершмидт б) лимнология

На этом этапе после окончания работы над тестом, можно приступить к выполнению дополнительных заданий (приложение 2) и заработать в свой актив звезды.

5 этап. Подведение итогов путешествия. Награждение.

Приложение Вариант 1

1. Байкал занимает 1 место в мире по площади водного зеркала. Она равна…

Найди число, если ⅓ его равна 10,5

О 3,5 км К 63 км Л 31,5 км

2. Самая маленькая глубина над Посольской банкой, находящейся почти на средине Байкала составляет……

Реши уравнение и выбери наибольший ответ | x - 25¾| = 6,25

А 18 м И 32 м О -32 м

3. Притоки озера Байкал приносят ежегодно…..

Реши пропорцию: 9 : 2 = Х : 13

К 23,4 км М 58,5 км К 234 км

4. В виде дождя и снега в Байкал выпадает 9,29 км, что составляет ……% поступающей влаги в озеро.

Изменение величины выпавших осадков с 50 до 57. Сколько % это составляет?

Н 14% К 70% М 7%

5. Температура воды на самых больших глубинах озера Байкал равна…..

Найти значение выражения: |-3,8| - |-0,6|

О 3,2 0С Е – 3,2 0С И -4,4 0С

6. Самая многочисленная рыбка Байкала – голомянка, ее биомасса …..

Сколько целых решений имеет неравенство: 21 < Х < 131

Н 110 тыс. т К 152 тыс. т Л 151 тыс. т

7. Единственный представитель млекопитающих Байкала – нерпа. Какой предельный возраст нерпы в Байкале?

Найди расстояние между точками Р(-16) и О( 72).

А 24 года О 56 лет И 52 года

8. На Байкале 6 крупных заливов. Самый большой из них – Баргузинский, его площадь …..

Найти площадь круга, если его радиус равен 15 км , число π округлить до десятых.

К 235,6 км М 760, 5 км Г 697,5 км

9. Самый крупный поселок на Байкале – Слюдянка был построен …..

Найти НОД для чисел 51 и 68.

А 18 век И 17 век Е 16 век

10. В 1959 году в средней котловине озера было зарегистрировано землетрясение силой 9,5 балла дно озера в эпицентре опустилось на ….

Расстояние на карте равно 2 см. Определить расстояние в действительности, если масштаб карты 1:1000000.

Е 2 млн. км И 200000 км Я 20 км

Вариант 2

1. Байкал является самым крупным хранилищем пресной воды на планете и самой крупной фабрикой по поддержанию ее чистоты. Вычисли объем воды в озере.

Найди само число, если 0,001 его равны 23.

Л 2300 км М 23000 км Н 0,0023 км

  1. Самое теплое место на Байкале - бухта Песчаная. ЕЕ среднегодовая температура составляет ….На координатной прямой отмечена точка А(-1). Укажите координату точки В в которую перейдет точка А при перемещении на 1,4 единицы.

Е 0,4 0С А – 2,4 0С О 2,4 0С

  1. Самый большой приток Байкала – река Селенга. Ее длина от истока равна….

Сколько целых решений имеет неравенство? |Х | < 513

Т 1026 км С 1024 км Р 512 км

  1. Определить наибольшую глубину Байкала, которая находится на расстоянии 8 – 10 км от острова Ольхон.

Найти длину окружности, если ее диаметр 528 км, π равно 3,1. ответ округли до целых.

А 3274 м С 1637 м Е 1636 м

5. Возраст озера Байкал составляет…….

Реши уравнение: |7¼ - x| = 17,75

Выбери наибольший ответ.

Е 25 млн. лет А 10,5 млн. лет С 25,25 млн. лет

6. Лесом покрыто …….% площади водосборного бассейна Байкала.

Величина снизилась с 5 до 2,4. Найти ее снижение в %.

К 20,8 % Л 120 % Р 52 %

7. Голомянка – прозрачная рыбка, сквозь которую можно читать газетный текст, живет на глубине до ……

Реши уравнение: 5Х – 200 = - 3Х – 196.

Ш 0,5 км Е 2 км А 5 км

  1. Ангара – дочь Байкала, выносит из озера за год ….. куб.км воды.

Найти НОК для чисел 15 и 12.

М 60 куб. км К 3 куб. км Л 30 куб.км

  1. Люди всей земли могли бы прожить на байкальской воде около ……лет.

Найти значение выражения: -23 + 63 – 100 + 55 + 47.

А 60 лет И 40 лет О 15 лет

  1. Кругобайкальская железная дорога имеет длину более……км.

Расстояние на карте равно 3 см. Определить расстояние в действительности, если масштаб карты 1: 1000000.

Д 30 км И 3 млн. км Н 300 км

  1. Детеныш нерпы называется хубунок, он рождается в период с февраля по апрель и весит около …..кг.

Реши пропорцию: 2 : 9 = Х : 18.

О 6 кг Т 4 кг В 1 кг





Приложение 2 .

Гидрогеологу.

Байкал богат своими рыбными запасами. Самая крупная рыба озера – осетр. А какая самая маленькая рыба обитает в озере, и какова ее длина?

Задание: а) В координатной плоскости отметь точки с заданными координатами, затем соедини их последовательно, начиная с 1 четверти, и ты узнаешь название самой маленькой рыбки.

(7;0)

(6;4)

(2;2)

(0;-1)

(-4;1)

(3;-2)

А

Г

О

Я

О

К


(-6;-2)

(-2;4)

(-1;-3)



М

Л

Н


б) Найди произведение сумм абсцисс всех точек на сумму их ординат.

В результате вычислений ты узнаешь длину этой рыбки.

Командиру.

Байкал –самое крупное хранилище пресной воды на планете. Сколько процентов мировых запасов пресной воды содержит озеро?

Площадь водного зеркала Байкала составляет около 30 тыс. кВ. км. Много рек впадает в озеро. Какая из них является самым большим притоком?

Задание: а) Заполни клетки магического квадрата так, чтобы сумма цифр по горизонтали, вертикали и диагонали была одинаковой. Выпиши ответы в порядке возрастания и ты узнаешь название реки.



С

8

Г

- 14

2

Е

-8

- 4

- 6

- 2

Н

Л

4

Е

- 18

А



б) Сосчитай сумму полученных ответов и сложи ее с суммой цифр по диагонали квадрата. в результате ты узнаешь сколько % мировых запасов пресной воды содержит это озеро.

Геодезисту:

Одна из достопримечательностей Байкала – острова. Какой остров самый крупный и сколько видов птиц на нем обитает?

Задание:

Найди сумму чисел и ты узнаешь сколько видов птиц обитает на острове.

1 + 2 – 3 – 4 +5 +6 – 7 – 8 +……- 142 - 143 + 144 + 145.





Обсуждение материала
Ирина Ермолаева
26.09.2011 14:36
Здравствуйте, Светлана. Вы опубликовали на своей страничке материал коллеги или Вы готовили урок в соавторстве?
Материалы урока очень интересные, региональный компонент на уроках математики встречается не часто. Но, к сожалению, оформление оставляет желать лучшего.
1. Из конспекта не совсем понятно на какие группы делится класс, не мешало бы внести пояснения.
2. В конспекте присутствуют ссылки на приложения (Приложение 1, Приложение 2), которые не ведут к источникам. Вы их указываете ниже, уберите тогда гиперссылку с надписей. Просьба доработать ресурс.
Надеюсь на понимание. С уважением, Ермолаева Ирина Алексеевна.
Марина Гилярова
27.09.2011 17:43
Материалы к уроку представляют нестандартное интегрированное учебное занятия. Оно вызывает интерес своей необычностью, близостью к реальным условиям современности, использованием жизненного опыта школьников. Такие уроки, как правило, нравятся учащимся и проходят в непринужденной обстановке на высоком уровне взаимопонимания учителя и учеников. Региональный компонент всегда интересен обучаемым, он воспитывает, кроме указанного в воспитательных целях, чувство патриотизма, гордости за свой родной край, что очень важно для подрастающего поколения.
Положительным моментом является высокая динамика урока, многообразие решаемых задач, использование различных форм организации урочной деятельности, достаточно высокий уровень сложности заданий.
К такому уроку, конечно, «просится» графический и мультимедийный материал. При чтении информации о Байкале хочется на него посмотреть, ощутить мощь и красоту природы, которая описана в конспекте урока. Упоминание об используемых иллюстрациях не уменьшает остроты вопроса, графический материал нужно было поместить в приложение.
Следовало бы более подробно прописывать конспект урока, чтобы не возникало вопросов по ходу его проведения, например, почему нет приложения для биологов? Как проводится подведение итогов урока? …
Урок замечательный, но кому сказать спасибо, определить затруднительно, потому что автор – Обухова Елена Викторовна, а разместила на портале – Светлана Ефимова. Хочется пожелать обеим творческих успехов, в следующий раз при публикации уделять больше внимания оформлению работы.

Татьяна Подюкова
6.10.2011 11:55
Уважаемый автор!  Убедительная просьба оформить размещенный Вами материал согласно всем требованиям. При желании Вы также имеете возможность прикрепить вариант работы в формате Word. Помните, что данные действия допустимы только в режиме редактирования. Для этого Вам необходимо войти на страницу под своим логином и паролем. В случае, если  данные замечания не будут устранены до 27 октября, команда УчМета будет вынуждена снять работу с портала.

С уважением, Подюкова Татьяна
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос