В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме "М.М. Пришвин "Выскочка""

Марина Барбетова Марина Барбетова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:4    просмотров: 7732    комментариев: 5
Краткое описание
Конспект и презентация урока литературного чтения в 4 классе по теме "М.М. Пришвин "Выскочка""

Описание
Пожаловаться 22 сентября 2011
Файлы
конспект чтения Пришвин.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Урок: литературное чтение – 4 класс

Тема: М. М. Пришвин «Выскочка»

Цели урока:

  1. Познакомить детей с рассказом М. М. Пришвина «Выскочка»

  2. Развивать навыки чтения

  3. Развивать воображение, внимание, память

  4. Учить анализировать поступки и характеры героев, определять главную мысль произведения

  5. Расширять читательский кругозор, развивать читательскую активность

  6. Воспитывать любовь к природе, к Родине.


Оборудование: презентация, выставка книг, карточки с названием кадров.


Ход урока:



  1. Организационный момент

приветствие, психологический настрой



  1. Постановка цели урока (слайд 1).

тема: «Природа и мы»

рассказ М. Пришвина «Выскочка»


  1. Вступительное слово учителя. Биография М. М. Пришвина (слайд 2).

Родился М. Пришвин 23 января 1873 года в Елецком районе Орловской губернии в небогатой купеческой семье. В семье было семеро детей. Ранее детство будущего писателя прошло в фамильном имении Хрущёво – Левшино. (слайд 3). Что такое прекрасное мальчик понял рано благодаря своей тётке Марии, которая была очень музыкальна и прекрасно образована.

Пришвин получил хорошее образование. Впоследствии он работал агрономом и сельским учителем, библиотекарем и учёным-природоведом, а так же военным журналистом во время первой мировой войны. Пришвин много путешествовал, охотился, фотографировал. (слайд 4). Но главным делом его жизни стала литература. Хотя серьёзно писать он начал в 30 лет. (слайд 5).

С юных лет Пришвин задумывался о смысле жизни. На многие вопросы он нашёл ответы в природе. Из под пера писателя выходят книги «Кладовая солнца» (слайд 6) , «Кощеева цепь», «Корабельная чаша», «Желанная книга» и т. д. В его рассказах часто встречаются герои, которые любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблён в природу своей Родины: в её красоту, в леса, поля, реки, горы. (слайд 7)

Сам Пришвин писал:

Итак, я нашел для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку человек даёт свой образ и смысл».

(запомните эти слова, они помогут нам определить главную мысль рассказа, который мы будем изучать сегодня).

  • Ребята, вы обратили внимание на фотографии Пришвина. Рядом с ним часто его четвероногие друзья – собаки. Может быть, в одной из них, после чтения рассказа вы узнаете главную героиню.



  1. Разминка перед чтением. (слайд 8), (слайд 9), (слайд 10).

- дыхательная гимнастика;

- долгоговорка;

- чтение по треугольнику.



  1. Предварительная работа перед чтением

  • Обратите внимание на заглавие рассказа. Кого называют в народе выскочкой?

(слайд 11). Это тот человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял общественное положение не по заслугам. (из «Толкового словаря» Ожегова).

  • Прогноз. По названию произведения, иллюстрации и ключевым словам определите о чём будет рассказ? (слайд 12).

  • Словарная работа. (слайд 13)

Полено – кусок распиленного бревна для растопки

бдительность – постоянное настороженное внимание.

выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, которые живут вместе с матерью.

с заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.

поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая.

улучила – нашла подходящее время.

срам – стыд, позор.

  • Включите «мысленный экран»



  1. Чтение рассказа. (сначала учитель, затем дети).



  1. Беседа по выявлению первичного восприятия.

  • Оправдался ли ваш прогноз?

  • Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного.



  1. Игра «Монтируем фильм». (Рассказ разбит на отдельные кадры, но они перепутались. Вам нужно восстановить хронологическую последовательность). – карточки на каждую парту. (слайд 14).

  • Кто не допустил ни одной ошибки?

  • Какой кадр самый остросюжетный? Почему?



  1. Анализ прочитанного.

  • Кого автор называет выскочкой и почему?

  • Кто является главными героями рассказа?

  • Охарактеризуйте охотничью собаку Вьюшку. (подтвердите текстом)

  • Как автор относиться к Вьюшке? (докажите примерами из текста)

  • Как сорока хотела отобрать косточку у собаки?

  • Почему ей это не удалось?

  • Как Выскочка лишилась хвоста?

  • Вам жалко её? Почему?

  • Кто виноват в несчастье Выскочки?

  • Что вы можете сказать о Выскочке?

  • Как, по-вашему, автор относится к Выскочке?

  • Почему эта история заканчивается именно так?

  • Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека? (слайд 15)

(сам Пришвин говорил: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».)

Попробуйте самостоятельно сделать вывод.



  • (слайд 16) Все ли пословицы подходят к прочитанному рассказу, найдите одну лишнюю.

Поспешишь – людей насмешишь.

Дружный табун и волков не боится.

Один и камень не поднимет, а миром и гору перенесём.

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

Где тонко, там и рвётся.

Одна пчела не много мёду натаскает.

Один якал, якал, да и заплакал.

  • Какая пословица, по вашему мнению, наиболее подходит к рассказу?



  1. Выставка книг. (слайд 17) «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину».

  • Эти и другие умные мысли вы можете найти и в других произведениях М. Пришвина.



  1. Итог урока.

  • Чему учит нас этот рассказ?

  • Что нового вы узнали на уроке? (слайд 18)

  • Это выдуманный сюжет или такое могло случиться в жизни, чему автор стал свидетелем?



  1. Домашнее задание (слайд 19)

- подробный пересказ рассказа

или

- рассказ о поведении любого животного, которое вы наблюдали сами












Литературное чтение 4 класс.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru