В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме "М.М. Пришвин "Выскочка""

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме "М.М. Пришвин "Выскочка""

Марина Барбетова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:4просмотров: 10460 комментариев: 5
Краткое описание
Конспект и презентация урока литературного чтения в 4 классе по теме "М.М. Пришвин "Выскочка""
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
конспект чтения Пришвин.doc Скачать

Урок: литературное чтение – 4 класс

Тема: М. М. Пришвин «Выскочка»

Цели урока:

  1. Познакомить детей с рассказом М. М. Пришвина «Выскочка»

  2. Развивать навыки чтения

  3. Развивать воображение, внимание, память

  4. Учить анализировать поступки и характеры героев, определять главную мысль произведения

  5. Расширять читательский кругозор, развивать читательскую активность

  6. Воспитывать любовь к природе, к Родине.


Оборудование: презентация, выставка книг, карточки с названием кадров.


Ход урока:



  1. Организационный момент

приветствие, психологический настрой



  1. Постановка цели урока (слайд 1).

тема: «Природа и мы»

рассказ М. Пришвина «Выскочка»


  1. Вступительное слово учителя. Биография М. М. Пришвина (слайд 2).

Родился М. Пришвин 23 января 1873 года в Елецком районе Орловской губернии в небогатой купеческой семье. В семье было семеро детей. Ранее детство будущего писателя прошло в фамильном имении Хрущёво – Левшино. (слайд 3). Что такое прекрасное мальчик понял рано благодаря своей тётке Марии, которая была очень музыкальна и прекрасно образована.

Пришвин получил хорошее образование. Впоследствии он работал агрономом и сельским учителем, библиотекарем и учёным-природоведом, а так же военным журналистом во время первой мировой войны. Пришвин много путешествовал, охотился, фотографировал. (слайд 4). Но главным делом его жизни стала литература. Хотя серьёзно писать он начал в 30 лет. (слайд 5).

С юных лет Пришвин задумывался о смысле жизни. На многие вопросы он нашёл ответы в природе. Из под пера писателя выходят книги «Кладовая солнца» (слайд 6) , «Кощеева цепь», «Корабельная чаша», «Желанная книга» и т. д. В его рассказах часто встречаются герои, которые любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблён в природу своей Родины: в её красоту, в леса, поля, реки, горы. (слайд 7)

Сам Пришвин писал:

Итак, я нашел для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку человек даёт свой образ и смысл».

(запомните эти слова, они помогут нам определить главную мысль рассказа, который мы будем изучать сегодня).

  • Ребята, вы обратили внимание на фотографии Пришвина. Рядом с ним часто его четвероногие друзья – собаки. Может быть, в одной из них, после чтения рассказа вы узнаете главную героиню.



  1. Разминка перед чтением. (слайд 8), (слайд 9), (слайд 10).

- дыхательная гимнастика;

- долгоговорка;

- чтение по треугольнику.



  1. Предварительная работа перед чтением

  • Обратите внимание на заглавие рассказа. Кого называют в народе выскочкой?

(слайд 11). Это тот человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял общественное положение не по заслугам. (из «Толкового словаря» Ожегова).

  • Прогноз. По названию произведения, иллюстрации и ключевым словам определите о чём будет рассказ? (слайд 12).

  • Словарная работа. (слайд 13)

Полено – кусок распиленного бревна для растопки

бдительность – постоянное настороженное внимание.

выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, которые живут вместе с матерью.

с заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.

поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая.

улучила – нашла подходящее время.

срам – стыд, позор.

  • Включите «мысленный экран»



  1. Чтение рассказа. (сначала учитель, затем дети).



  1. Беседа по выявлению первичного восприятия.

  • Оправдался ли ваш прогноз?

  • Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного.



  1. Игра «Монтируем фильм». (Рассказ разбит на отдельные кадры, но они перепутались. Вам нужно восстановить хронологическую последовательность). – карточки на каждую парту. (слайд 14).

  • Кто не допустил ни одной ошибки?

  • Какой кадр самый остросюжетный? Почему?



  1. Анализ прочитанного.

  • Кого автор называет выскочкой и почему?

  • Кто является главными героями рассказа?

  • Охарактеризуйте охотничью собаку Вьюшку. (подтвердите текстом)

  • Как автор относиться к Вьюшке? (докажите примерами из текста)

  • Как сорока хотела отобрать косточку у собаки?

  • Почему ей это не удалось?

  • Как Выскочка лишилась хвоста?

  • Вам жалко её? Почему?

  • Кто виноват в несчастье Выскочки?

  • Что вы можете сказать о Выскочке?

  • Как, по-вашему, автор относится к Выскочке?

  • Почему эта история заканчивается именно так?

  • Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека? (слайд 15)

(сам Пришвин говорил: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».)

Попробуйте самостоятельно сделать вывод.



  • (слайд 16) Все ли пословицы подходят к прочитанному рассказу, найдите одну лишнюю.

Поспешишь – людей насмешишь.

Дружный табун и волков не боится.

Один и камень не поднимет, а миром и гору перенесём.

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

Где тонко, там и рвётся.

Одна пчела не много мёду натаскает.

Один якал, якал, да и заплакал.

  • Какая пословица, по вашему мнению, наиболее подходит к рассказу?



  1. Выставка книг. (слайд 17) «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину».

  • Эти и другие умные мысли вы можете найти и в других произведениях М. Пришвина.



  1. Итог урока.

  • Чему учит нас этот рассказ?

  • Что нового вы узнали на уроке? (слайд 18)

  • Это выдуманный сюжет или такое могло случиться в жизни, чему автор стал свидетелем?



  1. Домашнее задание (слайд 19)

- подробный пересказ рассказа

или

- рассказ о поведении любого животного, которое вы наблюдали сами












Литературное чтение 4 класс.rar Скачать
Обсуждение материала
Ольга Бондарева
1.10.2011 00:37
Марина Викторовна! Спасибо за отличный материал.
Михаил Толстых
6.10.2011 16:03
Грамотно разработанный урок, четко прописана структура.
Ирина Балицкая
11.10.2011 08:35
Спасибо за работу. Обязательно воспользуюсь вашей презентацией на уроке.
Александра Притчина
24.11.2011 15:46
Спасибо за урок!
Юлия
21.03.2013 09:49
Спасибо, Марина Викторовна! Замечательный урок!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров