В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

"Лес - природное сообщество"

Марина Ступаченко Марина Ступаченко
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1  голосов:1    просмотров: 1610
Краткое описание
Урок окружающего мира  "Лес - природное сообщество"  (2 класс)

Описание

Пожаловаться 10 сентября 2011
Файлы
Лес - природное сообщество.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Ростовская область

г. Донецк

МОУ СОШ №3

Учитель: Ступаченко М.В.



Окружающий мир. (2 класс)

Тема: «Лес -природное сообщество»

Цели: - дать представление о природе лесной полосы. Углубить знания детей

об обитателях леса: растениях и животных, об их взаимосвязи.

- развивать речь детей, умение мыслить, делать простейшие выводы.

- воспитывать любовь к природе, потребность в её охране, соблюдения

правил поведения в лесу.


Ход урока.

  1. Организация класса.

  2. Сообщение темы урока.

Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, услышав волшебные звуки (Аудиозапись «Голоса птиц»)

- А скажите-ка, дети милые, где так птицы поют – заливаются? (в лесу)

Правильно. Мы отправляемся в лес. Вы будете туристами, а я вашим экскурсоводом и тема «Лес - природное сообщество».

Прежде чем зайти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу (ответы можно сопровождать картинками)

- нельзя в лесу шуметь, громко говорить, включать музыку;

- нельзя обламывать ветки деревьев и кустарников;

- нельзя пугать лесных животных, брать их домой;

- нельзя в лесу разводить огонь, жечь костры.

3. Знакомство с растительным миром.

Я довольна тем, что вы, ребята, хорошо знаете Правила поведения в лесу. Можно дальше продолжать наш путь. Вот мы и пришли в лес. (Выставляется картинка «Смешанный лес») Оглянитесь внимательно вокруг.

- Как вы думаете, в какой лес мы попали? (смешанный)

- Почему он так называется? (наряду с хвойными растениями в нём растут и лиственные)

- А чем хвойные деревья отличаются от лиственных? (у хвойных растениях только иголки, зимой и летом одним зелёным цветом, а у лиственных деревьях листочки и осенью они опадают )

- Назовите хвойные деревья (ель, сосна, туя, пихта) и лиственные (клён, берёза, тополь, ива,….)

- А какие ещё леса, кроме смешанных, вы знаете? (хвойные, где растут только хвойные деревья и лиственные, где растут только лиственные растения)

- Так что такое ЛЕС? В научной литературе звучит такое определение: ЛЕС- ЭТО СООБЩЕСТВО РАСТЕНИЙ ИЗ ДЕРЕВЬЕВ, КУСТАРНИКОВ, ТРАВ, МХОВ, ЛИШАЙНИКОВ, ГРИБОВ.

- Дети, как вы понимаете лексическое значение слова СООБЩЕСТВО? (живут растения между собой дружно, близко)

4. РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ.

а) Работа с картой.

- Любой турист, отправляясь в путешествие берёт с собой карту или компас. Компас я забыла, а вот карту прихватила с собой. Мы должны на карте найти лесную зону.

А каким же цветом указана

Та сторонушка, зона дивная?

Кто на карте её отыщет

Да покажет всю без остаточка?

(Лесная зона находится южнее тундры, но севернее зоны степей. )

- А теперь надеваем рюкзаки и отправляемся в путешествие, чтобы познакомиться с жизнью леса.

(Звучит музыка, учитель читает отрывок из стихотворения С. Смирнова «Лес»)

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовой?

Что там шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таиться?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

В лесу растёт множество разнообразных растений. Но все они взаимосвязаны между собой и каждое из них занимает свою нишу или место. В лесу царит строгий порядок. Растения располагаются на лесных этажах. Учёные называют их ярусами. На верхнем ярусе живут деревья, они самые высокие. Еще ниже – кустарники, потом – травы. Самый нижний ярус образуют мхи и лишайники. Попробуем нарисовать в тетрадях лесные этажи – ярусы.

РАСТЕНИЯ ЛЕСА



Деревья



Кустарники

Травы

Мхи и лишайники

- Я убедилась, что вы знаете, как располагаются растения в лесу. Деревья получают много света. Другим растениям его требуется меньше, поэтому они могут жить в тени. Давайте внимательно посмотрим под ноги. Что ещё мы можем увидеть в лесу. (Грибы)

Да. Грибы – это особая группа живых существ. Они не относятся ни к растениям, ни к животным. Как вы думаете, из каких частей состоят грибы. (Смотрят на картинку). (Грибы, которые мы видим, состоят из шляпки и ножки)

- А знаете, как называются по-другому белые тонкие нити, которые тянутся в разные стороны (Грибницы)

- Грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы полезные вещества. Поэтому лесу очень нужны грибы. Хотите, наберём лукошко грибов. Но сначала вспомним правила их сбора.

- Нельзя собирать грибы, которые не знаешь.

-Чтобы не повредить грибницу, грибы срезать ножом.

- Нельзя сбивать ногами несъедобные грибы. Мы, помним, что они нужны лесу.

- Молодцы. Вы хорошо знаете правила сбора грибов. Теперь давайте наберём лукошко. Помните, что нам нужны только съедобные грибы. А все ли грибы можно собирать я сейчас узнаю.

(Дети называют грибы и говорят можно ли их употреблять)


В тёмной шапке набекрень

Ножка толстая, как пень,

И красив он, и велик –

А зовётся …. (боровик) - Можно


Не спорю, не белый

Я, братцы, попроще

Расту я обычно

В берёзовой роще. (подберёзовик) – Можно


Они похожи, как сестрички,

Съедобны рыжие …..(лисички) – Можно


Растёт на белой ножке

На шляпке есть горошки

А люди говорят,

Что в нём опасный яд. (мухомор) - Нельзя


Притаилась на полянке

Злая, белая……(поганка) - Нельзя


-Посмотрите, лукошко наше полное съедобными грибами. С вами, дети, можно идти в лес по грибы. Продолжаем путешествие по лесу.


5. ЗНАКОМСТВО С ЖИВОТНЫМИ ЛЕСА.


Кто ещё может нам встретиться в лесу? (животные) В лесу обитает множество разнообразных животных: это птицы, звери, насекомые. Давайте вспомним их.



ЖИВОТНЫЕ


птицы насекомые

звери

сова, дятел….

муравьи……

растительноядные хищники всеядные



лось … волк…. медведь…

Как вы думаете, какие из животных – растительноядные, хищники или всеядные- более приспособлены к жизни в природе? Почему?(Конечно, всеядные. Им легче найти подходящую пищу) Животные в лесу живут ни где попало, а в определённых местах, даже на разной высоте. В норах, в чаще, в кустах, в дуплах ит.д.

6. ЗНАКОМСТВО С ЖИВОТНЫМИ Красной Книги.

- Кто может угрожать животным леса? Несмотря на широкий выбор пищи и мест обитания, в связи с вырубкой лесов и загрязнением рек многие животные сильно истреблены и находятся на грани гибели. Они занесены в Красную книгу, и охота на них запрещена.





















Блестящим предсказывателем погоды зарекомендовал себя БУРУНДУК. Он водится в таёжных лесах Дальнего Востока и Сибири.

Шёрстка у зверька желтоватая, брюшко белое, на спине чередуются чёрные и жёлтые полосы.

Охотники-сибиряки почему-то зовут бурундука кузьмой. О нём часто рассказывается в сибирских сказках как о запасливом хозяине. Он заготавливает с осени до 8 килограммов кедровых орехов и другую лесную продукцию – жёлуди, плоды, семена хвойных и лиственных деревьев.

Зимой же спит беспробудно в своей норе под корнями деревьев. А когда первые весенние лучи пригреют его жилище. Зверёк пробуждается, но не бродит в поисках пищи по лесу, как медведь, а вскрывает свою кладовую и питается заготовленными лесными продуктами.

Охотники заметили, что этот подвижный и игривый маленький зверёк удивительно чутко реагирует на изменения погоды. В ясный, солнечный день он вдруг начинает волноваться и резко посвистывать, а то сядет на камень или пенек, и жалобно закрывает, поглядывает на дерево и жалобно кричит: «Трум!» Это значит, скоро небо затянется тучами и пойдёт дождь. Если кузьма начинает посвистывать утром, то погода изменится к вечеру. И это точно – бурундучьи прогнозы безошибочны.

(Учитель показывает другие картинки животных, занесённых в Красную книгу)

В Красную книгу занесены: зубр, олень, бобёр, соболь, глухарь ……..

ИГРА «РАРЕШАЕТСЯ - ЗАПРЕЩАЕТСЯ»

- Любоваться красотой (разрешается)

- Птичьи гнёзда разорять (запрещается)

- Жизнь животных наблюдать (разрешается)

- А охотиться на них (запрещается)

- В лесу деревья вырубать (запрещается)

- А природу охранять (запрещается)


7. ПРОВЕРКА ВОСПРИЯТИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Теперь настала пора нам возвращаться из леса. Но вот беда. Мы так углубились в лес для того, чтобы понаблюдать за растениями и животными, что теперь затрудняемся найти дорогу назад. Ведь компас мы с собой не взяли. Как найти дорогу по природным признакам? (Ветви деревьев гуще с южной стороны, реже с северной. Мох на стволах деревьев расположен на северной стороне. Южная сторона муравейника более пологая) Я вами очень довольна, вы меня порадовали, что зная стороны горизонта мы можем возвратиться домой.

(Играет музыка)

Вот мы оказались в школе, в родном классе. А ведь в нашем родном крае есть леса. Сейчас мы поиграем в игру – тест. Я буду называть различных животных и растения. Если они живут в лесах, хлопните.

Животные: Лось, верблюд, медведь, слон, соболь, енот, белка, зубр, зебра, лиса, заяц, куница.

Растения: ель, сосна, берёза, кактус, клён, осина, ковыль, дуб, верблюжья колючка.

Я очень рада вашим ответам. Самым эрудированным и активным туристам поставлю положительные отметки.





Список используемой литературы:

И. В. Цветкова «Экология для начальной школы»

Ярославль «Академия Развития» 1997 г.

И.Н. Верзилин «Лесные встречи»

«Начальная школа» №3 1981г.

А. А. Плешаков «Экология для младших школьников»

Москва «Просвещение» 1995 г.




Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru