В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Формирование понятия "текст"

Светлана Сафронова Светлана Сафронова
Тип материала: Урок
просмотров: 4021
Краткое описание
Конспект группового занятия.
Цель: формировать понятие о тексте как единице речи
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить находить и выделять основные признаки текста: единство смысла, наличие границ предложений и их место в тексте;
- совершенствовать связную речь, употреблять в речи простые распространенные предложения;
- формировать умения слушать и слышать собеседника;
Коррекционно-развивающие:
- развивать внимание, мышление, память
- развивать навыки коллективной и индивидуальной формы учебно-практической деятельности;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения;
- воспитывать культуру речи.

Описание
Тема: Формирование понятия «текст».  
 
 Цель: формировать понятие о тексте как единице речи.
 
 Задачи:

Коррекционно-образовательные:

— учить находить и выделять основные признаки текста: единство смысла, наличие границ предложений и их место в тексте;
— совершенствовать связную речь, употреблять в речи простые распространенные предложения;
— формировать умения слушать и слышать собеседника;
Коррекционно-развивающие:

— развивать внимание, мышление, память
— развивать навыки коллективной и индивидуальной формы учебно-практической деятельности;
Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать дружеские взаимоотношения;
— воспитывать культуру речи.
 
 
Оборудование:

сюжетная картинка «Кошка с котятами», предметные картинки — кораллы, кларнет, ворона, счеты.
 
ХОД  ЗАНЯТИЯ
 
I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На уроке и в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
 
II. Речевая зарядка

—  Разучим знакомую многим скороговорку. Прочитайте  и повторите по одному: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
— О каком качестве идет речь?
— Почему нельзя воровать?
— Что вы сейчас повторяете?
— Почему вы так решили?
— Какие звуки повторяются в скороговорке чаще всего?
— Назовите слова со звуками [р] и [л].
 
III. Сообщение темы урока. 

— Сегодня мы  поговорим о том, что такое текст, выясним, какими признаками он должен обладать. Научимся отличать текст от набора предложений.
 
IV. Актуализация знаний по теме урока.

— Прочитайте записи на доске:
 
1) Наш класс очень дружный. Много цветов стоит на окнах. Катя любит молоко. Я пойду на выставку.

2) Мне нравится учиться в школе. Каждый день мы узнаем новое. На уроках очень интересно. У меня много друзей.

 

— Определите, где написан текст? Докажите это.
— О чем говорится в предложениях под цифрой «один»?
— О чем говорится в записи под цифрой «два»?
— Кто сможет придумать название к первой записи? Ко второй?
— Итак, во втором случае записан текст. Все предложения в нем связаны по смыслу.
— Какое заглавие вы придумали ко второй записи?
— Итак, мы можем сделать следующие выводы:
1) В тексте все предложения связаны по смыслу.
2) К тексту можно придумать заглавие.
 
V. Развитие логико-грамматических конструкций.

— Для того чтобы составлять текст, нужно уметь отбирать нужные, точные слова.
— Какие слова называются антонимами?
— Отгадайте загадки и подберите к словам-отгадкам антонимы:
Этому мальчишке
доверять нельзя никак.
Что ни скажет язычишко  -
Все неправда, все не так.
    (Врун)
Он привык всегда, везде 
думать только о себе.
    (Эгоист)
Все расскажет про ребят:
Кто дерется, кто кричит.
Только про саму себя
Не расскажет, промолчит.
 (Ябеда)
Ах, как часто нужно нам
С кем-то поделиться!
Кто привык везде скупиться?
Кто твердит всегда: «Не дам!»? 
(Жадина)
Я красавец, я силач,
Я умелец, я лихач,
Я отличник, я всезнайка,
А зовут меня... 
(Зазнайка)
 
— Какие отрицательные качества характера нужно преодолевать?
— Почему в загадке использовали слово «язычишко»?
— Какие  положительные качества характера помогают дружбе?
 
— Прочитайте пословицу три раза, логическое ударение ставьте на выделенное слово.   
 — Понаблюдайте, меняется ли смысл пословицы?
— Выберите тот вариант, который передает правильный смысл пословицы.
1) Друзья познаются в беде.
2) Друзья познаются в беде.
3) Друзья познаются в беде.
— Каким словом можно заменить слово «познаются»?
 
VI. Физминутка.

— Прослушай стихотворение «Лентяй»,  выполните вместе со мной следующие упражнения:
 
Две руки хлопают,
Две ноги топают,
Два локотка вращаются.  
Два глаза закрываются. (Дети  выполняют соответствующие движения)
Мой дружок такой лентяй, (Школьники разводят руки в стороны)
Только отдых  подавай! (Ученики приседают, руки кладут под голову.)

 

— Подберите слово-антоним, нравятся ли вам лентяи?
 
VII. Выделение предложений из сплошного текста.  

— Прочитайте текст.
   Ворона Кара.
Была у нас ворона Кара она  клювом листала книгу ворона считала на счетах  Кара ловко снимала  кольцо со столбика.
 
— Получился  рассказ?
— Почему?
— Что такое счеты?
— Что значит, ворона считала на счетах?
— Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
— Как еще можно показать границы предложения?
— Что такое граница?
— С какой буквы начинается предложение?
— Прочитайте еще раз выразительно рассказ.
— Покажите голосом начало и конец каждого предложения.
— Докажите, что вы прочитали текст.
— Что мы узнали о тексте? Сделайте вывод.
— Все предложения в тексте имеют границы (начало и конец).
 

 VIII. Работа с деформированным текстом  

— Прочитайте предложения.
 
Я дала Мурке молока. У нашей Мурки усы. У нее мягкие лапки, теплая шубка. Кошка сыта, она спит.
 
— Можно ли это назвать текстом? Почему?
— Что нужно сделать, чтобы из данных предложений получился текст?
— Обозначьте цифрами порядок предложений в тексте.
— Прочитайте предложения в нужной последовательности.
— Докажите, что вы составили текст.
— Какой вывод можно сделать после проделанной вами работы? В тексте все предложения связаны по смыслу и располагаются последовательно.
— Как располагаются предложения в тексте?
— Можно ли в таком виде записать текст?
— Как пишется первое предложение в тексте? (С красной строки.)
— Слово красное в славянских языках обозначало красивый, хороший.

— В древних книгах (и в современных тоже) первую букву первого предложения абзаца, текста красиво оформляли.
— Красная строка показывает законченную часть текста.
—  Какой заголовок можно придумать к получившемуся тексту?
— Спишите текст.
Наша Мурка
У нашей Мурки усы. У нее мягкие лапки, теплая шубка. Я дала Мурке молока. Кошка сыта, она спит.
 
 
IX. Итог занятия

— Что такое текст?
— Работали ли вы с текстами на других уроках?
— Какие тексты вы можете назвать?
— Будут ли текстами скороговорки, поговорки? Почему? Что нового о тексте вы сегодня узнали?
— Какие выводы сделали?
1. В тексте все предложения связаны по смыслу.
2. К тексту можно придумать заглавие.
3. Все предложения имеют границы (начало и конец).
4. Предложения в тексте располагаются последовательно.
 
X. Домашнее задание

 — Составьте текст о своем любимом животном.
 

XI. Оценка деятельности учащихся.

 

 
<lock aspectratio=«t» v:ext=«edit»>
Пожаловаться 09 сентября 2011
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru