В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Эссе «Моя педагогическая философия»

Екатерина  Пашкова Екатерина Пашкова
Тип материала: другое, конкурсная работа (Моя педагогическая философия)
просмотров: 924

Описание
30 лет педагогического труда… Много это или мало!? Мало, потому что воспринимаешь эти годы как одно мгновение. Много, потому что  каждый год – это радость открытий и новизны, победы и поражения, надежды и разочарования, и сама жизнь…
У меня никогда не было сомнений в выборе профессии. Я очень рано определила для себя, что буду учителем. На мой выбор повлияли и  мои наставники. С большой теплотой вспоминаю свою первую учительницу Южакову Нину Константиновну, заслуженного учителя РФ. Это она воспитывала в своих учениках ответственность, самостоятельность и стремление к творчеству. А учителем-филологом я стала благодаря моей любимой учительнице русского языка и литературы Горячевой Валентине Ивановне. Я до сих пор помню ее уроки литературы в старших классах по творчеству Достоевского, Есенина, Маяковского; её спокойную, но очень убедительную речь; её доброе ко мне отношение. А еще, я считаю, где-то на генетическом уровне уготовано мне было стать учителем: мои дед и бабушка были учителями. И сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что в профессии я состоялась. 
Учительская судьба зависит от самого первого урока, когда ты остаешься один на один с классом, который от тебя ждет чего-то необычного, следит за каждым твоим жестом,  словом, движением. Как важно этот первый урок провести так, чтобы тебе поверили, потянулись к тебе, заинтересовались тобой как личностью. В этот первый урок ты не имеешь права на ошибку. И если в перемену по коридору побежит шепот: «Она классная!» — это успех. Именно такое задание давала себе я, молодая учительница, входя на свой первый в жизни урок тридцать лет назад. 
Как сейчас помню: это был урок русского языка в 7 классе. Мне повезло, потому что достался замечательный класс, прекрасные дети. Мы стали друзьями. Мою строгость они понимали и никогда не пользовались моим хорошим к ним отношением. Наоборот, старались всегда ответить блестяще  и получить от меня похвалу.  
Каких учителей любят дети? Добрых и чутких, внимательных и отзывчивых. Только когда налажен с детьми контакт и взаимопонимание, будут и дисциплина, и знания, и творчество. Мое первое правило — пойми ученика.
Второе мое правило – учи всех, но не забывай о каждом. Какие разные дети приходят к нам: спокойные и озорные, тихони и задиры, умные послушные очкарики и непоседы, сильные и слабые. Задача учителя – в каждом ребенке найти что-то хорошее и взращивать это, не жалеть похвалы за пусть маленькое, но продвижение вперед к лучшему. Каждый ребенок должен чувствовать, что он мне не безразличен, что я в нем заинтересована, что у него все получится, что на уроке у меня ему просто отсидеться не придется. Как важно сохранить в ребенке желание учиться, познавать новое, быть любознательным!  Я всегда очень тщательно готовлюсь к урокам литературы, которые прежде всего должны воспитывать, пробуждать сокровенные чувства, нравственные переживания. Готовясь к урокам, я стараюсь подобрать такие слова (цитаты из текста, заранее подготовленные афоризмы, строчки из стихотворений и т.д.), которые предназначены тому или иному ученику. Читая их, ученик должен понять, что это я говорю для него, хотя фамилию я не называю. Еще в юности мне запали в душу строчки Л.Ошанина:
Литература – это исповедь.
Под видом исповеди – проповедь.
Для тех, кого мы любим – заповедь.
Для тех, кто ненавистен – отповедь.
Третье мое правило – дай шанс исправить ошибку. Ошибаются все. Я всегда говорю своим ученикам: «Не бойтесь ошибаться. Бойтесь не захотеть исправить». И они исправляются. Как же я люблю смотреть на ребятишек, увлеченных уроком, самостоятельной работой, творческим поиском! Человек красив в созидательном труде. 
Четвертое правило – поговори по душам. Дорогого стоит  доверие учеников. Как часто бывает: прозвенел звонок, закончился урок, а дети вокруг твоего стола собрались. Потом разбежались, и только один всё кругами ходит, мнётся, робеет. Чувствую…, сказать чего-то хочет. Как важно заметить, не отмахнуться, а то больше и не придет. Согласитесь, не к каждому учителю идут для душевной беседы. Вот сегодня, например. Лето. Школьные коридоры опустели. Непривычно тихо. Дверь в класс тихонько открывается: «А я к Вам». Такие беседы на всю жизнь в душу западают. Пройдут годы. Станут взрослыми людьми мои  ученики, разлетятся кто куда. Но нет-нет да раздастся телефонный звонок, и опять услышу я в трубке знакомый голос.
Ведь прописные истины говорю, а вот понимание этого приходит не сразу. Вроде бы как просто следовать этим правилам, только не каждый  учитель их постигает. А если постигнет, то ключ от детских душ на всю жизнь у него останется. 
И пятое моё правило – учись всю жизнь. В нашем учительском труде это особенно необходимо. Ученики очень хорошо чувствуют учителя, шагающего в ногу со временем, тянутся к нему, он им интересен. Слова Стивенсона «Мир скучен для скучных людей» являются моим жизненным кредо. Мне не скучно жить, мне интересно общаться с детьми, мне радостно каждый день постигать новое. А завтра я опять открою дверь класса и скажу: «Здравствуйте, дети! Начнём работать!»
Пожаловаться 07 сентября 2011
Файлы
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru