В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Эссе "Учитель детей самоконтролю и самооценке"

Эссе "Учитель детей самоконтролю и самооценке"

Екатерина Пашкова
Тип материала: другое, конкурсная работа (Моя педагогическая философия)
просмотров: 3017
Описание
Думаю, что уметь учиться — это вторая профессия каждого человека. Неслучайно, мы повторяем сами себе и другим: «Век живи, век учись». И что самое удивительное, а может быть и неудивительное, а закономерное, умение учиться помогает нам не только овладевать знаниями и навыками, но и принимать правильное решение в той или иной жизненной ситуации, строить отношения с другими, с самим собой. Меня, как учителя, наставника и друга детей заинтересовал вопрос: «Как я могу организовать деятельность учащихся, чтобы, обучаясь математике, они осваивали умения учиться?».
Этот вопрос мне долго не давал покоя. Вначале я обратилась к педагогической, методической, а затем и психологической литературе. С жадностью читала и штудировала статьи, которые в своем названии содержали слова «учить учиться». Прочитанное заставляло задуматься, но не давало ответа на мой вопрос. Через некоторое время я стала понимать, что слова уметь учиться и владеть учебной деятельностью являются в некотором смысле синонимами. А потому меня в дальнейшем привлекли идеи теории учебной деятельности.
Что такое учебная деятельность? Учебная деятельность — это процесс, в котором получение знаний, овладение соответствующими способами является основной и осознаваемой целью школьника (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин). Структура учебной деятельности представляет сложное образование, включающее взаимосвязанные компоненты. Формирование учебной деятельности — есть постепенная передача выполнения отдельных компонентов этой деятельности самому ученику для самостоятельного их осуществления без помощи учителя (В.В.Давыдов). Как показали психологи, именно с передачи действий самоконтроля и самооценки начинается формирование учебной деятельности.
Эврика! Вот то, что мне нужно! Формируя самоконтроль и самооценку у учащихся, я буду формировать учебную деятельность; другими словами – умения учиться.
Под влиянием работ психологов, педагогов и методистов (А.М.Пышкало, Ю.К.Бабанский, А.И.Липкина, А.К.Маркова, В.В.Давыдов и др.) под самоконтролем (СЕ) и самооценкой (СО) как компонентами учебной деятельности мною понимаются действия, умения ученика, осуществляемые им непрерывно в каждом шаге решения задачи, задания, учебной задачи. Они неразрывно связаны друг с другом, причем самоконтроль выполняется учеником, главным образом, с единственной целью — самооценки хода, результата проделанной работы, С К и СО состоят не просто в установлении того, выполнено или не выполнено задание, усвоен или не усвоен способ решения данной задачи, а в содержательном, качественном рассмотрении процесса решения задачи — правильно ли я выбрал план, точно ли я его осуществил, есть ли другой более красивый способ решения и т.д.
Овладевая СК и СО, ребенок учится анализировать свои действия, поступки и отношения, ставить перед собой вопросы и отвечать на них, осуществлять самостоятельное решение (А.М.Пышкало. В.В.Давыдов, Г.А.Цукерман, А.В.Захарова, А.И.Липкина, И.В.Дорно, Л.Я.Жогло и др.). Поэтому обучение, направленное на формирование СК и СО, связано с воспитанием самостоятельности, самокритичности (повышением требовательности, прежде всего, к себе), удовлетворенности и неудовлетворенности ходом, результатами проделанной работы, потребности каждый шаг подвергать разумному сомнению и доказательству и т.п.
Передо мной встал вопрос: Как построить обучение так, чтобы целенаправленно формировать у учащихся действия СК и СО?
Поиск ответа на поставленный вопрос я осуществляла на нескольких уровнях.
Первый уровень был посвящен содержанию обучения математике (5 кл.): какие упражнения обеспечивают формирование СК и СО? К таким упражнениям я отнесла:
•     задачи и задания, допускающие различные способы решения;
•    задачи с лишними или недостающими или некорректными данными;
•    недоопределенные задачи и задачи, имеющие несколько решений;
•    открытые задачи;
•    нестандартные задачи;
•    упражнения по проверке готовых решений, в том числе и неверных.
Конечно, представленный список видов упражнений не является полным, он лишь отражает основные виды заданий. Но вся «изюминка» в использовании выделенных мною упражнений состояла в том, что они позволяли не только формировать контрольно-оценочные действия, но и обнаруживать отсутствие или наличие у учащихся элементарных умений С К и СО.
Вначале я провела с ребятами анкетирование, куда включила несложные и доступные задания (виды перечислены выше), при самостоятельном выполнении которых выявлялось у учащихся наличие простейших умений СК и СО или близких к ним умений.
Результаты были ошеломляющими для меня: мои пятиклассники не умели самостоятельно работать, не имели сомнений и потребности задавать вопросы, у них не было необходимости давать обоснование каждому выполняемому шагу, а также рассматривать различные способы решения и сравнивать между собой.
Приведу лишь один пример.
Задача на «движение»: «Из двух городов, расстояние между которыми 400 км, одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один шел со скоростью 40 км/час, другой — 60 км/час. Через сколько часов после начала движения расстояние между поездами будет 100 км?».
Все мои ученики решили задачу и получили ответ: через 3 часа. Но все дело в том, что при данной формулировке задача имеет не одно решение, а два. Решая данную задачу, необходимо было учесть то, что после встречи через некоторое время расстояние между поездами тоже окажется 100 км. Поэтому задача имеет ответ: через 3 часа, 5 часов. Никто из учащихся не подозревал, что у этой задачи два решения.
Привычка действовать стандартно (не задумываясь, механически вспоминая заученный когда-то алгоритм, не анализируя возможные ситуации — а это может быть только при наличии элементов СК и СО) наложила отпечаток на результаты выполнения данной задачи.
Другие задания, отражающие показатели СК и СО, были выполнены школьниками на таком же крайне низком уровне.
Проанализировав существующие учебники математики для 5-го класса, я обнаружила, что в них мало заданий, с помощью которых я могла бы формировать действия СК и СО, поэтому я включала специальные упражнения. При этом я не ставила задачу придумывать новые, сверхоригинальные, необычные задачи и задания, а использовала те их виды, о которых говорилось мной выше. Для устранения возможной перегрузки, создаваемой включением дополнительных упражнений, заменяла обычные стандартные задачи и задания упражнениями на ту же тему, наиболее эффективно влияющими на формирование СК и СО.
Мне одной было трудно искать такие упражнения, поэтому я предложила ребятам вместе со мной создавать сборник заданий, направленных на формирование СК и СО. Этот процесс очень увлек ребят. В нашем сборнике около 200 задач и заданий. Ребята находили их из различных учебников, учебных пособий, журналов, обращались к Интернету. При демонстрации каждого задания школьники обосновывали, какое математическое умение оно формирует, а также аргументировали, в чем состоит его воспитательный эффект (воспитание потребности в проверке, обосновании и доказательстве каждого выполняемого действия; воспитание необходимости сомневаться и задавать вопросы; рассматривать и сопоставлять различные способы решения; развивать умения и желания самостоятельно работать).
На втором уровне поиска ответа на вопрос: как формировать действия СК и СО? я работала над выбором более эффективных методов для формирования контрольно-оценочных действий учащихся. Среди всех имеющихся методов мною особо выделены метод беседы и метод самостоятельной работы.
Метод беседы предполагает организацию учебного диалога с целью выявления и обсуждения оснований осуществляемых действий. В беседе центральной фигурой является не учитель, а ученик. Учитель строит обучение таким образом, чтобы вопросы исходили от ученика. Иными словами, на уроке должен действовать принцип большей ценности вопросов, проблем, «ученого незнания», чем ответов, готовых решений, «догматического знания». Со стороны учителя беседа предполагает постановку таких вопросов, каждый из которых заставляет ученика активно искать пути к правильному решению, ответу, непрерывно оценивая и проверяя свои действия. В ходе беседы дети учатся ставить новые вопросы, рассуждать и делать выводы, преодолевая при этом определенные трудности.
Важное значение в формировании действий СК и СО имеет самостоятельная работа как метод обучения. Подвергнув анализу собственную деятельность, я пришла к выводу, что на самостоятельную работу учащихся уделяла в среднем 10% времени урока. При этом применение метода самостоятельной работы одновременно объединяла с другими методами как рассказ, беседа и не использовала его как ведущий даже при формировании и совершенствовании математических умений. Я каждый раз старалась освободить учащихся от необходимости быть самостоятельными. Сама читала задачу или задание, разъясняла трудные места (не дав времени им подумать), задавала вопросы в той последовательности, в которой надо было выстраивать решение. Естественно, что такая работа не могла содействовать формированию СК и СО. Самостоятельное выполнение заданий есть важнейший фактор формирования СК и СО. Готовность ученика к выполнению заданий и посильность предъявляемых заданий создают, как показал мой опыт, благоприятную почву для проявления самостоятельности учащихся, стимулируют СК и СО, позволяют каждому ученику испытать чувство удовлетворения от своей деятельности.
Остановлюсь на третьем уровне поиска ответа на поставленный выше вопрос. Основной особенностью организационных форм обучения детей, связанных с формированием действий СК и СО у школьников, явилось применение групповой работы. Как показали психологи Матис Т.А., Цекурман Г.А., Максимова Г.П., Маркова А.К. и др., совместная согласованная деятельность учащихся является необходимым условием, этапом и внутренним механизмом становления учебной деятельности. Причем групповая и индивидуальная деятельность не противопоставляются. Они взаимно дополняют друг друга, а их выбор и сочетание определяются теми задачами, которые учитель ставит на уроке, а также спецификой содержания, его объемом и сложностью, уровнем сформированное™ учебной деятельности.
Я коротко изложила свои позиции в обучении математике, которые я реализую при работе с пятиклассниками (теперь шестиклассниками). Что это мне дает? Нет, я поставила вопрос не совсем корректно. Что это дает моим ученикам?
Детям это дает многое, а самое главное — базу для полноценной и гармоничной жизни. У них формируется потребность каждый шаг подвергать сомнению и обоснованию, самокритичности; привычки задавать вопросы учителю, однокласснику, себе по существу изучаемого материала; думать над очередным «ходом», рассматривать различные пути и варианты решения и сравнивать их между собой; в зависимости от условий задачи делать перестановку «ходов»: интерес к обучению. Школьники овладевают действиями С К и СО, по наличию которых можно судить об уровне сформированное™ учебной деятельности, т.е. умений учиться. Эти умения положительно влияют на усвоение математических знаний. Я очень надеюсь, что в недалеком будущем мои дети на различных конкурсах по математике и, не только, будут занимать призовые места. Конкурсы играют огромную роль, прежде всего, в том, чтобы у ученика повышалось мироощущение, и он чувствовал себя не только частицей, но и строителем образовательного процесса.
На сегодняшний день передо мной встали следующие задачи:
-    распространить опыт работы с пятиклассниками (сегодня они шестиклассники) на другие классы:
-    использовать возможности компьютера для формирования СК и СО у учащихся (разработать электронные тесты, позволяющие осуществлять процессуальный контроль);
-    построить концепцию, позволяющую целенаправленно формировать умения учиться у школьников и реализовать ее на практике (создать виртуальную тетрадь, которая бы помогала учащимся более продуктивно овладевать умениями учиться).

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров