В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Программа для вокально-хоровых коллективов

Наталья Кобзева Наталья Кобзева
Тип материала: Программа
просмотров: 9789
Краткое описание
Программа предназначена для обучающихся со 2-го по 11-ый класс. Программа, как образец может быть использована учителями музыки школ и руководителями вокально-хоровых коллективов детских юношеских центров.

Описание
Направленность образовательной программы «Музыкальное развитие обучающихся на занятиях вокального ансамбля»
 
 
по содержанию является художественно-эстетической;
по функциональному предназначению — учебно-познавательной;  
по форме организации — кружковой;  
по времени реализации — трехступенчатая система дополнительного образования детей:
1 ступень — младшая группа (начальная школа 2 — 4 классы)
1-я группа — 68 часов;
2-я группа — 68 часов;
3-я группа — 68 часов;
2 ступень — средняя группа (5 — 8 классы)
1-я группа — 68 часов;
2-я группа — 68 часов;
3-я группа — 68 часов;
4-я группа — 68 часов;
3 ступень — старшая группа (9 — 11 классы)
1-я группа — 68 часов;
2-я группа — 68 часов;
3-я группа — 68 часов.
 
 
Программа разработана на основе «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» (Москва, издательство «Просвещение» — 1986 год), а так же с учётом личного опыта составителя программы.  
При разработке программы за основу взяты требования районного, городского и областного уровня фестивалей и конкурсов.
 
 

 Новизна программы  
Анализ научных трудов Апраксиной О.А., Морозова В.П., Осенневой М.С., Самарина В.А., Уколовой Л. И., Попова В.С. Стуловой Г.П. позволил систематизировать и расширить разделы «Слушание музыки», «Музыкальная грамота» и «Индивидуальная работа». Программа дополнена новыми разделами: «Импровизации», «Игра и движение под музыку».  
В программе выписаны методы, используемые педагогом на занятиях вокального ансамбля; репертуар; разнообразные виды деятельности детей на уроке. Дополнен планируемый уровень подготовки участников вокального ансамбля, расширен раздел «Учебно-тематический план» и «Содержание программы», каждый раздел которого представлен методами и компонентами.
Выписан новый музыкальный материал, дифференцированный по ступеням и годам обучения детей вокальному мастерству.
В приложении дан примерный календарно-тематический план для 3-х, 4-х, 5-х, 6-х классов (групповые и индивидуальные занятия) и 8-х классов (индивидуальные занятия).
 
 

 Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в нашем информационном мире потребность людей в творческом самовыражении возрастает. Детям, воспринимающим мир в художественных образах, легче раскрыть всю глубину своего потенциала в исполнительской деятельности. Поэтому в своей работе с детьми на занятиях вокального ансамбля я использую задания, развивающие их творческое начало в условиях процесса «погружения в образ» вокального произведения, «шаг в неведомое… позволяющий взглянуть на мир иначе, с новой точки зрения, с другой стороны…» (Савенкова Л.Г. Когда все искусства вместе – М,: Чистые пруды, 2007, с 4)
К числу наиболее актуальных проблем относится развитие художественно-образного мышления и творческой активности учащихся в процессе раскрытия художественного образа музыкального произведения средствами выразительности разных видов искусств. Это значит, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории существования человечества, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его. На занятиях вокального ансамбля у певцов формируется «творческое отношение к действительности, где действительность предстаёт как система взаимоотношений с миром, с культурой» (Затямина. Т.А. Конструирование современного урока музыки. – М.: Глобус, 2007, с 12).
 
 

 Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что каждый ребёнок воспринимает мир в художественных образах, поэтому целесообразнее формировать у обучающихся понятие о художественном образе в разных видах искусства и с помощью разных видов художественного творчества.
У первоклассников и второклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому значительное место в работе над «погружением в образ» занимает иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным, когда педагог голосом показывает музыкальный материал, а дети воспроизводят услышанное по принципу подражания. Показ голосом для них более убедителен, нежели рассказ о том, как выполняется данное задание, т. к. этот приём в высшей степени нагляден, заразителен, доступен, заставляет интуитивно найти нужные приспособления.
На ученика воздействуют зрение, слух, эмоциональное возбуждение от услышанного хорошего звучания голоса педагога и помогают ему правильно спеть ту или иную музыкальную фразу. Непреднамеренное подражание свойственно детям. Именно поэтому на занятиях вокального ансамбля я предлагаю им выполнить творческое задание, в основе которого лежит принцип «пой так, как пою я» (итальянская школа). Подсознательно копируя манеру пения педагога, ребёнок не думает, за счёт каких действий, в какой части голосового аппарата он достиг необходимого звучания. Постоянное слушание в классе правильно поставленного певческого голоса педагога благоприятно отражается на формировании представления о верном звучании в сознании ребёнка, а копирование этого звучания способствует развитию необходимого голосоведения у младших школьников.
Известно, что ученики третьих и четвёртых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, они предпочитают всё
осмыслить, понять, после чего – сделать. Именно поэтому на занятиях вокального ансамбля в работе над образом музыкального произведения им  
предлагается творческое задание, основанное на логическом мышлении.
Чувство удовлетворения от проделанной работы порождает в детях желание добиться ещё больших успехов в овладении исполнительским мастерством, формирует потребность трудиться, настойчиво и целеустремлённо добиваться успехов в учёбе, что связано с проявлением волевого начала, самостоятельности, творческой активности.
Таким образом, творческие задания на занятиях вокального ансамбля стимулируют раскрытие детских спонтанных импровизационных проявлений посредством музыки, движения, вхождения в образ, а значит, способствуют общему творческому развитию личности ребёнка.
 
 
 Цель: формирование культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры.  
 Задачи:
     
  •   развитие музыкально – творческих и артистических способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти эмоционально – эстетического восприятия действительности;
     
  •   воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся; способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально – творческой деятельности; воспитание ответственности и чувства коллективизма; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; духовно-нравственное, музыкально-эстетическое и патриотическое воспитание; воспитание музыкального вкуса и экологической культуры учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании;
     
     
  •   освоение вокально-хоровых навыков, элементарной теории, особенностей музыкального языка; фольклора, лучших произведений духовной музыки, классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов;
     
  •   формирование целостного восприятия окружающего мира и бережного отношения к нему; формирование национального самосознания в ходе изучения русской культуры и культуры разных народов мира;
     
  •   овладение умениями и навыками самостоятельной музыкально – творческой деятельности. 
     
 
 Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что дети на занятиях вокального ансамбля не только развивают вокально-хоровые навыки, но и раскрывают свой внутренний творческий потенциал.
     
  •   Освоение материала происходит в процессе практической творческой деятельности. Практические занятия по программе связаны с основным видом деятельности участников вокального ансамбля – пение.
     
     
  •   В ра­боте над развитием вокально-хоровых навыков дети всегда должны добиваться точного и чистого исполнения мелодии, ритмической фигурации, чёткой артикуляции, выполнения динамических оттенков, выделять композиционные части текста, способствующие более полному раскрытию основного содержания исполняемой песни, уметь пользоваться разными регистрами, тембрально раскрашивая мелодию. 
     
Для выполнения творческих заданий на уроке используются разные музыкальные инструменты.  
В структуру программы входят 2 образовательных блока: теория и практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно — практического опыта. Практические задания способствуют развитию у исполнителей вокально-хоровых навыков и творческих способностей. Эти навыки формируются довольно медленно и разновременно, поэтому спецификой вокально-хорового обучения является постановка всех основных учебных задач с самого начала обучения с постепенным их усложнением и расширением, что влечёт за собой усложнение певческого репертуара.
 
 
Программа концентрическая.
 
 
 Методы. На занятиях вокального ансамбля используются общедидактические методы: наглядный метод (слуховой и зрительный), словесные методы – беседа, обсуждение характера музыки, обобщения; введение новых понятий, специальной терминологии; образные сравнения, анализ недостатков и пр.
Наряду с общедидактическими методами на занятиях вокального ансамбля используются методы, отражающие специфику певческой деятельности: концентрический, фонетический, объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным, метод внутреннего пения (пения на основе представления), сравнительного анализа (эстетическая оценка вокального исполнения, самоконтроль)1.
_____________________________
1 Методы взяты из учебного пособия: Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М,: Владос, 2002, с. 150.
Прохождение каждой новой теоретической темы предполага­ет постоянное повторение пройденных тем, обращение к кото­рым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперёд», «возвращение к пройденному» (Д.Б. Кабалевский), методы «размышления о музыке», «сопереживание» (Н.А.Ветлугина), «сочинение сочинённого» (В.О.Усачёва), с «полихудо жественным подходом» (Б.П.Юсов) способствуют фундаментальному освоению материала на занятиях вокального ансамбля.
 
 
 Репертуар. Один из главных критериев в вопросе формирования репертуара – психофизиологические возможности детей той или иной возрастной группы. Репертуар соответствует исполнительским возможностям детей, индивидуально – возрастным особенностям учащихся, близок их интересам.
 
Интересы детей в наши дни во многом определяются научно – техническим прогрессом. Однако с природой и животными сегодняшние городские дети соприкасаются значительно меньше. А ведь именно природа воспитывает в человеке такие необходимые черты характера, как нежность, ласковость, доброта, милосердие, мечтательность. Вот почему в репертуар в большинстве своем включены экологические песни, а так же песни о дружбе, школе и музыке.
В настоящее время большое внимание в сфере воспитания уделяется поиску адекватных форм и средств духовно-нравственного воспитания.  
Духовное становление человека невозможно без развития в нём чувства прекрасного. Духовные произведения и, в большей степени, музыкальные произведения о земной красоте и красоте взаимоотношения человека с природой не только воздействуют на сознание детей, но и формируют в детях душевную отзывчивость и эстетический вкус.  
Патриотические чувства воспитываются на песнях военных лет и песнях о войне современных авторов.  
Особое внимание уделяется изучению русских народных песен, песен о родном крае. Эти сочинения приобщают учащихся к интонациям родной музыкальной речи, прививают навык широкого дыхания, плавности звуковедения, что так важно для певческого развития.
Помимо изучения русских народных песен в репертуар включены и песни разных народов мира, развивающие у школьников интернациональные чувства и приобщающие к культуре других народов.
Для воспитания музыкального вкуса и формирования исполнительской культуры учащихся в программу включены лучшие образцы песен композиторов классиков и современных авторов.  
 
 
 Виды деятельности. На занятиях кроме пения используются и другие виды деятельности:
игра на простых музыкальных инструментах;
двигательно — ритмические упражнения, поддерживающие тонус и снимающие напряжение у детей;
музыкальные игры;
элементы актёрского мастерства, применяемые в процессе исполнения песни, слушание музыки;
музыкальная грамота;
движения под музыку;
певческая импровизация.
Использование учебно-тренировочного материала (вокальные упражнения и небольшие отрывки из песен) направлено на «разогревание и настройку голосового аппарата певцов…, развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов» участников вокального ансамбля. (Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М., 2002, с 120)  
Для плодотворной работы на занятиях руководителю ансамбля необходимо создать доброжелательную атмосферу, которая мотивирует обучающихся на включение в активную деятельность и сотворчество вместе с учителем.
Для формирования художественно–эстетического вкуса учащихся планируется посещение концертов, спектаклей, выставок.
 
 
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от восьми до семнадцати лет.  
 
 
Программа составлена с учётом возрастных особенностей школьников. Учащиеся разделяются условно на три возрастные категории:
1 — младшую  
2 — среднюю  
3 — старшую.  
Обучающимся 7 – 8 классов в мутационный период уменьшается голосовая нагрузка. Для старшего возраста с неокрепшими голосами подбираются произведения с небольшим диапазоном, удобной тесситурой, без частых повторений самых высоких и самых низких звуков.
 
 
 Сроки реализации образовательной программы  
1-я ступень обучения (возрастная категория: младшая группа, 2-4 классы) – 3 года;
2-я ступень обучения (возрастная категория: средняя группа, 5-8 классы) – 4 года;
3-я ступень обучения (возрастная категория: старшая группа, 9-11 классы) – 3 года.
Количество часов за год на одну группу – 68 часов.
 
 
 Формы занятий:  
 
 
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых материалов и иллюстраций для работы. Теоретическая часть занятий должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию по теме и предмете знания. 
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причем большее количество времени за­нимает практическая часть.  
Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей. 
 
 
 Режим занятий:
 
 
Занятия с одной группой «Вокального ансамбля» проводятся по 40 минут 1 раз в неделю. Наряду с групповой формой обучения проводятся и индивидуальные занятия с одним учеником 1 урок в неделю. В связи с тем, что на каждого ученика выделяется только 40 минут индивидуальных занятий, то целесообразнее заниматься сразу с 2-3 вокалистами одного возраста и уровня развития их голосов. Это даст возможность, не перегружая учеников, максимально использовать время, чередуя изучение теоретического материала и его практического применения.
Пожаловаться 02 сентября 2011
Файлы
Программа вокально-хорового коллектива.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru