В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Программа элективного курса по биологии « Антропогенетика»

инна костюченко инна костюченко
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12  голосов:5    просмотров: 1971
Краткое описание
Предлагаемый материал направлен на углубление знаний учащихся по генетике человека. Элективный курс предназначен для учащихся  10, 11-х классов, рассчитан на 17 часов. Данный курс имеет существенное образовательное значение для учащихся и его можно рассматривать как помощь при подготовке для поступления в высшие учебные заведения.

Описание
элективный курс по биологии "антропогенетика"
  пояснительная записка.
 Материалом для курса является блок «Основы генетики», изучаемый в 9,10,11 классах. 
Генетика человека должна ответить на многочисленные вопросы, касающиеся генетических последствий загрязнения окружающей среды. Загрязнение мутагенами окружающей среды – обратная сторона научно – технического прогресса человечества и влияет на генетическую программу человека.
Генетика человека, быстро развиваясь в последние десятилетия, дала ответы на многие из давно интересовавших людей вопросы, например:
От чего зависит пол ребёнка?
Почему дети похожи на родителей? 
Какие признаки и заболевания наследуются, а какие — нет?
Почему люди так не похожи друг на друга, почему вредны близкородственные связи?
 Интерес к генетике человека обусловлен несколькими причинами.
В — первых, это естественное стремление человека познать самого себя.
Во- вторых, после того как были побеждены многие инфекционные болезни-чума, холера, оспа и др.,- увеличилась относительная доля наследственных болезней.
В-третьих, после того, как были поняты природа мутаций и их значение в наследственности, стало ясно, что мутации могут быть вызваны факторами внешней среды, на которые ранее не обращали должного внимания. Началось интенсивное изучение воздействия на наследственность излучений и химических веществ. С каждым годом в быту, сельском хозяйстве, пищевой, косметической, фармакологической промышленности и других областях деятельности применяется всё больше химических соединений, среди которых используется немало мутагенов.
Генетика человека  — является теоретической основой медицины, раскрывает биологические основы наследственных заболеваний. Знание генетической природы заболеваний позволяет вовремя поставить точный диагноз и осуществить нужное лечение. 
Предлагаемый материал направлен на углубление знаний учащихся по генетике человека. Элективный курс предназначен для учащихся 10,11-х классов, рассчитан на 17 часов. Данный курс имеет существенное образовательное значение для учащихся и его можно рассматривать как помощь при подготовке для поступления в высшие учебные заведения.
 Цель: Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
-Интеллектуальных и практических умений в области генетики человека;
-Интереса к своей родословной, родословным замечательных людей в истории человечества;
-Умения применять знания в практической жизни; 
  — Творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
 В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
1.Применять законы Менделя, Моргана, Харди-Вайнберга, к генетике человека ирешать генетические задачи на менделирующие признаки.
2.Составлять родословную своей семьи.
3.Определять по родословной характер наследования признака и составлять прогноз на вероятность его проявления у будущих поколений
4.Назвать возможные генотипы людей с группами крови I; II; III; IV и, исходя из этих генотипов, решать генетические задачи.
5.Использовать знания о типах наследования сцеплённых с полом генов человека при решении генетических задач.
6.Оценить генетические последствия загрязнения окружающей среды, смешения генофондов ранее изолированных популяций.  
  
 Формы деятельности обучающихся:
1.Решение генетических задач.
2.Анализ родословных писателей, исторических деятелей.
3.Проект “Родословная моей семьи”.
4.Самостоятельное заполнение таблиц.
  
 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  
 тема     
 
 Количество часов
 
 Форма обучения
  
 
 Генетика пола
 
    1
 
 Лекция. Работа в группах
 
 Менделирующие признаки человека
 
    1
 
 Лекция. Беседа.
 
 Типы наследования
 
   4
 
 Работа в группах. Доклады. Лекция.
 
 Множественные аллели
 
   1
 
 Лекция.
 
 Методы изучения наследственности человека
 
  5
 
 Работа в группах. Практическая работа.
 
 Значение генетики для медицины
 
  2
 
 Дискуссия. Доклады.
 
 Генная инженерия
 
  1
 
 Лекция. Рефераты.
 
 Генетические последствия загрязнения окружающей среды
 
  1
 
 Сообщения. Дискуссия
 
 Итоговое занятие
 
  1
 
 Круглый стол
 
  
 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
 ТЕМА № 1 Генетика пола
Хромосомное определение пола. Вероятность рождения особей женского и мужского пола. Решение задач.
  
 ТЕМА № 2 Менделирующие признаки человека. 
Законы Менделя. Признаки человека, наследуемые по Менделю. Решение задач.
  
 ТЕМА № 3 Аутосомно – доминантное наследование.
Признаки человека, связанные с данным типом наследования. Брахидактилия, полидактилия, арахнодактилия, эпилепсия, ожирение, близорукость, гипертония, облысение, резус(+0 фактор, слепота. Решение задач.
  
 ТЕМА № 4 Неполное доминирование
Кодоминативность. Серповидноклеточная анемия, анофтальмия. Решение задач
  
 ТЕМА № 5 Аутосомно – рецессивное наследование
Признаки человека, связанные с данным типом наследования: повышенная волосатость тела, рыжие волосы, альбинизм, врождённая глухонемота, сахарный диабет, отсутствие потовых желез, резус(-) кровь, амавродическое слабоумие. Опасность близкородственных браков. Решение задач.
  
 ТЕМА № 6 Наследование, сцепленное с полом.
Сцепленные гены. Закон Моргана. Гены, сцепленные с полом. Х – сцепленное рецессивное наследование. Х – сцепленное доминантное наследование. У – сцепленное наследование. Решение задач.
  
 ТЕМА № 7 Признаки человека, обусловленные множественными аллелями
Наследование групп крови у человека, цвета кожи, роста. Решение задач.
  
 ТЕМА № 8 Близнецовый метод
Суть метода. Монозиготные и дизиготные близнецы. Роль среды и наследственности в развитии признаков.
  
 ТЕМА № 9 Генеалогический метод
Суть метода. История генеалогии. Генеалогическое древо английской коровы Виктории, А.С. Пушкина, В.М. Шукшина, И.С. Баха, С.В. Ковалевской. Схема составления родословной. Решение задач. Практическая работа «Генеалогия моей семьи»
  
 ТЕМА № 10 Биохимический метод
Суть метода. Наследственные болезни обмена веществ. Необходимость ранней диагностики заболеваний. Решение задач.
  
 ТЕМА № 11 Цитогенетический метод
Суть метода. Болезнь Дауна, Клайнфельтера, Шершевского – Тернера. Решение задач.
  
 ТЕМА № 12 Популяционно – статистический метод
Суть метода. Закон Харди – Вайенберга. Решение задач.
  
 ТЕМА № 13 Значение генетики для медицины. Лечение и предупреждение наследственных заболеваний человека
Значение генетики для медицины и Здравоохранения. Прогнозирование появления наследственных болезней человека. Ранняя диагностика наследственных заболеваний. Создание живых вакцин. Синтез генов. 
  
 ТЕМА № 14 Медико–генетическое консультирование
Повод для обращения в генетическую консультацию. Пренатальная диагностика. Генная терапия. Евгеника. Решение задач.
  
 ТЕМА № 15 Генная инженерия
Задачи генной инженерии, методы. Клонирование. Этические и юридические проблемы клонирования человека.
  
 ТЕМА № 16 Генетические последствия загрязнения окружающей среды
Патологические мутации. Влияние ионизирующего излучения, радиации, химических веществ.  Генетически модифицированные продукты.
 
 ТЕМА № 17 Итоговое занятие.
Заседание круглого стола.
  
  ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ :
  
     
  1. Анастасова Л.П.  Самостоятельная работа учащихся по общей биологии: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1989 
  2. Ауэрбах Ш.  Генетика. – М.: Атомиздат, 1968 
  3. Киреева Н.М. Биология для поступающих в ВУЗы – В.- д.: Учитель, 2000
  4. Бочков Н.П.  Медицинская генетика. – М.: Медицина, 1984 
  5. Дубинин Н.П. Горизонты генетики. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1970
  6. Дубинин Н.П. Генетика и человек. Книга для внеклассного чтения – М.: Просвещение, 1978
  7. Киселева З.С., Мягкова А.Н. Методика преподавания факультативного курса по генетике. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979
  8. Лалаянц И.Э. Стволовые клетки и клонирование. – газета «Биология», № 30, 2003
  9. Медицинская генетика. Под ред. Н.П. Бочкова. – М.: Мастерство, 2001
  10. Петросова Р.А. и др. Дидактический материал по общей биологии: пособие для учителей биологии – М.: Рауб-Цитадель, 1997
  11. Пименов А.В. Уроки биологии в 10-11 классе. – Ярославль: Академия развития, 2001
  12. Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. Основы генетики человека. – Ростов- на Дону: Феникс, 1997 
  13. Эфроимсон В.П. Введение в медицинскую генетику. – М.: Медицина, 1968
  14.  
  
    ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ :
  
1. Беркинблит М.Б. и др. Почти 200 задач по генетике. – Мирос, 1992.
2. Киреева Н.М. Биология для поступающих в вузы (способы решения задач по генетике). – В-д: учитель,2000.
3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочное пособие для старшеклассников. – М.: АСТ-Пресс школа, 2002.
4. Дубинин Н.П. Генетика и человек. Кн. Для внеклассного чтения 9 – 10 кл.-М.: Просвещение,1978.
5. Медведев Н.Н. Беседы по биологии Минск: Высш. Шк.,1976.
6. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии – М: Просвещение,1993.
7. Полканов Ф.М. Мы и её величество ДНК. – М.: Детская литература, 1968.
8. Тарасенко Н.Д. и др. Что вы знаете о своей наследственности? 2-е издание. – Новосибирск: наука, Сиб. Отд-ие, 1991.
Пожаловаться 31 августа 2011
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru