В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Программа элективного курса по биологии « Антропогенетика»

инна костюченко инна костюченко
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12  голосов:5    просмотров: 1950
Краткое описание
Предлагаемый материал направлен на углубление знаний учащихся по генетике человека. Элективный курс предназначен для учащихся  10, 11-х классов, рассчитан на 17 часов. Данный курс имеет существенное образовательное значение для учащихся и его можно рассматривать как помощь при подготовке для поступления в высшие учебные заведения.

Описание
элективный курс по биологии "антропогенетика"
  пояснительная записка.
 Материалом для курса является блок «Основы генетики», изучаемый в 9,10,11 классах. 
Генетика человека должна ответить на многочисленные вопросы, касающиеся генетических последствий загрязнения окружающей среды. Загрязнение мутагенами окружающей среды – обратная сторона научно – технического прогресса человечества и влияет на генетическую программу человека.
Генетика человека, быстро развиваясь в последние десятилетия, дала ответы на многие из давно интересовавших людей вопросы, например:
От чего зависит пол ребёнка?
Почему дети похожи на родителей? 
Какие признаки и заболевания наследуются, а какие — нет?
Почему люди так не похожи друг на друга, почему вредны близкородственные связи?
 Интерес к генетике человека обусловлен несколькими причинами.
В — первых, это естественное стремление человека познать самого себя.
Во- вторых, после того как были побеждены многие инфекционные болезни-чума, холера, оспа и др.,- увеличилась относительная доля наследственных болезней.
В-третьих, после того, как были поняты природа мутаций и их значение в наследственности, стало ясно, что мутации могут быть вызваны факторами внешней среды, на которые ранее не обращали должного внимания. Началось интенсивное изучение воздействия на наследственность излучений и химических веществ. С каждым годом в быту, сельском хозяйстве, пищевой, косметической, фармакологической промышленности и других областях деятельности применяется всё больше химических соединений, среди которых используется немало мутагенов.
Генетика человека  — является теоретической основой медицины, раскрывает биологические основы наследственных заболеваний. Знание генетической природы заболеваний позволяет вовремя поставить точный диагноз и осуществить нужное лечение. 
Предлагаемый материал направлен на углубление знаний учащихся по генетике человека. Элективный курс предназначен для учащихся 10,11-х классов, рассчитан на 17 часов. Данный курс имеет существенное образовательное значение для учащихся и его можно рассматривать как помощь при подготовке для поступления в высшие учебные заведения.
 Цель: Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
-Интеллектуальных и практических умений в области генетики человека;
-Интереса к своей родословной, родословным замечательных людей в истории человечества;
-Умения применять знания в практической жизни; 
  — Творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
 В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
1.Применять законы Менделя, Моргана, Харди-Вайнберга, к генетике человека ирешать генетические задачи на менделирующие признаки.
2.Составлять родословную своей семьи.
3.Определять по родословной характер наследования признака и составлять прогноз на вероятность его проявления у будущих поколений
4.Назвать возможные генотипы людей с группами крови I; II; III; IV и, исходя из этих генотипов, решать генетические задачи.
5.Использовать знания о типах наследования сцеплённых с полом генов человека при решении генетических задач.
6.Оценить генетические последствия загрязнения окружающей среды, смешения генофондов ранее изолированных популяций.  
  
 Формы деятельности обучающихся:
1.Решение генетических задач.
2.Анализ родословных писателей, исторических деятелей.
3.Проект “Родословная моей семьи”.
4.Самостоятельное заполнение таблиц.
  
 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  
 тема     
 
 Количество часов
 
 Форма обучения
  
 
 Генетика пола
 
    1
 
 Лекция. Работа в группах
 
 Менделирующие признаки человека
 
    1
 
 Лекция. Беседа.
 
 Типы наследования
 
   4
 
 Работа в группах. Доклады. Лекция.
 
 Множественные аллели
 
   1
 
 Лекция.
 
 Методы изучения наследственности человека
 
  5
 
 Работа в группах. Практическая работа.
 
 Значение генетики для медицины
 
  2
 
 Дискуссия. Доклады.
 
 Генная инженерия
 
  1
 
 Лекция. Рефераты.
 
 Генетические последствия загрязнения окружающей среды
 
  1
 
 Сообщения. Дискуссия
 
 Итоговое занятие
 
  1
 
 Круглый стол
 
  
 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
 ТЕМА № 1 Генетика пола
Хромосомное определение пола. Вероятность рождения особей женского и мужского пола. Решение задач.
  
 ТЕМА № 2 Менделирующие признаки человека. 
Законы Менделя. Признаки человека, наследуемые по Менделю. Решение задач.
  
 ТЕМА № 3 Аутосомно – доминантное наследование.
Признаки человека, связанные с данным типом наследования. Брахидактилия, полидактилия, арахнодактилия, эпилепсия, ожирение, близорукость, гипертония, облысение, резус(+0 фактор, слепота. Решение задач.
  
 ТЕМА № 4 Неполное доминирование
Кодоминативность. Серповидноклеточная анемия, анофтальмия. Решение задач
  
 ТЕМА № 5 Аутосомно – рецессивное наследование
Признаки человека, связанные с данным типом наследования: повышенная волосатость тела, рыжие волосы, альбинизм, врождённая глухонемота, сахарный диабет, отсутствие потовых желез, резус(-) кровь, амавродическое слабоумие. Опасность близкородственных браков. Решение задач.
  
 ТЕМА № 6 Наследование, сцепленное с полом.
Сцепленные гены. Закон Моргана. Гены, сцепленные с полом. Х – сцепленное рецессивное наследование. Х – сцепленное доминантное наследование. У – сцепленное наследование. Решение задач.
  
 ТЕМА № 7 Признаки человека, обусловленные множественными аллелями
Наследование групп крови у человека, цвета кожи, роста. Решение задач.
  
 ТЕМА № 8 Близнецовый метод
Суть метода. Монозиготные и дизиготные близнецы. Роль среды и наследственности в развитии признаков.
  
 ТЕМА № 9 Генеалогический метод
Суть метода. История генеалогии. Генеалогическое древо английской коровы Виктории, А.С. Пушкина, В.М. Шукшина, И.С. Баха, С.В. Ковалевской. Схема составления родословной. Решение задач. Практическая работа «Генеалогия моей семьи»
  
 ТЕМА № 10 Биохимический метод
Суть метода. Наследственные болезни обмена веществ. Необходимость ранней диагностики заболеваний. Решение задач.
  
 ТЕМА № 11 Цитогенетический метод
Суть метода. Болезнь Дауна, Клайнфельтера, Шершевского – Тернера. Решение задач.
  
 ТЕМА № 12 Популяционно – статистический метод
Суть метода. Закон Харди – Вайенберга. Решение задач.
  
 ТЕМА № 13 Значение генетики для медицины. Лечение и предупреждение наследственных заболеваний человека
Значение генетики для медицины и Здравоохранения. Прогнозирование появления наследственных болезней человека. Ранняя диагностика наследственных заболеваний. Создание живых вакцин. Синтез генов. 
  
 ТЕМА № 14 Медико–генетическое консультирование
Повод для обращения в генетическую консультацию. Пренатальная диагностика. Генная терапия. Евгеника. Решение задач.
  
 ТЕМА № 15 Генная инженерия
Задачи генной инженерии, методы. Клонирование. Этические и юридические проблемы клонирования человека.
  
 ТЕМА № 16 Генетические последствия загрязнения окружающей среды
Патологические мутации. Влияние ионизирующего излучения, радиации, химических веществ.  Генетически модифицированные продукты.
 
 ТЕМА № 17 Итоговое занятие.
Заседание круглого стола.
  
  ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ :
  
     
  1. Анастасова Л.П.  Самостоятельная работа учащихся по общей биологии: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1989 
  2. Ауэрбах Ш.  Генетика. – М.: Атомиздат, 1968 
  3. Киреева Н.М. Биология для поступающих в ВУЗы – В.- д.: Учитель, 2000
  4. Бочков Н.П.  Медицинская генетика. – М.: Медицина, 1984 
  5. Дубинин Н.П. Горизонты генетики. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1970
  6. Дубинин Н.П. Генетика и человек. Книга для внеклассного чтения – М.: Просвещение, 1978
  7. Киселева З.С., Мягкова А.Н. Методика преподавания факультативного курса по генетике. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979
  8. Лалаянц И.Э. Стволовые клетки и клонирование. – газета «Биология», № 30, 2003
  9. Медицинская генетика. Под ред. Н.П. Бочкова. – М.: Мастерство, 2001
  10. Петросова Р.А. и др. Дидактический материал по общей биологии: пособие для учителей биологии – М.: Рауб-Цитадель, 1997
  11. Пименов А.В. Уроки биологии в 10-11 классе. – Ярославль: Академия развития, 2001
  12. Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. Основы генетики человека. – Ростов- на Дону: Феникс, 1997 
  13. Эфроимсон В.П. Введение в медицинскую генетику. – М.: Медицина, 1968
  14.  
  
    ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ :
  
1. Беркинблит М.Б. и др. Почти 200 задач по генетике. – Мирос, 1992.
2. Киреева Н.М. Биология для поступающих в вузы (способы решения задач по генетике). – В-д: учитель,2000.
3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочное пособие для старшеклассников. – М.: АСТ-Пресс школа, 2002.
4. Дубинин Н.П. Генетика и человек. Кн. Для внеклассного чтения 9 – 10 кл.-М.: Просвещение,1978.
5. Медведев Н.Н. Беседы по биологии Минск: Высш. Шк.,1976.
6. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии – М: Просвещение,1993.
7. Полканов Ф.М. Мы и её величество ДНК. – М.: Детская литература, 1968.
8. Тарасенко Н.Д. и др. Что вы знаете о своей наследственности? 2-е издание. – Новосибирск: наука, Сиб. Отд-ие, 1991.
Пожаловаться 31 августа 2011
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru