В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

УММ по теме: "Воспитание экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира в 1 классе".

Психолого-педагогическое обоснование проекта «Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мир в первом классе»


Актуальность. В условиях экологического кризиса ценности экологической этики являются главным критерием в отношении человека к окружающему миру. Являясь объединяющей категорией природных и человеческих ценностей, они определяют социальное взаимодействие людей, согласование их интересов, требований, регулируют поведение человека, определяя будущее жизни общества в окружающей среде. Соблюдение на практике ценностей экологической этики приводит к формированию экологической культуры. Экологическая культура человека – способ соединения человека с природой, примирения с ней на основе более глубокого познания природы.

Фундамент ответственного отношения к природе закладывается в начальной школе. Успех экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения школьников.

Экологическое образование в младших классах обладает рядом особенностей. Одна из особенностей состоит в том, что весьма «сухое» научное знание, которое составляет ядро экологии, должно быть положено, скорее всего, на неподготовленную почву. Возникает противоречие между содержанием экологического образования, которое должно быть усвоено школьниками, и возрастными возможностями обучающихся.

Становление экологической культуры обусловлено наличием у человека знаний, которые он приобретает в процессе экологического образования. В реальной жизни, когда человек знает, что “это делать нельзя”, но делает в угоду своим потребностям, он, является экологически образованным и одновременно экологически некультурным. Наличие экологических знаний не является достаточным условием формирования экологической культуры. Возникает противоречие между наличием экологических знаний и отсутствием, соответствующей этим знаниям модели поведения.

Формирование разнообразных представлений о мире природы должно быть не задачей, а средством и результатом экологического воспитания. Практическая деятельность играет не менее важную роль, чем знания о природе, поэтому именно она является конечным результатом формирующихся отношений, критерием развивающегося сознания и чувств, в ней закладываются и сами отношения человека с окружающим миром. Возникает противоречие между необходимостью включения ребенка в деятельностно-практические отношения и реальными возможностями ребенка в осуществлении природосберегающей деятельности.

Данные противоречия позволяют сформулировать проблему.

Проблема. Какие условия определяют экологическую культуру младшего школьника?

Данная проблема определила тему проекта по разработке УММ: «Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мир в первом классе».

Цель: разработать и реализовать на практике учебно-методическое обеспечение уроков окружающего мира в первом классе по теме: «Почему и зачем?», которое будет способствовать формированию у младших школьников экологически нравственного поведения по отношению к самому себе и окружающей среде, которое соответствует нормам этики и морали, выработанных человечеством в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Задачи:

1. Определить концептуальные положения, которые лежат в основе формирования экологической культуры младшего школьника (основные понятия, элементы, их структура и содержание).

2. Разработать модель урока, направленного на формирование экологической культуры младших школьников.

3. Разработать учебно-методические материалы (УММ) по реализации проекта в практике обучения и воспитания младших школьников на уроках окружающего мира (конспекты уроков, контрольно-измерительные материалы, игровые учебные материалы).

4. Организовать апробацию данного УММ в практике обучения и воспитания младших школьников на уроках окружающего мира.

5. Разработать критерии эффективности реализации УММ.

Концептуальные положения:

1. В педагогической и экологической литературе встречаются разнообразные интерпретации понятия «экологическая культура».

По определению Б.Т.Лихачева, сущность экологической культуры «...может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности». Для характеристики сущности и структуры экологической культуры личности Б. Т. Лихачев использует такие понятия, как «экологическое восприятие», «экологическое воображение», «экологическое чувствование».

В. К. Назаров (Забайкальский государственный педагогический университет, г. Чита) дает следующее определение понятия «экологическая культура»: «экологическая культура – это система воздействий человека на среду обитания, обеспечивающая высокое качество его жизни, реализуемая через эволюционирующие образцы сознания, мышления, поведения и т.д., трансформируемые из поколения в поколение, и закрепленная в подсознании человека. В результате чего он живет столько и таким образом, как это заложено в нем его генетической программой, а среда обитания или остается в неизменном виде, или преобразуется таким образом, что ее новое состояние не влияет на дальнейшее полноценное существование человека даже в отдаленном будущем».

И. В. Цветковой, специалисту в области экологического воспитания детей, принадлежит следующее определение: «Экологическая культура – процесс, связанный с освоением, наращиванием знаний, технологий и опыта и передачей их одним поколением другому в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура – это и результат воспитания, выражающийся в умении человека достигать гармонии в отношениях с окружающей средой».

Таким образом, экологическая культура – это, во-первых, целостный компонент интеллектуальной и духовной культуры личности, во-вторых, субъектный, системный, многомерный опыт личности, обеспечивающий ее творческую самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем.

2. В структуре экологической культуры выделяют три элемента:

1) знания основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе;

2) эмоционально-чувственные и эмоционально-ценностные переживания;

3) деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, действительности.

3. Исходя из этого, можно определить три направления экологического образования:

  1. формирование рационального (познавательного) отношения к природе;

  2. формирование эмоционально-ценностного отношения к природе;

  3. воспитание деятельностно-практического отношения.

«Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды» (Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11-х классов общеобразовательной школы. М., 1995., с.16).

Рациональное (познавательное) отношение к природе базируется на потребности познания природы, рассудочного освоения окружающей действительности, а также включает в себя соответствующие мотивы и интересы. Рациональное отношение к природе воплощается в стремлении к расширению объема знаний о природе и различных объектах в ней, раскрытию закономерностей развертывания различных природных процессов. Экологические знания - это знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе. В структуре экологического сознания экологические знания занимают ключевое место, так как понимание невозможно без знания основных закономерностей и взаимосвязей. Экологическое сознание - индивидуальная и коллективная способность понимания неразрывной связи человека и человечества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека и использования этого понимания в практической деятельности.

Основой эмоционально-ценностного отношения к природе являются нравственно-эстетические чувства. Нравственно-эстетические чувства – это способность воспринимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, совершенствовать окружающий мир на основе гуманистических идеалов, общечеловеческих ценностей и норм морального поведения. Основным содержанием этой разновидности отношений являются потребности в эмоциональном переживании процесса общения с природой, а также соответствующие мотивы и интересы. Данное отношение находит свое воплощение в чувствах удовольствия—неудовольствия, радости—печали, восхищения—презрения, любви—ненависти, возникающих в процессе взаимодействия с теми или иными природными объектами.

В основе деятельностно-практического отношение к природе лежат потребности в осуществлении целенаправленной практической преобразующей деятельности по отношению к природе в целом или к конкретным природным объектам, соответствующие мотивы, интересы, деятельностные установки. Деятельностно-практическое отношение находит свое выражение в стремлении к осуществлению природоохранной деятельности, желании ухаживать за животными, растениями. Экологическая культура должна формироваться в ходе деятельности и проявляться в форме выбора экологических альтернатив. Процесс формирования экологической культуры состоит из создания экологических альтернатив, обучение выбору альтернатив и оценки выбора модели поведения или выбора модели поведения другими людьми.

4. Выделенные направления экологического образования реализуются в образовательном процессе в трех его компонентах: информационном, мотивационном и морально-нравственном.

Таблица № 1

Сущность, структура и содержание компонентов экологического образования


Компоненты

Структура

Содержание

Информационный компонент

Представляет собой систему эколого-этических знаний, умений и навыков, ориентированных на усвоение единой системы знаний эколого-этического характера:

- знания эколого-этического характера являются условием осознания необходимости бережного и рационального использования природных ресурсов;

- умения и навыки создают готовность человека к самостоятельному решению поставленных задач

1. В процессе усвоения эколого-этической информации формируется эколого-этическое мышление, отражающее направленность мыслительных операций на разрешение экологических ситуаций, возникающих в результате неадекватных действий человека.

2. Такой способ мышления способствует выработке нестандартных, творческих, альтернативных решений, способствует экосообразному определенному типу поведения, что является уже эколого-этической компетентностью.

Мотивационный компонент

Мотивационный компонент представляет в своей структуре потребности, мотивы, интересы, определяющие эколого-этическую обоснованную деятельность.

- эколого-этические потребности определяют поведение личности: человеческие потребности, удовлетворение которых позволяет поддерживать и сохранять жизнь и здоровье человека, этические потребности (мировоззренческие, познавательные, художественно – эстетические и потребность сохранить благоприятные условия для существования всего живого, заботиться о других);

- эколого-этические убеждения отражает чувственное отношение к эколого-этической деятельности, что в результате составляет жизненную концепцию сознания личности

1. В процессе усвоения эколого-этических знаний происходит осознание субъективных и объективных потребностей, которые ориентируют личность на принятие решений по реализации той или иной деятельности.

2. На основании эколого-этических потребностей возникают как экологические, так и этические интересы. Согласование экологических и этических интересов приводит к возникновению единых эколого-этических интересов.

3. Система ценностных ориентации определяет содержательную направленность личности, составляет основу взглядов на окружающий мир, отношение к другим людям, к себе самому, основу формирующегося мировоззрения.

4. Эколого-этические знания преобразуются в эколого-этические убеждения и реализуются в деятельности

Морально-нравственный компонент

- социально – нравственные нормы и принципы;

- ценностные ориентации

Морально-нравственный компонент предполагает усвоение социально - нравственных норм и принципов через подключение к восприятию знаний о природе эмоционально - чувственной сферы, формирование позитивного взгляда на мир природы и ценностных ориентации к природной деятельности на основе убеждений.


5. Решение в рамках образовательного процесса проблемы формирования экологической культуры младших школьников, приводит к необходимости изменения технологии преподавания и структуры урока окружающего мира.

Таблица № 2

Основные изменения в структуре урока

Компоненты урока

Направления изменений

Целевой

1. Смещение акцента в формулировке цели с обучающих задач урока на формулировку социально – нравственных норм и принципов, которые формируются посредством данного содержания урока; в задачах выделять виды деятельности, которые позволят реализовать данную цель;

2. Выделение в структуре целей и задач урока элементов экологической культуры (экологические знания, экологические умения, нравственно-этические чувства; деятельностно-практические отношения);

3. Согласование предполагаемого результата с поставленными целями и задачами.

Мотивационный

1. Коррекция экологических ценностных ориентаций, интересов и потребностей: формирование личностного отношения к проблеме (с помощью фактов, цифр, суждений необходимо вызывать эмоциональные реакции учащихся);

2. Моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников;

3. Активизация потребности в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.)

4. Психологическая подготовка к реальным экологическим ситуациям (использование ролевых и деловых игр).

Содержательный

1. Расширение экологических знаний: - включение знаний об особенностях экологических сообществ; сезонных изменениях в природе; изменениях в природе под влиянием деятельности человека;

- установление логических взаимосвязей между изучаемыми предметами, явлениями и событиями;

- использование разнообразных источников информации: наблюдение ученика на уроке (экскурсия, практическая работа), знакомство с произведениями искусства, работа с учебником и презентациями, работа с др. источниками информации (энциклопедия, художественная литература, устное народное творчество);

2. Включение эстетической деятельности на уроке: - знакомство с произведениями искусства;

- собственная художественно-эстетическая деятельность ребенка (рисование, сочинение стихов, лепка, изготовление аппликаций, поделок из природных материалов);

- создание условий для выражения эстетических чувств и эмоций от общения с природой и знакомства с произведениями искусства;

3. Включение в содержание урока экологических ситуаций: - обсуждение предложенных ситуаций, оценка, выбор варианта поведения;

- использование экологических ситуаций при формулировке учебной проблемы;

- составление детьми экологических задач в совместной деятельности с учителем;

4. Включение различных видов деятельности практического характера, имеющих экологическую направленность: - имитация ситуаций, в которой необходимо выбрать модель поведения (ролевые и деловые игры);

- практическая работа и проектная деятельность (изготовление кормушки, написание памятки по уходу за домашними животными, уход за комнатными растениями);

- создание произведений, которые направлены на выражение позиции (экологический плакат, экологическая листовка, экологическая сказка и др.);

5. Расширение знаковой системы урока: - слово – источник информации о природе, а также способ передачи чувств и эмоций человека; изобразительные средства дополняют наши представления об окружающем мире;

- использование экологических знаков для обозначения экологических правил.

Контрольно-оценочный

1. Использование различных видов контроля: творческая работа, тест, устный опрос;

2. Использование различных форм контроля: самоконтроль, взаимоконтроль в паре, группе, контроль учителя;

3. Выделение критериев оценки экологических знаний, умений, деятельностно-практического отношения, которые были бы понятны ученику и учителю; их использование при оценке результов деятельности на уроке и результата урока;

4. Разработка и использование «листа самооценки достижений ученика на уроке» с выделением оцениваемых этапов и критериев оценки работы на данном этапе.


6. Этапы разработки и реализации УММ:

1. Констатирующий этап

Сроки: март, 2011.

Цель: проверить первоначальные умения, навыки вести себя в природе.

Форма: анкетирование.

2. Формирующий этап

Сроки: апрель – май, 2011.

Цель: формировать экологически грамотную модель поведения у младшего школьника, сочетающую в себе эколого-нравственные знания и убеждения, устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых эколого-нравственными ценностями.

Форма: система уроков по теме.

3. Контрольный этап

Сроки: май, 2011.

Цель: проверить уровень сформированности экологического сознания.

Форма: анкетирование.

7. Критерии эффективности реализации проекта.

Таблица № 3

№ п/п

Критерии

Показатели

Уровни


1.

Деятельностный

- Понимание учащимися основных экологических закономерностей;

- Характер деятельностно-практического отношения к природе (активность, самостоятельность, креативность)

Алгоритмический



Творческий

2.

Мотивационный

- Ориентированность на познание, на процесс, на результативность;

- Самооценка ответственного отношения к природе, людям и самому себе

Ориентировочный


3

Субъектный

- Эмпатия ко всему живому, ответственное отношение к природе, людям, самим себе;

- Способность организовать коммуникацию и групповое взаимодействие

Творческий

4

Оценочный

Способность к анализу деятельности, модели поведения

Эвристический







Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос