В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Формирование правового сознания у старших дошкольников.

Светлана Логинова Светлана Логинова
Тип материала: Планирование
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 3757
Краткое описание
Материал из опыта работы с детьми подготовительной группы за 2008/2009 учебный год.

Описание
Формирование правового сознания у старших дошкольников
 (методические рекомендации)
 
 

Воспитатель 
Логинова С.И.
г.Петрозаводск
МДОУ "Детский сад №3"
  
Одной из важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей.
  
Начинать знакомить детей с правами надо  уже с детского сада. Учитывая, что в первую очередь семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, необходимо проводить работу по ознакомлению с правами не только с детьми, но с родителями воспитанников.  
  
Задачи:
  • Вести правовое просвещение родителей, содействовать защите прав и достоинств детей.
  • Ознакомление детей и родителей с Конвенцией ООН о правах ребенка.
  
Ознакомление старших дошкольников с правами ребенка проходит на занятиях, которые проводятся  один раз в месяц. Продолжительность занятия 25-30 минут. Большое значение имеет подготовительная работа (сотворчество детей и родителей, поисково-исследовательская деятельность и др.). Обязательным элементом занятий является рабочая тетрадь «Я и моя семья». 
Для того, чтобы у детей сформировались необходимые представления о своих правах, закрепить знания, этот материал может быть включен в другие занятия (ознакомление с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой и развитие речи, изодеятельность, ручной труд, конструирование). Предусматривается проведение бесед, чтение детской литературы, использование ИКТ, ТСО, помогающих расширить и  уточнить представления детей о правах. Очень важно дать возможность детям применить полученные знания в практической деятельности – творческих и развивающих играх, попытаться использовать знание прав в общении с другими детьми, в праздника, развлечениях.
Прогнозируемый результат:
В процессе работы важно, чтобы дошкольники усвоили ключевые понятия: семья, благополучная семья,  забота, сочувствие, чувство защищенности, проявлять почтение,, уважение, второе и третье поколение.
Предложенная работа поможет дошкольникам:
· Сформировать свое собственное мнение. Не бояться его высказывать.
· Научит слушать и слышать другого человека, уважать его мнение.
Родителям же важно понять, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
  
  
 Сроки.
 
 Содержание работы.
 
 Сентябрь
 
              Совместное творчество детей и родителей — рисунок «Школа».
             Родительское собрание: «Ваш ребенок скоро пойдет в школу». (С выступлением учителя начальных классов).
    Анкетирование родителей — входное «Знаете ли вы права ребенка?» (приложение).
  
 
 Октябрь
 
                Занятие: «Наши права».
         Интервью детей «Это я!» (приложение).
     Создание фотоальбома «Это мы!» (Фото и рассказы детей о себе).
     Занятие: «Я самый-самый!».
     Информационный стенд для родителей «Я ребенок и я имею право!».
     Праздник Осени с чаепитием и конкурсами для родителей и детей.
  
 
 Ноябрь
 
      Анкетирование детей «Моё имя» в начале работы по теме «Имя» и в конце (приложение). 
     Совместная поисково-исследовательская деятельность родителей и детей «Что означает моё имя?»
    Занятие: «По-разному зовутся дети».
     Совместное творчество детей и родителей «Имя моего ребенка».
     Рисование «Моё имя» или «Моя визитная карточка».
     Беседы: «Наши фамилии», «Великие тезки», «Имена в названии улиц».
     Психологические словесные игры: «Обзывалки», «Назови ласково».
     Сюжетно-ролевая игра «Проверка документов на границе».
     Рисование «Вот какая красивая моя мама».
     Изготовление поздравлений ко дню Матери.
     Составление творческих рассказов о своей маме.
     Праздник мам.
  
 
 Декабрь
 
      Занятие «Я – гражданин  России».
     Совместное творчество детей и родителей: «Флаг моей семьи»
     Коллективная работа «Герб нашего детского сада».
     Рисование «Герб моей группы».
     Родительское собрание «Права ребенка – это права взрослого». (С выступлением юриста и выступлениями детей).
     Беседы: «Как мы отдыхаем всей семьёй», «Расскажи о своей семье», «Как твоя семья готовится к Новому году?».
     Изготовление открыток и сувениров в подарок родным и близким к Новому году.
     Новогодний праздник.
  
 
 Январь
 
      Занятие «Моя семья».
     Совместное творчество детей и родителей: «Герб моей семьи».
     Анкетирование детей,  для того чтобы понять, кто из взрослых в семье пользуется наибольшим (или наименьшим) авторитетом у ребенка (приложение).
 
 Февраль
 
     Занятие «Право на любовь».
     Изготовление «Валентинок» в подарок родным.
    Изготовление книжки – раскладушки «На что похожа любовь?» (используются рисунки детей).
     Развлечение для детей «День святого Валентина».
     Рисование: «Мой любимый дедушка», «Моя любимая бабушка».
     Изготовление поздравлений для пап,  дедушек и братьев к 23 февраля.
     Разучивание песен и стихов о маме, папе, дедушке, бабушке, сестрах, братьях.
  
 
 Март
 
      Изготовление поздравлений для мам, бабушек и сестер к 8 марта.
     Праздник Мам.
     Занятие: «Без семьи нет счастья».
     Совместная поисково-исследовательская деятельность и творчество детей и родителей: «Генеалогическое древо семьи».
  
 
 Апрель
 
      Беседа «Традиции моей семьи».
     «Семья глазами ребенка» (буклет с высказываниями детей – что такое семья?).
     Анкетирование родителей   — итоговое «Знаете ли вы права ребенка?».
 
 Май
 
      Детско-родительская гостиная.
     Выпускной бал.
  
 
  
 Предметно-развивающая среда по теме:
  • Тетрадь «Я и моя семья».
  • Фотографии на тему: «Это я!».
  • Иллюстрации на тему: «Семья», «Символы России».
  • Символы «Права ребенка».
  • Дидактические игры: «Наши права и обязанности», «Фоторобот», «Генеалогическое древо», «Семья», «Профессии».
  • Дидактическое пособие «Права ребенка».
  • Комплект сюжетных картин «Ребенку о его правах» (ООО «Издательство Скритории 2003»)
  • Зеркала.
  • Рисунки детей «Моя семья», «Моё имя», портреты членов семьи, «Герб нашей группы».
  • Изделия совместного творчества детей и родителей из природного материала  «Имя моего ребенка».
  • Аудиозаписи гимна РФ, песни о членах семьи.
  • Детская художественная литература.
  • Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция РФ.
  • Материал для продуктивной деятельности (карандаши, фломастеры, бумага, клей и др.)
  
Для оценки результативности работы применяется входной, текущий и итоговый контроль.
 Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений дошкольников и их родителей в начале всей работы или перед изучением той или иной темы. Формы оценки: диагностическое анкетирование детей «Моё имя» (приложение) и родителей «Знаете ли вы права ребенка?» (приложение); игра «Наши права и обязанности» (приложение).
 Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы оценки: творческие задания, наблюдения, игра «Наши права и обязанности». 
 Итоговый контроль может иметь различные формы: диагностическое анкетирование детей «Моё имя» и родителей «Знаете ли вы права ребенка?», работа в тетради «Я и моя семья», выставки, фотоальбом, игра «Наши права и обязанности». Итоговый контроль проводится по окончании изучении темы и всего материала.
Сравнительный анализ позволит сделать вывод о достигнутых результатах и внести необходимые коррективы в работу.
  
       
 

 ПРИЛОЖЕНИЕ
  
 Анкета для родителей
 «Знаете ли вы права ребенка?»
Уважаемые родители!
В настоящее время остро стоит проблема защиты прав ребенка. Просим вас честно ответить на вопросы анкеты.
  1. Знакомы ли Вы с какими-либо правовыми документами, устанавливающими или освещающими права маленького ребенка? Если «да», то с какими? 
  2. Какими, по вашему мнению, правами обладает ребенок, перечислите:
  3. Обозначьте названия документов, которые, по Вашему мнению, могут содержать информацию о правах ребенка:
 – Конвенция о правах ребенка
– Трудовой кодекс РФ
– Конституция РФ
– Семейный кодекс РФ
– Закон РФ «Об образовании»
– Уголовный кодекс РФ
  1. Как Вы считаете, является ли наказание (любое) нарушением прав ребенка? (Подчеркните.)
 – Да.
– Нет.
– Не всегда.
  1. Закончите фразу: «Наказание происходит потому, что …»  
  2. Отметьте фразы, которые Вы наиболее часто употребляете при общении с ребенком:
 – Сколько раз тебе повторять?
– У всех дети как дети, а ты…
– А как ты считаешь?
– Ну что за друзья у тебя?
– Давай подумаем…
– И в кого ты такой уродился?
– Я в твои годы…
– Какой ты молодец! (Какая ты умница!)
  1. Какие наказания или меры воздействия, с Вашей точки зрения, не противоречат правам ребенка и могут быть использованы воспитателями в группе?  
  
Приложение 
 Право на индивидуальность.
 Интервью «ЭТО Я!»
  1. Меня зовут.
  2. Больше всего мне нравится в себе …
  3. Я бы хотел быть …
  4. Моя любимая игра …
  5.  Я чувствую себя счастливым, когда …
  6. Я чувствую печаль, когда …
  7.  Я хочу стать …
Интервью берет воспитатель индивидуально у каждого ребенка. Дети приносят свои фото на тему «Это я!». Каждый ребенок совместно с воспитателем составляет свою страничку в фотоальбом (выбирают цвет картона, размещают своё фото и рассказ на картонке, приклеивают). Эта работа проводится во второй половине дня, в свободное от занятий время. Когда все дети проделают эту работу, получится фотоальбом «Это мы!». Альбом хранится в группе, дети в свободной деятельности смотрят его. Презентация фотоальбома родителям — на одном из семейных праздников в группе.
  
  
 Право на имя.
 Анкета для детей.  
 «Моё имя»  
  1. Назови свое И.Ф.О.
  2. Что означает твое имя? 
  3. Каким образом пришло к тебе? 
  4. Нравится ли тебе твоё имя?
  5. Кто такие тёзки? Есть ли они у тебя?
  
 Анкетирование проводится в начале работы над темой «Я и моё имя» и в конце. Сравнительный анализ позволит сделать вывод о достигнутых результатах и внести необходимые коррективы в работу.
  
  
 Вопрос.
 
 Начало работы.
 
 Конец работы.
 
 Назови своё И.Ф.О.
 
  
 
  
 
 Что означает твоё имя?
 
  
 
  
 
 Каким образом пришло к тебе?
 
  
 
  
 
 Нравится ли тебе твоё имя?
 
  
 
  
 
 Кто такие тёзки? Есть ли они у тебя?
 
  
 
  
 
  
  
  
Проективная методика с детьми (для того, чтобы понять, кто из взрослых в семье пользуется наибольшим /наименьшим) авторитетом у ребенка.
 Анкета для детей.
 «Моя семья»
Для того чтобы понять. Кто из взрослых в семье пользуется наибольшим (или наименьшим) авторитетом у ребенка.
– У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял(а) с собой на представление?
– Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться.  Кто это?
– Ты строишь из конструктора дом. У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?
– Ты потерял(а) что-то очень дорогое для себя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
– У тебя болит зуб, и ты должен(а) идти к зубному врачу. С кем ты пойдешь к врачу?
Обработка результатов педагогической работы с помощью дидактической игры «Наши права и обязанности».
Игра состоит из набора картинок, соответствующих правам и обязанностям детей. Ребенку предлагается разложить картинки по группам – «наши права» и «наши обязанности». При этом ребенок должен уметь назвать то или иное право и обязанность.
Все ответы фиксируются в таблицу.
  
   
  
ФИ ребенка.
 
 Знания детей.
 
 Права
 
 Обязанности
 
 На семью.
 
 На образова
ние.
 
 На мед. обслужи
вание.
 
 На отдых.
 
 Помо
гать маме.
 
 Помогать младшим.
 
 Дежур
ство.
  
 
 Полить цветы.
 
 
  1. ….
 
 +
 
 +
 
 -
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
  
  
 Список детской художественной литературы:
·  Андерсен Г.Х. Гадкий утёнок.
·  Берестов В. Как хорошо уметь читать.
·  Востряков И. Быть здоровым – здорово!
·  Гайдар А. Чук и Гек.
·  Катаев В. Цветик – семицветик.
·  Маршак С. Двенадцать месяцев.
·  Маршак С. Кот и лодыри.
·  Маршак С. Кошкин дом.
·  Маршак С. Почта.
·  Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.
·  Манакова М. Правила безопасности для малышей.
·  Михалков С. Дядя Стёпа.
·  Михалков С. Три поросенка.
·  Носов Н. Бобик в гостях у Барбоса.
·  Носов Н. Приключение Незнайки и его друзей.
·  Носов Н. Фантазёры.
·  Осеева В. Просто старушка.
·  Осеева В. Сыновья.
·  Перро Ш. Золушка.
·  Пушкин А. Сказки.
·  Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья.
·  Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина.
·  Толстой Л. Старик сажал яблони.
·  Толстой Л. Старый дед и внучек.
·  Толстой Л. Филиппок.
·  Чуковский К. Марусеньке копеечку.
·   Ты и твоя Родина (для дошкольного возраста).
Читая литературные произведения, надо обязательно обращать внимание детей на хорошие дела и поступки главных героев. Знакомство с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев.
В пособиях: Шорыгиной Т.А. «Беседы о правах ребенка» и Давыдовой О.И., Вялковой С.М. «Беседы об ответственности и правах ребенка» много рассказов и сказок, которые можно использовать в своей работе с детьми.
  
 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
  
  1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 (Вместе с детьми).
  2.  Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
  3. Доронова Т.Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов. учреждений – М.: Просвещение, 2006. 
  4. Жукова Р.А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. — Изд. 2-е переработанное. /Сост. – Волгоград: ИТД «Корифей».
  5. Имя вашего ребенка. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007
  6. Имена, именины, именинники. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007. 
  7. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. — «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
  8. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ — М.: ТЦ Сфера, 2007 (Библиотека руководителя ДОУ).
  9. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… Практическое пособие для работников ДОУ, — М.: АРКТИ, 2003 (Развитие и воспитание дошкольника).
  10. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007
  11. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2008 (Правовая библиотека).
  12. Круглов Ю.Г.  Русские народные загадки, пословицы, поговорки.  – М.: Просвещение, 1990.
  13. Колокольчик №39 – 2007 («Чудо – осень», «Урок России») — учебно-методический и литературно-музыкальный журнал для педагогов, воспитателей и родителей.
  14. МячинаЛ.К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  15. МячинаЛ.К., ЗотоваЛ.М., ДаниловаО.А. Мои права: Рабочая тетрадь у учебно-методическому пособию «Маленьким детям – большие права».
  16. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб. – метод. Пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. (Воспитание и доп. Образование детей).
  17. Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. (Развитие и воспитание дошкольника)
  18. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №9 сентябрь – 2008
  19. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья   — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
  20.  Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
  21. Фарафонова И.И., Пасякина Л.В., Сухова Е.Г., Комова Т.М.  Права ребенка (семейные проекты) – журнал «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
  22. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. -  Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 
  23. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 (вместе с детьми).
  24. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей 3-6 лет). – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

Пожаловаться 26 августа 2011
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru