В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Особенности процесса нравственного воспитания учащихся

Мешкова Ольга Мешкова Ольга
Тип материала: Педагогическая теория
Рейтинг: 1  голосов:1    просмотров: 4371

Описание
Мешкова Ольга Сергеевна, социальный педагог,

муниципальное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №3 п. Октябрьский 

Чунского района Иркутской области

 
 «Особенности процесса нравственного воспитания учащихся»
Нравственное формирование личности – сложный и многогранный процесс, осуществляемый под воздействием различных факторов и условий. Подрастающее поколение развивается под влиянием внешних и внутренних воздействий. Все, с чем соприкасаются дети, — люди, вещи, явления окружающей жизни – накладывает отпечаток на их поведение, на их моральный облик.
Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важным разделом является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважение к старшим. 
Уже с детства следует воспитывать нетерпимое отношение к несправедливости, нечестности, к отрицательным качествам и поступкам, которые мешают строить новое общество. 
Необходимость нравственного воспитания детей обусловлена несколькими причинами. Во-первых, дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания. Во-вторых, для освоения нравственного опыта, дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом. Личный опыт детей весьма узок, ограничен. Отсюда необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных. Любые качества личности, уровень ее интеллектуального развития, физическое совершенство, силы воли имеют положительный социальный смысл лишь в сочетании с нравственным развитием личности.
Педагогу важно разобраться в том, как нравственное воспитание влияет на развитие воспитанника, как ученик изменяется, поднимается на новую ступеньку нравственного совершенства. Это можно понять, если расчленить целостный процесс нравственного воспитания на отдельные звенья и рассмотреть каждое из них.
Итак, рассмотрим процессы нравственного развития у учащихся на всех этапах обучения.
В младшем школьном возрасте, в период собственного нравственного развития детей, нравственная сфера претерпевает дальнейшие изменения. В начальной школе дети сталкиваются с тем что они постоянно должны следовать моральным правилам и нормам, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшие школьники должны постоянно учиться применять данные правила и нормы во взаимоотношениях с учителями, другими взрослыми, сверстниками. Дети младшего школьного возраста психологически готовы к пониманию смысла всех нравственных норм и правил. В этом возрасте происходит становление таких нравственных чувств, как чувство товарищества, долга, коллективизма, способности к сопереживанию, эмпатии.
Но нравственному развитию младшего школьника присуще возрастные изменения. На этом возрастном этапе дети еще не способны к выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая моральные требования, младший школьник продолжает полагаться на авторитет родителей, учителя, более старших учащихся. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к отрицательному влиянию.   
Начиная с подросткового возраста, основными движущими силами нравственного развития, выступают биологическое взросление и социальное научение. Биологическое развитие является  необходимой основой нравственного развития подростка. 
Наибольшее значение для нравственного развития в подростковом возрасте приобретают идеалы. Их формирование тесно связано с интересом к нравственным качествам людей, их поступкам, взаимоотношениям друг с другом. И если первоначально идеалы возникают у ребенка непроизвольно, без сознательного поиска, то уже в старшем подростковом и юношеском возрасте ведется активный поиск людей, образы которых соответствуют нравственным стремлениям и служат опорой нравственного поведения.
В старшем школьном возрасте нравственное развитие характеризуется появлением следующего нового функционального образования – нравственных убеждений, представляющих сплав соответствующих знаний и чувств. В убеждениях находит свое выражение проанализированный  жизненный опыт школьника. Это делает их убеждения специфическими мотивами поведения и деятельности школьников, придает поведению большую устойчивость, последовательность и гибкость. С возникновением убеждений сначала перестраиваются, а затем полностью исчезают идеалы, воплощенные в образе конкретного человека. Вместо единичного конкретного образа возникает некий собирательный идеал.
У старшеклассников появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремиться к воспитанию у себя качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Стремление старшеклассников к моральным знаниям обусловлено интересом к собственной личности.
Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознания себя в качестве элемента социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Решая проблему смысла жизни, старшеклассники задумываются не сколько над вопросом «кем быть?», сколько над вопросом «каким быть?».   
 
Основные процессы формирования нравственного развития:

 

Формирование нравственного сознания

Уровень нравственного сознания личности определяет ее поведение и деятельность. Процесс формирования сознания длительный и сложный, он начинается задолго до поступления ребенка в школу с формирования первоначальных представлений об обществе, взаимоотношениях близких людей.
 
Формирование навыков и привычек поведения
Действенность педагога во многом зависит от того, насколько школа заботится о формировании полезных навыков и привычек поведения.
Навыки и привычки могут быть сформированы в результате механических тренировок. Но этот путь является менее эффективным. Ребенок не хочет рассматривать себя только как явление педагогическое, хотя он и знает, что его воспитывают взрослые. Более того, он сопротивляется воспитанию, если оно состоит только из поучений и приучений.
Значительно более эффективным путем формирования привычек является педагогически продуманная жизнь ребенка. В школьной жизни, целесообразно организованной педагогом, многие полезные привычки поведения формируются незаметно для самих школьников.
 
Формирование устойчивых убеждений — важнейшая задача современной школы. Нашим детям нужны глубокие идейные убеждения, которые рождали бы сильные чувства, проявлялись в поступках, делах. Такие убеждения могут возникнуть в том случае, если они не только продуманы, прочувствованы человеком, но и пережиты им, подтверждены его личным опытом. Поэтому правилом деятельности школы по нравственному воспитанию должно быть не только разъяснение определенных норм, но и создание условий, в которых бы дети могли проверить свои взгляды, отточить их, убедиться на опыте в их правильности. 

Важно, чтобы школьник осознал, принял эти убеждения. Только в этом случае они могут стать мотивом его поведения. Мотив — это осознанное побуждение, это сила, которая двигает, направляет поведение человека. Без соответствующих мотивов не закрепляются нужные формы поведения, не формируется то или иное нравственное качество учащегося как активиста, общественного деятеля.
Формирование внутреннего идеала

С формирование идеала тесно связано возникновение таких особых нравственных чувств, как самоуважение, чувство собственного достоинства, которые становятся важными мотивами поведения и средствами самоконтроля. Таким образом, суть данного этапа нравственного развития заключается в том, что нравственный образец, который раньше был дан ребенку извне, теперь представленный в форме идеала, становиться внутренним.
Формирование нравственных чувств
Огромное влияние на поведение учеников оказывают чувства. Опора на чувства в воспитании повышает его эффективность. Воздействие на чувства детей неизмеримо и представляет собой наиболее сложную область в нравственном воспитании. 
При определении способов воздействия на чувства ученика необходимо иметь в виду, что воспитание чувств протекает главным образом по пути изменения и дальнейшего совершенствования имеющихся у ребенка чувств. Нельзя, например, прямо поставить перед учеником цель — испытать чувство восхищения поступком своего товарища или литературного героя. Для возникновения необходимого чувства важно создать соответствующую обстановку, при которой у ученика могут возникнуть те или иные переживания. Можно, например, много говорить о родной природе в стенах школы и не вызвать у детей чувства восхищения ее красотой и величием. А вот ряд экскурсий в природу, постановка перед детьми задачи найти наиболее красивые места, сфотографировать их, оформить монтаж приводят к возникновению у детей чувства любви к природе. В данном случае учитель не только вызывает благородные чувства, но и способствует их закреплению.
Яркая, богатая жизнь коллектива, хорошо организованная педагогом, является основой для формирования высоких нравственных чувств: любви к Родине, чувства долга перед коллективом.
 
Нравственное воспитание — непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И тем не менее это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Для хода воспитания важно знать и его результаты, которые лучше всего подводить за какой-то определенный отрезок жизни.
Поэтому важно с первых дней обучения детей в школе, в ходе постоянного общения с ними на уроках, по внеурочное время, в беседах с родителями определить этот уровень. Но это не должно приводить к перерыву, остановке в нравственном воспитании. Используя новые возможности школьного обучения: изменение характера и организации деятельности, обогащение знаний учащихся, педагоги стремятся к расширению и углублению нравственного опыта детей, их нравственных представлений и понятий. Работая со всем коллективом, педагог не должен не упускает из виду отдельных учащихся. Заметив положительные черты и свойства в том или ином ребенке,  педагог должен стремиться развивать и совершенствовать их. Свои усилия педагог должен координировать с родителями и таким путем не только решать задачи, стоящие перед  обучением, но и подготавливать условия для дальнейшего нравственного воспитания детей.
 Литература :

1.Г.В. Слепухина «Нравственное развитие старшеклассников в социально-педагогическом процессе»;
2.Н.И. Болдырев  «Нравственное воспитание школьников»;
3.Г.Г. Кулинич «Родительские собрания по половому воспитанию».
Методики:
Методика «Что такое хорошо, что такое плохо»

 
Учащихся просят привести примеры: принципиального поступка; зла, которое сделали им другие; доброго дела, свидетелем которого они стали; справедливого поступка, который совершил знакомый человек; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-бальной шкале:
1 балл — у ученика сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2. балла – представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – сформировано полное и четкое представление.
 
 
Методика «Диагностика нравственной самооценки»

 
Инструкция:

Вам предлагается десять высказываний. Внимательно прослушайте каждое их них. Подумайте, насколько Вы с ним согласны. Если Вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если больше согласны, чем не согласны – оцените ответ в 2 балла; если совсем не согласны – оцените ответ в 1 балл.
 
Список высказываний:

  1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
  2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
  3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
  4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
  5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо чувствовать себя среди людей.
  6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться в ответ на несправедливое замечание в мой адрес.
  7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
  8. Мне приятно делать людям радость.
  9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
  10. Я думаю, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
 
Обработка результатов:

Номера 3,4,6,7. (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица; в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы; в 1 балл- 4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы и т.д.
Интерпретация:     

От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц – уровень нравственной самооценки ниже среднего.
От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.
 
Методика «Диагностика этики поведения»

 

Инструкция:

Вам предлагается пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами.
 
Список предложений:

  1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я …
  2. Если кто-то надо мной смеется, то я…
  3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я …
  4. Когда меня постоянно перебивают, то я…
  5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
 
Интерпретация:

  1. вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
  2. вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического давления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации, высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
  3. вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
  4. вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
  5. вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
 
Методика «Диагностика нравственной мотивации»

 

Инструкция:

По каждому предложенному вам вопросу есть несколько вариантов ответов. Выберите тот, который в наибольшей степени характерен для вашего поведения.
 
Суждения:

  1. Если кто-то плачет, то я ….
А. пытаюсь ему помочь;
Б. думаю о том, что могло произойти;
В. не обращаю внимания.
 
  1. Я с другом играю с теннис, к нам подходит мальчик 6-7 лет и говорит, что у него нет такой игры.
А. я скажу ему, чтобы не приставал;
Б. отвечу, что не могу ему помочь;
В. скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
Г. пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
 
  1. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру…
А. я не обращу внимания;
Б. скажу, что он размазня;
В. объясню, что нет ничего страшного;
Г. скажу, что надо лучше научиться этой игре.
 
  1. Если мой одноклассник на меня обиделся, то я…
А. подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации;
Б. обижусь в ответ;
В. докажу, что он не прав.
 
Интерпретация:

Положительные ответы: 1а, 2г, 3в, 4а.
Подсчитывается сумма положительных ответов:
4 балла – высокий уровень;
2-3 балла – средний уровень;
0-1 балл – низкий уровень.
 
 

Методика «Выбор» 

 

Эта методика позволяет выявить отношение школьников к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности, коллективистской направленности, самокритичности, совестливости, принципиальности, чуткости, справедливости). Учащимся предлагается выполнить следующие задания:
 

1.Во время каникул, когда ты собрался поехать отдохнуть, классный руководитель неожиданно попросил тебя помочь привести в порядок учебный кабинет. Как ты поступишь?

А) Скажешь, что согласен помочь и отложишь свой отъезд;
Б) Соберешь ребят и вместе с ними  сделаешь работу за один день;
В) Пообещаешь выполнить работу после возвращений.
Г) Посоветуешь привлечь на помощь того, кто останется в поселке.
2. Тебе поручили дело, которое не совсем по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как ты поступишь?

А) Добросовестно выполнишь поручение;
Б) Привлечешь к выполнению поручения товарищей, чтобы не делать работу самому;
В) Попросишь дать тебе другую, более интересную для тебя работу;
Г) найдешь отговорку для отказа.
3. Ты случайно услышал, что группа твоих одноклассников высказала справедливое, но неприятное замечание в твой адрес. Как ты поступишь?

А) Постараешься объяснить ребятам, чем были вызваны просчеты в твоем поведении;
Б) Переведешь разговор в шутку, но постараешься поскорее исправить недостатки, о которых шла речь;
 В) Сделаешь вид, что ничего не слышал;
Г) Укажешь ребятам, что они сами не лучше тебя, особенно потому, что говорят о тебе в твое отсутствие.
4. В трудовом лагере во время прополки овощей у тебя на руках образовались болезненные мозоли. Как ты поступишь?

А) Будешь, превозмогая боль, выполнять норму, как все;
Б) Обратишься к друзьям с просьбой помочь тебе выполнить норму;
В) попросишь освободить тебя от работы и перевести на другую;
Г) Оставишь работу  незаконченной и пойдешь отдыхать.
5. Ты стал свидетелей того, как один человек незаслуженно обидел другого на твоих глазах. Как ты поступишь?

А) Потребуешь от обидчика извинения в адрес пострадавшего;
 Б) Разберешься в причинах конфликта и добьешься его устранения;
В) Выразишь соболезнование тому, кого обидели;
Г) Сделаешь вид, что тебя это не касается.
6. Ты случайно, не желая того, нанес небольшой ущерб или причинил зло другому человек. Как ты поступишь?

А) Сделаешь все невозможное для устранения зла, ущерба;
Б) Извинишься, объяснишь, пострадавшему, что не хотел этого;
В) Постараешься, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба, сделаешь вид, что ты не виноват;
Г) Свалишь вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват.
 
Обработка полученных данных:

Выбор ответа «а» свидетельствует об активном, устойчивом положительном отношении к соответствующим нравственным нормам и оценивается в 5 баллов. Ответ «б» показывает, что это отношение, хотя и активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы) и оценивается в 3 балла. Если учащийся выбрал в данной ситуации ответ «в», то его отношение – пассивное и недостаточно устойчивое и оценивается в 2 балла. Наконец, выбор последнего ответа – свидетельство отрицательного, неустойчивого отношения ребенка к нравственным нормам, и оценивается в 1 балл.
Высокий уровень – 24-30 баллов;
Достаточно высокий уровень – 18-23;
Средний уровень – 14-17 баллов;
Ниже среднего – 6-13 баллов.
 
Высокий уровень нравственной воспитанности:

Хорошо усвоены нравственные нормы, и сложилось устойчивое отношение к ним. В поведении достаточно полно проявляются такие ценные качества, как ответственность, совестливость, чуткость, принципиальность, справедливость. В часы досуга осваивается социально ценный опыт, преобладают полезные для духовного развития школьника и нужные окружающим виды деятельности.
 
Достаточно высокий уровень нравственной воспитанности:

В целом сформировались нравственные нормы и определилось положительное отношение к ним. В поведении ребенка могут проявляться ответственность, чуткость, принципиальность, справедливость. Свободное время проводит разумно, занимаясь трудовой, художественной, спортивной деятельностью, много читает, помогает родителям.
 
Средний уровень нравственной воспитанности:

Имеются знания о нравственных нормах, но отношение к ним недостаточно устойчивое. Основные нравственные качества: ответственность, чуткость, справедливость, принципиальность, критичность, совместимость и др. – проявляются в зависимости от ситуации. В свободное время, наряду с оптимальными и содержательными занятиями, случаются пассивно-созерцательные и малоценные формы досуга.
 
Ниже среднего уровень воспитанности:

Знания о нравственных нормах довольно приблизительные, а отношение к ним пассивно-неустойчивое. Не сложились в полной мере основные нравственные качества, в первую очередь-ответственность, критичность, совестливость, справедливость, чуткость, а если и проявляются, то  только ситуативно.
Свободное время заполнено стихийно, и малоценными занятиями, в том числе и ничегонеделаньем.
Пожаловаться 22 августа 2011
Файлы
нравственное воспитание.ppt
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru