В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Анализ поэтического текста

Людмила Имкина Людмила Имкина
Тип материала: другое
просмотров: 1286
Краткое описание
План анализа поэтического текста

Описание
План анализа поэтического текста в виде таблицы,  используя её учащийся легко может сделать анализ стихотворения. Её можно предложить учащимся 5-х классов и постепенно анализируя по началу с учителем ребёнок научится к 11 классу это делать самостоятельно.
Пожаловаться 17 августа 2011
Файлы
Анализ поэтического текста.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Автор: Имкина Людмила Федоровна

Место работы: МОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов г.Надыма

Должность: учитель русского языка

Дополнительные сведения: Анализ поэтического текста




























Анализ поэтического текста


Название стихотворения, автор

В связи с чем написано

Тема

Идея

Эпиграф

Размер

Рифма

Ритм

Лирический герой

Художественно – изобразительно – выразительные средства языка



Круг жизненных явле

ний, отобранный и освещённый писателем в художествен

ном произведе

нии.

( О чём стихотворение)


Мысль человека о жизненном явлении, о человеке, предмете и т.д., в которой выражено отношение к этим явлениям жизни, представление людей о них. Идея – главная мысль, отражающая отношение автора к действитель

ности.


Связать с идеей.


2-сложный: ямб ударение на 2 слоге; хорей – ударение на 1 слоге.

3-сложные: дактиль – ударение на 1 слоге, амфибрахий – ударение на 2 слоге, анапест ударение на 3 слоге


Парные – аа; перекрёстные – авав; опоясанные – авва.

Бывают двойные, тройные и четверные

( рифмующие одной и той же рифмой 2, 3, 4 строки). Бывают простые

( весна – красна) составные ( на грани я – играния). Соразмерность – совпадающее, созвучное окончание 2-х или нескольких стихотворных строк: мужская ударение на последнем слоге в строке, женская ударение на 2 слоге от конца строки, дактилические – ударение на 3-ем от конца слоге, гипердактилические – на 4-ом от конца. Неполная рифма, когда рифмующихся словах созвучны и повторяются только согласные звуки – диссонанс; ассонанс – созвучие гласных звуков, преимущественно ударных.


Спокойный, торопливый, быстрый, медленный, усиливающийся или угасающий. Настроение, чувства: печаль, грусть, радость и т.д. тон разговорный, книжный. Тональность раздумий, размышлений, волнений, обеспокоенности, поэтому

риторические ? стиль

Стилистические приёмы: риторический ?, восклицание.


Один образ

( автор = лирическому герою); 2 образа ( автор + лирический герой ).

Герой – лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.

Черты лирического героя.

Структура стихотворения:

а) сопоставление и развитие словесных образов: по сходству, по контрасту, по смежности, ассоциативно, по умозаключению: синонимы-слова, близкие по значению. Их роль: уточнять мысль и предавать ее различные смысловые оттенки, выражать оценку обозначаемого и авторское отношение к нему (моя родина, моя родная земля), обозначать интенсивность признака и усиливать экспрессию ( ее каждый раз нужно было очаровывать более глубоко раскрывать тот или иной образ (его щечки горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости); антонимы слова, противоположные по значении. Роль антонимов: уточнить мысль ( богатство и бедность, старость и молодость), дать более полную характеристику какого-либо явления; выразить авторскую оценку обозначаемого ( с одной стороны, половодье глянцевой макулатуры, с другой- ручеек подлинно художественной), усилить передаваемое содержание (то сердце не научится любить, которое устало ненавидеть). На использовании антонимов основан специальный стилистический прием – антитеза.

Омонимы- слова, совпадающие по форме, но имеющие различные значения (брак-изъян- брак – женитьба), омофоны – слова, совпадающие по звучанию, но различные по значению и написанию (компания – кампания), омографы –слова, совпадающие по написанию, но различные по значению и произношению (мука- мУка). Роль омонимов в тексте: используются для усиления выразительности и экспрессии речи,

Паронимы –слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие различные значения (индивидуальность – индивидуализм).

Роль паронимов: используются для достижения большей точности и выразительности(экспрессивности) высказывания ( своей злодольной родины раздольной, в своем кощунстве богомольной), для создания комического (юмористического, иронического, саркастического) эффекта (его называли мэтром, какой же он мэтр, это сантиметр), фразеологизмы как средство языковой выразительности ( попасть впросак, яблоко раздора). Роль фраз-мов: использование их позволяет усилить наглядность и образность текста, более ярко выразить отношение к сообщаемому, передать авторское чувство и оценки.

б основные изобразительные средства: метафора

( перенос свойств одного предмета на другой по принципу сходства или контраста);

метонимия ( замена прямого наименования переносным. Использование метонимии позволяет сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придает изображаемому предметную наглядность: не то на серебре – на золоте едал), синекдоха – это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: с меньшего на большее: к нему и птица не летит, и зверь нейдет, с части на целое: Борода, ты все молчишь? Роль синекдохи – усиливает выразительность и экспрессию речи сравнение ( сопоставление двух явлений по сходству и различию ( как, словно, будто ); олицетворение ( перенос свойств живого на неживое)

аллегория

(иносказание, изображение отвлечённого через конкретное: весы – символ правосудия); гипербола - намеренное преувеличение; литота преуменьшение (Роль гиперболы и литоты в тексте: позволяют авторам резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность. ; ирония

( отрицание или осмеяние ); сарказм ( откровенно обличительный смех, язвительная насмешка) перифраза (замена прямого наименования описательным оборотом, указывающим на существенные признаки объекта: Петербург- Петра творенье ). Роль перифраз в тексте: помогают выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого, избежать тавтологии

Речевые интонационно – синтаксические особенности:

эпитет -

определение, выделяющее, подчёркивающее один из признаков предмета, явления и т.д.; повтор ; антитеза (противопоставление образов, понятий и т.д.);инверсия - нарушение последовательности в речи

Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления

1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика лексика ограниченного употребления

А)слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (вдохновение, грядущий, отечество), возвышенно-поэтическая лексика ( безмятежный, лучезарный, чары), одобрительная лексика (благородный, выдающийся, изумительный), ласкательная лексика (солнышко, голубчик)

А) слова с отрицательной эмоционально- экспрессивной оценкой: неодобрительные (домыслы, околесица), пренебрежительные (выскочка, деляга), презрительные (балбес, ), бранные

2.) функционально-стилистически окрашенная лексика

а) лексика книжная: научные термины, официально-деловая (докладная), публицистическая (репортаж, интервью), художественно- поэтическая (лазурный, очи)

роль стилистически окрашенной лексики: придать тексту возвышенное или сниженное звучание, служить средством речевых характеристик героев, служить средством передачи авторских эмоций и оценок

А) разговорная лексика: папа, мальчонка

Выразительные средства морфологии и словообразования:

1. употребление каких-либо грамматических форм не в их прямом значении ( употребление форм наст. времени глагола в значении прош. врем. форм глагола сослагательного наклонения в значении повелит.: Только выхожу от мирового, глядь – лошадки мои стоят смирнехонько. И как судьба меня не хлопах, я устремлен душою всей…), 2. преимущественное употребление в тексте слов какой-либо части речи (Шепот, робкое дыханье, трели соловья…), 3. использование выразительных возможностей суффиксов, приставок (в том числе суффиксов субъективной оценки (уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных).используются: для усиления образности и изобразительности текста, актуализации действий, выражения авторских оценок и чувств, для создания речевых характеристик героев, для индивидуализации или обобщения, типизации сообщаемого

Выразительные средства синтаксиса: синтаксическая структура предложения и знаки препинания (простое или сложное, двусоставное или односоставное, полное или неполное, осложненное (т.е. содержащее ряд однородных членов, обособленные члены предложения, вводные слова или обращения) или неосложненное ; тип предложения по цеди высказывания (повествоват., вопросит., побудительное); характеристика предложения по эмоциональному окрашиванию: невосклицательное –восклицательное Роль- усиление авторской мысли, выражение позиции, создания образности. Роль знаков препинания передача различных чувств, мыслей (удивление, вопрос, гнев. Восхищение и т.д.).Особую роль играют «авторские» знаки препинания. Служат для усиления смысловой или эмоциональной значимости того или иного его фрагмента, акцентируют внимание читателя на содержании какого-либо понятия, образа и т.д.)

Специальные выразительные средства синтаксиса (фигуры). Фигурами (риторическими фигурами, стилистическими фигурами, фигурами речи) наз. Стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного употребления и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста.

Риторический вопрос- это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь читателя к тому или иному явлению: Зачел он руку дал клеветникам ничтожным? Риторическое восклицание – это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждения. Оно усиливает в сообщении выражение тех или иных чувств: О счастье! О слезы! Риторическое обращение – подчеркнутое обращение к кому-либо ли к чему-нибудь. Выражает отношение к нему. Они создают торжественность и патетичность речи, выражают радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния автора. Повтор -это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или предложения с целью привлечь к ним особое внимание. Анафора –это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений: лениво дышит полдень, лениво катится река. Эпифора – повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений. Параллелизм (синтаксический параллелизм)- тождественное или сходное построение смежных частей текста: Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской. Эллипсис – стилистический прием, состоящий в намеренном пропуске какого-либо члена предложения: И через минуту капитан Чанги художник уже на улице. Оксюморон – это стилистическая фигура, в которой соединяются несовместимые понятия, противоречащие зачастую друг другу: горькая радость.


Анализ поэтического текста.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru