В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Особенности системы оценки достижения требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ

Особенности системы оценки достижения требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ

Наталья Власова
Тип материала: Педагогическая теория
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 5072 комментариев: 1
Краткое описание
В работе представлена система оценивания учащихся  по новым стандартам, какие универсальные учебные действия  стандарт относит к основным результатам начального общего образования.
Описание
      Особенности системы оценки достижения 
 требований стандарта к результатам освоения 
  основных образовательных программ
 
Место, роль и функции системы оценки достижения требований к образовательным результатам, её особенности определяются основными подходами к пониманию и формированию стандартов общего образования. Поэтому основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ.
Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школь­ников (умения учиться). Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные), выделяя при этом основные образовательные ре­зультаты для каждой ступени обучения. Так, к основным ре­зультатам начального общего образования стандарт относит:
•   формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
•   воспитание основ умения учиться — способности к са­моорганизации с целью постановки и решения учебно-позна­вательных и учебно-практических задач;
•   индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмо­циональной, волевой и саморегуляции.
Нормативной основой при определении объекта, со­держания и методов оценки достижения требований стандартов к результатам начального образования служат:
• совокупность требований к результатам освоения основ­ных общеобразовательных программ, устанавливаемых феде­ральными государственными образовательными стандартами общего образования и направленных на:
—  оценку состояния и тенденций развития системы обра­зования;
—  оценку эффективности деятельности образовательных учреждений;
—  индивидуальную оценку образовательных достижений школьника;
• планируемые результаты освоения основной образова­тельной программы начального образования.
Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями, становятся универ­сальные, или метапредметные, умения (и стоящие за ними ком­петенции).
 Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержа­ния образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Так, в частности, Концепция и требования стандартов в яв­ном виде указывают, что «к результатам, которые подлежат оцен­ке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задаче на основании:
— системы научных знаний и представлений о природе, об­ществе, человеке, знаковых и информационных системах;
— умений учебно-познавательной, исследовательской, прак­тической деятельности, обобщенных способов деятельности;
—   коммуникативных и информационных умений».
Такая переориентация не только отвечает потребностям всех участников образовательного процесса и внутренним зако­номерностям развития системы образования, но и коренным образом меняет место и роль системы оценки в системе вари­ативного образования.
Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходи­мым элементом модели обеспечения качества образования. Она становится одним из регулирующих (управляющих) эле­ментов системы образования, в значительной мере способ­ствующих поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образо­вания. К традиционной функции обратной связи добавляется функция ориентации образовательного процесса на реали­зацию и достижение планируемых результатов, т. е. та функция, которая традиционно выполняется учебными планами, прог­раммами, учебниками, методическими разработками и т. п.
Основной механизм обеспечения качества образования по­средством системы оценки состоит, по сути дела, в уточнении и распространении общего понимания содержательной и кри­териальной базы оценки. 
Оценка как средство обеспечения качества образования пред­полагает вовлеченность в оценочную деятельность не только пе­дагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, само­контроля, само- и взаимооценки не только дают возможность учащимся освоить эффективные средства управления своей учеб­ной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, разви­тию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, при­нятию ответственности за их результаты. В этом смысле можно говорить о такой особенности предлагаемой системы оценки, как ее естественная встроенность в образовательный процесс.
Еще одна особенность предлагаемой системы оценки — уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя до­пущенные ошибки и недочеты формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и ре­ально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ре­бенка, как исполнение им требований стандарта. Оценку ин­дивидуальных образовательных достижений предлагается вести «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траекто­рии движения с учетом зоны ближайшего развития.
Реализация уровневого подхода к разработке инструмен­тария и представлению результатов связана также с приня­тыми в теории и практике педагогических измерений требова­ниями к построению шкал оценивания и описанию результа­тов измерений.
Таким образом, система оценки, отвечающая особеннос­тям подходов, реализованных в стандартах второго поколе­ния, может рассматриваться как инструментальное ядро фе­деральных государственных образовательных стандартов об­щего образования. Она выполняет функции обратной связи и регулирования системы образования и призвана ориенти­ровать образовательный процесс на реализацию и достиже­ние планируемых результатов освоения междисциплинарных программ (в том числе и прежде всего программы формиро­вания универсальных учебных действий) и учебных программ по отдельным предметам.
Среди отличительных особенностей предлагаемой систе­мы оценки следует особо выделить:
•   комплексный подход к оценке результатов образо­вания (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
• использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержа­тельной и критериальной базы оценки;
• оценку успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного под­хода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
•   оценку динамики образовательных достижений уча­щихся;
•  сочетание внешней и внутренней оценки как механиз­ма обеспечения качества образования;
• использование персонифицированных процедур в це­лях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;
• уровневый подход к разработке планируемых резуль­татов, инструментария и представлению данных;
•  использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
•  использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие рабо­ты, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;
•   использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Особенности системы оценки в начальной школе .docx Скачать

Особенности системы оценки достижения

требований стандарта к результатам освоения

основных образовательных программ


Место, роль и функции системы оценки достижения требований к образовательным результатам, её особенности определяются основными подходами к пониманию и формированию стандартов общего образования. Поэтому основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ.

Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников (умения учиться). Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные), выделяя при этом основные образовательные результаты для каждой ступени обучения. Так, к основным результатам начального общего образования стандарт относит:

формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Нормативной основой при определении объекта, содержания и методов оценки достижения требований стандартов к результатам начального образования служат:

совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, устанавливаемых федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и направленных на:

оценку состояния и тенденций развития системы образования;

оценку эффективности деятельности образовательных учреждений;

индивидуальную оценку образовательных достижений школьника;

планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального образования.

Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями, становятся универсальные, или метапредметные, умения (и стоящие за ними компетенции).

Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Так, в частности, Концепция и требования стандартов в явном виде указывают, что «к результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задаче на основании:

системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способов деятельности;

коммуникативных и информационных умений».

Такая переориентация не только отвечает потребностям всех участников образовательного процесса и внутренним закономерностям развития системы образования, но и коренным образом меняет место и роль системы оценки в системе вариативного образования.

Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования. Она становится одним из регулирующих (управляющих) элементов системы образования, в значительной мере способствующих поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. К традиционной функции обратной связи добавляется функция ориентации образовательного процесса на реализацию и достижение планируемых результатов, т. е. та функция, которая традиционно выполняется учебными планами, программами, учебниками, методическими разработками и т. п.

Основной механизм обеспечения качества образования посредством системы оценки состоит, по сути дела, в уточнении и распространении общего понимания содержательной и критериальной базы оценки.

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки не только дают возможность учащимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты. В этом смысле можно говорить о такой особенности предлагаемой системы оценки, как ее естественная встроенность в образовательный процесс.

Еще одна особенность предлагаемой системы оценки — уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочеты формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. Оценку индивидуальных образовательных достижений предлагается вести «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.

Реализация уровневого подхода к разработке инструментария и представлению результатов связана также с принятыми в теории и практике педагогических измерений требованиями к построению шкал оценивания и описанию результатов измерений.

Таким образом, система оценки, отвечающая особенностям подходов, реализованных в стандартах второго поколения, может рассматриваться как инструментальное ядро федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Она выполняет функции обратной связи и регулирования системы образования и призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов освоения междисциплинарных программ (в том числе и прежде всего программы формирования универсальных учебных действий) и учебных программ по отдельным предметам.

Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить:

комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

оценку успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

оценку динамики образовательных достижений учащихся;

сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;

уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;

использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;

использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.














Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос