В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

рабочая программа в 3 классе УМК "Школа 2100"

Файл прикреплен к материалу: рабочая программа в 3 классе УМК "Школа 2100"
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Муниципальное образование Туапсинский район Краснодарского края


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5 им. Г.И. Щедрина г.Туапсе



УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от 31.09.2010 года

Председатель педсовета

Иванников И.В. ___________

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по литературному чтению


Ступень обучения (класс) 3 класс


Количество часов 136 ч Уровень базовый

Учителя: Зайковская Татьяна Сергеевна

Акимова Наталья Николаевна


Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебнику Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Литературное чтение. 3 класс. - М: Баласс, 2007.


















Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

  • авторской учебной программы «Литературное чтение» для 1–4 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Бунеев ОС «Школа 2100»


Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.

Программа рассчитана на 4 ч в неделю, предусмотренных Федеральным базисным учебным планом 2004 года.


Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Цели, задачи и содержание курса литературного чтения в начальной школе

Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

  • воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.


Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель– это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.


Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.


Основные содержательные линии

В программе представлено пять основных содержательных линий.

  • Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.

  • Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).

  • Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.

  • Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

  • Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.



п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником.

1 ч

1

2

Прощание с летом.

4 ч

4

3

Летние путешествия и приключения.

19ч

19

4

Природа летом.

9 ч

9

5

Уроки и переменки.

13 ч

13

6

Глухая пора листопада.

8 ч

8

7

«И кот учёный свои мне сказки говорил…»

18 ч

18

8

«Поёт зима, аукает».

12 ч

12

9

Животные в нашем доме.

9 ч

9

10

Мы с мамой и папой.

12 ч

12

11

«Наполним музыкой сердца…»

9 ч

9

12

День смеха.

4 ч

4

13

«О весна, без конца и без краю…».

8 ч

8

14

День Победы.

5 ч

5

15

Родная земля.

5 ч

5


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе


1. Техника чтения

В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;


4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

2. Формирование приемов понимания прочитанного

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).
Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.
Развитие умений:
– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
– самостоятельно составлять план рассказа о герое;
– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения;
– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

3. Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.
Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:

портрет;
– детали биографии (что известно о его жизни);
– черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;
– речь героя как средство его характеристики;
– отношение автора к герою;
– собственное отношение к герою, его обоснование.
Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.
Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).
Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.

4. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями

На уроках знакомит дети знакомятся со следующими понятиями:

Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.
Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор».
Повесть, ее отличие от рассказа.
Пьеса. Признаки драматического произведения.
Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.
Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе.

5. Развитие устной и письменной речи

Обучение:
– подробному и краткому пересказу текста по плану;
– выборочному пересказу текста;
– словесному рисованию картин к художественным текстам;
– составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев;
– составлению устных и письменных описаний-миниатюр.
Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).
Творческие работы: сочинение сказок, рассказов, стихотворений.


Таблица требований
к умениям учащихся по чтению (программный минимум)
Линии развития учащихся средствами предмета «Чтение и начальное литературное образование»:

овладение функциональной грамотностью;
– овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста;
– овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи

определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

приобщение к литературе как к искусству слова;
– приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

3-й класс

осознанное, правильное, выразительное чтение;
• умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• умение самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• деление текста на части, составление простого плана;
• самостоятельное формулирование главной мысли текста;
• нахождение в тексте материала для характеристики героя;
• подробный и выборочный пересказ текста;
• составление рассказа-характеристики героя;
• составление устных и письменных описаний

умение по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
• высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определенным признакам;
• различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений



Учебно –методическое обеспечение


  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В «В одном счастливом детстве» книга для чтения в 3 кл. М.: Баласс, 2008 г

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по чтению к учебнику «В одном счастливом детстве» 3 кл. - М.: Баласс, 2009


Список литературы


Литература, использованная при подготовке программы

  • Стандарт начального общего образования по литературному чтению в образовательных учреждениях с русским языком обучения

  • Школа 2100. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа Автор: Леонтьев А.А.
    Издательство: Баласс, 2008 г

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В «В одном счастливом детстве» книга для чтения в 3 кл. М.: Баласс, 2008 г

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по чтению к учебнику «В одном счастливом детстве» 3 кл. - М.: Баласс, 2009



Литература, рекомендованная для учащихся:



  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В «В одном счастливом детстве» книга для чтения в 3 кл. М.: Баласс, 2008 г

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по чтению к учебнику «В одном счастливом детстве» 3 кл. - М.: Баласс, 2009









СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения учителей

от «__________» 2010 г.

____

Руководитель МО ОУ





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

от «_________» 2010 г.

Заляева М.В.









Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос