В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

рабочая программа в 3 классе УМК "Школа 2100"

Файл прикреплен к материалу: рабочая программа в 3 классе УМК "Школа 2100"
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Муниципальное образование Туапсинский район Краснодарского края



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5 им. Г.И. Щедрина г.Туапсе





УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от 31.09.2010 года

Председатель педсовета

Иванников И.В. ___________

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

Ступень обучения (класс) 3 класс

Количество часов 34 Уровень базовый Учителя: Зайковская Татьяна Сергеевна

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Музыка», авторов , Е.Д. Критской, 2004 г.. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 3 кл. четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2004





Пояснительная записка


Рабочая программа по музыке для начальной школы составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству;

- примерной программы начального общего образования по музыке;

- программы «Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

(Издательство «Просвещение», год издания: 2005)

Цель: воспитание музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры

    Задачи: воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности; развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
      Содержание программы. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
      Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.

      Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах.

      Методы музыкального образования и воспитания младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:
      — метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
      — метод интонационно-стилевого постижения музыки;
      — метод эмоциональной драматургии;
      — метод концентричности организации музыкального материала;
      — метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
      — метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
      — метод игры;
      — метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
      Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных «коллекций» в домашнюю фонотеку; в «создании» рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

      Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?

      Методы музыкального образования и воспитания младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:
      — метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
      — метод интонационно-стилевого постижения музыки;
      — метод эмоциональной драматургии;
      — метод концентричности организации музыкального материала;
      — метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
      — метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
      — метод игры;
      — метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

      Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». В программе II—IV классов семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».
      Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
      В учебниках и рабочих тетрадях проблемные вопросы и задания нацеливают учащихся на самостоятельную работу в классе и дома (при наличии у ребенка аудиокассеты — домашней фонотеки по программе), исполнение песен и основных тем сочинений крупных жанров, дирижирование, музыкальные игры.
      Основные понятия и музыкальные термины (общие и частные) вводятся на страницах учебников и тетрадей, постепенно учащиеся начинают овладевать ими и использовать в своей музыкальной деятельности.
      Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

(гос. стандарт 2004 г.)

В результате изучения музыки ученик должен

знать/понимать

  • слова и мелодию Гимна России;

  • смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

  • названия изученных жанров и форм музыки;

  • народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);

  • названия изученных произведений и их авторов;

  • наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

уметь

  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

  • определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

  • определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

  • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

  • исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

  • исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

  • исполнения знакомых песен;

  • участия в коллективном пении;

  • музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

  • передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.





п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Россия — Родина моя


6

2

День, полный событий


3

3

О России петь — что стремиться в храм


7

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло


5

5

В музыкальном театре


6

6

В концертном зале


4

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье..


3


Итого:

34

34





III КЛАСС (34 ч)

Раздел 1. «Россия — Родина моя»

      Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Музыкальный материал

      Симфония № 4, главная мелодия 2-й части. П. Чайковский.
      «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.
      «Благословляю вас, леса». П. Чайковский, слова А. Толстого.
      «Звонче жаворонка пенье». Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.
      «Романс» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
      Виватные канты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский».
      Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!».
      «Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев.
      «Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка.

Раздел 2. «День, полный событий»

      Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.

Музыкальный материал

      «Колыбельная». П. Чайковский, слова А. Майкова.
      «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
      «Заход солнца». Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.
      «Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева.
      «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.
      «Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.
      «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.
      «С няней», «С куклой» из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.
      «Прогулка», «Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
      Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

      Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.

Музыкальный материал

      «Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
      Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.
      «Аве Мария». Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.
      Прелюдия № 1 (до мажор) из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах.
       «Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
      «Осанна», хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер.
      «Вербочки». А. Гречанинов, стихи А. Блока.
      «Вербочки». Р. Глиэр, стихи А. Блока.
      Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
       «Баллада о князе Владимире». Слова А. Толстого.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

      Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.

Музыкальный материал

      «Былина о Добрыне Никитиче». Обраб. Н. Римского-Корсакова.
      «Садко и Морской царь», русская былина (Печорская старина).
      Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
      Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
      Третья песня Леля, Проводы Масленицы, хор из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
      Веснянки. Русские, украинские народные песни.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

      Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.

Музыкальный материал

      «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.
      «Орфей и Эвридика», фрагменты из оперы. К. Глюк.
      «Снегурочка», фрагменты из оперы. Н. Римский-Корсаков.
      «Океан-море синее», вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.
      «Спящая красавица», фрагменты из балета. П. Чайковский.
      «Звуки музыки», Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.
      «Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.

Раздел 6. «В концертном зале»

      Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Музыкальный материал

      Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский.
      «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
      «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
      «Мелодия». П. Чайковский.
      «Каприс» № 24. Н. Паганини.
      «Пер Гюнт», фрагменты из сюиты № 1 и сюиты № 2. Э. Григ.
      Симфония № 3 («Героическая»), фрагменты. Л. Бетховен.
      Соната № 14 («Лунная»), фрагмент 1-й части. Л. Бетховен.
      «Контрданс», «К Элизе», «Весело. Грустно». Л. Бетховен.
      «Сурок». Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.
      «Волшебный смычок», норвежская народная песня.
      «Скрипка». Р. Бойко, слова И. Михайлова.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

      Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
      Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.

Музыкальный материал

      «Мелодия». П. Чайковский.
      «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
      «Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев.
      «Весна и Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
      «Снег идет» из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.
      «Запевка». Г. Свиридов, стихи И. Северянина.
      «Слава солнцу, слава миру!», канон. В.-А. Моцарт.
      Симфония № 40, финал. В.-А. Моцарт.
      Симфония № 9, финал. Л. Бетховен.
      «Мы дружим с музыкой». Й. Гайдн, русский текст П. Синявского.
      «Чудо-музыка». Д. Кабалевский, слова З. Александровой.
      «Всюду музыка живет». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
      «Музыканты», немецкая народная песня.
      «Камертон», норвежская народная песня.
      «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
      «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

В течение года:

• обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
• накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
• выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с
более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения)
миром музыкальных образов;
• совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
• развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного) пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
• совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
• освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;
• развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
• развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

Учебно-методический комплект:



  1. Музыка Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская: Учебник для учащихся 3 кл. четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2000.

  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 3 кл. четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2004.

  3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 3 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004.

  4. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 3 кл. М.,2004.

  5.  Критская Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2004.



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения учителей

от «__________» 2010 г.

____

Руководитель МО ОУ








СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

от «_________» 2010 г.

Заляева М.В.














Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос