Муниципальное образование Туапсинский район Краснодарского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5 им. Г.И. Щедрина г.Туапсе
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 31.09.2010 года
Председатель педсовета
Иванников И.В. ___________
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
Ступень обучения (класс) начальное общее 3-в
Количество часов 136 Уровень базовый
Учителя: Зайковская Татьяна Сергеевна
Акимова Наталья Николаевна
Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы Петерсон Л.Г., соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебнику «Математика. 3класс» (автор Петерсон Л.Г.: в 3 ч. - М.: «Ювента», 2009).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы Петерсон Л.Г. «Математика», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.) , в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.) .
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. В программе заложен механизм формирования у детей сознательных и прочных навыков устных и письменных вычислений, доведения до автоматизма знания табличных случаев действий. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений, а также ограничение действий над числами пределами миллиона, отказ от изучения ряда относительно сложных для детей этого возраста вопросов, не имеющих принципиального значения для продолжения математического образования.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
-
развитие образного и логического мышления, воображения;
-
формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
-
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
-
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год, в том числе на проведение контрольных работ — 12 часов.
Для реализации программного содержания используется учебник Петерсон Л.Г. (Математика: учебник для 3 класса: в 3 ч. / Петерсон Л.Г.- М.: «Ювента», 2009). Данный учебник реализует интерактивную технологию деятельностного подхода. Такой подход позволяет существенно увеличить прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки детей. При этом создаются благоприятные условия как для разноуровневой подготовки детей, так и для реализации принципа моделирования.Учебник ориентирован на развитие мышления, творческих способностей ребенка, его интереса к математике. В учебнике Петерсон Л.Г. используется прием, который можно назвать опережающей многолинейностью. После введения понятия, которое требует для отработки длительного времени, происходит знакомство обучающихся с такими математическими фактами, которые не входят на данном возрастном этапе в обязательные результаты обучения, а служат развитию детей, расширению их кругозора, формированию интереса к математике, подготавливают дальнейшее, более глубокое изучение математических понятий. Таким образом, тренировочные упражнения выполняются параллельно с исследованием новых математических идей, поэтому они не утомляют детей, тем более что им придается, как правило, игровая форма (кодирование и расшифровка, отгадывание загадок и т. д.). При таком подходе каждый ребенок с невысоким уровнем подготовки имеет возможность не спеша отработать необходимый навык, а более подготовленные дети постоянно получают «пищу для ума», что делает уроки математики привлекательными для всех детей — и сильных, и слабых. В учебнике широко представлены упражнения, носящие комплексный характер, т. е. требующие применения знаний из различных разделов курса. Дана система разнообразных постепенно усложняющихся упражнений, связанных с решением текстовых задач, содержание которых определяется требованиями программы. Наряду с решением готовых задач предусмотрены творческие задания на самостоятельное составление задач, на преобразование решенной задачи и др. Алгоритмизация курса выражена в усилении роли алгоритмов при рассмотрении таких вопросов, как письменные вычисления, правила выполнения действий. Материал учебника развивает умения анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать изучаемые математические понятия. Возможность выполнять задания в учебнике, самостоятельных и контрольных работах с печатной основой обеспечивают щадящий зрительный режим.
Петерсон Л.Г. «Самостоятельные и контрольные работы по математике в начальной школе». Выпуск 3. В 2 ч.- М.: «Баласс», 2009.
Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Математика. 3класс» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Основу курса математики 3 класса составляют:
-
представления о множествах;
-
представления о таких алгебраических понятиях, как выражения, уравнения, формулы;
-
ознакомление с нумерацией многозначных чисел;
-
осознанное и прочное усвоение письменных приемов вычислений четырех арифметических действий;
-
ознакомление с видами задач на зависимости между величинами;
-
расширение представлений об именованных величинах (длине, площади, массы, объема, времени), переводе единиц измерения величин, арифметических действиях над именованными числами.
2.Учебно-тематическое планирование
по математике
Класс 3
Количество часов 136
Всего 136 час; в неделю 4 часа.
Плановых контрольных уроков 12 ч.;
Административных контрольных уроков 5 ч.
Планирование составлено на основе авторской учебной программы «Математика», Л.Г. Петерсон, 2004.
3.Содержание курса
Множество (19 ч)
Множество. Элемент множества. Знаки £ и f?. Пустое множество и его обозначение 0. Равенство множеств. Диаграмма Венна.
Подмножество. Знаки с и с^. Классификация. Пересечение множеств. Знак [")• Объединение множеств. Знак U-
Высказывание. Верные и неверные высказывания. Формулы. Переменная. Выражение с переменной. Уравнение. Корень уравнения.
Обучающиеся должны знать:
-
понятия: «множество», «равные множества», «пустое множество», «подмножество», «пересечение множеств», «объединение множеств», «переменная», «значение переменной», «выражение», «высказывание», «равенство», «неравенство», «уравнение», «корень уравнения»;
-
названия компонентов четырех арифметических действий;
Обучающиеся должны уметь:
-
задавать множество перечислением или общим свойством его элементов;
-
уметь устанавливать принадлежность множеству его элементов, обозначать элементы множеств на диаграмме Венна, находить объединение и пересечение множеств;
-
разбивать множество на части, указывая признак разбиения;
-
уметь читать числовые и буквенные выражения, содержащие 1—2 действия, с использованием терминов: сумма, разность, произведение, частное;
уметь решать уравнения основных видов a+x=b, а- х=b, x- a=b, a∙x=b, a:x=b, х:а=b с комментированием по компонентам действий.
ОПЕРАЦИИ НАД ЧИСЛАМИ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ВЕЛИЧИН (117 ч)
Из истории натуральных чисел. Нумерация, сложение и вычитание многозначных чисел (в пределах миллиарда). Представление натурального числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 и т. д. Умножение и деление «круглых» чисел.
Умножение многозначного числа на однозначное. Запись умножения в столбик. Деление многозначного числа на однозначное. Запись деления уголком.
Формулы площади и периметра прямоугольника S = a-b, P=(a-\-b)-2. Формула объема прямоугольного параллелепипеда V = a-b-c. Формула деления с остатком a = b-c-\-r, г<Ь.
Формула пути s = v-t и ее' аналоги; формула стоимости С = а-п и др. Решение задач на зависимости между величинами вида а = Ь-с с использованием таблиц.
Умножение на двузначное и трехзначное число. Общий случай умножения многозначных чисел. Решение уравнений и текстовых задач с соответствующими случаями действий над числами.
Километр. Миллиметр. Грамм. Центнер. Тонна. Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел. Переход от одной единицы измерения к другой.
Измерение времени. Единицы измерения времени: год, сутки, час, минута, секунда. Определение времени по часам. Названия месяцев и дней недели. Календарь. Соотношения между единицами измерения времени.
Раскраска и перегибание фигур. Преобразование фигур на плоскости. Симметрия фигур. Объединение и пересечение фигур.
Обучающиеся должны знать:
-
понятия «разряд», «класс», «формула»;
-
формулу пути s=v∙t, формулу стоимости С=а∙п, формулу работы А= v∙t и их аналоги;
-
знать формулы площади и периметра прямоугольника S = a∙b, Р = (a + b) ∙2,
-
знать формулу объема прямоугольного параллелепипеда V= a∙b∙c;
-
понятия «преобразование», «симметрия»;
-
знать единицы измерения массы: килограмм, грамм, центнер, тонна и единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век.
-
соотношение между единицами длины, массы, времени;
-
названия месяцев и дней недели;
Обучающиеся должны уметь:
-
читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиарда;
-
выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел;
-
выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное;
-
правильно выполнять устные вычисления с многозначными числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
-
использовать изученные формулы пути, стоимости, работы, площади и периметра прямоугольника для решения текстовых задач;
-
уметь решать задачи в 2—3 действия на все арифметические действия
-
уметь определять время по часам;
-
переходить от одной единицы измерения к другой.
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
|
Примерная или авторская программа |
Рабочая программа |
||
1 |
Множество |
19 |
19 |
2 |
Операции над числами |
117 |
117 |
2.1 |
Нумерация, сложение и вычитание многозначных чисел |
|
10 |
2.2 |
Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 |
|
11 |
|
Умножение и деление многозначного числа на однозначное |
|
14 |
2.3 |
Симметрия |
|
6 |
2.4 |
Меры времени |
|
8 |
2.5 |
Уравнения |
|
12 |
2.6 |
Формулы площади и периметра прямоугольника, формула пути |
|
16 |
2.7 |
Умножение на двузначное и трехзначное число |
|
11 |
2.8 |
Решение задач с применением формул работы |
|
14 |
2.9 |
Повторение |
|
15 |
|
Итого: |
136 |
136 |
4.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к уровню знаний, умений и навыков у обучающихся
Обучающиеся должны знать:
-
понятия: «множество», «равные множества», «пустое множество», «подмножество», «пересечение множеств», «объединение множеств», «переменная», «значение переменной», «выражение», «высказывание», «равенство», «неравенство», «уравнение», «корень уравнения», «разряд», «класс», «формула», «преобразование», «симметрия»;
-
названия компонентов четырех арифметических действий;
-
формулу пути s=v∙t, формулу стоимости С=а∙п, формулу работы А= v∙t и их аналоги;
-
знать формулы площади и периметра прямоугольника S = a∙b, Р = (a + b) ∙2,
-
знать формулу объема прямоугольного параллелепипеда V= a∙b∙c;
-
знать единицы измерения массы: килограмм, грамм, центнер, тонна и единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век;
-
соотношение между единицами длины, массы, времени;
-
названия месяцев и дней недели.
Обучающиеся должны уметь:
-
задавать множество перечислением или общим свойством его элементов;
-
уметь устанавливать принадлежность множеству его элементов, обозначать элементы множеств на диаграмме Венна, находить объединение и пересечение множеств;
-
разбивать множество на части, указывая признак разбиения;
-
уметь читать числовые и буквенные выражения, содержащие 1—2 действия, с использованием терминов: сумма, разность, произведение, частное;
-
уметь решать уравнения основных видов a+x=b, а- х=b, x- a=b, a∙x=b, a:x=b, х:а=b с комментированием по компонентам действий;
-
читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиарда;
-
выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел;
-
выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное;
-
правильно выполнять устные вычисления с многозначными числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
-
использовать изученные формулы пути, стоимости, работы, площади и периметра прямоугольника для решения текстовых задач;
-
уметь решать задачи в 2—3 действия на все арифметические действия.
-
уметь определять время по часам;
-
переходить от одной единицы измерения к другой.
5.Перечень учебно-методического обеспечения:
Учебник :Математика 2 класс, Л.Г. Петерсон - М.:Издательство «Ювента»,2009г.
Математика. Самостоятельные и контрольные работы. 2 класс. Петерсон Л.Г., Невретдинова А.А., Барзунова Э.Р. М.:Издательство «Ювента»,2009г.
6 Литература:
-
Программы общеобразовательных учреждений. М.-«Просвещение» 2004г.
-
Тематическое планирование. Начальная школа. Издательство «Учитель». 2008.
-
Максимова Т.В., Целоусова Т.Ю. «Поурочные разработки по математике. 3 класс. К учебному комплекту Л.Г.Петерсон. – М.: «ВАКО», 2004.
-
Математика 3 класс, Л.Г. Петерсон - М.: Издательство «Ювента»,2009г.
-
Электронное приложение к учебнику Л.Г. Петерсон.
|
|
||
|
|
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО