В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Многогранный мир чувств

Татьяна Николаевна Татьяна Николаевна
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:3    просмотров: 15012    комментариев: 1
Краткое описание
Развернутый конспект урока окружающего мира в 4 классе  с презентацией. Построен в виде игры "Шестое чувство".

Описание
Тема урока: Многогранный мир чувств. (4 класс)
 
Цели: Формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, зрения, вкуса, осязания; гигиенические понятия: гигиена слуха.
 
Оборудование: иллюстрации строения органов слух, зрения, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, различные предметы (лимон, лук, мяч, кубик, цветные карандаши, камертон и т.п.).
 
Ход урока:
 
  1. Организационный момент.
  2. Постановка проблемы и актуализация знаний.
     
 
 
 1 слайд  — Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем его то с восхищением, а то и с опаской. Как же мы получаем информацию о происходящем в окружающей среде? (Через органы чувств).  
  — Сколько их у человека?
  — Назовите их.
 Ответ: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание.  
  — Кто руководит органами чувств? (головной мозг).
 2 слайд - Органы чувств, все сведения, которые они получают, посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом дает приказ на исполнение.
— Какое чувство называют шестым?

3 слайд  — Чтобы выяснить, какое же чувство называют шестым, нам предстоит углубить наши знания об органах чувств, поэтому я предлагаю сегодняшний урок провести в виде информационно-развлекательной игры «6-е чувство». 

 
4 слайд  — Перед вами сфера чувств. Каждому конкурсу соответствует определенное чувство. О каждом органе чувств мы будем говорить по следующему алгоритму: 
  1. Название органа чувств.
  2. Что воспринимает.
  3. Как устроен.
     
 (НА ДОСКУ ВЫВЕШИВАЕТСЯ ТАБЛИЦА С АЛГОРИТМОМ)
 За каждый правильный ответ группа получает жетон-пазл. В конце урока, группа, набравшая наибольшее количество жетонов, получит диплом «Знатоки чувств».  
 III. Совместное открытие знаний.
 5 слайд 1-ый тур. Вкус.  
  — А сейчас первый тур. Внимание, задание. О каком органе чувств идет речь? Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык – орган вкуса).
6 слайд
  — Язык – это орган вкуса.  
  • С помощью языка мы определяем сладкое, соленое, горькое.
  • Язык покрыт маленькими бугорками — сосочками (рецепторами). Благодаря им мы различаем сладкое, соленое, кислое, горькое.
  • Сухой язык не чувствует вкуса.
  • Когда ты ешь конфету, сосочки, которые распознают сладкое, посылают сигнал в мозг. Мозг сообщает тебе, что ты ешь конфету.
  • Голод повышает чувствительность к сладкому, а к кислому снижает.
  • От вкуса зависит аппетит.
     
 Задание: узнай по вкусу.
  — Выберите из своей команды одного человека, у которого лучше всего развит вкус.  
 Итак, к сфере чувств подходят 4 игрока, чтобы проверить свой вкус.
 Доверьтесь вкусовым ощущениям или рецепторам. Каждый правильный ответ – 2 балла.
/Детям на глаза надевают затемненные очки. Нужно узнать сок на вкус/.
  — Что вызвало затруднения?  
 Откройте учебники на стр. 53, найдите, что еще нам неизвестно об органе вкуса.  
 /один ученик читает вслух.  
  — Что нового вы узнали?
 
 
7 слайд
  — Отгадайте ребус.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
8 слайд
 2-й тур. Обоняние.
 
 
  — Нос — орган обоняния.  
  • Обоняние – это способность человека воспринимать запахи.
  • У собаки обоняние (нюх) гораздо лучше развито, чем у человека. Вот почему благодаря своему чуткому носу собака может легко находить людей и вещи.  
     
 
 
  — А теперь – внимание – конкурс: По запаху определите предмет.
9 слайд
  — Послушайте, рассказ Трушева Димы о том, как мы можем чувствовать различные запахи.
 
Когда мы нюхаем цветок, его аромат проникает через дырочки в носу, ноздри, поднимается до слоя, выстланного крошечными волосками. Они передают сигнал обонятельному нерву, который в свою очередь направляет его в мозг. Мозг распознает его и сообщает нам: «Это запах цветка». Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить злокачественной пищи.
 
— Прочитайте, что об этом говорится в учебнике.
 

— Пользуясь материалом учебника, подумайте, как же нам сохранить обоняние?

  •   надо закаляться
  •   беречь организм от простуды
  •   не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.
     
 
 
 
 3-й тур. Зрение.
 
 
— О каком органе чувств говорят: окна в окружающий мир? (Глаза – орган зрения).
 
10 слайд
 
 
  • Что вы знаете о зрении?
  • Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.  
  • Благодаря зрению мы получаем 80% информации об окружающем мире.
  • Человеческий глаз устроен так, что может видеть в темноте и при ярком свете.
     
  — Из чего состоит орган зрения?
 /ребенок выходит к доске и все показывает на плакате.
  • Орган зрения образован глазным яблоком и вспомогательным аппаратом (брови, ресницы, слезная железа, слезные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы и кровеносные сосуды).
  • Выберите из своей группы человека, у которого лучше всего развито зрение.
     
 11 слайд
 
Конкурс: дети смотрят фильм, а затем отвечают на вопросы.
 
12 слайд
  — О том, как человек воспринимает зрительные раздражения, нам расскажет Рахманина Настя.
  • Свет попадает в глазное яблоко через зрачок. Хрусталик проводит и фокусирует световые лучи на сетчатку. В рецепторах сетчатки происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг – в зрительную зону коры полушарий. Начавшийся в сетчатке анализ цвета, формы, освещенности предмета, его деталей, заканчивается в зрительной зоне коры. Здесь собирается вся информация, она расшифровывается и обобщается. В результате этого складывается представление о предмете.
     
 
 
  • Если глаз – такой важный орган, то нуждается ли он в защите?
     
 
 
  • Если у человека проблемы со зрением, к какому врачу ему надо обратиться? (К окулисту).  
     
 
 
  • Ваши одноклассники приготовили сценку «У окулиста». Давайте ее внимательно посмотрим.
     
 13 слайд
/дети показывают сценку.
 
— Как же нужно беречь зрение?
 
  • читать, писать при хорошем освещении, но яркий свет не должен попадать в глаза.
  • При письме свет должен падать слева.
  • Когда читаешь, то расстояние до книги должно быть 30 – 35 см.
  • Нельзя читать книги в транспорте.
  • Нельзя читать лежа, так как трудно держать книгу на нужном расстоянии.
  • Расстояние до телевизора 2 – 3 м и еще – телевизор нельзя долго смотреть.
  • Нельзя тереть глаза руками, так как можно занести микробов.
  • Глазам нужен отдых.
  • Не стесняться носить очки.
     
 
 
— Самое главное – это то, что нам надо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за зрением.
 
14 слайд 
Физминутка.
 
 
 Глаза надо защищать, но и ухаживать за ними. Глазам, как и вам, надо заниматься физкультурой. Называется она «гимнастика для глаз». Давайте выполним ее все вместе.
 
 4-ый тур. Осязание.
 
 
15 слайд
  — О каком органе чувств говорит эта картинка? (Кожа – орган осязания).
  — Что вы знаете об осязании?
 
16 слайд
  • человек может чувствовать тепло, холод, прикосновения, боль.
  • Благодаря осязательным рецепторам мы воспринимаем механические воздействия на кожу – давление, прикосновение и т.п. – мы осязаем.
  •   С помощью осязания можно судить о размерах, форме, плотности предмета, состоянии его поверхности.  
  • Рецепторы осязания распределены по телу неравномерно. Особенно много их в кончике языка, в коже пальцев. Температурные колебания воспринимают терморецепторы. Много их в коже лица, живота.
     
 
 
 Конкурс: узнай предмет наощупь.
 
 Прочитайте в учебнике, что еще нужно знать об осязании.
 
 
5-ый тур. Слух.
 
17 слайд
 
  • У нас остался последний орган чувств. Какой? (Слух).   
  • Давайте вспомним, что мы знаем об органах слуха.
  • с помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.
  • Восприятие речи очень важно для развития мышления.
  • При ярком освещении обостряется слух и поэтому, в концертных залах не гасят свет.
     
 
 
— Послушайте небольшое сообщение Мельникова Жени об органах слуха.
 
18 слайд.
 
Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Сначала звуковые волны проникают в ушную раковину, затем через слуховой проход достигают барабанной перепонки, которая начинает колебаться. Эти колебания передаются через три слуховые косточки на так называемую улитку, заполненную жидкостью, и превращаются в сигналы, передаваемые по слуховому нерву в мозг. Мозг расшифровывает их, и мы слышим звук. Слух тесно связан с речью. Ребенок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учиться говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир, лишает его возможности общения.
 
  • Спасибо! Ребята, вы знаете, что даже люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.  
  • Что же нужно делать, чтобы сохранить хороший слух? (Содержать уши в чистоте).
     
 
 
  • Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух.
  • Шум очень вреден для слуха.
  • Нужно давать отдых слуху, быть в тишине.
     
 
 
— Что опаснее всего для слуха? (Шум, так как портит слух и плохо влияет на весь организм).
 
 
19 слайд  
 
 
 Конкурс: узнай звук.
 
 
 6-ой тур. Орган равновесия.
 20 слайд
— Чтобы выяснить, какое чувство называют шестым, проведем эксперимент.
 Эксперимент.
  — Выйдите по одному человеку от группы. Закройте глаза и заткните уши. Прогуляйтесь по классу, пока на пути не встретите преграду.  
 
 
  — Что вызвало затруднения?
 
 
  — Не имея зрительной и слуховой информации, вы должны были положиться на какие-то другие ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах. Слух, зрение, обоняние, осязание и вкус дают нам информацию о внешнем мире. Но существуют также ощущения, ответственные за передачу информации от внутренних органов. Это и называют шестым чувством.
 
 
  — Найдите в учебнике, какое шестое чувство предлагают нам его авторы. (Орган равновесия).
 
21 слайд
 
  — Прочитайте об органе равновесия.
  — Где находится орган равновесия? (Во внутреннем ухе).  
  • Какова его роль? (Благодаря этому органу чувств мы не падаем).
  • Более подробно с этим органом вас познакомит Виталик Попов.
     
 22 слайд.
 Орган равновесия часто называют вестибулярным аппаратом. Вестибулярный аппарат постоянно информирует центральную нервную систему о положении тела и его частей в пространстве. Три полукружных канала вестибулярного аппарата заполнены жидкостью. Три петли, объединенные общей емкостью (преддверием), расположены в разных плоскостях. Когда человек меняет положение тела в пространстве, жидкость перемещается. Сильное перевозбуждение вестибулярного аппарата вызывает тошноту, так как этот аппарат связан и с внутренними органами.
23 слайд  
 Задание.
 Пользуясь своими органами чувств, заполните карточки. Для этого выберите правильный ответ и в месте пересечения номера вопроса и буквы ответа поставьте точку. Соедините все точки по порядку. Если вы ответили правильно – получиться рисунок.
 Тест
1. Какая часть глаза регулирует количество света, попадающего на сетчатку:
а) радужная оболочка.
б) роговица
в) хрусталик.
 
2. Выбери профессию, для которой особенно важно чувство обоняния.
а) санитар
б) кинолог (специалист по собакам, а не по кино!)
в) парфюмер.
 
3. Какой орган чувств помогает не упасть канатоходцу?
 а) орган слуха
б) орган равновесия
в) орган зрения.
 
4. Почему самые изысканные напитки и блюда с нежным вкусом подают в начале еды или вообще отдельно?
а) чтобы гости оценили дорогое угощение.
б) чтобы обратить на них внимание
в) любое чувство слегка притупляется после применения.
 
5. Для чего служат ушные косточки?
а) усиливают и передают колебания барабанной перепонки
б) укрепляют орган равновесия
в) защищают барабанную перепонку от повреждений.
 
                                                                       
  № вопроса
ответ
  1
  2
  3
  4
  5
  А
 
 
 
 
 
  Б
 
 
 
 
 
  В
 
 
 
 
 
 
 
24 слайд.
 Результат.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Итог.
  — Кто руководит органами чувств? (головной мозг).
 Органы чувств, все сведения, которые они получают, посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом дает приказ на исполнение. Каждый орган имеет свое представительство в головном мозге – это определенные центры, которые отвечают за тот или иной орган.
— Для чего нужны органы чувств?
 Все органы чувств взаимодействуют друг с другом. Благодаря этому человек получает полную и реальную картину окружающего его мира.
 
25 СЛАЙД
Награждение команды-победительницы.
Пожаловаться 29 июля 2011
Файлы
конспект урока.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Многогранный мир чувств.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • 11 октября 201322:29
    мадина

    чо тупицы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru