В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

тематический классный час "Воспитание казака"

Екатерина Ремина Екатерина Ремина
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 3195
Краткое описание
тематический классный час составлен для учащихся 7 класса. Материал знакомит  с обычаями, традициями казачества в воспитании казака.

Описание
   Тематический классный час
 
    Тема:    ВОСПИТАНИЕ КАЗАКА
 
      
ЦЕЛЬ: знакомство с обычаями, традициями казачества в воспитании казака;
воспитание чувства уважения к семейным ценностям,  истории и культуре своих предков.   
 
ОФОРМЛЕНИЕ: предметы казачьего быта, слайды,CD с записью казачьих песен
 
Учитель: Обычаи и обряды, бытовавшие на Дону, уходят своими корнями в те далекие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный характер, уклад жизни Донского казачества.
  Большая часть жизни казака проходила в дальних походах, учениях и сражениях. Поэтому воспитание подрастающего казака было делом чести не только отца с матерью, но и всей семьи, всей станицы, всего Воска Донского. В деле воспитания казака складывались свои обычаи, обряды, которым строго следовали.
 Посмотрим, как же воспитывали казака.
 
1.РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА.
 
 1  ВЕДУЩИЙ 
  Рождение ребенка всегда радостное событие для родителей и родных. С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика. Родился мальчик – прибыток, семья получает земельный надел, а девочка – убыток, разорительница. А вот и первый обычай.  
 
СЦЕНКА « ПРИЗНАНИЕ ОТЦОВСТВА»
 
Ребенка клали на отцовскую рубаху на порог дома   и отец в присутствии членов рода или брал ребенка, как признание отцовства, или перешагивал -  отрицал.
    КАЗАЧКА: Родные наши, смотрите, казак родился, прибыток в семью. 
        Отец, посмотри на сына своего, наследника славы и чести твоей.
    КАЗАК: (беря ребенка на руки) Посмотрите все, весь род наш, какой красавец родился. Мой сын. Будет наследник, будет, кому передать свою казачью науку, саблю острую и мне от отца доставшуюся, а ему – от его отца. Вырастешь ты храбрым казаком. А пока иди, сынок, на женскую половину, расти, да сил набирайся.
   Казачка: Вырастет он здоровым и сильным, как все мужчины нашего рода. Запеленала я его в рубашку отцовскую, как научили меня мать и бабка моя, да убережет это его от зла и бед жизненных.
 
1ВЕДУЩИЙ: Взял отец ребенка на руки -  признал отцовство. И рос мальчик на женской половине до 7 лет.
 
2 ВЕДУЩИЙ. А вскоре после рождения наступала пора крестин. С этим событием связан целый ряд обычаев. Во время крещения бросали шарик из воска, в который были завернуты волосы ребенка и смотрели в чан с водой: тонет шарик, значит, ребенок долго не проживет, плавает – к долгой жизни. Если при погружении в воду ребенок сжимался, то это признак живучести, если выпрямлялся – не жилец на этом свете. После крещения, выходя из церкви, загадывали, кто первым на выходе встретится: если мужчина, то ребенок будет счастливым, женщина – к несчастью, если какое- нибудь животное, то будет богатым. Крещение отмечалось торжественным обедом, куда приглашались ближайшие родственники. Бабушка – повитуха готовила кашу из риса и кишмиша. Угощала этой кашей гостей, последние клали ей деньги на поднос. Это была своеобразная плата за помощь при родах. Но первым  повитуха кормила отца кашей. Одну ложку каши давала пересоленную и переперченную со словами: «Как тебе солоно, так и жене было солоно рожать». Бабка могла дать и вторую ложку, от которой отец мог откупиться. Отец ел кашу и не морщился, чтобы ребенку меньше горького в жизни досталось.
 
2.  В первый год жизни.
   1ВЕДУЩИЙ. Когда у младенца прорезывался первый зуб, отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну Воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак. Крестный сажал мальчика на коня на шелковый платок  и провозил вокруг церкви 3 раза. Если ухватился за гриву – быть казаком, расплачется – не быть казаку, а упадет – быть убитому в бою. Эту весть крестный держал втайне.
 В годик мальчику первый раз стригли волосы и сжигали их в печи.
 
3.  Воспитание в 3 – 4 года.
 
УЧИТЕЛЬ: Сохранилось такое предание. Мать выводила ночью 3-х летнего сына в поле и, показывая дланью (ладонью) в небо поучала его.
 
СЦЕНКА « Воспитание небом».
 
Мать и сын в поле.
МАТЬ: Смотри сын, ночь сегодня темна, а звезды очень яркие.
СЫН: Яркие, прямо горят на небе.
МАТЬ: А это ведь не простые звезды. Еще моя бабушка мне рассказывала, что души казаков, погибших в боях за землю нашу, народ наш, попадают в «Ирий» (рай). А звезды – это глаза твоих предков, которые с высоты наблюдают за тобой и за всеми нами. Они наблюдают, как  казак защищает свой род, свою землю.
 СЫН: Они и сейчас за мной наблюдают?
МАТЬ:  Да, и сейчас, и когда вырастешь. Расти достойным казаком, чтобы никогда не было стыдно тебе в небо глядеть, в глаза предков твоих.
СЫН: Я вырасту настоящим мужчиной, как мой отец.
Мать: Хорошо, сын, скоро посвящение в казаки мальчиков станицы. Быть тебе казаком.
УЧИТЕЛЬ: Этот мальчик, став воином, не знал страха смерти, ведь случись погибнуть в бою, он попадет в «ИРИЙ» к прадедам своим.
 
4. Посвящение в казаки.
2 ВЕДУЩИЙ. Посвящение в казаки происходило в 3- 4 года. Собиралась вся родня. Проводился обряд пострижения. Затем отец сажал мальчонку на коня и даже давал в руки шашку. И проводил коня по двору кругом или по улице. Затем верхом везли казачонка в церковь, где служили молебен. С этого времени казачонок мог сам ездить верхом, а пятилетние  вовсю скакали по улице.
     
5.   7 лет.
 
УЧИТЕЛЬ: Большие перемены происходили в жизни мальчика в 7 лет. Происходил обычай перехода его на мужскую часть дома. Бритоголовым он впервые с мужчинами шел в баню, затем к исповеди. А дома в последний раз ел детские сладости. После этого переходил на мужскую половину, в комнату старших братьев. Они осматривали его одеяло и подушку и выбрасывали их, если оно оказывались слишком теплыми и мягкими. « Учись служить»   — говорили ему, — « ты теперь не дите, а пол – казака». С этого времени начиналась подготовка ребенка к суровой мужской жизни. Спать надо было на соломенном матрасе и без подушки.
И еще: наступало время запрета ругать его женщинам. Отец всегда наказывал сыновьям: «Берегите женщин и защищайте дом».
    
         6.     7 – 9 лет. Игры.
 
1 ВЕДУЩИЙ.  В 7 – 9 лет любили поиграть казачата на майдане или за околицей. Одной из любимых игр с древнейших времен была игра в бабки или кости. При игре развивалась такая меткость в бросании камешков в поставленные в ряд кости, что казаки могли убивать ими зайцев и птиц на значительном расстоянии.
2 ВЕДУЩИЙ. За околицей играли в войну, разделившись на две части, устраивали сражения. С игрушечными знаменами казачата сходились в рукопашной и рубились деревянными саблями, кололись камышовыми пиками, не жалея носов отбивали знамена у противника и брали пленных. Победители под звуки дудок и трещеток строем возвращались в станицу. Позади них, опустив головы и размазывая слезы, шли « пленные». Старики, сидя у атаманского правления или на завалинке с одобрительными улыбками любовались войском, и даже сам атаман, выйдя на крыльцо, приветствовал победителей и хвалил  выправку и отличившихся, и казачата старались.
 
УЧИТЕЛЬ: У нас тоже есть казачата. Давайте и мы посоревнуемся.
Проводятся конкурсы.
 
1 ВЕДУЩИЙ. Посмотрим, какие вы знаете казачьи поговорки. Победит та команда, которая последней назовет поговорку. 
2 ВЕДУЩИЙ. А второй конкурс старинных казачьих слов.
     — Гутарить – говорить.
     — Баз – загон для скота.
     — балясы – балкончик вокруг дома.
     — чекомас – окунь.
     — квелый – слабый.
     — банить – мыть, стирать.
     — майдан – площадь. 
     — кохать   — заботится
     — кочет – петух.
 
УЧИТЕЛЬ: Играть любят дети всегда. Но   в казачьих семьях детей с малолетства приучали  к труду и своим отношением ко всему показывали пример. 
Слово отца в семье было все равно, что слово атамана для войска, — ему следовали беспрекословно. Каждый казак знал и  всем сердцем хранил Божью заповедь: « Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеше долголетен на Земли».
 
7. 12 – 15 лет.
   1  ВЕДУЩИЙ. В 12- 15 лет казачата были уже лихими конниками. Могли скакать во весь опор, с ходу преодолевая канавы, заборы. Конем могли загнать зайца и убить его ударом нагайки. Владели уже шашкой и ружьем, и осваивали приемы джигитовки — все это передавали им старшие братья и отцы.
     
УЧИТЕЛЬ: Интересный факт. В <st1:metricconverter productid=«1888 г» w:st=«on»>1888 г</st1:metricconverter>. в Новочеркасск  приехал царь Александр III с семьей. На казачьем смотре приняли участие детские сотни казачат от 12 до 14 лет на конях со своими командирами. После парада и джигитовки взрослых началась детская джигитовка, но вскоре была остановлена. Как оказалось, у императрицы Марии Федоровны не выдержали нервы (она мать) от того, что проделывали юные казачата.
   
   2  ВЕДУЩИЙ. Невозможно себе представить казака без коня. Чем же был конь для казака?
   
 РАССКАЗ КАЗАКА О КОНЕ.
 КАЗАК: « Без коня казак сирота». « Казак голоден, а конь его сыт». «Казак без коня, что солдат без ружья». Так у нас на Дону говорят о конях. Казаки всегда любили коней и зачастую сами их выращивали для себя от самых лучших кобылиц и производителей. Ухаживали как за детьми, баловали их. Вырастая, такой конь платил своему хозяину преданностью и любовью, он не давался в руки другим, а за своим хозяином мог ходить как собака. Кони были приучены к походу и бою. В сабельной рубке такие кони кусали и лягали коней противника. Укрытые в лесу, балке, они по свисту хозяина бежали к нему, по команде ложились, вставали и знали много других команд. Конь не отходил от раненого или убитого хозяина, а в случае гибели хозяина долго тосковал, не подпуская чужих, и не брал из их рук пищу, голодая по несколько дней. Конь для казака был больше, чем лошадь и казаки называли их только конями. Кони платили им за это искренней привязанностью и шли в огонь и в воду.
 
8. 18 – 19 лет.
    
   2 ВЕДУЩИЙ. В 18 лет казачата проходили уже обучение военному делу всерьез под руководством опытных казаков. Совершенствовали боевые приемы, стреляли в цель на ходу, рубили лозу шашками, преодолевали полосу препятствий. Скакали стоя на коне, спрыгивали с коня и снова взлетали в седло. Переходили реки в брод. Словом – учеба всерьез. И когда наступала пора сдачи экзаменов, то принимали их сам атаман и есаулы в присутствии стариков. Отличившимся атаман вручал подарки -  богатое оружие, разукрашенные седла, нарядные уздечки. И эти свои первые награды казаки высоко ценили и хранили всю жизнь.
         2 ВЕДУЩИЙ.  А в 21 год юноша уже зачислялся на военную службу, становившись настоящим казаком.
 
УЧИТЕЛЬ: Вот так на Дону и проходило воспитание  и обучение казачат. В казачьей семье и отец, и дед, и прадед – и далеко в века уходя – все были воины. Служили и старший и младший брат, и от того создавалась традиция службы и уважения к ней.
 И очень важно сегодняшнему поколению  не забывать эти традиции, Знать их и передавать своим будущим детям.
     
РЕФЛЕКСИЯ:  
   — Интересно ли вам было узнать, как воспитывали казачат?
  -А хотели ли бы  вы следовать казачьим традициям в
   воспитании своих детей?
    
Использованная литература:
 1.Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Чапаевск. 2007г.
Пожаловаться 24 июля 2011
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru