В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

тематический классный час "Воспитание казака"

Екатерина Ремина Екатерина Ремина
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 3346
Краткое описание
тематический классный час составлен для учащихся 7 класса. Материал знакомит  с обычаями, традициями казачества в воспитании казака.

Описание
   Тематический классный час
 
    Тема:    ВОСПИТАНИЕ КАЗАКА
 
      
ЦЕЛЬ: знакомство с обычаями, традициями казачества в воспитании казака;
воспитание чувства уважения к семейным ценностям,  истории и культуре своих предков.   
 
ОФОРМЛЕНИЕ: предметы казачьего быта, слайды,CD с записью казачьих песен
 
Учитель: Обычаи и обряды, бытовавшие на Дону, уходят своими корнями в те далекие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный характер, уклад жизни Донского казачества.
  Большая часть жизни казака проходила в дальних походах, учениях и сражениях. Поэтому воспитание подрастающего казака было делом чести не только отца с матерью, но и всей семьи, всей станицы, всего Воска Донского. В деле воспитания казака складывались свои обычаи, обряды, которым строго следовали.
 Посмотрим, как же воспитывали казака.
 
1.РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА.
 
 1  ВЕДУЩИЙ 
  Рождение ребенка всегда радостное событие для родителей и родных. С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика. Родился мальчик – прибыток, семья получает земельный надел, а девочка – убыток, разорительница. А вот и первый обычай.  
 
СЦЕНКА « ПРИЗНАНИЕ ОТЦОВСТВА»
 
Ребенка клали на отцовскую рубаху на порог дома   и отец в присутствии членов рода или брал ребенка, как признание отцовства, или перешагивал -  отрицал.
    КАЗАЧКА: Родные наши, смотрите, казак родился, прибыток в семью. 
        Отец, посмотри на сына своего, наследника славы и чести твоей.
    КАЗАК: (беря ребенка на руки) Посмотрите все, весь род наш, какой красавец родился. Мой сын. Будет наследник, будет, кому передать свою казачью науку, саблю острую и мне от отца доставшуюся, а ему – от его отца. Вырастешь ты храбрым казаком. А пока иди, сынок, на женскую половину, расти, да сил набирайся.
   Казачка: Вырастет он здоровым и сильным, как все мужчины нашего рода. Запеленала я его в рубашку отцовскую, как научили меня мать и бабка моя, да убережет это его от зла и бед жизненных.
 
1ВЕДУЩИЙ: Взял отец ребенка на руки -  признал отцовство. И рос мальчик на женской половине до 7 лет.
 
2 ВЕДУЩИЙ. А вскоре после рождения наступала пора крестин. С этим событием связан целый ряд обычаев. Во время крещения бросали шарик из воска, в который были завернуты волосы ребенка и смотрели в чан с водой: тонет шарик, значит, ребенок долго не проживет, плавает – к долгой жизни. Если при погружении в воду ребенок сжимался, то это признак живучести, если выпрямлялся – не жилец на этом свете. После крещения, выходя из церкви, загадывали, кто первым на выходе встретится: если мужчина, то ребенок будет счастливым, женщина – к несчастью, если какое- нибудь животное, то будет богатым. Крещение отмечалось торжественным обедом, куда приглашались ближайшие родственники. Бабушка – повитуха готовила кашу из риса и кишмиша. Угощала этой кашей гостей, последние клали ей деньги на поднос. Это была своеобразная плата за помощь при родах. Но первым  повитуха кормила отца кашей. Одну ложку каши давала пересоленную и переперченную со словами: «Как тебе солоно, так и жене было солоно рожать». Бабка могла дать и вторую ложку, от которой отец мог откупиться. Отец ел кашу и не морщился, чтобы ребенку меньше горького в жизни досталось.
 
2.  В первый год жизни.
   1ВЕДУЩИЙ. Когда у младенца прорезывался первый зуб, отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну Воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак. Крестный сажал мальчика на коня на шелковый платок  и провозил вокруг церкви 3 раза. Если ухватился за гриву – быть казаком, расплачется – не быть казаку, а упадет – быть убитому в бою. Эту весть крестный держал втайне.
 В годик мальчику первый раз стригли волосы и сжигали их в печи.
 
3.  Воспитание в 3 – 4 года.
 
УЧИТЕЛЬ: Сохранилось такое предание. Мать выводила ночью 3-х летнего сына в поле и, показывая дланью (ладонью) в небо поучала его.
 
СЦЕНКА « Воспитание небом».
 
Мать и сын в поле.
МАТЬ: Смотри сын, ночь сегодня темна, а звезды очень яркие.
СЫН: Яркие, прямо горят на небе.
МАТЬ: А это ведь не простые звезды. Еще моя бабушка мне рассказывала, что души казаков, погибших в боях за землю нашу, народ наш, попадают в «Ирий» (рай). А звезды – это глаза твоих предков, которые с высоты наблюдают за тобой и за всеми нами. Они наблюдают, как  казак защищает свой род, свою землю.
 СЫН: Они и сейчас за мной наблюдают?
МАТЬ:  Да, и сейчас, и когда вырастешь. Расти достойным казаком, чтобы никогда не было стыдно тебе в небо глядеть, в глаза предков твоих.
СЫН: Я вырасту настоящим мужчиной, как мой отец.
Мать: Хорошо, сын, скоро посвящение в казаки мальчиков станицы. Быть тебе казаком.
УЧИТЕЛЬ: Этот мальчик, став воином, не знал страха смерти, ведь случись погибнуть в бою, он попадет в «ИРИЙ» к прадедам своим.
 
4. Посвящение в казаки.
2 ВЕДУЩИЙ. Посвящение в казаки происходило в 3- 4 года. Собиралась вся родня. Проводился обряд пострижения. Затем отец сажал мальчонку на коня и даже давал в руки шашку. И проводил коня по двору кругом или по улице. Затем верхом везли казачонка в церковь, где служили молебен. С этого времени казачонок мог сам ездить верхом, а пятилетние  вовсю скакали по улице.
     
5.   7 лет.
 
УЧИТЕЛЬ: Большие перемены происходили в жизни мальчика в 7 лет. Происходил обычай перехода его на мужскую часть дома. Бритоголовым он впервые с мужчинами шел в баню, затем к исповеди. А дома в последний раз ел детские сладости. После этого переходил на мужскую половину, в комнату старших братьев. Они осматривали его одеяло и подушку и выбрасывали их, если оно оказывались слишком теплыми и мягкими. « Учись служить»   — говорили ему, — « ты теперь не дите, а пол – казака». С этого времени начиналась подготовка ребенка к суровой мужской жизни. Спать надо было на соломенном матрасе и без подушки.
И еще: наступало время запрета ругать его женщинам. Отец всегда наказывал сыновьям: «Берегите женщин и защищайте дом».
    
         6.     7 – 9 лет. Игры.
 
1 ВЕДУЩИЙ.  В 7 – 9 лет любили поиграть казачата на майдане или за околицей. Одной из любимых игр с древнейших времен была игра в бабки или кости. При игре развивалась такая меткость в бросании камешков в поставленные в ряд кости, что казаки могли убивать ими зайцев и птиц на значительном расстоянии.
2 ВЕДУЩИЙ. За околицей играли в войну, разделившись на две части, устраивали сражения. С игрушечными знаменами казачата сходились в рукопашной и рубились деревянными саблями, кололись камышовыми пиками, не жалея носов отбивали знамена у противника и брали пленных. Победители под звуки дудок и трещеток строем возвращались в станицу. Позади них, опустив головы и размазывая слезы, шли « пленные». Старики, сидя у атаманского правления или на завалинке с одобрительными улыбками любовались войском, и даже сам атаман, выйдя на крыльцо, приветствовал победителей и хвалил  выправку и отличившихся, и казачата старались.
 
УЧИТЕЛЬ: У нас тоже есть казачата. Давайте и мы посоревнуемся.
Проводятся конкурсы.
 
1 ВЕДУЩИЙ. Посмотрим, какие вы знаете казачьи поговорки. Победит та команда, которая последней назовет поговорку. 
2 ВЕДУЩИЙ. А второй конкурс старинных казачьих слов.
     — Гутарить – говорить.
     — Баз – загон для скота.
     — балясы – балкончик вокруг дома.
     — чекомас – окунь.
     — квелый – слабый.
     — банить – мыть, стирать.
     — майдан – площадь. 
     — кохать   — заботится
     — кочет – петух.
 
УЧИТЕЛЬ: Играть любят дети всегда. Но   в казачьих семьях детей с малолетства приучали  к труду и своим отношением ко всему показывали пример. 
Слово отца в семье было все равно, что слово атамана для войска, — ему следовали беспрекословно. Каждый казак знал и  всем сердцем хранил Божью заповедь: « Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеше долголетен на Земли».
 
7. 12 – 15 лет.
   1  ВЕДУЩИЙ. В 12- 15 лет казачата были уже лихими конниками. Могли скакать во весь опор, с ходу преодолевая канавы, заборы. Конем могли загнать зайца и убить его ударом нагайки. Владели уже шашкой и ружьем, и осваивали приемы джигитовки — все это передавали им старшие братья и отцы.
     
УЧИТЕЛЬ: Интересный факт. В <st1:metricconverter productid=«1888 г» w:st=«on»>1888 г</st1:metricconverter>. в Новочеркасск  приехал царь Александр III с семьей. На казачьем смотре приняли участие детские сотни казачат от 12 до 14 лет на конях со своими командирами. После парада и джигитовки взрослых началась детская джигитовка, но вскоре была остановлена. Как оказалось, у императрицы Марии Федоровны не выдержали нервы (она мать) от того, что проделывали юные казачата.
   
   2  ВЕДУЩИЙ. Невозможно себе представить казака без коня. Чем же был конь для казака?
   
 РАССКАЗ КАЗАКА О КОНЕ.
 КАЗАК: « Без коня казак сирота». « Казак голоден, а конь его сыт». «Казак без коня, что солдат без ружья». Так у нас на Дону говорят о конях. Казаки всегда любили коней и зачастую сами их выращивали для себя от самых лучших кобылиц и производителей. Ухаживали как за детьми, баловали их. Вырастая, такой конь платил своему хозяину преданностью и любовью, он не давался в руки другим, а за своим хозяином мог ходить как собака. Кони были приучены к походу и бою. В сабельной рубке такие кони кусали и лягали коней противника. Укрытые в лесу, балке, они по свисту хозяина бежали к нему, по команде ложились, вставали и знали много других команд. Конь не отходил от раненого или убитого хозяина, а в случае гибели хозяина долго тосковал, не подпуская чужих, и не брал из их рук пищу, голодая по несколько дней. Конь для казака был больше, чем лошадь и казаки называли их только конями. Кони платили им за это искренней привязанностью и шли в огонь и в воду.
 
8. 18 – 19 лет.
    
   2 ВЕДУЩИЙ. В 18 лет казачата проходили уже обучение военному делу всерьез под руководством опытных казаков. Совершенствовали боевые приемы, стреляли в цель на ходу, рубили лозу шашками, преодолевали полосу препятствий. Скакали стоя на коне, спрыгивали с коня и снова взлетали в седло. Переходили реки в брод. Словом – учеба всерьез. И когда наступала пора сдачи экзаменов, то принимали их сам атаман и есаулы в присутствии стариков. Отличившимся атаман вручал подарки -  богатое оружие, разукрашенные седла, нарядные уздечки. И эти свои первые награды казаки высоко ценили и хранили всю жизнь.
         2 ВЕДУЩИЙ.  А в 21 год юноша уже зачислялся на военную службу, становившись настоящим казаком.
 
УЧИТЕЛЬ: Вот так на Дону и проходило воспитание  и обучение казачат. В казачьей семье и отец, и дед, и прадед – и далеко в века уходя – все были воины. Служили и старший и младший брат, и от того создавалась традиция службы и уважения к ней.
 И очень важно сегодняшнему поколению  не забывать эти традиции, Знать их и передавать своим будущим детям.
     
РЕФЛЕКСИЯ:  
   — Интересно ли вам было узнать, как воспитывали казачат?
  -А хотели ли бы  вы следовать казачьим традициям в
   воспитании своих детей?
    
Использованная литература:
 1.Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Чапаевск. 2007г.
Пожаловаться 24 июля 2011
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru