В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Элективный курс "Секреты стилистики"

Елена Бауло Елена Бауло
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345  голосов:5    просмотров: 22044    комментариев: 7
Краткое описание
Программа элективного курса «Секреты стилистики» предназначена для учащихся 9-11 классов. Курс знакомит учеников с лексической стилистикой, сферой употребления лексических единиц, а также богатыми средствами художественной выразительности языка.

Описание

 ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«СЕКРЕТЫ СТИЛИСТИКИ»
Пояснительная записка
 
Язык – одно из самых удивительных орудий в руках человечества, однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Возможно ли овладеть в совершенстве родным языком? Да! Если мы становимся требовательнее к своей речи, боремся за чистоту языка, совершенствуем свой стиль. Даже если человек свободно владеет литературным языком, полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому и учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств.
Программа элективного курса «Секреты стилистики» предназначена для учащихся 9-11 классов. Курс знакомит учеников с лексической стилистикой, сферой употребления лексических единиц, а также богатыми средствами художественной выразительности языка.
Что дает школьнику изучение стилистики? Каково практическое применение полученных знаний?
ГИА  и ЕГЭ по русскому языку состоит из трёх частей:
1.сжатое или подробное изложение прослушанного текста (ГИА); тестовые задания части А (ЕГЭ);
2.чтение и анализ печатного текста, выполнение заданий;
3.написание  сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
Выполняя эти задания, учащиеся должны не только понимать и анализировать текст, но и уметь излагать свои суждения: доказывать, сравнивать, приводить примеры, делать выводы. Стилистические ошибки, допущенные в работе, повлияют на экзаменационную оценку.  
Элективный курс «Секреты стилистики» поможет  школьникам развивать связную письменную речь, научит выбирать нужные слова из ряда синонимов, находить синтаксические структуры, наиболее подходящие для конкретной работы. Кроме того, данный курс даст школьникам возможность учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей; научит понимать, что при помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства; напомнит ещё раз, что такое искусство слова. 
Чтобы в совершенстве овладеть этим искусством, необходимо изучать стилистику, знать её секреты.
 Составляя программу  элективного курса «Секреты стилистики»,  я взяла за основу  книгу И.Б.Голуб и Д.Э.Розенталя «Занимательная стилистика» (М., «Просвещение», 1988).
В этой замечательной книге столько материала, который остается за рамками урока, но который просто необходимо знать каждому, кто говорит на русском языке! Стилистические тонкости часто остаются непонятны подросткам, богатство языка не востребовано, ведь дети читают мало и часто без всякого удовольствия. Я постаралась адаптировать материал, изложенный в книге «Занимательная стилистика»: отобрала темы, которые уже знакомы учащимся, но сведения по которым можно расширить и углубить; примеры, приведенные в первоисточнике, переделала в задания, которые нужно выполнить, опираясь на свои знания и новые сведения по теме. 
 
 Цель элективного курса: научить уч-ся анализировать тексты различных стилей; свободно ориентироваться в многообразии изобразительно-выразительных средств; развивать умение использовать изобразительно-выразительные средства в речи и в сочинениях разных жанров.
 Задача курса: привить школьникам навыки культуры словоупотребления, воспитать интерес к изучению русского языка.
 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
элективного курса по русскому языку
«СЕКРЕТЫ СТИЛИСТИКИ»
 
  
 №
 
 ТЕМА
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 
 часы
 
 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
 1
 
 Что делает нашу речь выразительной?
 
 Стилистические ресурсы русского языка
 
 1
 
 Поиск слова. Работа с многозначными словами.
 
 2
 
 Что такое плеоназм и тавтология и как с ними бороться?
 
 Понятие о речевой недостаточности  и многословии. Эллипсис.
 
 1
 
 Редактирование предложений из школьных сочинений.
 
 3
 
 Слова-тёзки. Стилистическое использование омонимов.
 
 Омографы и омофоны. Загадки.
 
 1
 
 Конструирование предложений.
 
 4
 
 Различайте паронимы!
 
 Смешение созвучных слов. 
 
 1
 
 Работа со словарём паронимов. Редактирование предложений.
 
 5
 
 Умело используйте синонимы.
 
 Употребление синонимов писателями-классиками. Понятие об эпитетах.
 
 2
 
 Тренинг по определению эпитетов.
 
 6
 
 Будьте внимательны к антонимам!
 
 Устранение ошибок, возникающих при употреблении антонимов. Понятие об оксюмороне.
 
 2
 
 Нахождение оксюморона в художественном тексте.
 
 7
 
 Стилистическая окраска слов.
 
 Штампы и канцеляризмы.
 
 1
 
 Стилистический отбор языковых средств.
 
 8
 
 Практикум. «Не обедняйте свою речь!»
 
 Литературный портрет .
 
 1
 
 Сочинение-миниатюра.
 
 9
 
 Как простые слова становятся царственными.
 
 Что такое тропы? Использование тропов в художественном произведении.
 
 1
 
 Лингвистический анализ текста.
 
 10
 
 Учись видеть скрытое сравнение.
 
 Понятие о метафоре. Метонимия и синекдоха.
 
 1
 
 Тренинг по определению метафор.
 
 11
 
 Что олицетворяет олицетворение? Гипербола и литота.
 
 Роль олицетворения, гиперболы и литоты в художественном тексте.
 
 1
 
 Тренинг по определению олицетворения, гиперболы и литоты.
 
 12
 
 Что такое перифраза?
 
 Разновидности перифразы и особенности её функционирования.
 
 1
 
 Тренинг по определению перифразы. Составление загадок.
 
 13
 
 Благозвучие речи.
 
 Фоника. Звукопись. Понятие об аллитерации, ассонансе, анафоре.
 
 1
 
 Анализ поэтического текста. Сравнение черновиков русских поэтов.
 
 14
 
 Знакомство с орфоэпией.
 
 Правильное ударение и произношение. Орфоэпические нормы.
 
 2
 
 Работа с орфоэпическими словарями. Итоговое тестирование.
 
  
 
 ТЕМА №1. 
 ЧТО ДЕЛАЕТ НАШУ РЕЧЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ?
  
 I. Вступительное слово учителя.
Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. В совершенстве ли мы владеем родным языком? Какие требования предъявляем к собственной речи? Стараемся ли сделать её богаче и выразительнее? Что нам может помочь в этом?
 Стилистика – наука об умелом выборе языковых средств.
Как добиться, чтобы  речь была выразительной? Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли? Учиться этому можно и нужно у писателей. Как им удается добиться совершенства в художественном воплощении мысли, в чем секрет выразительности их речи? 
1) Лексическое богатство родного языка, умение писателя находить такие слова, которые заставляют наше воображение рисовать картины природы, портреты героев, их поведение…
2) Словообразование. Суффиксы и приставки под пером мастера могут придать словам волшебную силу. 
  — Вспомните примеры из сказок А.С. Пушкина.
(Свет мой зеркальце, пряли поздно вечерком, золотая рыбка)
3) Употребление имен и глаголов.
-У Пушкина:
Яблочко – румяно-золотое, наливное, свежо, душисто…
Ветер гуляет, кораблик подгоняет, он бежит
 Как изменится текст, если мы употребим  ДУЕТ вместо ГУЛЯЕТ,  ГОНИТ вместо ПОДГОНЯЕТ, ПЛЫВЕТ вместо БЕЖИТ?...
4) Звуковое оформление речи. Уменьшительно-ласкательные суффиксы притягивают к себе другие, похожие: НОЖКИ, ГОЛОВКА – НЕМНОЖКО, ОКОШКО.
 Наша задача -  научиться правильной письменной речи, которая особенно нетерпима ко всякого рода ошибкам.
 
 II.Лексическая сочетаемость слов.
  — Ответьте, можно ли ОДЕРЖАТЬ ПОРАЖЕНИЕ? Видели ли вы когда-нибудь ФИОЛЕТОВЫЙ АПЕЛЬСИН? А КОЖАНЫЕ ОЧКИ? Или слышали, как КРИЧАТ ШЁПОТОМ?
 Мы столкнулись с явлением семантической несочетаемости.
 Семантика – смысловая сторона языковых единиц, т.е. значение слова.
 
 Задание. Соедините слова правого и левого столбиков в словосочетания.
круглый осень
преклонить поражение
склонить     ночь
бархатный  сезон
одержал сутки
глубокий     день
   луна
   год
   победа
   колени
   голова
   месяц
   неделя
   сон
   озеро
 
 Грамматическая сочетаемость также определяет правила соединения слов.
 Можно:  Нельзя: 
Прил.+ сущ.   Прил.+ числ.
Гл.+ сущ. Гл.+ притяж. мест.
Гл.+ нар.  Гл.+ прил.
Сущ.+ сущ.
 
Нарушение лексической и грамматической сочетаемости ведет к речевым ошибкам. Но это же нарушение часто используют писатели для яркой речевой экспрессии (выразительности).
 Май жестокий с белыми ночами! (Б.Пастернак)
 Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль. (М.Ю.Лермонтов)
 
 Задание. Найдите примеры лексической несочетаемости. В чём их смысл?
 Маленький лес просил подаяния снега у жадных иль нищих небес. (Б.Ахмадулина)
 К утру расстреляли притихшее горное эхо…И брызнули камни, как слёзы, из раненых скал. (В.Высоцкий)
 Она вывела за собой табунчик девушек в сарафанах; яблоко с родинкой (Ильф и Петров)
 Типичные речевые ошибки, вызванные несочетаемостью слов.
  — Продолжите словосочетания. ЧТО МОЖНО
повысить УРОВЕНЬ  нельзя    КРУГОЗОР
усилить   ВЛИЯНИЕ  нельзя    ВНИМАНИЕ
завершить    РАБОТУ нельзя   ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
выполнить   РАБОТУ или  ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
уделить  ВНИМАНИЕ    нельзя   ЗНАЧЕНИЕ
придавать    ЗНАЧЕНИЕ нельзя   ВНИМАНИЕ
улучшить    КАЧЕСТВО нельзя  УРОВЕНЬ
повысить     УРОВЕНЬ   нельзя  КАЧЕСТВО
 
 III.Стилистическое использование многозначности.
 Полисемия – многозначность (греч.  ПОЛИ – много, СЕМА – знак)
1 – основное (прямое)
2 -  производные от него, неосновные (переносные)
 Задание. Определите в приведённых примерах значение слова ИДТИ.
1) Иди, куда влечёт тебя свободный ум (двигаться)
2) Там ступа с Бабою – Ягой идет, бредёт сама собой (направление)
3) На Русь ли вновь идет войною? (выступать против, нападать)
4) Письмо шло 25 дней  (находиться в пути, будучи посланным)
5) Часы идут, за ними дни проходят (протекать, проходить во времени)
6) Про тебя идут разговоры (распространяться)
7) Снег идет (выпадают осадки)
8) Как торг идёт у вас? (совершаться, происходить)
9) С надеждой, верою весёлой иди на всё (проявлять готовность)
10) Красный цвет идет более к твоим черным волосам  (быть к лицу)
 
 Глагол  ИДТИ  может получать в речи более 40 значений!
 
Когда фраза построена таким образом, что слово воспринимается сразу и в прямом и в переносном значении, такая игра слов называется каламбуром.
 Дети – цветы жизни, но не давайте им распускаться.  Весна хоть кого с ума сведет; даже лёд тронулся.  Труднее всего провести время.
  — За счет каких многозначных слов эти фразы стали каламбурами?
 Задание. Укажите слова, на которых основаны шутки.
1) Мыльные пузыри всегда жалуются, что их надувают.
2) Не бросайтесь словами: соблюдайте технику безопасности.
3) Перья у писателя были, ему не хватало крыльев.
4) Жаль, что и близкие иногда бывают недалёкими.
 
 
 ТЕМА № 2
 ЧТО ТАКОЕ ПЛЕОНАЗМ И ТАВТОЛОГИЯ И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ?
 I.    Знакомство с понятием «речевая недостаточность».
Вдумайтесь в такие фразы: «Внимательно слушают ребята о героизме и мужестве русских солдат», «Я узнал, что Ю.Гагарин начал вынашивать мечту о космосе ещё с  саратовского клуба ДОСААФ».
Не кажутся ли они вам какими-то неполноценными? Чего в них недостает?
 «…слушают РАССКАЗЫ о героизме…», «…со времен ПОСЕЩЕНИЯ Саратовского клуба…»
Перед нами примеры речевой недостаточности (пропуск слова по небрежности).
 Задание. Исправьте предложения. 
  1. Дети до пятилетнего возраста проходят в цирк на руках.
  2. Делаем только срочные переломы.
  3. Страховая компания приглашает вас в любой четверг для получения травмы.
  
Речевую недостаточность следует отличать от эллипсиса -  стилистической фигуры, основанной на сознательном пропуске того или иного члена предложения для создания особой выразительности. Например:
 Я за свечку, свечка – в печку!
 Я за книжку – та бежать и 
 вприпрыжку под кровать.
 (К. Чуковский)
 
Д/З Найти в художественных текстах эллипсис.
 
 II. Знакомство с понятиями «плеоназм» и «тавтология».
  «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени писать коротко»
  (фр. писатель и философ Паскаль)
 -Как вы понимаете эту фразу? Нет ли в ней противоречия?
  «Краткость – сестра таланта»  (А.П.Чехов)
-Как слова А.П. Чехова связаны с высказыванием Паскаля?
Экономное, точное выражение мысли – важнейшее требование стилистики.
  — Найдите стилистические ошибки в данном  предложении.
   Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью.
Перед нами пример тавтологии ( греч. то же самое) — повторения одного и того же, излишнее использование в одном предложении однокоренных слов.   
 Работа по карточкам. 
 Задание. Найдите примеры многословия, устраните их, запишите правильный вариант. 
 1.Катерина заранее предчувствует свою гибель.
 2.Она не может возвратиться обратно в дом Кабановых лучше предпочитает гибель повседневной обыденности.
Перед нами пример плеоназма (греч. излишество)- употребление ненужных уточняющих слов.
 Работа по карточкам.
  Задание. Объясните плеоназм и скрытую тавтологию.
ТОПТАТЬ  НОГАМИ     ПАМЯТНЫЙ  СУВЕНИР
УПАЛ  ВНИЗ  НЕОБЫЧНЫЙ  ФЕНОМЕН
ТЕМНЫЙ  МРАК БИОГРАФИЯ  ЖИЗНИ
ГЛАВНАЯ  СУТЬ     СВОЯ  АВТОБИОГРАФИЯ
ЦЕННЫЕ  СОКРОВИЩА    В  КОНЕЧНОМ  ИТОГЕ
ЖЕСТИКУЛИРОВАТЬ  РУКАМИ ДЕМОБИЛИЗОВАТЬСЯ ИЗ АРМИИ
 
 III. Использование плеоназма и тавтологии в речи и художественной литературе.
Иногда  плеоназм и тавтология не являются стилистической ошибкой, например, в таких сочетаниях: 
словарь иностранных слов
загадать загадку
постелить постель
бригадир первой бригады
 
В художественных произведениях, особенно в устном  народном творчестве, много таких примеров. Они придают языку произведения особую выразительность.
 Задание. Вспомните примеры плеоназма и объясните их роль в УНТ.
Путь — дороженька
Море — окиян
Грусть — тоска
Белым – бело
 
Д/З Найти в художественных текстах примеры изученных языковых явлений.
 
 ТЕМА №3
 СЛОВА – ТЁЗКИ. (СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОМОНИМОВ)
 I.Роль омонимов в художественном тексте.
 -У поэта Якова Козловского есть книжка стихов с весёлым заглавием «О словах разнообразных, удивительных и разных». О каких словах идет речь? Вы не догадываетесь? Начнём с примера, взятого из этой книги.
Нёс медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку.
Вдруг на мишку – вот напасть –
Осы вздумали напасть!
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть?
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
 
 Задание. Выпишите рифмы из этого стихотворения. Определите части речи. 
Перед нами омонимические рифмы.
  — Вспомните, что такое омонимы?
 Омонимы (греч. «омос»- одинаковый, «оним» — имя) – слова, совпадающие в произношении, но имеющие разные значения.
 Омонимы 
  

 

 
  
 
 омоформы      омографы 
 
 
 
 Снег сказал:    крУжки — кружкИ 
Когда я стаю,  зАмок — замОк
Станет речка голубей,     сОрок — сорОк
Потечёт, качая стаю  стрЕлки — стрелкИ
Отраженных голубей.     попАдали – попадАли
     омофоны 
   Вы, щенки, за мной ступайте! Будет вам по калачу.
  Да смотрите ж, не болтайте, а не то поколочу.
 
 Задание. Составьте и запишите предложения с данными омографами. 
Придумайте свои примеры. (Д/З)
 Задание. Найдите омографы в тексте.
Серая ворона   Новость о том разнесли 
Черного ворона     Во все стороны
Утром ругала,  Сплетницы — кумушки
Присев на сучок.   Сорок сорок.
 (Я.Козловский)
 
Пусть говор орудий сегодня стих,
Любить свою Родину мы не устали.
Нет-нет – и блеснёт непокорный стих
Четырёхгранным упорством стали.
  (А. Сурков)
    
 
   II.Омонимия лежит в основе многих загадок. Отгадайте их.
1. У каких БЫКОВ нет ни рогов, ни хвостов?  (быки мостов)
2. Какие КОШКИ мышей не ловят? 
3. В бою рубят, а после боя развлекают. (шашки)
4. Оружие, фрукты, камни – самоцветы. Одно название – разные предметы. (гранаты)
5. Ел старик хлеб (С)УХОЙ… Откуда же рыбьи кости?
 
 III.Речевые ошибки, вызванные небрежным употреблением омонимов. Объясните суть ошибки.
Способные ученики переводятся. 
Футболисты сегодня ушли с поля без голов.
Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.
 
Д/З. Придумайте собственные загадки на основе омонимии.
 
 ТЕМА №4
 «РАЗЛИЧАЙТЕ ПАРОНИМЫ!»
 I.Вопрос классу:
-Как вы думаете, чем различаются главная и заглавная роли? Ответ нам подскажет такой диалог:
  
— Кто сыграл заглавную роль в фильме «Анна Каренина»?
— Мы знаем две экранизации этого романа. Первый раз в заглавной роли выступила Алла Тарасова, второй – Татьяна Самойлова.
— А не скажете, кого подобрали для заглавной роли при экранизации  «Войны и мира» Толстого?
— Этого вам никто не скажет…
 
- Как вы думаете, почему?
Слово «заглавный» означает «относящийся к заглавию». В названии «Война и мир» нет имени героя, роль которого можно сыграть, поэтому в экранизации нет ЗАГЛАВНОЙ роли, а есть только ГЛАВНАЯ.
Слова эти созвучны, но имеют различный смысл, а их нередко путают. Подобных слов в русском языке очень много. Это паронимы (греч. «пара»-возле, «оним»-имя) – однокорневые слова, разные по значению, но сходные по звучанию.
 Задание 1. Объясните значение паронимов и составьте с ними словосочетания или предложения.
ПРИДВОРНЫЙ – ДВОРОВЫЙ
КРЕПОСТНИК – КРЕПОСТНОЙ
НАДЕТЬ – ОДЕТЬ
НЕВЕЖА – НЕВЕЖДА
ПРЕДОСТАВЛЯТЬ – ПРЕДСТАВЛЯТЬ
 
 
 
 Задание 2.Укажите смешение созвучных слов (паронимов) в школьных сочинениях.
1. Верней клади ступень ноги.
2. Пушкин связан крепкими узлами с декабристами.
3. Заветы отцов перевоплощаются в жизнь.
4. В эти дни в гостинице Анны Павловны Шерер чувствовалось волнение.
5. Татьяна любила вставать с зарницей.
6. Она вела праздничную жизнь.
 
Ложные ассоциации приводят к смешению слов, имеющих разные корни.
ДРЕБЕЗЖАЛ  рассвет -  БРЕЗЖИЛ
КОСНЫЙ  виновник  -  КОСВЕННЫЙ
КОСТНАЯ  среда – КОСНАЯ
НЕДЮЖИННЫЙ  больной – НЕДУЖНЫЙ
 
 Задание 3.Как лучше сказать? Запишите правильный вариант. Воспользуйтесь словарем паронимов.
1.Самые  (ВЫСОКИЕ,  ВЫСОТНЫЕ) дома находятся в новых кварталах.
2. Вкусный и (СЫТЫЙ,  СЫТНЫЙ) ОБЕД ПРИБАВИЛ НАМ СИЛ.
3. Любой  (ПОСТУПОК,  ПРОСТУПОК) заслуживает осуждения.
4. Молодой рабочий быстро (ОСВОИЛ,  УСВОИЛ)  профессию токаря.
5. на вопросы мальчик отвечал с каким-то (ВИНОВНЫМ,  ВИНОВАТЫМ) видом.
 
 II. Роль паронимов в художественной литературе.
Тем не менее, противопоставление паронимов, создающее игру слов, используется в художественной литературе для придания выразительности языку произведения. Например: 
 «…не только внешняя красивость, а подлинная душевная красота…»
 «Служить бы рад – прислуживаться тошно»
 «Согнутая прожитым и пережитым старуха»
 «…убеждённо и убедительно излагает свои мысли…»
 
-Объясните значение паронимов и смысл каждой фразы.
 III.Каламбуры
 -Вспомните, что такое каламбур? Попробуйте объяснить игру слов в следующих каламбурах:
 Памятник первому опечатнику
 Червь самомнения
 Содрание сочинений
  
 Задание 4.составьте предложения с данными паронимами.
АБОНЕМЕНТ -  АБОНЕНТ
АДРЕСАНТ – АДРЕСАТ
БЕРЕЖЛИВЫЙ – БЕРЕЖНЫЙ
БОЛТИСТЫЙ – БОЛОТНЫЙ
ГЛИНИСТЫЙ – ГЛИНЯНЫЙ
ЗЕМЕЛЬНЫЙ – ЗЕМЛЯНОЙ
ИСКУСНЫЙ – ИСКУССТВЕННЫЙ
МЕЛКИЙ  -  МЕЛОЧНЫЙ
ОБИДНЫЙ   — ОБИДЧИВЫЙ
ПРАКТИЧЕСКИЙ – ПРАКТИЧНЫЙ
СКРЫТЫЙ – СКРЫТНЫЙ
СОСЕДНИЙ – СОСЕДСКИЙ
Д/З Закончить  дома.
 
 
 
 
 
 
 Тема 5.
 «УМЕЛО ИСПОЛЬЗУЙТЕ СИНОНИМЫ»
Вопрос классу:
— Дайте определение синонимов и ответьте, для чего они нужны в речи?
 I.Синонимы – слова, близкие по значению, но отличающиеся друг от друга смысловыми оттенками или стилистической окраской.
— Как вы понимаете выражение «стилистическая окраска»? проанализируем следующие примеры.
БЕССТРАШНЫЙ  (книжн.)
СМЕЛЫЙ    (нейтр.)
ХРАБРЫЙ   (нейтр.)
ОТВАЖНЫЙ    (нейтр.)
НЕУСТРАШИМЫЙ (книжн.)
УДАЛОЙ     (народно-поэтич.)
ЛИХОЙ  (разг.)
БЕЗБОЯЗНЕННЫЙ (книжн.)
— Какие из данных синонимов (докажите, что это синонимы) имеют нейтральную стилистическую окраску? народнопоэтическую? разговорную? книжную?
 Синонимы образуют гнёзда или ряды, на первом месте «главный», нейтральный синоним.
  
 Задание 1.
Составьте гнёзда синонимов со следующими словами:
 
     СПАТЬ
ДРЕМАТЬ   ХРАПЕТЬ
     ПОЧИВАТЬ   ДРЫХНУТЬ
 
 
    ГЛАЗА
 ОЧИ  
  ЗЕНКИ
 
 ВЕСЁЛЫЙ
   

 

 

 

 

 

 

 
  
 
 РАДОСТНЫЙ
 
 
— Прокомментируйте оттенки значений.
   
  II.Синонимы в языке русских классиков.
Как художник берет не просто семь цветов радуги, но их бесчисленные оттенки, как музыкант пользуется не семью нотами гаммы, но и их всевозможными вариациями,  так и писатель «играет» на оттенках и нюансах синонимов. Причем это не облегчает, а усложняет писательский труд, потому что среди близких по значению слов бывает трудно выбрать то, которое будет наиболее уместным, самым точным в контексте – т.е. наилучшим. Целенаправленный отбор синонимов делает речь яркой, выразительной.
  
 Задание 2.
— Попробуйте объяснить смысл замены синонимов в черновом и окончательном вариантах.
 
 
 
 
 
1. Пушкин:
Заметил ЗЛОБНУЮ улыбку своего противника – заметил ЯДОВИТУЮ улыбку своего НЕПРИЯТЕЛЯ
2.Лермонтов:
Я стоял сзади одной ПЫШНОЙ / ТОЛСТОЙ дамы, осенённой розовыми перьями.
Его ГРЯЗНЫЕ / ЗАПАЧКАННЫЕ перчатки казались нарочно сшитыми по его аристократической руке.
 
 III.Понятие об эпитете.
 Эпитет – художественное определение. В фольклоре имеют место постоянные эпитеты, в художественной речи – изобразительные.
 
-Почему мы заговорили об эпитетах параллельно с синонимами? 
Найти изобразительные эпитеты нелегко, а выбирать их приходится именно из ряда синонимов.
  
 Задание  3.
Найдите эпитеты в стихотворении Лермонтова.
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.
 
-Какой образ создает поэт при помощи этих слов?
 Метафористические эпитеты – эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносном значении.
  
 Задание  4.
Найдите метафористические эпитеты в стихотворении Лермонтова.
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
 
Д/З
Подберите ряды синонимов:
ХУДОЙ (сухопарый, тщедушный, тощий), ХОЛОД (стужа, мороз, дубак), ХИЖИНА (лачуга, хибарка), ИНТРИГА (каверза, подвох), КРАСИВАЯ девушка (миловидная, хорошенькая, пригожая, недурна собой…)
 
 
 ТЕМА № 6.
 «БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К АНТОНИМАМ!»
I.  Задание классу. Сравните предложения.
1.Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалёкие, красивые и уродливые, здоровые и больные, весёлые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые.
2.Есть люди очень разные по характеру, умственным способностям, внешним данным…
 
-Какое из двух предложений более выразительно? Которое из них больше затрагивает наше воображение? За счёт чего? 
 II.Антонимы – слова с противоположным лексическим значением.
Они появились благодаря нашему восприятию действительности в её противоречивой сложности. Контрастные понятия, явления тесно связаны между собой: слово ДОБРЫЙ вызывает в нашем представлении  слово ЗЛОЙ; ДАЛЕКО напоминает о том, что есть БЛИЗКО, и т.д.
Умелое использование антонимов придает речи особую выразительность и остроту. Многие крылатые выражения стали такими именно благодаря антонимам.
  
  
  
  
 Задание 1. 
Выписать антонимы из крылатых выражений.
1.Дома НОВЫ, но предрассудки СТАРЫ. (Гр.)
2.Ты БОГАТ, я очень БЕДЕН,
   Ты ПРОЗАИК,  я ПОЭТ.
   Ты РУМЯН, как маков цвет,
   Я, как смерть, и тощ, и БЛЕДЕН.
  (П.)
3.Мне ГРУСТНО потому, что ВЕСЕЛО тебе. (Л.)
4.То сердце не научится ЛЮБИТЬ, которое устало  НЕНАВИДЕТЬ. (Н.)
5. Как МАЛО пройдено дорог, как МНОГО сделано ошибок. (Ес.)
 
 III.Понятие об антитезе и оксюмороне.
Антонимы используют для создания антитезы – стилистической фигуры, состоящей в противопоставлении сравниваемых понятий. 
  
 Задание 2.
Вспомните 1) русские пословицы и поговорки, основанные на этом понятии; 2) названия художественных произведений, в которых есть антитеза.
УЧЕНЬЕ – СВЕТ…
МЯГКО СТЕЛЕТ …
ЯЗЫК ДЛИННЫЙ, МЫСЛИ…
МАЛ ТЕЛОМ, ДА …
«Война и мир» (Т.), «Толстый и тонкий» (Ч.), «Дни  и ночи», «Живые и мертвые» (Сим.)
 Оксюморон – стилистический прием, состоящий в сочетании слов с противоположным значением.
«ЖИВОЙ ТРУП», «ГОРЯЧИЙ СНЕГ», «ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ», звенящая тишина… — логически несовместимые слова объединяются в словосочетания, образуя необычное, новое понятие.
  
 Задание 3.
Найдите оксюморон в данных примерах (выписать).
1.Люблю я ПЫШНОЕ природы УВЯДАНЬЕ…(П.)
2.О как МУЧИТЕЛЬНО тобою СЧАСТЛИВ я! (П.)
3.УБОГАЯ РОСКОШЬ наряда …(Н.)
4.Сердцу изведать СЛАДЧАЙШУЮ БОЛЬ … (Б.)
5. Мама, ваш сын ПРЕКРАСНО  БОЛЕН. (М.)
6.Смотри, ей ВЕСЕЛО  ГРУСТИТЬ, такой НАРЯДНО  ОБНАЖЁННОЙ. (А.)
 
 IV.Устранение ошибок в употреблении антонимов.
Неумелое обращение с контрастными словами порождает досадные ошибки. К.И. Чуковский обратил внимание на трудности, возникающие при освоении антонимов маленькими детьми.
-Вчера была СЫРАЯ погода.
-А разве сегодня ВАРЕНАЯ?
 
-Это вода СТОЯЧАЯ.
-А где же ЛЕЖАЧАЯ?
  
 Задание 4.
Исправьте ошибки в употреблении антонимов.
1.Мы собрали 60кг макулатуры. Это всё равно, что СРУБИТЬ сосну или лиственницу. (СОХРАНИТЬ)
2.ПРИСУТСТВУЮЩИЕ сразу заметили ОТСУТСТВИЕ порядка в классе.
3.Борис В СИЛУ своей СЛАБОСТИ не может защитить любимую женщину.
4.Наташа КРИЧАЛА, ОНЕМЕВ от страха.
5.Плюшкин – это ЖИВОЙ образ представителя «МЁРТВЫХ ДУШ».
6.СТАРУХА  Изергиль была МОЛОДА и красива.
   
 

 Задание 5. 
Работа по карточкам. Исправить речевые ошибки.
1.Иванов исключен из-за отсутствия наличия признаков трудолюбия.
2.Этот тополь потому и называется пирамидальным, что растёт горизонтально.
3.Учеба у Ивана улучшается всё хуже и хуже.
4.Жидкость в стенках капилляра опускается на высоту, определяемую формулой…
5.Мы знаем, что ещё живы сейчас предки А.С. Пушкина.
6.В нашем классе учатся разные ребята: есть очень одаренные и неспособные, усидчивые и рассеянные, умные и ленивые, любознательные и пытливые.
 
 
 ТЕМА №7.
 СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВ.
 I.Слово учителя.
При употреблении слов нельзя не учитывать их принадлежность к тому или иному стилю речи. В современном русском языке выделяются  книжные стили и разговорный. Правильное употребление слов, закреплённых за определённым стилем, — норма языка. Если же слова, имеющие ту или иную стилистическую окраску, используются неуместно, это придает речи комическое, а часто – нелепое звучание. Кроме того, что слова имеют научную, канцелярскую, разговорную, просторечную окраску, они бывают ЭМОЦИОНАЛЬНО и ЭКСПРЕССИВНО окрашены, т.е. относятся к ОЦЕНОЧНОЙ лексике. Такие слова передают отношение говорящего к их значению.
 Сравните:
Двое спорили:
— Я не могу относиться серьёзно к тому, что говорит этот БЕЛОБРЫСЫЙ ЮНЕЦ, — сказал один.
— И напрасно, — возразил другой, — доводы этого БЕЛОКУРОГО ЮНОШИ весьма убедительны.
 
  — Как в этих противоречивых репликах передано разное отношение к молодому блондину? (пренебрежение – симпатия)
 
 II.Эмоциональная и экспрессивная лексика.
 Эмоциональный – основанный на чувстве; вызванный эмоциями. Эмоциональная лексика выражает различные чувства.
  
 Задание 1.
 Сравните синонимы. Определите стилистическую принадлежность и окраску этих слов.
БЕЛОКУРЫЙ,  БЕЛОБРЫСЫЙ,  БЕЛЁСЫЙ,  БЕЛЕНЬКИЙ,  БЕЛЁХОНЬКИЙ,  ЛИЛЕЙНЫЙ.
 
Из слов, близких по значению, мы обычно стараемся выбирать наиболее выразительные, которые сильнее, убедительнее смогут передать нашу мысль.  Экспрессия – значит выразительность. Часто одно нейтральное слово имеет несколько экспрессивных синонимов.
  
 Задание 2. 
Сравните синонимы. Определите экспрессивную окраску этих слов.
НЕСЧАСТЬЕ,  ГОРЕ,   БЕДСТВИЕ,  КАТАСТРОФА
ПЛАКАТЬ,  РЕВЕТЬ,  РЫДАТЬ,  ХЛЮПАТЬ
 
Экспрессивно окрашенные слова могут приобретать различные стилистические оттенки, что отмечается в толковых словарях.
  
 Задание 3.
 Работа с толковым словарём. Укажите стилистические оттенки следующих слов.
НЕЗАБВЕННЫЙ  (торжеств.)
ПРЕДТЕЧА (высок.)
ЛАЗУРНЫЙ     (поэтич.)
БЛАГОВЕРНЫЙ    (шутл.)
СОБЛАГОВОЛИТЬ (ирон.)
ШУШУКАТЬСЯ(фамильярн.)
МАЛЕВАТЬ  (пренебр.)
ПЕДАНТ  (неодобр.)
ХЛЮПИК(уничижит.)
ХАПУГА  (вульгарн.)
ДУРАК     (бранное)
ПОДХАЛИМ (презрит.)
 
 III.Канцеляризмы  наносят большой ущерб стилю, они делают язык бесцветным, невыразительным, скучным; лишают речь живости, оригинальности.
 Задание 4. 
Найдите штампы, канцеляризмы в предложениях из школьных сочинений.  Попробуйте переделать их, сделать живыми и выразительными.
1.Грибоедов отрицательно относится к фамусовскому обществу.
2.Татьяна является моим любимым литературным героем.
3.Объяснение Татьяны с Онегиным происходит в саду.
4.Пушкин дал положительную характеристику Татьяне.
5.Печорин – типичное явление своего времени.
 
Задача каждого, кто хочет правильно и красиво говорить,   — постараться найти СВОИ СЛОВА для выражения мыслей и чувств. Не обедняйте свою речь! Используйте яркую эмоционально – экспрессивную лексику, которой так богат наш язык.
 
 
 Тема 8.
 «НЕ ОБЕДНЯЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ» (Практикум)
Сочинение-миниатюра. Литературный портрет одного из героев.
 
    План.
1.Кто такой данный персонаж?
2.Внешность.
3.Взгляды и убеждения.
4.Характерные поступки.
5.Взаимоотношения с другими героями.
6.Роль в произведении.
7.Оценка.
     Языковые средства.
1.Сравнение
2. Эпитеты
3.Метафоры
5.Синонимы
6.Однородные члены
7.Сложные предложения
8.Цитаты
 Конкурс
 У кого литературный герой получится наиболее «живым»?
  
  
  
 Тема 9.
 «КАК ПРОСТЫЕ СЛОВА СТАНОВЯТСЯ «ЦАРСТВЕННЫМИ»?»
 (ЧТО ТАКОЕ ТРОПЫ?  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРОПОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ)
  
I.Слово учителя.
«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово…» (Н.В.Гоголь)
 
 -Чем восхищается Гоголь, говоря о русском языке? (эмоциональной, образной речью, наглядностью, выразительностью образов).
  — А вот высказывание А.Ахматовой:
 
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственное слово.
 
 -Какие слова можно назвать ЦАРСТВЕННЫМИ? Что имеет в виду А.Ахматова? (Это слово «художественное», оно является поэту в минуты вдохновения и остается на века в сокровищнице художественных образов)
 -Как же слова становятся ЦАРСТВЕННЫМИ, образными, художественными? Часто этому способствует употребление слов в переносном значении.
  
II.Тропы ( греч. «тропос»- образ, поворот, оборот)– слова, используемые в переносном значении.
Писатели обращаются к ним в пейзажных зарисовках; тропы помогают несколькими штрихами нарисовать портрет человека, подчеркнув его индивидуальность. Часто писатели и поэты используют одни и те же стилистические приемы, и, если образное словоупотребление начинает повторяться и те или иные тропы становятся привычными, они могут закрепиться в языке как  новые значения, или фразеологизмы.
 время летит
 вихрь событий
 совесть заговорила
 свернуться калачиком
 
  — Приведите свои примеры.
Если же тропы не создают художественный образ, а обедняют язык, они становятся речевыми штампами:
 пополнить ряды
 выходец из народа
 ведёт борьбу
 
  — Приведите свои примеры.
  
III.Анализ художественного текста.
 Задание.
Найдите в тексте «царственные» слова.
 (1)Петр вышел на болото и остановился как вкопанный. (2)В нескольких шагах от него стоял лось. (3)Серый, мшистый, седой, как мох, он был огромен и необычайно силен на вид. (4)Тело лося было массивнее и шире, чем у лошади, а ноги были очень высоки и стройны. (5)Широкая мощная грудь переходила в  могучую шею. (6)Небольшая голова, отягощенная плоскими ветвистыми и лопатообразными рогами, была вскинута. (7)внезапно ветер изменил направление и хлестнул в ноздри резким запахом человека. (8)Мгновенно лось закинул голову так высоко, что лопасти рогов легли на его широкую спину, оттолкнулся, как на крыльях, взлетел над валежником и пошёл необыкновенно широкими и лёгкими прыжками, не проваливаясь в трухлявой древесине, не увязая в болоте.  (9)Крылатая лёгкость великана была неправдоподобна.
     (по Г.Николаевой)
 
 

 -Какие из тропов есть в этом тексте?
1)сравнения
 2)метафоры
 3) эпитеты
 4) аллегория
 5)анафора
 -Укажите найденные «царственные» слова.
  
Д/З Попробуйте самостоятельно проанализировать любой художественный текст.
 
 Тема 10.
 «УЧИТЕСЬ ВИДЕТЬ СКРЫТОЕ СРАВНЕНИЕ» (Понятие о метафоре. Метонимия и синекдоха)
I. Вопрос классу:
 -Что такое сравнение?
 Сравнение – это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность.
Этот троп используется не только в художественном тексте, но и в научном стиле, например: «Как же устроен кристалл? Идеально упорядоченно, как забор, как пчелиные соты, как кирпичная кладка… Кристалл – символ идеального порядка. Так же, как газ – символ хаоса». Сравнение может помогать образному изображению самых различных предметов, качеств, действий. В любом сравнении можно выделить ПРЕДМЕТ СРАВНЕНИЯ, ОБРАЗ СРАВНЕНИЯ  и  ПРИЗНАК СХОДСТВА. Например:
 Под голубыми небесами великолепными КОВРАМИ, блестя на солнце, СНЕГ  ЛЕЖИТ.
  
  
 ОБРАЗ СРАВНЕНИЯПРЕДМЕТ СРАВНЕНИЯ   ПРИЗНАК СХОДСТВА
  
II.Метафора – «скрытое сравнение». Это слово или оборот речи, употребленные в переносном значении, основанном на сходстве предметов, явлений, действий.
Часто метафора усиливает изобразительность эпитетов, в этом случае их называют метафористическими. Ещё Аристотель заметил, что «слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство».
 Задание по  определению метафор. 
(М.Е. Кривоплясова. Средства и приемы выразительной речи. 5-9 кл. тренинговые задания на уроках. )
 
 III Метонимия   и     синекдоха – «подруги» метафоры.
 
Перенос названия с одного предмета     Замена множественного числа единственным,
на другой на основании их смежности.  употребление названия части  вместо целого, частного    
   вместо общего,  и  наоборот.
 
Примеры использования метонимии.
  1. Название места для обозначения людей, которые там находятся – Ликует Рим.
  2. Название сосуда в значении содержимого – Я три тарелки съел.
  3. Имя автора заменяет название его произведений – Читаю Гоголя; Шопен звучал трагично.
  4. Названия отличительных признаков людей или предметов используются вместо них – Черные фраки носились врозь и кучами.
 Примеры использования синекдохи.
1.  По домам идёт Европа.
2.  Стал копаться в прессе и афишах.
3.  Банк требует заплатить кредит.
  
 Задание по  определению метонимии и синекдохи. 
(М.Е. Кривоплясова. Средства и приемы выразительной речи. 5-9 кл. Тренинговые задания на уроках. )
 
IV.Отличие метонимии от метафоры.
1.Метафора – сопоставляемые предметы должны быть обязательно похожи. При метонимии такого сходства нет.
2.Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов ВРОДЕ, КАК, ПОДОБНО.
3.Метонимию можно встретить не только в художественном произведении, но и в повседневной речи:
 Класс слушает
 Люблю Есенина
 Познакомились на картошке
  
Д/З Найти в художественных произведениях метафору и синекдоху или привести собственные примеры.
 
 
 Тема 11.
 «ЧТО ОЛИЦЕТВОРЯЕТ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ?» Гипербола и литота.
I.Слово учителя.
 -Под пером писателя оживают окружающие нас предметы: волны бегут, лес дышит, травы шепчутся, земля спит… Эти превращения в художественной литературе происходят благодаря замечательному стилистическому приему. Назовите его.
 Олицетворение – наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью.
1. Описываемый предмет может уподобляться человеку внешне:
 Зелёная прическа, девическая грудь,
 О тонкая берёзка, что загляделась в пруд?
    (Есенин)
2. Действия доступные лишь людям – плачет, смеётся…
3. При описании картин природы – плачут вербы, шепчут тополя, стонет ветер, спит черёмуха…
4. В прозе: я думал о нем (о старом деревенском саде), как о живом существе. Он был молчалив и терпеливо ждал того времени, когда я пойду поздним вечером к колодцу за водой для чайника. Может быть, ему было легче переносить эту бесконечную ночь, когда он слышал бренчанье ведра и шаги человека. (К. Паустовский «Золотая роза»)
 
Вопрос классу:
-Как вы думаете, какие древние представления человека о мире связаны с возникновением олицетворения?
  
 Тренинг по определению олицетворений. 
(М.Е. Кривоплясова. Средства и приемы выразительной речи. 5-9 кл. Тренинговые задания на уроках. )
 
 II.Роль  гиперболы  и  литоты  в художественном тексте.
  
 ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ   ПРЕУМЕНЬШЕНИЕ
Примеры использования гиперболы.
  1. Одни дома длиною до звёзд, другие   — длиною до луны… (М.)
  2. Редкая птица долетит до середины Днепра. (Г.)
  3. У Ивана Никифоровича шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбарами и строением… (Г.)
  — Проанализируйте данные примеры. Как использование гиперболы помогает писателю в создании художественного образа?
Часто гиперболизация используется как средство насмешки, например:
 При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи … что я говорю! реки, озера, моря, океаны слёз! (Дост.)
  
 Задание .
Приведите примеры общеязыковых гипербол, которые мы используем в повседневной речи.
 Сто лет жду
 На краю земли
 Всю жизнь мечтали
 Испугался до смерти
 Задушить в объятиях
  
    — Какие примеры литоты вы можете привести?
 Ни капли
 Море по колено
 Рукой подать
 Глоток воды
 Кот наплакал
 От горшка два вершка
 Капля в море
 Осиная талия
 
Д/З Найти гиперболу и литоту  в произведениях УНТ
 
 Тема 12.
 ЧТО ТАКОЕ ПЕРИФРАЗА?
Вопрос классу:
  — «Солнце нашей поэзии, гордость нашей литературы, гениальный ученик Г.Р. Державина, блестящий преемник В.А.Жуковского, невольник чести…»  Как вам кажется, о ком идет речь?
Так мы называем А.С.Пушкина, используя перифразу.
I.Перифраза – (греч. пери - «вокруг», «фразо» — говорю) описательное выражение, употребленное вместо иного слова. 
В данном случае перифразы употреблены вместо имени поэта. 
-Как вы думаете, с какой целью используется этот троп?
  
Перифразы могут быть  как общеязыковыми, так и авторскими.
 Задание 1.   
Объясните значение следующих общеязыковых (устойчивых) перифраз. Составьте с ними предложения.
 Город на Неве
 Колыбель революции
 Страна голубых озёр
 Зелёный друг
 Наши меньшие братья
 Люди в белых халатах
 Добытчики черного золота
 Покорители горных вершин
 Работники прилавка
 
 В стилистическом отношении  важно различать образные перифразы и  необразные.
 
 
В их основе лежит употребление слов  представляют собой переименование предметов, 
 в переносном значении  качеств, действий
 буревестник революции   иавтор «Песни о буревестнике»
 город желтого дьявола    ицентр деловой жизни Америки
  
  — Объясните значение и смысл каждой   пары  перифраз.
Кроме того, образные перифразы выполняют в речи эстетическую функцию, их отличает яркая эмоционально – экспрессивная окраска. 
 Тренинг по определению перифразы.
(М.Е. Кривоплясова. Средства и приемы выразительной речи. 5-9 кл. Тренинговые задания на уроках. )
 
Индивидуально-авторские перифразы всегда изобразительны, они дают возможность писателю обратить внимание на те черты описываемых предметов и явлений, которые особенно важны в художественном отношении.
Языковые, часто необразные перифразы выполняют в речи не эстетическую, а смысловую функцию, помогая точнее выразить мысль, подчеркнуть особенности описываемого предмета.
 Перифразы можно использовать лишь в том случае, если в тексте уже употреблялось прямое наименование предмета.
 
 Задание 2.
Замените данные слова перифразами и составьте с ними предложения.
 Нефть
 Учитель
 Лес
 А.Блок
 М.Ю.Лермонтов
 Ю.Гагарин
 
Увлечение перифразами таит в себе опасность многословия. Особенно страдали этим представители карамзинской школы. Например:
 Вместилище Лизиного праха (могила), утро дней (юность), сие священное чувство, коего благородный пламень… (дружба)
 А.С. Пушкин же требовал «вещи самые обыкновенные» изъяснять просто, не впадая в фальшивую декламацию. Об этом должны помнить и мы.
   
Д/З Найти в произведениях  А.С. Пушкина перифразы, выписать и объяснить их роль в тексте.    
 
 
    Тема 13.
  БЛАГОЗВУЧИЕ РЕЧИ
  
 I.Что такое ЩЕБСШ?
ЩЕБСШ…Даже произнести такое сочетание невозможно, и тем более оно ничего не обозначает. В русском языке согласные звуки обычно чередуются с гласными, не создавая трудностей для произношения. Сочетание двух, трёх согласных могут встречаться в начале слов (ГРАЧ, СТРАНА), при этом слова остаются благозвучными. Но иногда стечение согласных наносит ущерб фонике - звуковой организации речи. Неслучайно язык выработал правило: при определенном сочетании согласных один из них в произношении опускается (здраВствуй, позДно, окресТность…) 
Так что же такое  ЩЕБСШ? Это неблагозвучное сочетание К.И. Чуковский нашёл в одном из стихотворений. Вот что он писал: «Ни в одном стишке, сочиненном детьми, я не встречал таких жёстких, шершавых звукосочетаний, какие встречаются в некоторых книжных стихах». Вот они: «Ах, почаЩЕ Б С Шокладом…», «ПуПС ВЗБешён…» Такое скопление согласных делает речь неблагозвучной.
Плохо, если в речи окажутся рядом одни согласные (спроси и у Инны). Такое стечение звуков называется зиянием.
 
 II.Звукопись.
Не украшает речь и скопление шипящих, свистящих звуков. Однако в поэтической речи такое сочетание часто передаёт «музыку» жизни, «голоса» природы. 
 
 

 Полночной порою в болотной глуши
 Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…
  
 -Что вы слышите в этих строках стихотворения К.Д.Бальмонта? Сочетание каких согласных создает впечатление «шёпота» сухих стеблей и листьев?
Поэт использовал звукопись для создания поэтического образа.
опробуйте дать определение этому понятию.   
    Звукопись – подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественно – выразительное значение в соотнесении с содержанием текста.
Есть различные приемы звукописи: аллитерация – повторение согласных, ассонанс – повторение гласных.
 Задание 1.  
 Найдите  аллитерацию и ассонанс в данных строках.
 Быстро лечу я по рельсам чугунным,
 Думаю думу свою… (Н.)
  
 Задремали звёзды золотые,
 Задрожало зеркало затона…(Ес.)
  
 Настанет ночь; луна обходит
 Дозором дальний свод небес,
 И соловей во мгле древес
 Напевы звучные заводит… (П.)
  
 Коси, коса, 
 Пока роса,
 Роса долой – 
 И мы домой.  (Твард.)
  
Со звукописью связан и такой стилистический прием, как анафора, или единоначатие – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы.
 
    Тренинг по определению аллитерации, ассонанса, анафоры.
(М.Е. Кривоплясова. Средства и приемы выразительной речи. 5-9 кл. Тренинговые задания на уроках. )
 
Д/З Найти в стихах русских поэтов примеры звукописи.  
 
 Тема 14.
 ПРАВИЛЬНОЕ УДАРЕНИЕ И ПРОИЗНОШЕНИЕ. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
 I.СвЁкла или свеклА?
Ответ на этот вопрос мы найдем в любом словаре: свЁкла. Но есть и специальные словари, посвященные нормам ударения – орфоэпические.
 Орфоэпия – правила образцового литературного произношения.
Часто мы произносим слова так, как принято в нашей среде, местности, не догадываясь  о том, что наше произношение не соответствует орфоэпическим нормам, т.е. литературному произношению.
 
 II.Нормы ударения.
 Имя существительное.
  1. Многие односложные сущ. м.р. имеют в род. пад. ед.ч. имеют ударение на окончании.
 Искл.: гусь, уголь.
  1. Сущ. ж.р. в форме вин. пад. ед.ч. имеют ударение или на окончании  или на основе.
  2. Некоторые односложные сущ. 3 скл. При употреблении с предлогами в, на  имеют ударение на   окончании
  1. сущ. 3 скл. В род.пад. мн.ч. имеют ударение на то на окончании, то на основе.
  2. Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ним сущ. или числит. оказывается безударным. 
 Задание 1.
Поставьте в форму род.пад. следующие слова:
 Бинт, блин, боб, винт, вред, герб, горб, гриб, гусь, жгут, жезл, зонт, кит, клок, клык, ковш, крот, крюк, куль, линь, пласт, плод, пруд, серп, скирд, след, хорь, уголь, цеп, шест.
 -Значение каких слов вам не знакомо?
 Задание 2. 
Употребите с предлогами без, за, из, на, под, по следующие слова:
 Весть, год, толк, вода, волосы, душа, зима, рука, спина, город, ночь, нос, ухо, два, три, шесть, десять, сорок, сто, сторона, ноги, вечер.
  
 Имя прилагательное.
Многие краткие прил. имеют ударение на первом слоге основы, кроме формы ж.р., где оно переходит на окончание.
 Задание 3.
Образуйте  от данных прилагательных  краткую форму м.р, ж.р, ср., мн.ч.
 Бойкий, весёлый, глупый, глухой, гордый, горький, грубый, долгий, дорогой, жалкий, живой, зелёный, крепкий, кроткий, молодой, правый, редкий, светлый, сытый.
 Запомнить!
Двоякое ударение в форме мн.числа:
Бледны и бледны, близки и близки, вредны и вредны,  голодны и голодны, густы и густы, дружны и дружны, жирны и жирны, пусты и пусты, тесны, и тесны, тупы и тупы, холодны и холодны.
 
 Глагол.
1. У многих глаголов II спр. ударение в формах наст.в. ставится на основе, а не на окончании. 
 Запомнить!
звонИт
2. Ударение в формах прош.в. часто переходит на окончание в форме ж.р.
 Запомнить!
Двоякое ударение:
Дожил и дожил, допил и допил, задал и задал, нажил и нажил, отнял и отнял, отпил и отпил, подал и подал, поднял и поднял, продал и продал, прожил и прожил, пролил и пролил, раздал и роздал.
 Задание 4.
Образуйте  от данных глаголов форму прош.в. м.р., ср.р., ж.р., мн.ч.
 Бить, брить, дуть, жать, класть, красть, мыть, мять, пасть, ржать, шить.
 Донять, замереть, занять, запереть, нанять, начать, отбыть, понять, прибыть, придать, принять, проклясть, убыть.
Д/З Образовать страдательные причастия  ж.р. прош.в. от данных глаголов: взять, изжить, начать, принять, добрать, забрать, задрать, зазвать, избрать, изодрать, набрать, назвать, отобрать, отодрать, отозвать, прибрать, призвать, прозвать, содрать, созвать.
 
 
 ИТОГОВЙ ТЕСТ 
1. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?
А) Он был настоящим ДИПЛОМАТОМ  в общении с людьми.
Б) ДИПЛОМАТЫ конкурса артистов балета получили заслуженные награды и аплодисменты.
В) Успех внешней политики зависит от искусства ДИПЛОМАТОВ.
Г) Петров вёл себя осторожно, как настоящий ДИПЛОМАТ.
 2.   Найдите в приведенных поэтических отрывках эпитеты.
 Мне теперь по душе иное…
 И в чахоточном свете луны
 Через каменное и стальное 
 Вижу мощь я родной стороны.
     С. Есенин
Он стал на утесе; в лицо ему ветер суровый
Бросал, насмехаясь, колючими брызгами пены.
И вал возносился и рушился, белоголовый,
И море стучало у ног о гранитные стены.
    В.Брюсов
  3.Найдите в приведенных поэтических отрывках сравнения.
  
Там, где, словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн…
    В.Брюсов
Ползут года улиткой склизкой, 
Знать, умереть придется здесь…
   В.Солоухин
    
      4.Подберите синонимы к данным словам.
Худой  -  _________________________________________________________________ _________________
 
Хижина — _________________________________________________________________ ___________________
 
Интрига- _________________________________________________________________ ____________________
 
Красивая (девушка) — _________________________________________________________________ __________
 
     5.Найдите синекдоху.
Русь металась в голоде и буре,
Всё смешалось, сдвинутое враз,
Гул вокзалов, крик в комендатуре,
Человечье горе без прикрас.
 Н.Заболоцкий
  
    6.Какие художественные средства выразительности использованы в следующих предложениях?
1) И стояли эти избы с нависающими, как шапка, тяжелыми крышами, тоже рубленными из брёвен, крепких, как железо. (_________________________________________________________________ _____)
2) Антону он казался разносчиком счастья. (_________________________________________________)
3) Далёкая сопка натянула шапку зари. (__________________________________________________________)
4) Чуть левее этой сопки грозно дышал облаками красноватого дыма Ключевой вулкан. 
(_________________________________________________________________ ___________________________)
 
 Источники:
  
  1. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Занимательная стилистика. М., «Просвещение»,  1988.
  2. М.Е. Кривоплясова. Средства и приемы выразительной речи. Волгоград, «Учитель», 2007.
  3. Краткий словарь литературоведческих терминов. М, «Просвещение», 1978.
  4. Словарь литературоведческих терминов. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.
  5. Словарь иностранных слов. М., «Русский язык», 1988.

Пожаловаться 22 июля 2011
Файлы
Копия sekretu stilistiki.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Копия sekretu stilistiki.zip
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru