Учебный проект (из опыта работы)
Тема: Моя семья.
Цель:
-
Повысить интерес учащихся к истории своей семьи.
-
Развивать коммуникативные навыки: умение слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.
-
Развивать информационные навыки: умение структурировать информацию, выделять главное, представлять её в различных формах.
Несколько слов из теории метода проектов
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, творческого мышления.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Этапы проектной деятельности:
I этап: Мотивационный.
Учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой. Учащиеся обсуждают, предлагают собственные идеи.
II этап: Планирующий.
Определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности (сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности).
III этап: Информационно-операционный.
Ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель: координирует и поддерживает работу учащихся.
IV этап: Подготовка к защите и защита проекта.
Проект учащиеся могут представить в виде доклада, инсценировки, электронная презентация, стенгазеты, фотоальбома и т.д.)
V этап: Рефлексивно-оценочный.
Учитель и ученики выступают участниками коллективной оценочной деятельности. Делятся своими впечатлениями и пожеланиями.
Из опыта работы над проектом «Моя семья»
На уроках окружающего мира, мы с ребятами пришли к выводу, что тему «Семья» достаточно сложно глубоко охватить за 2-3 урока, т.к. она имеет множество интересных подтем, таких как: «Родословная семьи», «Семейные традиции» и другие. Дети с интересом готовили домашние задания по этой теме и очень огорчались, если кого-то на уроке не опросили по причине отсутствия времени. Мы с ребятами пришли к выводу, что эта тема - такая близкая всем и очень интересная, оказывается, для многих ребят открывала «белые пятна», о которых они раньше и не задумывались. А рассказать о своей семье всем хотелось. Поэтому, на первом этапе учителем было предложено выбрать наиболее интересующую для каждого тему. Учащиеся разбились на группы (по 3-5 человек), а кто-то предпочел работать индивидуально.
Затем мы определили тему и цель проекта, сформулировали задачи и выработали план действий для каждой подгруппы и группы в целом – это был этап планирования работы.
На этапе сбора информации ребята учились пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, справочниками, семейными фотоальбомами. Помощь в сборе информации оказывали и взрослые (родители, родственники). Весь материал, собранный детьми по теме, определялся в «Папку исследователя», которая хранилась в классе, и материалами которой мог воспользоваться каждый желающий. Здесь были и фотографии из семейных альбомов, и грамоты и награды бабушек и дедушек, и различные детские записи, сделанные со слов родителей или родственников. Сбор информации по теме завершился выбором проекта. Вот некоторые из реализованных детьми проектов:
Тема проекта |
Продукт (результат) проекта |
Моя родословная. |
Схема «генеалогического дерева» |
Мой маленький «жизненный» путь. |
Фото - выставка |
«История моей семьи - в истории моего посёлка |
Альбом. |
«Герои былых времён моей семьи». |
Электронная презентация. |
На третьем этапе ребята оформляли свои работы, опираясь на: Памятку: «Требования к оформлению проекта» (см. Приложение 1) и Памятку: «Подготовка к выступлению» (см. Приложение 2). Затем была проведена презентация проектов. Она состоялась на обобщающем уроке «Окружающего мира» по теме «Семья». После вступительного слова учителя результаты своей работы представили ученики.
После завершения презентации вместе с учащимися обсуждается проделанная работа, и подводятся итоги – это последний этап данного метода. Вместе с ребятами мы отметили положительные моменты работы над проектом и наградили «Лучшие работы» грамотами. Но, в то же время, обратили внимание и на недостатки.
Использование метода проектов способствует более углубленному изучению учебного материала.
В работе над проектом я увидела, как можно решить задачу развития у детей класса навыков общения, взаимодействия и сотрудничества, готовности к обсуждению проблемной ситуации и умения находить конструктивные решения. Использование метода проектов также способствует более углубленному изучению учебного материала.
Список использованной литературы
-
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М. Просвещение, 2000.- 184с.
-
Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
-
Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998
-
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
-
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
-
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
-
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999.
-
Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека)
-
http://zhakulina20090612.blogspot.com/
-
http://www.nachalka.com/book/export/html/326
-
http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Требования к оформлению текстового варианта проектной работы
Структура |
Требования к содержанию |
1. Информационный раздел 1.1. Титульный лист |
|
1.2. Оглавление |
|
2. Описание работы 2.1. Введение |
|
2.2. Описание проектной работы и ее результаты |
|
3. Рефлексия деятельности |
|
Требования к презентации
Параметры оценивания презентации ученика |
Критерии оценивания |
Композиция, ее монтаж |
- Интригующее начало. - Нарастание темпов событий. - Полный калейдоскоп событий. |
Содержание |
- Содержание раскрывает цель и задачи исследования. |
Информация |
- Достоверность (соответствие информации действительности, истинность информации). - Полнота (отражение источником информации всех существенных сторон исследуемого вопроса). - Ссылки и обоснования (наличие ссылок, сведений о происхождении информации). - Отсутствие неопределенности, неоднозначности. - Современность источника. - Разумная достаточность (ограничения с точки зрения используемых источников и детализации освещаемого вопроса). |
Текст |
- Научность (построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе). - Логичность (наличие логических связей между излагаемыми понятиями). - Доступность (текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено). - Однозначность (единое толкование текста различными учащимися). -
Лаконичность (текстовое изложение
должно быть максимально -
Завершенность (содержание каждой
части текстовой информации - Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок. |
Оформление |
- Заголовки привлекают внимание. - Использование коротких слов и предложений. - Наличие иллюстраций по заданной теме. - Текст легко читается на фоне презентации. - Используются анимационные эффекты. - Все ссылки, анимационные эффекты работают. - Использование для фона слайда тона приятного для глаз зрителя. - Соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации. - Использование единого стиля оформления. - Использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста). - Отсутствие острых углов у фигур, «рванных» и изломанных линий. - Анимационные эффекты не отвлекают внимание от содержания слайда. - «Читаемость» шрифта. - Расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней). - Объем информации на слайде (не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации (люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений); наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде). - Объем презентации (презентация в среднем должна содержать около 12 файлов). |
Требования к буклету
-
Содержание раскрывает цель и задачи исследования.
-
Размещены наиболее важные сведения.
-
Краткость изложения информации.
-
Достоверность информации.
-
Лаконичность текста.
-
Завершенность.
-
Доступность текста.
-
Наличие ссылок, сведений о происхождении информации.
-
Разумная достаточность эффектов для привлечения внимания.
-
Объем информации.
-
Правильно подобранные шрифты.
-
Использование дополнительных заголовков для легкости чтения.
-
Наличие иллюстраций по теме.
-
Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
-
Указание автора и руководителя проекта.
-
Наличие названия проекта, учебного заведения, населенного пункта.
-
Эстетичность оформления.
Примечание: памятка составлена на основе http://schools.keldysh.ru/labmro (Статья Жакулиной И.В.) http://zhakulina20090612.blogspot.com/
Приложение 2
Памятка для подготовки публичного выступления
-
Общие рекомендации.
-
Тщательно продумайте план вашего выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение. Укажите, чему вы научились, возможные пути дальнейшего изучения.
-
Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут. Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.
-
Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.
-
Употребляйте только понятные вам термины.
-
Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.
-
Подумайте и составьте возможные вопросы.
-
Техника подготовки.
-
Проведите репетицию своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.
-
Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.
-
Заранее продумайте детали своего рабочего места.
-
Приготовьте чёткий и красочный наглядный материал.
-
Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.
-
Рекомендации выступающему.
-
Начните свое выступление с приветствия.
-
Огласите название вашего проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы.
-
Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).
-
Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.
-
Старайтесь ответить на все вопросы.
-
Вопросы оппонентов.
-
Помните о возможности попросить о повторении вопроса.
-
Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы.
-
На поставленный вопрос следует отвечать кратко.
-
Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».
-
Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе».
-
После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.
-
Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.
Примечание: памятка составлена на основе http://schools.keldysh.ru/labmro (Статья Жакулиной И.В.) http://zhakulina20090612.blogspot.com/
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО