В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Проект: "Герои былых времён моей семьи. Ценою жизни..."

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Учебный проект (из опыта работы)

Тема: Моя семья.

Цель:

  1. Повысить интерес учащихся к истории своей семьи.

  2. Развивать коммуникативные навыки: умение слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.

  3. Развивать информационные навыки: умение структурировать информацию, выделять главное, представлять её в различных формах.


Несколько слов из теории метода проектов

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, творческого мышления.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Этапы проектной деятельности:

I этап: Мотивационный.

Учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой. Учащиеся обсуждают, предлагают собственные идеи.

II этап: Планирующий.

Определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности (сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности).

III этап: Информационно-операционный.

Ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель: координирует и поддерживает работу учащихся.

IV этап: Подготовка к защите и защита проекта.

Проект учащиеся могут представить в виде доклада, инсценировки, электронная презентация, стенгазеты, фотоальбома и т.д.)

V этап: Рефлексивно-оценочный.

Учитель и ученики выступают участниками коллективной оценочной деятельности. Делятся своими впечатлениями и пожеланиями.


Из опыта работы над проектом «Моя семья»

На уроках окружающего мира, мы с ребятами пришли к выводу, что тему «Семья» достаточно сложно глубоко охватить за 2-3 урока, т.к. она имеет множество интересных подтем, таких как: «Родословная семьи», «Семейные традиции» и другие. Дети с интересом готовили домашние задания по этой теме и очень огорчались, если кого-то на уроке не опросили по причине отсутствия времени. Мы с ребятами пришли к выводу, что эта тема - такая близкая всем и очень интересная, оказывается, для многих ребят открывала «белые пятна», о которых они раньше и не задумывались. А рассказать о своей семье всем хотелось. Поэтому, на первом этапе учителем было предложено выбрать наиболее интересующую для каждого тему. Учащиеся разбились на группы (по 3-5 человек), а кто-то предпочел работать индивидуально.

Затем мы определили тему и цель проекта, сформулировали задачи и выработали план действий для каждой подгруппы и группы в целом – это был этап планирования работы.

На этапе сбора информации ребята учились пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, справочниками, семейными фотоальбомами. Помощь в сборе информации оказывали и взрослые (родители, родственники). Весь материал, собранный детьми по теме, определялся в «Папку исследователя», которая хранилась в классе, и материалами которой мог воспользоваться каждый желающий. Здесь были и фотографии из семейных альбомов, и грамоты и награды бабушек и дедушек, и различные детские записи, сделанные со слов родителей или родственников. Сбор информации по теме завершился выбором проекта. Вот некоторые из реализованных детьми проектов:


Тема проекта

Продукт (результат) проекта

Моя родословная.

Схема «генеалогического дерева»

Мой маленький «жизненный» путь.

Фото - выставка

«История моей семьи - в истории моего посёлка

Альбом.

«Герои былых времён моей семьи».

Электронная презентация.


На третьем этапе ребята оформляли свои работы, опираясь на: Памятку: «Требования к оформлению проекта» (см. Приложение 1) и Памятку: «Подготовка к выступлению» (см. Приложение 2). Затем была проведена презентация проектов. Она состоялась на обобщающем уроке «Окружающего мира» по теме «Семья». После вступительного слова учителя результаты своей работы представили ученики.

После завершения презентации вместе с учащимися обсуждается проделанная работа, и подводятся итоги – это последний этап данного метода. Вместе с ребятами мы отметили положительные моменты работы над проектом и наградили «Лучшие работы» грамотами. Но, в то же время, обратили внимание и на недостатки.

Использование метода проектов способствует более углубленному изучению учебного материала.

В работе над проектом я увидела, как можно решить задачу развития у детей класса навыков общения, взаимодействия и сотрудничества, готовности к обсуждению проблемной ситуации и умения находить конструктивные решения. Использование метода проектов также способствует более углубленному изучению учебного материала.



















Список использованной литературы

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М. Просвещение, 2000.- 184с.

  2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

  3. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998

  4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.

  5. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

  6. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999.

  8. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека)

  9. http://zhakulina20090612.blogspot.com/

  10. http://www.nachalka.com/book/export/html/326

  11. http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php

  12. http://schools.keldysh.ru/labmro







ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Требования к оформлению текстового варианта проектной работы



Структура

Требования к содержанию

1. Информационный раздел

1.1. Титульный лист

  • Название учебного заведения (указывается в верхней части титульного листа).

  • Название работы (БОЛЬШИМИ БУКВАМИ по центру).

  • Область научных знаний, рассмотренных проекте.

  • Данные об авторе (Ф.И. – полностью, класс, школа).

  • Данные о руководителе.

  • Web-адрес, по которому размещена работа (если таковой имеется).

  • Название населенного пункта и год написания (внизу по центру).

1.2. Оглавление

  • Наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

2. Описание работы

2.1. Введение

  • Актуальность выбранной темы.

  • Проблема.

  • Цель проекта.

  • Задачи, поставленные для реализации проекта.

  • План (содержание) работы.

2.2. Описание проектной работы и ее результаты

  • Теоретическая часть

  • Практическая часть (описание методов исследования, ход исследования и его результаты)

  • Назначение и применение проекта.

  • Выводы

  • Список использованной литературы, электронные адреса.

  • Приложение (рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы).

3. Рефлексия деятельности

  • Оценивание степени достижения поставленных целей.

  • Оценивание качества результатов.

  • Приобретенные умения, знания, навыки.



Требования к презентации

Параметры оценивания презентации ученика

Критерии оценивания

Композиция, ее монтаж

- Интригующее начало.

- Нарастание темпов событий.

- Полный калейдоскоп событий.

Содержание

- Содержание раскрывает цель и задачи исследования.

Информация

- Достоверность (соответствие информации действительности, истинность информации).

- Полнота (отражение источником информации всех существенных сторон исследуемого вопроса).

- Ссылки и обоснования (наличие ссылок, сведений о происхождении информации).

- Отсутствие неопределенности, неоднозначности.

- Современность источника.

- Разумная достаточность (ограничения с точки зрения используемых источников и детализации освещаемого вопроса).

Текст

- Научность (построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе).

- Логичность (наличие логических связей между излагаемыми понятиями).

- Доступность (текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено).

- Однозначность (единое толкование текста различными учащимися).

- Лаконичность (текстовое изложение должно быть максимально
кратким и не содержать ничего лишнего).

- Завершенность (содержание каждой части текстовой информации
логически завершено).

- Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

Оформление

- Заголовки привлекают внимание.

- Использование коротких слов и предложений.

- Наличие иллюстраций по заданной теме.

- Текст легко читается на фоне презентации.

- Используются анимационные эффекты.

- Все ссылки, анимационные эффекты работают.

- Использование для фона слайда тона приятного для глаз зрителя.

- Соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации.

- Использование единого стиля оформления.

- Использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста).

- Отсутствие острых углов у фигур, «рванных» и изломанных линий.

- Анимационные эффекты не отвлекают внимание от содержания слайда.

- «Читаемость» шрифта.

- Расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней).

- Объем информации на слайде (не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации (люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений); наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде).

- Объем презентации (презентация в среднем должна содержать около 12 файлов).



Требования к буклету



  1. Содержание раскрывает цель и задачи исследования.

  2. Размещены наиболее важные сведения.

  3. Краткость изложения информации.

  4. Достоверность информации.

  5. Лаконичность текста.

  6. Завершенность.

  7. Доступность текста.

  8. Наличие ссылок, сведений о происхождении информации.

  9. Разумная достаточность эффектов для привлечения внимания.

  10. Объем информации.

  11. Правильно подобранные шрифты.

  12. Использование дополнительных заголовков для легкости чтения.

  13. Наличие иллюстраций по теме.

  14. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

  15. Указание автора и руководителя проекта.

  16. Наличие названия проекта, учебного заведения, населенного пункта.

  17. Эстетичность оформления.



Примечание: памятка составлена на основе http://schools.keldysh.ru/labmro (Статья Жакулиной И.В.) http://zhakulina20090612.blogspot.com/






















Приложение 2

Памятка для подготовки публичного выступления

  1. Общие рекомендации.

  • Тщательно продумайте план вашего выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение. Укажите, чему вы научились, возможные пути дальнейшего изучения.

  • Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут. Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.

  • Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.

  • Употребляйте только понятные вам термины.

  • Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.

  • Подумайте и составьте возможные вопросы.

  1. Техника подготовки.

  • Проведите репетицию своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.

  • Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.

  • Заранее продумайте детали своего рабочего места.

  • Приготовьте чёткий и красочный наглядный материал.

  • Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.

  1. Рекомендации выступающему.

  • Начните свое выступление с приветствия.

  • Огласите название вашего проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы.

  • Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).

  • Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.

  • Старайтесь ответить на все вопросы.

  1. Вопросы оппонентов.

  • Помните о возможности попросить о повторении вопроса.

  • Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы.

  • На поставленный вопрос следует отвечать кратко.

  • Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».

  • Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе».

  • После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.

  • Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.





Примечание: памятка составлена на основе http://schools.keldysh.ru/labmro (Статья Жакулиной И.В.) http://zhakulina20090612.blogspot.com/





Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос