Рабочая программа по математике
1 класс. УМК «Начальная школа XXI века»
Котлярова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 4 г. Шебекино Белгородской области
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы начального общего образования по математике и авторской программы «Начальная школа XXI века» В. Н. Рудницкой М.: Вентана- Граф, 2008.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: учебника Математика: 1 класс (в двух частях): учебник для общеобразов. учреждений / В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова. - М: Вентана- Граф 2008. Рабочей тетради «Математика» 1 класс (в 3 частях)/ В.Н. Рудницкая - М.: Вентана- Граф 2008. « Я учусь считать» 1 класс / Е.Э. Кочурова. - М.: Вентана -Граф 2008, а также методических пособий для учителя: Методическое пособие.- М.: Вентана - Граф 2006. -112 с. - (Начальная школа XXI века). Математика в начальной школе: Проверочные и контрольные работы. - М.: Вентана- Граф, 2007.-304 с. - (Оценка знаний) Математика как самостоятельный предмет изучается с первого полугодия первого класса.
Программа рассчитана на 132 часа в год (4 часа в неделю) 33 рабочих недели, первое полугодие: 64 часа, второе полугодие: 68 часов
Программой предусмотрено:
-
контрольные работы в первом полугодии не проводятся;
-
оценка самостоятельных работ проводится только словесно, отметки в первом классе не ставятся;
-
учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна;
-
тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме; выявить картину усвоения каждым учеником изученного материала;
-
итоговая контрольная работа проводится в конце года и имеет целью проверку полученной детьми математической подготовки за длительный промежуток времени, в них включены задания по разным темам.
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
-
создание благоприятный условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям;
-
формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных отношений, творческой деятельности;
-
овладение математическими знаниями и умениями;
-
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни и для решения новых конкретных учебных задач;
-
производить контроль и самоконтроль, уценку и самооценку. Рабочая учебная программа имеет некоторые особенности в содержании и структуре предмета. Формирование первоначальных представлений о натуральном числе:
-
учащиеся знакомятся с название чисел первых двух десятков, учатся называть их в прямом и обратном порядке; затем используя изученную последовательность слов учатся пересчитывать предметы; выражать результат пересчитывания числом и записывать цифрой.
Новизна данной программы заключается в методах и приёмах используемых при изучении тем:
Работа с задачей:
-
арифметическая задача, как списание практической жизненной ситуации;
-
решение описывается словами;
-
решение задачи с помощью модели (фишек).
Таблица сложения и вычитания изучается в три этапа:
-
на первом рассматриваются случаи прибавления и вычитания 1,2,3 и 4, когда результат действий не превышает 10, при этом вводится основной приём вычислений (вычитание) числа по частям; одновременно внимание обращается на состав чисел 2,3 и 4;
-
на втором выход за пределы десятка: рассматривается прибавление любого однозначного числа к 10 и прибавление к любому однозначному числу каждого из чисел 2,3 и 4, параллельно рассматриваются табличные случат вычитания 2,3 и 4;
-
на третьем показывается связь между вычитанием и сложением: таблица сложения изучается до конца (прибавление 5,6,7,8 и 9), после сложения рассматриваются соответствующие случаи вычитания;
-
обучение действию классификации по заданным основаниям и проверка правильности по заданным основаниям и проверка правильности выполнения задания;
-
знакомство не только с плоскими, но и пространственными фигурами;
-
вычисления с помощью микрокалькулятора.
Сравнение чисел:
-
изображение результатов сравнения в виде графов с цветными стрелками; графы отношений «больше», «меньше», «равно» на множестве целых неотрицательных чисел.
Осевая симметрия:
-
отображение фигур в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников; практические приемы построения фигуры, симметричной данной; фигуры, имеющие одну или несколько осей симметрии.
В программе заложена основа для овладения школьниками определенным объемом математических знаний и умений по пяти направлениям:
-
элементы арифметики;
-
величины и их измерения;
-
логико - математические понятия;
-
элементы алгебры;
-
элементы геометрии.
Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и /мения для решения новых конкретных учебных задач.
Межпредметные связи:
-
с уроками грамоты: введение школьника в языковую и математическую действительность; формирование умений учиться, а так же навыков письма и счета;
-
с уроками окружающего мира: формирование учебно-интелектуальных умений: классификация обобщение, анализ; объединение объектов в группы; выявление сходства и различия; установление причинных связей; высказывание доказательств проведенной классификации; ориентировка на поиск необходимого (нового способа действия);
-
с уроками труда: перенос полученных знаний по математике в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность.
Особенностью организации учебного процесса по математике в 1 классе является использование игрового метода обучения, как метода, помогающего сформировать новую ведущую деятельность - учебную, мотивационную.
Для обеспечения дифференцированного подхода к учащимся при проведении проверочных работ текст каждой представлен в 6 вариантах трех уровней сложности.
Первые два варианта определяют минимальный уровень требований к учащимся (для слабоуспевающих); третий и четвертый варианты даются учащимся с более высоким уровнем; пятый и шестой варианты для самых сильных учащихся.
В тексты проверочных и контрольных работ (во все варианты) включены 1-2 задания повышенной трудности, отмеченные звездочкой. Они не являются обязательными и предлагаются детям по выбору. Ученик, выбрав такое задание, может проверить свои силы в решении нестандартных творческих задач. В 1 классе часть работ имеет целью проверку знаний учащихся таблиц сложения и вычитания. При этом важно знать, сколько времени каждый ученик тратит на эту работу.
Календарно тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Наименование темы уроков, число часов. |
Тип урока. |
Дидактические материалы, наглядные пособия, учебно-методические пособия. |
Формирование специальных умений и навыков. |
Формирование общеучебных умений и навыков. |
Контрольно-оценочная деятельность |
Интернет ресурсы |
|
|||
проведения |
по факту |
|
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|||
I полугодие. Первоначальные представления о множествах предметов, свойствах и форме предметов. 5 часов. |
|
|||||||||||
1 |
|
|
Сходство и различие предметов. Сравниваем. |
1 |
изучение нового материала |
«Найди лишний предмет»;
|
|
- организация рабочего места; - режим дня. |
|
|
|
|
2 |
|
|
Понятия какой–нибудь любой, каждый, все, не все, некоторые. Сравниваем. |
1 |
изучение нового материала |
|
|
- правильно пользоваться учебными принадлежностями. |
Устный опрос |
|
|
|
3 |
|
|
Понятия слева направо, справа налево. |
1 |
урок -повторение |
|
|
- классификация; - обобщение. |
Фронтальный, индивидуальный |
|
|
|
4 |
|
|
Знакомство с таблицей. |
1 |
изучение нового материала |
«Геометрические фигуры»;
|
- понятие «строка», «столбец»
|
- классификация; - обобщение. |
Фронтальный, индивидуальный |
|
|
|
5
|
|
|
Сравниваем.
|
1 |
урок -повторение |
«Геометрические фигуры»;
|
|
- применять выражения: «Пожалуйста, уточните это…», «Не повторите ли вы это ещё раз…», «Извините, я не понял, что вы имеете в виду…». |
Текущий |
|
|
|
Отношение между предметами и между множествами предметов. 4 часа. |
|
|||||||||||
6 |
|
|
Числа и цифры. |
1 |
изучение нового материала |
|
|
- уметь вежливо и корректно возразить собеседнику, применяя выражения: «Я хочу возразить…», «Я не согласен с вами…». |
Текущий |
|
|
|
7 |
|
|
Числа и цифры. |
1 |
урок закрепление |
|
|
- поднимать руку, если хочешь сказать, не выкрикивать с места. |
Фронтальный, индивидуальный |
|
|
|
8
9
|
|
|
Конструирование фигур.
Подготовка к сложению. |
2 |
урок -закрепление |
|
-составлять фигуры из частей. -состав чисел: 2,3,4,5 -установление соответствия между рис. и записью: 4и2 это --- - писать цифру 3 |
- правильно выбирать формы обращения «ты» или «вы». |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Число и счёт.(30 ч) |
|
|||||||||||
10
11
12
|
|
|
Находим фигуры
Вправо. Влево. Подготовка к вычитанию |
1 1 1 |
изучение нового материала |
- линейка -разрезной материал - линейка |
- сравнение целого( четырёхугольника) и его частей (треугольников) - использовать шкалу линейки для поряд. счёта -выделение из множества его подмножеств |
- правильно пользоваться учебными принадлежностями. |
Фронтальный, индивидуальный Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||
13
14
15 |
|
|
Сравниваем.
|
3 |
изучение нового материала, повторение |
|
|
- умение слушать и слышать; - умение выражать свои мысли. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||
16
17 |
|
|
Подготовка к решению задач. |
2 |
изучение нового материала |
|
- моделировать сюжетную ситуацию
димого арифметического действия.- писать цифру 7 |
- организация рабочего места; - режим дня. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
18
19 |
|
|
Складываем числа. Примеры на сложение.
|
2 |
урок повторение |
|
_ и_ это |
- умения сравнивать; - классифицироваться; - выделять главное. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
20
21 |
|
|
Вычитаем числа. Примеры на вычитание.
|
2 |
изучение нового материала |
|
|
- умение осуществлять наблюдение. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
22
23 |
|
|
Числа и цифры. Составление примеров на сложение и вычитание. |
2 |
изучение нового материала |
|
|
- умение намечать задачу. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
24 |
|
|
Число и цифра 0.
|
1 |
изучение новых знаний |
|
|
- умение работать с книгой.
|
Текущий |
|
|
|
25
26 |
|
|
Измерение длины в сантиметрах. |
2 |
изучение нового материала, проверка знаний |
|
|
- осмысленно учить материал. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
27
28 |
|
|
Увеличение и уменьшение числа на 1. Проверочная работа.
|
2 |
урок контроля проверки знаний |
|
|
- умение чисто писать. |
индивидуальный |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
29
30 |
|
|
Увеличение и уменьшение числа на 2 |
2 |
изучение нового материала |
|
|
- запоминать. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
31 |
|
|
Число 10.
|
1 |
изучение нового материала |
|
|
- осмысленно учить материал. |
Текущий |
|
|
|
32 |
|
|
Длина предмета в дециметрах.
|
1 |
изучение нового материала |
|
|
- объяснять; - оказывать помощь. |
Текущий |
|
|
|
33 |
|
|
Многоугольники.
|
1 |
урок повторение |
|
|
- работа с таблицей. |
Текущий |
|
|
|
34
35
36 |
|
|
знакомство с задачей
Работа с задачей.
|
3 |
изучение нового материала |
|
|
- выделять главное, существенное. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||
37
38 |
|
|
Числа от 11 до 20.
|
2 |
изучение нового материала |
|
|
- режим дня; - организация рабочего места. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
39 |
|
|
Длина предметов в дециметрах и сантиметрах.
|
1 |
комбиниро -ванный урок |
|
|
- классификация; - обобщения. |
Текущий |
|
|
|
Арифметические действия (25 ч.) |
|
|
||||||||||
40
41
42 |
|
|
Составление задач.
|
3 |
комбиниро -ванный урок |
|
|
- выделять главное, существенное. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||
43 |
|
|
Числа от 1 до 20.
|
1 |
изучение нового материала |
|
|
- режим дня; - организация рабочего места. |
Текущий |
|
|
|
44
45 |
|
|
Подготовка к умножению.
|
2 |
изучение нового материала |
|
|
- умение мотивировать свою деятельность. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
46
47 |
|
|
Составление и решение задач.
|
2 |
урок закрепление |
|
|
- умение решать и доказывать. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
48 |
|
|
Чиста от 1 до 20. Тесты. |
1 |
урок контроля проверки знаний |
|
|
- умение чисто и скоро писать. |
Текущий |
|
|
|
49
50 |
|
|
Умножение чисел.
|
2 |
изучение нового материала |
|
|
- умение осмысленно учить материал. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
51
52 |
|
|
Решение задач.
|
2 |
урок контроля проверки знаний |
|
|
- выделять главное, существенное. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
53
54
55
|
|
|
Верно ли, что…
|
3 |
урок закрепление |
|
- поиск ответа на вопрос «Верно ли,что..?»
|
- осуществлять наблюдения. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||
56
57
58
59
60 |
|
|
Подготовка к делению.
|
5 |
комбиниро -ванный урок |
|
|
- объяснять; - оказывать помощь. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||
61 |
|
|
Сравнение предметов.
|
1 |
комбиниро -ванный урок |
|
|
- выделять главное, существенное к упр. № 61. |
Текущий |
|
|
|
62 |
|
|
Работа с числами.
|
1 |
урок закрепление |
|
|
- осуществлять самоконтроль. |
Текущий |
|
|
|
63
64 |
|
|
Решение задач.
|
2 |
урок контроля и проверки знаний
|
«Составляем задачу»;
|
|
- выделять главное, существенное. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
II полугодие. Свойства сложения и вычитания(7 ч.) |
|
|||||||||||
65
66 |
|
|
Сложение и вычитание чисел.
|
2 |
комбиниро -ванный урок |
|
|
- самостоятельно выполнять упражнения. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
67
68 |
|
|
Умножение и деление чисел.
|
2 |
комбиниро -ванный урок |
|
|
- объяснять; - оказывать помощь. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
69
|
|
|
Решение задач разными способами.
|
1 |
комбиниро -ванный урок |
|
|
- осуществлять наблюдения. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
70 |
|
|
Перестановка чисел при сложении.
|
1 |
изучение нового материала |
«Свойства сложения»;
|
|
- осуществлять самоконтроль. |
Текущий |
|
|
|
71 |
|
|
Шар. Куб.
|
1 |
изучение нового материала |
« Геометрические фигуры»;
|
|
- применять выражения: «Я хочу возразить…», «Я не согласен с вами…», «Мне кажется…», «Я думаю…», «Я согласен…», «Я хочу помочь…», «Я того же мнения…», «Я думаю так же, как и …» |
Текущий |
|
|
|
Таблица сложения в пределах 10 (18 ч.) |
|
|||||||||||
72 73 |
|
|
Сложение с числом 0.
|
2 |
изучение нового материала |
|
|
- объяснять;
|
Текущий |
|
|
|
74
75 |
|
|
Свойства вычитания.
Вычитание числа 0 |
1 |
изучение нового материала |
|
|
- умение задавать вопросы. |
Текущий |
|
|
|
76 77 |
|
|
Деление на группы по несколько предметов. |
2 |
комбиниро -ванный урок |
|
|
- умение отделять «важное» от второстепенного, «неважное» в проблеме. |
Текущий |
|
|
|
78 |
|
|
Сложение с числом 10.
|
1 |
комбиниро -ванный урок |
|
|
- умение самостоятельно выполнять упражнения. |
Текущий |
|
|
|
79
80 |
|
|
Прибавление и вычитание числа 1.
|
2 |
комбиниро -ванный урок |
«Я учусь считать». |
|
- применять выражения: «Пожалуйста, уточните это…», «Не повторите ли вы это ещё раз…», «Извините, я не понял, что вы имеете в виду…». |
Текущий |
|
|
|
81
82 |
|
|
Прибавление числа 2.
|
2 |
изучение нового материала |
«Я учусь считать». |
|
- умение слушать и слышать; - умение выражать свои мысли. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
83
84 |
|
|
Вычитание числа 2.
|
2 |
изучение нового материала |
«Я учусь считать». |
|
- умение намечать задачу. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
85
86 |
|
|
Прибавление числа 3.
|
2 |
комбиниро -ванный урок |
|
|
- учиться работать в задан- ном темпе. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
87
88 |
|
|
Вычитание числа 3. |
2 |
изучение нового материала |
|
|
- проверять работу по образцу. |
Текущий |
|
|
|
89
90 91 |
|
|
Прибавление числа 4. |
3 |
комбиниро -ванный урок |
|
|
- слушать объяснения учителя. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
92
93 94 |
|
|
Вычитание числа 4.
|
3 |
комбиниро -ванный урок |
|
|
- формулировать вопрос к заданию. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
95
96
97 |
|
|
Прибавление и вычитание числа 5.
|
3 |
комбиниро -ванный урок |
|
|
- соблюдать правильную осанку. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
98
99 100 |
|
|
Прибавление и вычитание числа 6. |
3 |
комбиниро -ванный урок |
«Я учусь считать». |
|
- пользоваться дидактичес-кими материалами. |
Текущий |
|
|
|
101
102
|
|
|
Сравнение чисел. |
2 |
комбиниро -ванный урок |
«Я учусь считать».
|
|
- сравнивать объекты. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||
103
104
|
|
|
Сравнение. Результат сравнения.
|
2 |
комбиниро -ванный урок |
|
|
- проверять работу по образцу. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||
105
106
107 |
|
|
Понятия «на сколько больше» или «меньше».
|
3 |
комбиниро -ванный урок |
«Я учусь считать». |
|
- находить и пользоваться заданиями и вопросами. |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||
108 109 110 |
|
|
Увеличение числа на несколько единиц. |
3 |
комбиниро -ванный урок |
|
|
- подробно пересказывать содержание условия и ход решения задачи. |
Текущий |
|
|
|
111 112 113 |
|
|
Уменьшение числа на несколько единиц.
|
3 |
комбиниро -ванный урок |
|
из меньшего числа нельзя вычесть большее.
|
- правильно пользоваться учебными принадлежнос-тями. |
Текущий |
|
|
|
114
115
116 |
|
|
Прибавление чисел 7,8,9.
|
3 |
изучение нового материала |
«Я учусь считать»;
|
|
- применять выражения: «Пожалуйста, уточните это…», «Не повторите ли вы это ещё раз…», «Извините, я не понял, что вы имеете в виду…». |
Текущий |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||
117
118
119 |
|
|
Вычитание чисел 7,8,9. |
3 |
изучение нового материала |
|
|
- осуществлять наблюдения. |
Текущий |
|
|
|
120 |
|
|
Контрольная работа. (административная) |
1 |
Проверка знаний и мений. |
|
|
|
Итоговый |
|
|
|
121
122
123 |
|
|
Сложение и вычитание. Скобки. |
3 |
комбиниро-ванный урок |
«Я учусь считать». |
|
- учиться работать в заданном темпе. |
Текущий |
|
|
|
124
125 |
|
|
ОСЕВАЯ СИММЕТРИЯ
Зеркальное отражение предметов.
|
2 |
урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
счётный материал.
«Я учусь считать |
|
|
|
|
|
|
126
127 |
|
|
Симметрия. |
2 |
урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
|
|
|
Текущий |
|
|
|
128 129 |
|
|
Оси симметрии фигуры. Практическая работа. |
2 |
урок контроля, оценки и коррекции знаний |
|
|
|
Текущий |
|
|
|
|
|
|||||||||||
130
131
132 |
|
|
Повторение пройденного по теме: «Число и счёт». |
3 |
комбиниро-ванный урок |
Счётный материал
«Я учусь считать |
|
- классификация;
|
Индивидуальный |
|||
|
|
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО