В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Кубизм. Мир Пабло Пикассо

Елена Кудрявых Елена Кудрявых
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123  голосов:3    просмотров: 2029    комментариев: 1
Краткое описание
Урок по кубизму на примере творчества великого испанского художника Пабло Пикассо, раскрывающий представления о специфике кубизма с использованием наиболее значимых произведений художника; в урок входит подробный художественный анализ "Герники"; прилагается презентация для визуальной поддержки.

Описание
     Урок № 7 в 11 «Б» классе.
  «Кубизм. Мир Пабло Пикассо» 
Кудрявых Елена Леонидовна,
учитель МХК высшей категории
Тип урока: комплексный урок.
Вид урока: лекция с элементами исследования.
Цель и задачи: 
·  дать представление о кубизме и его специфике;
·  формировать представления учащихся, как идеи кубизма раскрылись в искусст­ве Пабло Пикассо; 
·  показать, как происходила эволюция творче­ства художника от «голубого» к «розовому» периоду; 
·  познако­мить с биографией творца, раскрыть значимость его искусства в жизни людей; 
·  формировать понимание особенности художественных приёмов, адекватно воспринимать и оценивать произведения;
·  расширить кругозор учащихся, активизировать их познавательную активность в области мирового искусства.
Пожаловаться 13 июля 2011
Файлы
Урок Пикассо 11 Б.doc
HTML Войдите для скачивания файлов



Урок № 7 в 11 «Б» классе.

«Кубизм. Мир Пабло Пикассо»

Кудрявых Елена Леонидовна,

учитель МХК высшей категории

Тип урока: комплексный урок.

Вид урока: лекция с элементами исследования.

Цель и задачи:

  • дать представление о кубизме и его специфике;

  • формировать представления учащихся, как идеи кубизма раскрылись в искусст­ве Пабло Пикассо;

  • показать, как происходила эволюция творче­ства художника от «голубого» к «розовому» периоду;

  • познако­мить с биографией творца, раскрыть значимость его искусства в жизни людей;

  • формировать понимание особенности художественных приёмов, адекватно воспринимать и оценивать произведения;

  • расширить кругозор учащихся, активизировать их познавательную активность в области мирового искусства.

Оборудование урока:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • мобильный компьютерный класс;

  • репродукции картин «Старый нищий с мальчиком», «Девочка на шаре», «Авиньонские девицы», «Герника».

ХОД УРОКА.


Кубизм не «зерно» и не «зародыш», а искусст­во, для которого прежде всего важна форма... Форма и цвет приобретают у нас собственное значение.

П. Пикассо



I. Вступительное слово учителя: Мы с вами несколько уроков говорим о так называемом мире «новой реальности». Стили, направления, становящиеся всё сложнее и сложнее для понимания и восприятия. Мир становился сложнее, уходила гармония из душ людей, их взаимоотношений. А искусство, как зеркало, отражало дисгармонию и диспропорцию окружающей жизни. В большой мере отошёл от традиционных форм искусства кубизм. Современники видели в кубизме революционный отказ от реализма в угоду новому художественному видению действительности сквозь призму геометрических фигур (куб, конус, цилиндр). Творцом кубизма стал Пабло Пикассо. В начале XX

века он пришел к мысли, что живопись не способна разрешить проблемы эпохи. Искусство может лишь интерпретировать, анализировать, создавать пластические формы - и не более того. Мы сегодня с вами попытаемся понять специфику кубизма, как идеи кубизма раскрылись в искусст­ве Пабло Пикассо. Некоторые из вас получили индивидуальные задания опережающего характера. Мы послушаем выступления ребят и попробуем проанализировать с моей помощью наиболее известные работы Пикассо.

(Слайды с портретом художника, определением кубизма, его характерных особенностей).

II. Выступает ученик с кратким биографическим календарём Пикассо. Затем следует сообщение о «голубом» и «розовом» периоде творчества художника. Демонстрируются слайды, класс вместе с учителем отмечает характерные особенности направления.

Далее следует сообщение об одном из самых значительных произведений художника – картине «Герника», истории её создания. Учитель предлагает вместе проанализировать картину – её композицию и символику.

III. (Учащиеся смотрят изображения на индивидуальных компьютерах.).


Следует процесс анализирования:

«Герника» представляет собой полотно-фреску, написанную маслом в чёрно-белых тонах, 3,5 м высотой и 7,8 м длиной. Это огромное полотно было написано с невероятной скоростью — всего за месяц.

«Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин. Выбор черно-белой палитры, с одной стороны, передает хронологическую близость к газетной фотографии того времени, с другой — отражает безжизненный характер войны.

«Герника» изображает страдающих людей, животных, и здания, трансформированные под воздействием насилия и хаоса.

  • Все сцены разворачиваются в пределах комнаты, в левой открытой части которой над женщиной, оплакивающей мёртвого ребенка в её руках, стоит бык с широко открытыми глазами.

  • Центральный план занят лошадью, падающей в агонии, как будто бы она только что была пронзена копьем или дротиком. Нос лошади и верхние зубы образованы формой человеческого черепа.

  • Под лошадью — мёртвый, по-видимому, расчлененный солдат, чья отрубленная рука все ещё сжимает обломок меча, из которого растет цветок.

  • Прозрачная лампочка в форме глаза горит над головой страдающей лошади (лампа из камеры пыток).

  • Справа вверху от лошади, античная маска, которая кажется свидетельницей происходящих перед нею сцен, как бы вплывает в комнату через окно. Её рука, также вплывающая в комнату, держит зажжённую лампу.

  • Непосредственно справа, чуть ниже вплывающей женской фигуры, преисполненная благоговейного страха женщина подалась к центру. Её безучастный взгляд направлен на сверкающую лампочку.

  • Кинжалы, олицетворяющие пронзительный крик, заменяют языки быка, скорбящей женщины, и лошади.

  • За быком, на полке — птица в панике, по-видимому, голубь.

  • На правом краю расположена фигура с поднятыми от ужаса руками, попавшая в ловушку из огня сверху и снизу.

  • Тёмная стена с открытой дверью завершает правый конец фрески.

  • На руках мёртвого солдата видны стигматы (болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле некоторых глубоко религиозных людей — тех, кто «пострадал как Иисус»). Пикассо не был религиозен. Хотя его личность сформировалась под воздействием культуры преобладающе католической Испании, эти символы не должны интерпретироваться как христианская идентификация художника. В действительности, это отражает идею, что все мы часто вынуждены страдать безо всякой на то причины. Пикассо использует хорошо опознаваемый образ, чтобы продемонстрировать, как все мы схожи с Христом, в котором все мы страдаем и в конечном счёте умираем.



Символика изображённого на картине.

  • Изображённая в левом верхнем углу картины голова быка — это персонаж, который смотрит на всё происходящее вокруг абсолютно безразлично, его взгляд устремлён в никуда. Он не сочувствует участникам картины, не может понять всего ужаса происходящего.

  • Искусствоведы считают, что это олицетворение фашизма и всего мирового зла. Именно быку лошадь, находящаяся в центре, адресует свои последние «проклятья», но бык не замечает её, как и не замечает всего, что происходит вокруг.

  • Бык — символ глухоты, непонимания, неведения.

IV. Заключение. (Преполагаемые выводы учащихся).

В сознании многих поколений эта великая картина навсегда останет­ся символом протеста против фашизма, который калечил людей физиче­ски и нравственно.

И кубизм как творческий метод совершенно не помешал большому художнику создать такое произведение, которое стало явлением в искус­стве и переживет века.


V. Домашнее задание.

Мини-сообщения о Сальвадоре Дали и его картинах.



Кубизм Пабло Пикассо.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru