В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Современная библиотека-центр информационной культуры

Современная библиотека-центр информационной культуры

Марина Вальчук
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 3695
Краткое описание
Наше время называют «веком информации». Современный человек должен не только уметь читать, писать и говорить, но и обладать информационной грамотностью. Информацию необходимо не только получать, но и уметь ее оценитьи применить для себя, сделать ее полезной.
По словам профессора Н.Гендиной «Перед современной общеобразовательной школой стоит важная задача - научить молодого гражданина ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества.
Существенную роль при этом призван сыграть курс «Основы информационной культуры».
Учащиеся нашей гимназии ежегодно участвуют в Малой Академии и научно-практической конференции «Лабиринты науки», пишут исследовательские работы  по разным предметам.
Как же правильно осуществить информационный поиск. Вниманию читателей предлагается Модель информационного поиска
Описание
Вторая Санкт-Петербургская гимназия
 
 
 
 
Зав. библиотекой Вальчук М.К.
 
 
Современная гимназическая библиотека- центр информационной культуры
 
 
Наше время называют «веком информации». Современный человек должен не только уметь читать, писать и говорить, но и обладать информационной грамотностью. Информацию необходимо не только получать, но и уметь ее оценитьи применить для себя, сделать ее полезной.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» оформила требования к выпускнику ОУ как к личности, обладающей высоким уровнем общей культуры и сформированными социальными компетенциями, необходимыми для успешной адаптации и социализации в современном обществе.
Среди последних видное место занимает компетентность информационная.
По словам профессора Н.Гендиной «Перед современной общеобразовательной школой стоит важная задача — научить молодого гражданина ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества.
Существенную роль при этом призван сыграть курс «Основы информационной культуры».
Спецкурс «Основы информационной культуры» изначально был разработан для подготовки учащихся 7-х классов к олимпиаде «Твоя информационная культура».
Данный курс состоит из 7 блоков:
  1. История возникновения информационных ресурсов. Основные знания об истории книги Тестирование
  2. Способы хранения информации
 v  Основные знания о книге. Искусство книги. Художники-иллюстраторы
v  Периодические издания. Классификация. История. 
     Электронные версии.
  1. Библиотека — информационный центр школы. 
    Ресурсные возможности школьной библиотеки
  2. Методы работы с книгой
  3. Библиография как наука. Библиографическое описание документов.
  4. Нетрадиционные носители информации. Медиатека. Самостоятельная работа школьника при розыске информации и ее переработке. Обучение самостоятельному поиску информационного запроса
  
Отдельно хочется остановиться на модели информационного поиска.
Этой теме в курсе отдано 6 часов.
 
Овладение навыками информационного поиска — основа для самостоятельной исследовательской работы.
Важно то, что учащиеся имеют непосредственную возможность сразу использовать приобретенные знания и навыки при изучении других предметов.
Учащиеся нашей гимназии ежегодно участвуют в Малой Академии и научно-практической конференции «Лабиринты науки», пишут исследовательские работы  по разным предметам.
Информационный поиск состоит из следующих этапов:
  • Определение информационного запроса
  • Поиск и локализация информации
  • Критическая оценка полученной информации
  • Сравнение информации, полученной из различных источников
  • Презентация полученных результатов
Учащиеся начинают работу с того, что определяют, что они, собственно, хотят узнать, и формулируют вопросы, на которые хотят ответить.
Часто ребятам трудно сформулировать запрос. 
Предлагается ответить на вопросы анкеты «Определение информационного запроса»
  1. Что вы хотите узнать?
  2. Что вы уже знаете по данной теме?
  3. Как вы предполагаете искать информацию? Какие ресурсы могут быть использованы?
  4. Можно ли доверять конкретным источникам? Насколько достоверна содержащаяся в них информация?
  5. Необходимо ли использовать при выполнении задания несколько источников? Почему?
  6. Кому будут представлены полученные результаты?
 
 
 
 
 Следующий этап- поиск и локализация запроса
 
Перед началом работы учащиеся отвечают на следующие вопросы:
 1.Какие источники и какие поисковые системы я буду использовать
2.Если я стану искать сведения общего характера, к каким источникам я обращусь?
3.Если мне понадобится актуальная информация, где я смогу ее найти: в книге, периодических изданиях, Интернете?
Следует выяснить доступность различных источников информации
 
4.Достаточно ли мне ресурсов, которыми располагает школьная библиотека?
5.Где еще я смогу найти информацию — в домашней библиотеке, в публичной библиотеке, и друзей, у специалистов
6.Как быстро я сумею получить информацию?
 
 
 Прежде чем начать поиск, учащиеся знакомятся с памяткой «Как надо вести поиск информации»
 
 
•  Какие источники ты можешь использовать
o   Универсальные энциклопедии и специальные справочники
Пользуйся указателями, если они есть
o   Фонды школьной и районной библиотеки.
Пользуйся каталогом — он поможет тебе в поиске
o   Журналы и газеты
Посмотри картотеку росписи статей
o   Интернет
o   Специалисты, знающие твой предмет
Одним из важнейших этапов является этап формулировки и уточнения запроса.
Одним из продуктивных заданий на освоение этапа уточнения запроса является составления схемы-кластера по определенной теме.
Пример такой схемы по теме: Собаки
 

  
 
 
 
 
 

Следующий этап - критическая оценка информации.
 
 
Критерии оценки информации
 
Актуальность
 
 
Приступая к изучению конкретной темы, необходимо решить, насколько актуальна, должна быть искомая информация
 
 Степень сложности
 
Отбирая тексты для самостоятельного изучения — задайте себе вопросы — труден ли текст для восприятия? Смогу ли я в нем разобраться или мне поискать что-то попроще?
 
 
 
Достоверность
 
•  Кто написал статью или книгу
•  С какой целью? Какие задачи ставил перед собой автор
•  Кому предназначена эта информация
•  Какие сведения мне сообщают
•  Что это-личное мнение или факт
 
 
 
 Учащиеся критически оценивают разные источники информации.
 
Критическая оценка полученной информации (источник-книга)
 
1.      Название справочника или научно-популярного издания
2.      Есть ли в книге указатель
3.      Есть ли оглавление
4.      Год издания
5.      Имеет ли значение, в каком году издана книга
6.      Краткая характеристика издания, в каком году издана книга
7.      Что тебе понравилось
8.      Что не понравилось
9.      Что недостает в книге
Критическая оценка полученной информации (источник-компакт-диск)
  1. Название компакт-диска
  2. Есть ли поисковый указатель
  3. Есть ли указатель содержания
  4. Год выпуска
  5. Имеет ли значение год выпуска для твоего исследования
  6. Если бы приятель спросил тебя, о чем этот диск, что бы ты ему рассказал
  7. Есть ли на компакт- диске
    • Изображения
    • Аудиозаписи
    • Музыка
    • Видеофрагменты
  8. Какие достоинства компакт-диска ты можешь отметить
  9. Что тебе не понравилось
  10. Чего не достает
  11. Если бы тебе предложили улучшить этот СД, что бы ты изменил
 
  
 
 В конце исследования можно предложить провести следующую самооценку проведенной работы
 
 
 
Тест
 
 1.Когда я выбирал тему для работы, она показалась мне
·   Очень простой
·   Довольно сложной
·   Черезвычайно трудной
2.Подтвердилось ли мое представление в дальнейшем
·   Да
·   В некоторой степени
·   Нет
 3.много ли вопросов я поставил, чтобы уточнить тему поиска, или она была сформулирована четко с самого начала.
·   Да, много
·   Всего несколько
·   Совсем не понадобилось вопросов
 4.Я чувствовал себя уверенно, работая с каталогами, картотеками и другими поисковыми системами.
1.Да, уверенно
2.Не всегда понимал, как и где искать
3.Искал, В основном, наугад
 5.Я сам оценивал и сортировал информацию
·   Да, сам
·   Мне помогали
·   Мне подсказывали
 6.Делал ли я самостоятельные выводы из найденных материалов или пересказывал чужие мысли?
·   Считаю, что выводы были самостоятельные
·   Больше пересказывал чужие
·   Только пересказывал чужие
Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры. Обновляется образование, вводятся новые программы, технологии обучения.
Но главным остается умение учащихся быстро реагировать на эти изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию.
Все это открывает новые возможности для работы школьной библиотеки.
Преподавание спецкурса «Основы информационной культуры»= это лишь один из путей, ведущих к решению этой задачи.
Список использованной литературы
 
 1.    Гендина Н.И. и др. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности.-М.: Русская школьная библиотечная ассоциация,2008
2.    Громова О.К. Развитие информационной культуры у детей в школьных и детских библиотеках.- Спб.: Профессия,2009
3.    Мяэотс О.Н. Уроки информационной грамотности в школе: методические рекомендации.-М: Чистые пруды,2005

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Модель инф.поиска.ppt Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос