В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

"Наречие"

Елена  Скворцова Елена Скворцова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 5467    комментариев: 1

Описание
Урок по теме «Наречие»
 
 «Заседание ученого совета»
 
 Тип урока: изучение нового материала с элементами исследования.
 
 Цели: а) распознавать наречия на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов;
 б) уметь составлять словосочетания с наречиями.  
  
 Ход урока.
 
. Организационный момент.
 
 Здравствуйте!
 Поклонившись, мы друг другу сказали.
 Что особенного тем ты друг другу сказали?
 Отчего же на капельку солнца
 прибавилось в мире?
 Отчего же на капельку счастья
 прибавилось в мире?
 Отчего же на капельку радостней
 сделалась жизнь?
 
 Здравствуйте... Много это или мало? С одной стороны как будто бы мало: что нового мы сообщили? А с другой? Сколько досадных минут переживаем мы, если знакомый человек прошел, не поздоровавшись. Здороваясь, мы желаем друг другу здоровья, поднимаем настроение. Помните об этом. И всегда здоровайтесь утром с близкими, на улице с односельчанами, в школе – с учителями, одноклассниками, друзьями. Пожелав друг другу здоровья, мы отправимся сегодня с вами на заседание «Ученого совета».
 
. Выступления учеников-членов «Ученого совета».
 1 ученик:
– Уважаемые коллеги, сегодня на нашем заседании обсуждается НАРЕЧИЕ».
 Как части речи наречия сформировались только в XVIII веке. Процесс образования наречий не прекращается до сих пор. Некоторые наречия образовались из местоимений:
  доселе
 дотоле
 отсель
 отколь
    
 2 ученик:
– М.В.Ломоносов, известный русский ученый, писал, что «наречия по большей части имена прилагательные в среднем роде и неправильно к новой части причитаются»
 
 3 ученик:
– А вот Ф.И.Буслаев в «Исторической грамматике» и в книге «О преподавании отечественного языка» о наречии отзывался так: «Наречие не есть особая часть речи. Это понятие синтаксическое, которое может быть выражено целым предложением».
 
 4 ученик:
– М.В.Ломоносов, Ф.И.Буслаев – великие авторитеты, но я думаю, что они отнеслись к наречиям незаслуженно. Некоторые наречия, действительно, перешли в наречия из имен существительных. Например, в древнерусском языке были существительные «пешек», что означало «пешеход», и «мелек», что означало «миг», «мгновение». В творительном падеже у этих существительных появляются формы:
  пешкóм
 мéльком
  
Со временем эти формы существительных превратились в наречия. В современном русском языке «пешком» означает «на своих ногах», «мельком»  — «на короткое время», «бегло».
 
 5 ученик:
– Хочу заметить, коллеги, что с переходом этих слов в наречия, изменился и морфемный состав.  
 
  Имя существительное Наречие
 
 пешком  пешком  
 
 мельком  мельком
 
 . Слово учителя.
 Как известно, в споре рождается истина. Главные помощники ученых – это:
 эксперимент,
 наблюдения,
 выводы.
Попробуем с вами доказать, что наречие – это самостоятельная часть речи.
 
 IV. Работа у доски. Эксперимент. (Проводит ученик)
– Возьмем два предложения, в которых есть одинаковые слова:
 Солнце невысоко.
  Елка выросла невысоко.
Разберем эти предложения по членам.
В первом предложении подлежащее «солнце».  
 Солнце (каково?) невысоко.
«Невысоко» — сказуемое, выраженное именем прилагательным в краткой форме.  
Во втором предложении грамматическая основа – «елка выросла»
 Выросла (как?) невысоко.  
У кратких прилагательных нет вопроса «как?». Значит, это наречие.  
 
 V. Работа в тетрадях. Продолжение эксперимента учащимися.
 Учитель:  
– Краткие прилагательные изменяются по родам и числам. А как изменяются наречия? Измените форму подлежащего и сказуемого во втором предложении. Сделайте вывод.
  Елки выросли невысоко.  
  Наречие не изменяется, в предложении обычно бывает обстоятельством.
  
 Вывод:  
   
 VI. Работа в группах. «Творческая лаборатория»
 Задание. С какими частями речи сочетаются наречия? На какие вопросы они отвечают? Создайте возможные пары.
                 
 
  впереди
 сзади
 налево
 направо
 сверху
 снизу
 вчера
 строго
 
  идти, повернуть, расположившись, опять, день, зимний, проехав, соблюдая, ехавший
 
 
   Наречия в предложении и словосочетании могут быть связаны с наречиями, деепричастиями, причастиями. При этом они отвечают на вопросы: где? куда? когда? как?
   
 Выводы:  
  
 VII. Работа с учебником.  
  — На какие еще вопросы отвечают наречия? (Стр. 91, учебник 7 класса)
 
 VIII. Физминутка.
 Учитель:  
– Наше здоровье – это самый драгоценный дар. Существует множество способов укрепить здоровье: систематические физические упражнения, длительный сон, отказ от курения… Помните: наше здоровье зависит от нас самих, от нашего поведения.
 а) упражнения на профилактику глазных болезней.
 «Жмурки». Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их. Повторить 6-8 раз (для укрепления мышц век, расслабления мышц глаз, улучшения глазного кровообращения).
 «Моргалки». Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3-4 раза (для улучшения кровоснабжения глаз).
 б) Упражнения, направленные на профилактику нарушения осанки и снятия напряжения.
 «Буратино». Лепим нос для Буратино. Буратино «рисует» носом в воздухе: солнышко, морковку, цифры. Движения выполнять медленно и плавно.  
 
 IX. Работа с текстом.  
 Задание. Прочитайте текст. Найдите наречия. Какова их роль в тексте? Можно ли обойтись без наречий?
 Некоторые наречия возникли в языке поздно, но они нередко восстанавливают историю давно забытого слова, помогают понять, что язык постоянно изменяется. В нем происходят процессы отмирания одних слов и рождения других. В древнерусском языке когда-то было существительное «дребезг» со значением «черепок», «осколок». От данного существительного в винительном падеже множественного числа образовалось наречие «вдребезги», оно означает «на мелкие куски». Например: «Стекло разбилось вдребезги».
 
 Х. Работа с листом контроля.
 Задание. Дополните предложения. Все ли вам понятно? (Лист контроля получает каждый ученик). Какие пункты вызвали у вас затруднения?
 
  Лист контроля   
 ____________________________________
(фамилия, имя учащегося)
 1. Наречие – это __________________________________________
 2. Наречие отвечает на вопросы: ___________________________
 _________________________________________________________
 3. Наречие не ____________________________________________
 4. В предложении наречие бывает _________________________
 _________________________________________________________
  
 XI. Итог урока.  
 ХХ. Домашнее задание. Прочитать §32 (7 кл.), выучить правило на стр.91. Упр. 198 (выписать наречия вместе с тем словом, к которому они относятся)
Пожаловаться 23 июня 2011
Файлы
Урок русского языка по теме Наречие.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Конспект урока по русскому языку

по теме «Наречие»


Обучение по сборнику рабочих программ по русскому языку. Программа М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского

5-9 классы.

Авторы учебника для 6 класса общеобразовательных учреждений М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.

Москва «Просвещение» 2010 год.






























Урок по теме «Наречие»


«Заседание ученого совета»


Тип урока: изучение нового материала с элементами исследования.


Цели: а) распознавать наречия на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов;

б) уметь составлять словосочетания с наречиями.



Ход урока.


. Организационный момент.


Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали.

Что особенного тем ты друг другу сказали?

Отчего же на капельку солнца

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

сделалась жизнь?


Здравствуйте... Много это или мало? С одной стороны как будто бы мало: что нового мы сообщили? А с другой? Сколько досадных минут переживаем мы, если знакомый человек прошел, не поздоровавшись. Здороваясь, мы желаем друг другу здоровья, поднимаем настроение. Помните об этом. И всегда здоровайтесь утром с близкими, на улице с односельчанами, в школе – с учителями, одноклассниками, друзьями. Пожелав друг другу здоровья, мы отправимся сегодня с вами на заседание «Ученого совета».


. Выступления учеников-членов «Ученого совета».

1 ученик:

Уважаемые коллеги, сегодня на нашем заседании обсуждается НАРЕЧИЕ».

Как части речи наречия сформировались только в XVIII веке. Процесс образования наречий не прекращается до сих пор. Некоторые наречия образовались из местоимений:

доселе

дотоле

отсель

отколь







2 ученик:

М.В.Ломоносов, известный русский ученый, писал, что «наречия по большей части имена прилагательные в среднем роде и неправильно к новой части причитаются»


3 ученик:

А вот Ф.И.Буслаев в «Исторической грамматике» и в книге «О преподавании отечественного языка» о наречии отзывался так: «Наречие не есть особая часть речи. Это понятие синтаксическое, которое может быть выражено целым предложением».


4 ученик:

М.В.Ломоносов, Ф.И.Буслаев – великие авторитеты, но я думаю, что они отнеслись к наречиям незаслуженно. Некоторые наречия, действительно, перешли в наречия из имен существительных. Например, в древнерусском языке были существительные «пешек», что означало «пешеход», и «мелек», что означало «миг», «мгновение». В творительном падеже у этих существительных появляются формы:

пешкóм

мéльком




Со временем эти формы существительных превратились в наречия. В современном русском языке «пешком» означает «на своих ногах», «мельком» - «на короткое время», «бегло».


5 ученик:

Хочу заметить, коллеги, что с переходом этих слов в наречия, изменился и морфемный состав.


Имя существительное Наречие


пешком пешком


мельком мельком


. Слово учителя.

- Как известно, в споре рождается истина. Главные помощники ученых – это:

эксперимент,

наблюдения,

выводы.

Попробуем с вами доказать, что наречие – это самостоятельная часть речи.


IV. Работа у доски. Эксперимент. (Проводит ученик)

Возьмем два предложения, в которых есть одинаковые слова:

Солнце невысоко.

Елка выросла невысоко.

Разберем эти предложения по членам.

В первом предложении подлежащее «солнце».

Солнце (каково?) невысоко.

«Невысоко» - сказуемое, выраженное именем прилагательным в краткой форме.

Во втором предложении грамматическая основа – «елка выросла»

Выросла (как?) невысоко.

У кратких прилагательных нет вопроса «как?». Значит, это наречие.


V. Работа в тетрадях. Продолжение эксперимента учащимися.

Учитель:

Краткие прилагательные изменяются по родам и числам. А как изменяются наречия? Измените форму подлежащего и сказуемого во втором предложении. Сделайте вывод.

Елки выросли невысоко.

Наречие не изменяется, в предложении обычно бывает обстоятельством.


Вывод:




VI. Работа в группах. «Творческая лаборатория»

Задание. С какими частями речи сочетаются наречия? На какие вопросы они отвечают? Создайте возможные пары.


впереди

сзади

налево

направо

сверху

снизу

вчера

строго

идти, повернуть, расположившись, опять, день, зимний, проехав, соблюдая, ехавший

Наречия в предложении и словосочетании могут быть связаны с наречиями, деепричастиями, причастиями. При этом они отвечают на вопросы: где? куда? когда? как?





Выводы:




VII. Работа с учебником.

- На какие еще вопросы отвечают наречия? (Стр. 91, учебник 7 класса)


VIII. Физминутка.

Учитель:

Наше здоровье – это самый драгоценный дар. Существует множество способов укрепить здоровье: систематические физические упражнения, длительный сон, отказ от курения… Помните: наше здоровье зависит от нас самих, от нашего поведения.

а) упражнения на профилактику глазных болезней.

«Жмурки». Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их. Повторить 6-8 раз (для укрепления мышц век, расслабления мышц глаз, улучшения глазного кровообращения).

«Моргалки». Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3-4 раза (для улучшения кровоснабжения глаз).

б) Упражнения, направленные на профилактику нарушения осанки и снятия напряжения.

«Буратино». Лепим нос для Буратино. Буратино «рисует» носом в воздухе: солнышко, морковку, цифры. Движения выполнять медленно и плавно.


IX. Работа с текстом.

Задание. Прочитайте текст. Найдите наречия. Какова их роль в тексте? Можно ли обойтись без наречий?

Некоторые наречия возникли в языке поздно, но они нередко восстанавливают историю давно забытого слова, помогают понять, что язык постоянно изменяется. В нем происходят процессы отмирания одних слов и рождения других. В древнерусском языке когда-то было существительное «дребезг» со значением «черепок», «осколок». От данного существительного в винительном падеже множественного числа образовалось наречие «вдребезги», оно означает «на мелкие куски». Например: «Стекло разбилось вдребезги».


Х. Работа с листом контроля.

Задание. Дополните предложения. Все ли вам понятно? (Лист контроля получает каждый ученик). Какие пункты вызвали у вас затруднения?


Лист контроля

____________________________________

(фамилия, имя учащегося)

1. Наречие – это __________________________________________


2. Наречие отвечает на вопросы: ___________________________

_________________________________________________________


3. Наречие не ____________________________________________


4. В предложении наречие бывает _________________________

_________________________________________________________















XI. Итог урока.

ХХ. Домашнее задание. Прочитать §32 (7 кл.), выучить правило на стр.91. Упр. 198 (выписать наречия вместе с тем словом, к которому они относятся)




Наречие.rar
Войдите для скачивания файлов
Другие материалы автора

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru