В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Образовательная программа группы предшкольного образования

Нелля Кудрина Нелля Кудрина
Тип материала: Программа
просмотров: 6696
Краткое описание
Образовательная программа группы предшкольного образования на базе ДОУ, для детей, не посещающих дошкольные учреждения. Главная цель - выравнивание стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе, социализация детей.

Описание
Образовательная   программа
 группы    предшкольного   образования
 Составитель:
 воспитатель  ДОУ  Кудрина Н.Б.
   
 Содержание:
    
 Раздел I. Актуальность
 
  По признанию мирового педагогического сообщества в конце XX века в России сложилась уникальная система дошкольного образования. Уникальность заключается в создании многофункциональной сети дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированных на возросшие потребности общества, имеющие разнообразный спектр образовательных услуг, рассчитанных на особенности индивидуального развития ребенка и состояния его здоровья. 
 Изменения содержательной стороны дошкольного образования выражены в принципиальном отказе от учебно – дисциплинарной модели воспитания детей. Педагогическая общественность стала ориентироваться на реализацию принципов гуманистической  педагогики, личностно – ориентированного стиля общения с детьми. Кроме того появилась реальная альтернатива в программном обеспечении образовательного процесса ДОУ.
 Государственный подход к созданию обновленной системы дошкольного образования в России нашел свое отражение в Концепции дошкольного воспитания (1989 год), а в дальнейшем в Концепции содержания непрерывного образования (2003 год). В этих документах выдвинута идея о самоценности  дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, а не только как  «этап подготовки к будущей жизни – к школе», подчеркивается недопустимость искусственной акселерации развития ребенка, излишнего увлечения школьными технологиями, а также  игнорирования или недооценки игровой деятельности в дошкольный период детства. В этой связи возникла особая необходимость решения проблем преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования.
 Отмечая бесспорную позитивную роль Концепции содержания непрерывного образования в построении преемственности образовательных программ, следует учесть тот факт, что на практике  пока не удается снять остроту проблемы выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении в первый класс. Основная причина заключается в том, что образовательные программы дошкольного воспитания реализуются лишь для определенной части детей. Кроме того, приходя в начальную школу, одни дети умеют читать, писать, другие – не обучены основам грамоты. Таким образом, проблема разной подготовленности детей к школе остается нерешенной. Такое положение дел существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать альтернативные способы  «активной» подготовки  детей к школе,  что безусловно отрицательно влияет на психическое, физическое развитие и здоровье детей. 
 Учитывая изложенное  выше, необходимо рационализировать процесс образования детей старшего дошкольного возраста, построить преемственность программ дошкольного и начального общего образования, максимально полно охватить детей дошкольным образованием.
 Для решения проблем преемственности и выравнивания стартовых возможностей детей в настоящее время принимаются действенные  меры  как на государственном, так и на региональном уровнях. Примером тому служит опыт Белгородского региона.
 Проведенный анализ состояния дошкольного образования в Белгородской области стал основанием для разработки и внедрения региональной Модели предшкольного образования на 2006 – 2008 годы.  Было выявлено, что в области стабильно функционируют 487 дошкольных образовательных учреждения всех типов и видов, которые посещают 69 % детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Охват детей дошкольным образованием 5 -7 лет составляет 72,6 %.  Учитывая такую статистику очевидно, что главная задача в сфере дошкольного образования – это обеспечение его общедоступности, поскольку 31 % детей дошкольного возраста и 27,4 % детей от 5 до 7 лет остаются за рамками системы дошкольного образования по различным причинам. Основными причинами являются: уровень состояния здоровья детей, острый дефицит свободных мест в учреждениях, отсутствие финансовых возможностей у родителей. 
 Приоритетным направлением  Модели предшкольного образования является выстраивание системы дошкольного предшкольного и начального образования через создание условий для обеспечения равного стартового уровня детей при поступлении в школу. Структура предшкольного образования должна представлять собой целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, выполняющий функцию социального контроля за  физическим, психологическим, интеллектуальным состоянием  детей перед поступлением в школу.
 В целях решения задач региональной Модели развития предшкольного образования и в соответствии с рекомендациями управления образования и науки Белгородской области наше учреждение МДОУ «Детский сад комбинированного вида №39 «Золотая рыбка» включилось в работу по практической реализации предшкольного образования. Была создана данная программа предшкольного образования, намечены пути выравнивания стартовых возможностей детей, пути интеграции усилий всех специалистов учреждения, учителей начальных классов, родителей.
В основу программы положена идея развития личности ребенка посредством творческо-познавательного освоения окружающего мира. Как известно, в процессе познавательной деятельности активно формируется психоэмоциональная сфера дошкольника, художественный вкус, нравственные качества, творческий потенциал, расширяется кругозор.
Поэтому в программу включены следующие занятия:
— познавательное развитие
— английский язык
— развитие речи
— физическая культура
— плавание
— изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка)
— обучение грамоте
— музыкальное воспитание
Программа разработана в соответствии с п.3. ст.17, 18 Закона РФ «Об образовании» (преемственность образовательных программ, доступность школьного образования), Конвенцией о правах ребенка, Концепцией организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом МДОУ.
 
 
 Раздел II.  Цели и задачи 
  
Стратегической целью предшкольного образования является формирование готовности ребенка к вхождению в социум, обогащение его психического развития, сохранение и укрепление здоровья.
 
Основные  задачи  предшкольного образования:
— обеспечение максимального охвата программой предшкольного обучения детей 5-6 лет, проживающих в микрорайоне, в первую очередь из малообеспеченных семей, путем открытия на базе МДОУ группы кратковременного пребывания (ГКП);
— развитие предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей ГКП;
— обогащение познавательного, социально-нравственного, художественно-эстетического, речевого развития детей, посещающих ГКП;
— обеспечение единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс;
— построение модели взаимодействия детского сада, начальной школы и семьи во всестороннем развитии ребенка и подготовки его к школьному обучению.
  
 Раздел III. Принципы  
  
В основе организации образовательного процесса в КГП заложены следующие принципы:
·    уход от жестко регламентированного школьного типа обучения; 
·    обеспечение двигательной активности детей в различных формах;
·    использование многообразных форм организации обучения, включающих в себя разные специфические детские вида деятельности;
·    обеспечение взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др);
·    использование цикличности и проектной организации содержания обучения;
·    создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее;
·    широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей, введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
·    широкое использование игровых приемов, игрушек, создание эмоционально значимых для детей ситуаций;
·    обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);
·    выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;
·    формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.
 
  
 Раздел IV. Реализация программы
  
 4.1. Организация работы группы 
Группа кратковременного пребывания как форма предшкольного 
образования предназначена для подготовки к школе на бесплатной основе  детей 5-7 лет, не охваченных дошкольным образованием. Прием детей в группе осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей), медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка.
Отношения между МДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключенным в установленном порядке. Организация работы ГКП регламентируется локальными актами учреждения, законодательными актами РФ.
Кроме воспитателей к организации педагогического процесса в группе привлекаются узкие специалисты детского сада: музыкальные руководители, инструктор по физической культуре; преподаватель английского языка, воспитатель ИЗО; логопед, психолог.
Медицинское обслуживание, коррекция здоровья детей осуществляется штатным медицинским персоналом, который наряду с педагогическими работниками несет ответственность за жизнь и здоровье детей группы. Диагностика и коррекция развития детей проводится  штатным психологом и воспитателями учреждения. 
Функциональные обязанности участников образовательного процесса определены должностными инструкциями. Для открытия ГКП необходим следующий пакет документов:
— приказ органов управления образованием;
— штатное расписание;
— режим дня и распорядок организации жизнедеятельности детей;
— список детей;
— заявления родителей (законных представителей);
— образовательная программа.
 
 4.2. Создание условий работы.
Особое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды помещений ГКП, игрового участка, которые должны соответствовать санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям, отвечать правилам пожарной безопасности. Общее устройство групповых помещений должно обеспечивать свободный доступ к играм и игрушками, материалам и оборудованию для рисования, лепки, конструирования и др. деятельности.  В группе необходимо организовать  развивающие центры: изобразительной и конструктивной деятельности, национальных игр, уединения, книжный, природы и т.д.Центры должны соответствовать интереса и потребностям детей, ориентированы на индивидуальное развитие каждого ребенка.
  
 Система предметно-развивающей среды
  
  
 Раздел I. Актуальность…………………………………………………  
 
 
 3 – 5
 
  
Раздел II. Цели и задачи…………………… X span>
 
  
  
5
 
 Раздел III. Принципы……………………… X span>
 
  
 5 -6
 
 Раздел IV. Реализация программы………………………………….… 
 
 
 6
 
 4.1. Организация работы группы………………………………… 
4.2. Создание условий работы……………………..…………….. 
4.3. Содержание учебно – воспитательного процесса………….. 
4.4. Ожидаемые результаты……………………………...………. 
 
 
 6 – 7
7
8- 9 
10
 
 Библиографический список ……………………………………………
 
 11
 
 
    
 Помещения 
 
 Процессы 
 
 Участники 
 
 Групповая комната 
 
 Занятия; игровая деятельность; творческая мастерская; индивидуальная работа с детьми и родителями; родительские собрания
 
 Воспитатели, педагог дополнительного образования, дети, родители воспитанников
 
 Музыкальный зал
 
 Музыкальные занятия; праздники и развлечения; индивидуальная работа с детьми и воспитанниками
 
 Музыкальный руководитель, воспитатель, дети, родители
 
 Физкультурный зал
Бассейн 
 
 Физкультурные занятия, физкультурные паузы, спортивные праздники и развлечения, индивидуальная работа с детьми и родителями 
 
 Руководитель физического воспитания, воспитатель, дети, родители
 
 Территория образовательного учреждения 
 
 Спортивно-подвижные игры, праздники, досуги и развлечения; природоведческая работа; занятия, труд на огороде, цветнике
 
 Воспитатель, руководитель физического воспитания, родители 
 
 Кабинет английского языка
 
 Занятия по английскому языку; индивидуальная консультация для родителей; индивидуальная работа с детьми
 
 Преподаватель англ.языка, воспитатели, дети, родители
 
 Кабинет ИЗО
 
 Занятия, творческие конкурсы, индивидуальная работа с детьми
 
 Воспитатель ИЗО, воспитатели, дети, родители
 
 Кабинет психолога
 
 Индивидуальные, групповые занятия, мини-тренинги, диагностика, работа с родителями
 
 Педагог-психолог, дети, родители 
 
 4.3. Содержание учебно-воспитательного процесса 
 
Основными участниками воспитательно-образовательного процесса ГКП являются дети, родители, педагоги.
Содержание воспитания и образования в ГКП реализуется по комплексной программе «Детство»  (под редакцией Логиновой) в соответствии с учебным планом и сеткой занятий (приложение №1, 2)
Форма организации занятий – фронтальная, по подгруппам, индивидуальная.
Руководствуясь принципом отказа от учебно-дисциплинарной модели воспитания детей, педагогами уделяется большое внимание игровой деятельности детей. На занятиях широко применяются имитационные игры, игры-упражнения с предметами, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и др.В игре у детей рождается учебный мотив, формируется необходимый для успешного обучения в школе внутренний план действия, т.е. способность действовать в уме.
Активно используются и продуктивные виды деятельности   — все, что связано с ручным трудом: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Эти виды деятельности характеризуются особой направленностью на получение определенного продукта, обладающего заданными качествами. У ребенка формируется умение добиваться нужного результата, что также положительно влияет на воспитание общеучебных навыков. 
Общие основы организации всех занятий, направленных на развитие школьно-значимых функций в ГКП определяют следующие принципы:
·  Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребенка
·  Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других функций.
·  Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа подготовки к школе может и должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
·  Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению и эффективности, и дает опору на функции, не имеющие недостатков при одновременном «подтягивании» дефицитарных (отстающих) функций.
·  Постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
·  Индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
·  Повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции. 
Взаимоотношения педагогов с детьми должны строиться в соответствии с личностно-ориентированной моделью общения, содействовать становлению личности каждого ребенка, формированию их жизненных умений и навыков.
В этой связи важно применять следующие формы взаимодействия:
— проведение развивающих занятий в малых группах,
— проведение индивидуальной работы с каждым ребенком,
— проведение работы с одаренными детьми,
— создание речевых ситуаций для выражения детьми своего личного мнения, приведения аргументов,
— изобретательно-ограниченной регламентации детской деятельности со стороны педагогов,
— построение партнерских взаимоотношений между всеми участниками педагогического процесса.
 
Еще одним важным звеном учебно-воспитательного процесса является работа с родителями воспитанников, посещающих ГКП.
В процессе взаимодействия с семьей, педагог осуществляет:
1. Исследование семьи в целях выявления необходимых сведений о потребности родителей на образовательные услуги для детей, об образовательном, социальном и материальном уровне семьи, об опыте семейного воспитания.
2. Индивидуальное собеседование с родителями для выявления их проблем в обучении и воспитании детей.
3. Консультирование родителей по интересующим их вопросам развития и воспитания дошкольников; знакомство с программными документами МДОУ.
4. Вовлечение  родителей в общепедагогические мероприятия МДОУ: дни открытых дверей, родительские собрания, конференции, праздничные мероприятия, спортивные соревнования.
5. Проведение индивидуальной коррекционной работы с проблемными  семьями:
— выделение семей группы риска;
— наблюдение и профилактическая работа по предупреждению нарушений прав ребенка в семье;
— консультирование узкими специалистами;
— организация тренингов, практикумов.
6. Сотрудничество с отделами социальной защиты населения, правоохранительными органами.
 
 
 4.4. Ожидаемые результаты
 
Готовность ребенка к школьному обучению определяется физической, личностной, интеллектуальной готовностью
 Физическая готовность – состояние здоровья, определенный уровень морфофункциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.
 Личностная готовность – определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации к учению (познавательной  и социальной), активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.
 Интеллектуальная готовность -  развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления: владение средствами познавательной деятельности, родным языком и основными формами речи, элементами учебной деятельности внутри других специфических видов детской деятельности. 
   
 Библиографический список:
  
1. Бабаева Т.Н., Михайлова З.А., Гурович Л.М. «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду. 2003г.
 
2. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: Методическое пособие, 2005г.
 
3. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. 2000. №1.
 
4. Реморенко И.Н. О предшкольном образовании. // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2005. №8.
 
5. Семененко Н.Ю. Группа кратковременного пребывания: нормативные акты // Управление ДОУ. 2005. №8. 
 
6. Стародубова Н.Г. Критерии готовности ребенка к обучению  в школе //Система воспитания и дополнительного образования детей. НИЦ БПГУ, 2001.
 
7. Федосова Н.А. Преемственность:  Программа. 1999.
 
8. Предшкола, или зачем нужно дошкольное образование?// Обруч. 2004. №5.
 
9. Предшкольник или дошкольник? // Обруч. 2005. №5.
Пожаловаться 21 июня 2011
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru