Самоанализ урока информатики в 11 классе по теме
«Создание анимационного изображения в среде программы MS PowerPoint 2007»
Ермолаева Ирина Алексеевна
учитель информатики
МОУ «Павловская сош»
с. Павловск
Алтайский край
1 |
Дата |
4 марта 2011 |
2 |
Класс |
11 |
3 |
Тема |
Создание анимационного изображения в среде программы MS PowerPoint 2007. |
4 |
Оборудование |
компьютеры; мульти-медиа проектор; пакет Microsoft Office; слайдовая презентация PowerPoint; инструкционные карты для выполнения практического задания; опорные конспекты. |
5 |
Определение места данного урока в теме, разделе, курсе. |
Курс информатики и ИКТ в 11 классе предполагает более широкое использование прикладных программ, расширение спектра задач, которые может решить обучающийся, используя программное обеспечение компьютера. На изучение раздела «Информационная технология представления информации в виде презентаций в среде MS PowerPoint» отводится 6 уроков. Данный урок – один из уроков этого раздела. |
6 |
Определение триединой дидактической цели урока: образовательная (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся), развивающая (какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся и какой это может дать развивающий результат), воспитательная (формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, переноса знаний, творческой инициативы и активности). |
Цель урока: Создание условий для:
|
7 |
Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке. |
|
8 |
Определение типа урока. |
Урок изучения нового материала и применения знаний к решению компьютерных задач. (комбинированный урок) |
9 |
Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся. |
Материал связан с ИЗО (создание иллюстрации, тематической композиции), используются исторические сведения (информация о Мухаммеде Аль-Хорезми) |
10 |
Подбор дидактических средств урока (плакатов, карточек, вспомогательной литературы, заданий различного характера, образцов, инструкций, алгоритмов, опор (схем, моделей, текстов как опор, планов), ключей для самоконтроля, информационных источников (в том числе использование технических средств обучения) |
|
11. Анализ этапов урока
Этап урока |
Задачи этапа |
Форма организации УПД |
Используемые методы |
Анализ этапа |
|
Организовать внимание учащихся |
|
|
Оргмомент прошел быстро. Считаю, что данный этап играет очень серьёзную воспитательную роль, так как здесь формируется умение мобилизоваться, сосредоточиться, внутренне организоваться, и именно на этом этапе закладывается характер взаимоотношений учителя и ученика. |
|
Создать установку на плодотворную работу, положительный эмоциональный настрой. |
Фронтальная |
|
Основной задачей этого этапа являлось самостоятельное формулирование учащимися целей урока. Это повышает активность учеников, дает возможность каждому действительно быть субъектом и организатором учебного процесса, младшим коллегой и единомышленником учителя. Для решения поставленной задачи я использовала фронтальную форму работы, что стимулировало познавательную мотивацию, способствовало развитию речи, организации внимания учащихся. Считаю, что выбранные мной на данном этапе методы позволили учащимся правильно сформулировать цель урока, определить для себя приоритет. Реализация этого этапа создаёт установку на плодотворную работу, задается положительный эмоциональный настрой. |
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе (обращение к жизненному опыту учащихся). |
|
Фронтальная |
Диалог, полилог. |
Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе направлен на актуализацию субъектного опыта учащихся и его расширение через обращение к их жизненному опыту. |
|
|
Фронтальная |
Объяснительно-иллюстративный; |
Применение электронных материалов на этапе усвоения новых знаний и способов действий позволило достичь более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия. Способствовало усвоению знаний по теме, формированию ИК-компетентности учащихся за счёт наглядности и мультимедийных эффектов. Использование презентации помогло рационально использовать время на уроке, активизировало познавательную деятельности учащихся и как педагогический инструмент способствовало решению дидактических задач достижению цели урока. |
|
Контроль понимания изученного |
Парное взаимодействие |
Метод демонстраций, частично-поисковый (эвристический). |
На этапе первичной проверки понимания изученного использовался приём сотрудничества в парах (ученик – ученик). Парное взаимодействие носит характер учебной взаимопомощи. Применение презентации на этом этапе (первичной проверки понимания изученного), на мой взгляд, выступает как способ организации труда учащихся, способ расширения зоны индивидуальной активности ученика, что дает возможность для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. |
|
|
|
|
В середине урока проведена динамическая пауза в виде физкульминутки. Видеозаставка к музыкальному сопровождению физкультминутки выполнена в программе MS PowerPoint с наложением анимационных эффектов на объекты слайда, и, как без труда определили учащиеся, соответствовала теме урока. |
|
Познакомить учащихся с технологией создания анимационного изображения в среде программного приложения MS PowerPoint. |
Фронтальная, индивидуальная. |
Метод демонстраций, диалог, полилог. |
На этапе подготовки к выполнению практической работы была дана информация о поставленной задаче – создать анимационное изображение с использованием заготовленного файла с графическими объектами Ученики получили задание, предварительно посмотрели демонстрацию анимационных эффектов, настройку которых они должны произвести при выполнении практической работы. На слайде были представлены заготовки и конечный результат, который должен получиться у учащихся по завершении работы. Проведён инструктаж по ТБ и даны рекомендации по выполнению практической работы. |
|
Формирование умения выполнять настройку анимационных эффектов для объектов слайда в среде программного приложения MS PowerPoint. |
Индивидуальная работа |
Практический |
При планировании урока был учтен индивидуальный темп и стиль учебной деятельности школьников. Практическая работа носила обучающий характер, в случае затруднений при выполнении задания было предусмотрено обращение к подробным инструкционным картам и учителю. |
|
Способствовать совершенствованию навыков объективной самооценки и взаимооценки. |
Фронтальная, индивидуальная. |
Диалог, полилог. |
Подведение итогов – традиционный момент, который позволяет выставить отметки учащимся и осмыслить итоги урока. При выставлении оценки учитывалась не только правильность, но и самостоятельность, оригинальность выполненного задания, самооценка ученика, оценка его работы одноклассниками. |
|
|
|
|
Домашнее задание вытекает из хода урока, задание носит творческий характер, дифференцировано с учетом реальных учебных возможностей учащихся: двухуровневое (по степени сложности):
|
|
Способствовать совершенствованию навыков объективной самооценки и взаимооценки. |
Фронтальная. |
Диалог, полилог. |
На этапе рефлексии проведено обсуждение того, что узнали, как работали, т.е. каждый оценил свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Это позволяет учащимся приобретать рефлексивные навыки и способствует формированию адекватной самооценки и взаимооценки. |
(продолжение общего анализа урока)
12 |
Отбор содержания, форм и методов обучения в (соответствии с целью урока). Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. |
Содержание учебного материала, уровень сложности соответствует возрасту учащихся. Формы и методы обучения соответствуют триединой цели урока. |
13 |
Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап. |
Считаю, что время, отведённое на все этапы урока, распределено рационально. Время работы за компьютером соответствует нормам СанПин (не более 15 мин), в середине урока проведена динамическая пауза в виде физкульминутки. Этапы урока взаимосвязаны, каждый последующий этап является логическим продолжением предыдущего этапа. |
14 |
Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний? |
Организация контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся:
Для регулирования и коррекции знаний – подробные инструкционные карты, консультации учителя. |
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Вебинар «Игры-эксперименты с дошкольниками: воспитываем потребность в познавательном общении со взрослыми, стремление наблюдать, сравнивать, исследовать, устанавливать причинно-следственные связи (ФОП ДО)»
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Международный вебинар «Создание безопасной образовательной среды в образовательной организации в рамках реализации федерального проекта “Цифровая образовательная среда”»
- Международный вебинар «Приоритетные ориентиры в системе “государство – отдых – ребёнок”, принципиальные подходы к сфере отдыха и оздоровления детей, современные формы, методы и технологии организации отдыха и оздоровления детей»
- Международный вебинар «Цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в работе с обучающимися с нарушениями зрения»