В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок окружающего мира в 3 классе "За землю Русскую"

Ольга Носова Ольга Носова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 6626    комментариев: 2
Краткое описание
Урок разработан по учебнику Вахрушева "Моё Отечество" 2 часть по программе "Школа 2100"

Описание
Цели и задачи урока.
 Линии развития личности ученика:
 Линия 1Овладение картиной мира: познакомить учащихся с «военной историей» Древнерусского государства.
 Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: создать образ русского воина-защитника, способность формированию отрицательного отношения к насилию, грабежу, завоевателям в современном мире.
 
 
 Ход урока.
 
 
  1.   Постановка проблемы: почему древнерусские города окружали стены?
     
 
 
 Учитель: Представьте, что вы — иностранцы, путешественники и приехали в один из древнерусских городов. Как вы опишете город сво­им соотечественникам? (Ученики перечисляют характеристики: краси­вый, богатый, многолюдный, шумный, много домов и т.д.) Что являлось границей древнерусского города? (Стены с башнями и воротами.)
 На доске появляется запись: «Города древней Руси были красивые, шумные (и т.д., что скажут дети). Были окружены стенами».
 Учитель: Можно ли характеристики и определения, данные вами древнерусскому городу, отнести к современным городам? (Красивые, многолюдные и т.д. — все подходит.) Можем ли мы сказать, что города древние и современные в чем-то похожи? (Да.) А чем они отличаются? (Ученики могут отметить внешний вид зданий, новые транспортные средства, размеры современных городов и т.д.) Обносят ли современ­ные города стенами? (Нет.)
 На доске появляется запись: «Современные города — большие, шум­ные и т.д. Стенами не окружены».
 Учитель: Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?
 Ученики: Древние города обносили стенами, а современные не обносят.
 Учитель: Какой возникает вопрос?
 Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (пробле­му) урока: «Почему древнерусские города окружали стены?».
 Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
 
 
 II.Версии детей, актуализация знаний.
 Учитель: Как вы думаете, на Руси появилось слово «город»? (От слова «огораживать» — обносить оградой, стеной.)
 Учитель: Как вы думаете, почему современные города стенами не огораживают?
 Ученики высказывают свои предположения, суть которых, скорее всего, сведется к тому, что:
  •   оборона современных городов начинается уже на границе государ­ства;
     
  •   крепостные стены не спасут от современных видов вооружения;
     
  •   современные цивилизованные страны стараются решить возникаю­щие проблемы мирным путем, без применения военной силы.
     
  1.   Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
     
 
 1. Охрана границ Древней Руси.
 Защита фантастических проектов.
 Задание: подумайте, что из современных или сказочных средств защиты вы могли бы предложить великому князю Древней Руси, чтобы он лучше укрепил границы своего государства. Принимаются са­мые смелые предложения, главное — попробовать доказать, что ваше средство поможет князю не пустить врага на Русь.
 Учитель может предложить свои варианты средств вооружения: рации, сигнализацию, сапоги-скороходы, ковры-самолеты и все, что подскажет фантазия. Представители групп выступают с защитой сво­их проектов. Можно выбрать лучший проект охраны древнерусских границ.
 Учитель: Если бы все предложенные вами средства действительно были в распоряжении великого князя, то никакие враги не смогли бы напасть на Русь. Но, к сожалению, ничего этого у князя не было. Как же русским воинам удавалось защищать свое государство? Оказыва­ется, что при приближении неприятеля к границам государства рус­ские дружинники поджигали заранее собранные ветки, пучки соломы. От костра поднимался густой дым. Для чего они это делали? (Ученики высказывают предположения, что таким способом передовые отряды сообщали основному войску о приближении врага.)
 Учитель: Попробуйте сделать вывод — в каком состоянии находи­лась охрана границ Древней Руси.
 Ученики с помощью учителя делают вывод, что границы Древней Руси охранялись, но этого было недостаточно для защиты от набегов врага.
 
 
 2.Городские стены — последняя преграда на пути врага.
 Учитель: Представьте, что все мы живем в небольшом древнерус­ском городке или рядом с ним. Невдалеке запылали пожары, примчался гонец со страшной вестью — на нас идут полчища врагов. Что мы будем делать? {Уходить под защиту городских стен.) Что мы там будем де­лать? (Защищаться, пережидать осаду.)
 
 
 Учитель раздает группам карточки с зада­ниями:
  •   расскажите, как вы будете оборонять город от врагов;
     
  •   предположите, какие запасы должны были заранее сделать жители города на случай осады;
     
  •   составьте сообщение, которое гонец доставит в соседний крупный город;
     
  •   подготовьте речь, которую мог произнести князь, воевода, священ­ник (на выбор) перед защитниками города.
     
 После короткой подготовки представители групп отвечают по зада­ниям. Задача учителя — помочь ученикам создать эмоциональный образ обороняющегося города. Не забудьте отметить мужество защитников, предусмотрительность жителей города, необходимость взаимовыручки в трудную минуту.
 
 
 3.Враги Древней Руси.
 Учитель: Теперь давайте выясним, что за враги нападали на Древ­нюю Русь. Перед вами (на большом листе) незаполненная таблица. Сей­час вы по предложению будете читать вслух текст учебника (на с. 38 со слов «С юга...» до слов «… Ледовое побоище» на с. 40) и тот, в чьем предложении попадется информация для таблицы, должен вписать нужные сведения в соответствующую графу. Еще вам помогут иллюст­рации на с. 39.
 Ученики читают текст, заполняют графы. В итоге должна получить­ся такая таблица (кроме нижней строчки — она будет заполняться на следующем уроке).
 Враги Древней Руси
 
                                                                                                                        
  Откуда шла опасность
 
  Кто нападал на Русь
 
  С какой целью
 
  Итоги нападений
 
  С юга, со стороны
 
  Степняки-кочевни-
 
  Разграбление бога-
 
  Кочевники соверша-
 
  степей
 
  ки (половцы)
 
  тых русских горо-
 
  ли набеги (грабили
 
  
 
  
 
  дов
 
  города, уводили
 
  
 
  
 
  
 
  пленных, но затем
 
  
 
  
 
  
 
  возвращались на
 
  
 
  
 
  
 
  свои земли)
 
  С северо-запада
 
  Европейские рыца-
 
  Завоевание русских
 
  Ледовое побоище -
 
  
 
  ри
 
  земель
 
  победа русских вои-
 
  
 
  
 
  
 
  нов
 
 
 
Выполнение задания в тетради № 1, с. 14
 Учитель: Какие враги были более опасны? Почему? (Враги из Европы были более опасны, так как ставили своей целью завоевание русских зе­мель, присоединение их к своим государствам.)
 
 
  1.   Выражение решения проблемы.
     
 Учитель: Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
 Ученики: Почему древнерусские города окружали стенами?
 Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
 Вывод: Состояние современных государств позволяет на­дежно укрепить границы, и государства стремятся к мирному решению проблем. В древнерусском государстве границы преодолеть было проще, и потому стены города служили последней преградой на пути врага.
 
 
  1.   Применение нового знания    
     
 _ Тетрадь с.14-15 № 2,3,4 (по времени)
 
 
  1.   Итог урока   — организационный.   
     
 
 
 Учитель может попросить учени­ков оценить свою работу.  
 ___ Кому что показалось трудным на уроке, непонятным?
  Что на уроке было, на ваш взгляд, самым интересным?
 
 
  1.   Домашнее задание.   
     
 Обязательное для всех: выполнить одно из зада­ний рабочей тетради к теме 7, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе.
  Предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выбрать творческое задание:
  1.   Найди в старинных былинах эпизоды, в которых рассказыва­ется о подвигах русских богатырей.
     
  2.   Нарисуй или опиши словами древнерусского богатыря. Как ты считаешь, о чём думает изображённый тобой богатырь?
     
  3.   Подбери народные пословицы, в которых говорится о защите Родины.
     
  4.   Использую дополнительную литературу, подготовь сообщение об Александре Невском.
     
Использованная литература:
  1. Методическое пособие по окружающему миру «Моё Отечество» Д.Д. Данилова и др. БАЛЛАС, 2010
     
  2. Д.Д. Данилов и др. Учебник «Моё Отечество» БАЛЛАС 2010
     
  3. Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова, учебник «Наша Родина в прошлом» Беседы по истории России. «Ассоциация 21 век» Смоленск, 2001
     
Пожаловаться 17 июня 2011
Файлы
За землю Русскую(план урока).doc
HTML Войдите для скачивания файлов


МОУ СОШ № 11

с углубленным изучением отдельных предметов

станицы Галюгаевской

Курского района Ставропольского края













Конспект урока

по окружающему миру

в 3 классе

« За землю Русскую!»






Подготовила

учитель начальных классов

Носова Ольга Михайловна






2010-2011 уч. г




Цели и задачи урока.

Линии развития личности ученика:

Линия 1. Овладение картиной мира: познакомить учащихся с «военной историей» Древнерусского государства.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: создать образ русского воина-защитника, способность формированию отрицательного отношения к насилию, грабежу, завоевателям в современном мире.


Ход урока.


  1. Постановка проблемы: почему древнерусские города окружали стены?


Учитель: Представьте, что вы - иностранцы, путешественники и приехали в один из древнерусских городов. Как вы опишете город сво­им соотечественникам? (Ученики перечисляют характеристики: краси­вый, богатый, многолюдный, шумный, много домов и т.д.) Что являлось границей древнерусского города? (Стены с башнями и воротами.)

На доске появляется запись: «Города древней Руси были красивые, шумные (и т.д., что скажут дети). Были окружены стенами».

Учитель: Можно ли характеристики и определения, данные вами древнерусскому городу, отнести к современным городам? (Красивые, многолюдные и т.д. - все подходит.) Можем ли мы сказать, что города древние и современные в чем-то похожи? (Да.) А чем они отличаются? (Ученики могут отметить внешний вид зданий, новые транспортные средства, размеры современных городов и т.д.) Обносят ли современ­ные города стенами? (Нет.)

На доске появляется запись: «Современные города - большие, шум­ные и т.д. Стенами не окружены».

Учитель: Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?

Ученики: Древние города обносили стенами, а современные не обносят.

Учитель: Какой возникает вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (пробле­му) урока: «Почему древнерусские города окружали стены?».

Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.


II. Версии детей, актуализация знаний.

Учитель: Как вы думаете, на Руси появилось слово «город»? (От слова «огораживать» - обносить оградой, стеной.)

Учитель: Как вы думаете, почему современные города стенами не огораживают?

Ученики высказывают свои предположения, суть которых, скорее всего, сведется к тому, что:

  • оборона современных городов начинается уже на границе государ­ства;

  • крепостные стены не спасут от современных видов вооружения;

  • современные цивилизованные страны стараются решить возникаю­щие проблемы мирным путем, без применения военной силы.


  1. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).


1. Охрана границ Древней Руси.

Защита фантастических проектов.

Задание: подумайте, что из современных или сказочных средств защиты вы могли бы предложить великому князю Древней Руси, чтобы он лучше укрепил границы своего государства. Принимаются са­мые смелые предложения, главное - попробовать доказать, что ваше средство поможет князю не пустить врага на Русь.

Учитель может предложить свои варианты средств вооружения: рации, сигнализацию, сапоги-скороходы, ковры-самолеты и все, что подскажет фантазия. Представители групп выступают с защитой сво­их проектов. Можно выбрать лучший проект охраны древнерусских границ.

Учитель: Если бы все предложенные вами средства действительно были в распоряжении великого князя, то никакие враги не смогли бы напасть на Русь. Но, к сожалению, ничего этого у князя не было. Как же русским воинам удавалось защищать свое государство? Оказыва­ется, что при приближении неприятеля к границам государства рус­ские дружинники поджигали заранее собранные ветки, пучки соломы. От костра поднимался густой дым. Для чего они это делали? (Ученики высказывают предположения, что таким способом передовые отряды сообщали основному войску о приближении врага.)

Учитель: Попробуйте сделать вывод - в каком состоянии находи­лась охрана границ Древней Руси.

Ученики с помощью учителя делают вывод, что границы Древней Руси охранялись, но этого было недостаточно для защиты от набегов врага.


2. Городские стены - последняя преграда на пути врага.

Учитель: Представьте, что все мы живем в небольшом древнерус­ском городке или рядом с ним. Невдалеке запылали пожары, примчался гонец со страшной вестью - на нас идут полчища врагов. Что мы будем делать? {Уходить под защиту городских стен.) Что мы там будем де­лать? (Защищаться, пережидать осаду.)


Учитель раздает группам карточки с зада­ниями:

  • расскажите, как вы будете оборонять город от врагов;

  • предположите, какие запасы должны были заранее сделать жители города на случай осады;

  • составьте сообщение, которое гонец доставит в соседний крупный город;

  • подготовьте речь, которую мог произнести князь, воевода, священ­ник (на выбор) перед защитниками города.

После короткой подготовки представители групп отвечают по зада­ниям. Задача учителя - помочь ученикам создать эмоциональный образ обороняющегося города. Не забудьте отметить мужество защитников, предусмотрительность жителей города, необходимость взаимовыручки в трудную минуту.


3. Враги Древней Руси.

Учитель: Теперь давайте выясним, что за враги нападали на Древ­нюю Русь. Перед вами (на большом листе) незаполненная таблица. Сей­час вы по предложению будете читать вслух текст учебника (на с. 38 со слов «С юга...» до слов «...Ледовое побоище» на с. 40) и тот, в чьем предложении попадется информация для таблицы, должен вписать нужные сведения в соответствующую графу. Еще вам помогут иллюст­рации на с. 39.

Ученики читают текст, заполняют графы. В итоге должна получить­ся такая таблица (кроме нижней строчки - она будет заполняться на следующем уроке).

Враги Древней Руси



Откуда шла опасность

Кто нападал на Русь

С какой целью

Итоги нападений

С юга, со стороны

Степняки-кочевни-

Разграбление бога-

Кочевники соверша-

степей

ки (половцы)

тых русских горо-

ли набеги (грабили



дов

города, уводили




пленных, но затем




возвращались на




свои земли)

С северо-запада

Европейские рыца-

Завоевание русских

Ледовое побоище -


ри

земель

победа русских вои-




нов


Выполнение задания в тетради № 1, с. 14

Учитель: Какие враги были более опасны? Почему? (Враги из Европы были более опасны, так как ставили своей целью завоевание русских зе­мель, присоединение их к своим государствам.)


  1. Выражение решения проблемы.

Учитель: Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Ученики: Почему древнерусские города окружали стенами?

Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Вывод: Состояние современных государств позволяет на­дежно укрепить границы, и государства стремятся к мирному решению проблем. В древнерусском государстве границы преодолеть было проще, и потому стены города служили последней преградой на пути врага.


  1. Применение нового знания

_ Тетрадь с.14-15 № 2,3,4 (по времени)


  1. Итог урока - организационный.


Учитель может попросить учени­ков оценить свою работу.

___ Кому что показалось трудным на уроке, непонятным?

Что на уроке было, на ваш взгляд, самым интересным?


  1. Домашнее задание.

Обязательное для всех: выполнить одно из зада­ний рабочей тетради к теме 7, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе.

Предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выбрать творческое задание:

  1. Найди в старинных былинах эпизоды, в которых рассказыва­ется о подвигах русских богатырей.

  2. Нарисуй или опиши словами древнерусского богатыря. Как ты считаешь, о чём думает изображённый тобой богатырь?

  3. Подбери народные пословицы, в которых говорится о защите Родины.

  4. Использую дополнительную литературу, подготовь сообщение об Александре Невском.





Использованная литература:

  1. Методическое пособие по окружающему миру «Моё Отечество» Д.Д. Данилова и др. БАЛЛАС, 2010

  2. Д.Д. Данилов и др. Учебник «Моё Отечество» БАЛЛАС 2010

  3. Н.И. Ворожейкина , Н.Ф. Виноградова ,учебник «Наша Родина в прошлом» Беседы по истории России. «Ассоциация 21 век» Смоленск, 2001

Как защитить город(карточка для групповой работы).doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Как защитить город?


  • расскажите, как вы будете оборонять город от врагов;

  • предположите, какие запасы должны были заранее сделать жители города на случай осады;

  • составьте сообщение, которое гонец доставит в соседний крупный город;

  • подготовьте речь, которую мог произнести князь, воевода, священ­ник (на выбор) перед защитниками города.























Как защитить город?



  • расскажите, как вы будете оборонять город от врагов;

  • предположите, какие запасы должны были заранее сделать жители города на случай осады;

  • составьте сообщение, которое гонец доставит в соседний крупный город;

  • подготовьте речь, которую мог произнести князь, воевода, священ­ник (на выбор) перед защитниками города.


За землю Русскую(план урока).rar
Войдите для скачивания файлов
За землю Русскую (PPTminimizer).ppt
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Ольга Бондарева
    3 июля 201114:08
    Ольга Бондарева

    Хороший качественный материал для урока. Я работаю в другом УМК, но обязательно использую вашу работу. Спасибо!

  • Светлана Калаева
    23 августа 201120:56
    Светлана Калаева

    Ольга Михайловна! Вы, как и всегда на высоте!. Понравился Ваш ресурс: информативный, интересный. Спасибо! Очень люблю нашу программу!!! Удачи Вам.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru