В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Логопедическое занятие по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи и профилактике нарушений письменной речи в средней группе дошкольного отделения гимназии

Логопедическое занятие по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи и профилактике нарушений письменной речи в средней группе дошкольного отделения гимназии

наталия сухонина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123 голосов:4просмотров: 13337 комментариев: 2
Краткое описание
Опираясь на ранее разработанные программы фонематического слуха и свой собственный опыт, удалось разработать программу, позволяющую не только развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза у дошкольников, но и одновременно работать над профилактикой нарушений чтения и письма, где наибольшее внимание уделяется развитию фонематического слуха и неречевых психических функций.
Описание
Н.И. Сухонина, учитель-логопед, 
 Высшей квалификационной категории
 Дошкольное отделение гимназии №56
 Город Санкт-Петербург
  
 Логопедическое занятие по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи и профилактике нарушений письменной речи в средней группе дошкольного отделения гимназии
  
  
 Опираясь на ранее разработанные программы фонематического слуха и свой собственный опыт, удалось разработать программу, позволяющую не только развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза у дошкольников, но и одновременно работать над профилактикой нарушений чтения и письма, где наибольшее внимание уделяется развитию фонематического слуха и неречевых психических функций. 
 Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза ведётся в следующей последовательности: 
 1.Развитие слухового внимания и памяти;
 2.Знакомство детей с терминами  «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук»;
 3.Уточнение артикуляции гласных звуков (А, У, И, О, Э, Ы). Выделение ударного гласного из начала слова;
 4.Обучение  выполнению звукового анализа  из 2-3 гласных звуков. Анализ звукового ряда (иа, иу, ау, иау, эау, аэы);
 5.Обучение  анализу и синтезу обратного слога (АП, УТ, ОК);
 6.Выделение конечного согласного звука из слов типа МАК, СУП;
 7.Обучение  выполнению звукового анализа и синтеза прямого слога; 
 8.Выделение начального согласного из начала слова;
 9.Полный звуковой анализ 3-х звукового слова (МАК, КОТ, СУП);
 10.   Определение наличия звука в слове;
 11.   Определение  места звука в слове (начало, середина, конец);
 12.   Привитие умения определять количество звуков в слове;
 13.   Анализ слов типа СОДА, СИМА, САДЫ. Выкладывание схем слова из раздаточного материала;
 14.   Обучение детей делению слова на слоги.
 Одновременно ведётся работа над развитием высших неречевых психических функций (зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти, оптико-пространственных представлений, мышления). Так как полученные экспериментальные данные показывают, что уже в дошкольном возрасте необходимо специально развивать высшие неречевые психические функции у детей, что может послужить целям профилактики нарушения письменной речи. 
 К основному виду деятельности дошкольников относится игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка. Поэтому все занятия построены на сюжетно-ролевом содержании. На каждом занятии дети попадают в новую сказку, где, помогая сказочным героям, выполняют различные задания.
 Все занятия имеют определённую структуру.
 1.Подготовительный этап: активизация внимания детей, повторение материала предыдущих занятий.
 2.Рассказ воспитателя об очередных приключениях сказочных  героев. В ходе этих событий происходит знакомство с новым звуком, развитие зрительного восприятия, внимания, пространственно-временной ориентировки, мышления.
 3.Работа по развитию навыков звукового анализа и синтеза, зрительной и слуховой памяти, физкультминутка, знакомство с буквой и развитие графических навыков.
 4.Подведение итогов.
 Каждое занятие начинается с упражнения, направленного на активизацию внимания детей. Его цель привлечь внимание детей  и вызвать их интерес к совместному занятию, настроить детей на совместную работу и контакт друг с другом. Здесь используются такие игры-упражнения, как «Какие звуки ты различаешь?», « Кто позвал?»
  
 Конспект  занятия «  В гостях у звука [К]»
 (средняя группа)
 Цель занятия: Знакомство со звуком [К]
 Образовательные задачи:
 1. Научить чётко произносить звук [К] и  выделять его из ряда звуков. 
 2. Научить ребенка внимательно слушать и различать неречевые звуки.
 3. 3. Научить ребенка определять направление звука в пространстве.
 4. Закрепить умение детей  ориентироваться в «схеме собственного тела».
 5.   Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
 6. Развивать мелкую моторику пальцев рук путём работы с карандашом, выполнение графических заданий.
 7.  Развивать абстрактное мышление детей, формируя навыки работы со знаками (буквами) – символами.
 8.Продолжить развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику, аналитическое мышление (расчленяя и синтезируя объект), творческие способности.
 Воспитательные задачи:
 1. Воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность.
 2.Воспитывать любовь и уважение к родному языку: его богатству, красоте, гармоничности.
 3.Формировать навык выражения собственного мнения.
 4. Развивать способность к коллективному творчеству.
 Материал для занятий:
 Демонстрационный - игровой персонаж – кошка Катя,  картинкамагнитная доска, контейнеры с сыпучим материалом, колокольчик, мяч, диск с музыкой. 
 Раздаmочный – коврики, цветные кружочки, карандаши, карточки «Поймай букву»
 Ход занятия:
 1. Активизация внимания детей, повторение материала предыдущих занятий.
 Дети входят под музыку и садятся за столы.  Там их уже поджидает  Кошечка.
 Кошка:  Здравствуйте, дети. Хочу с вами познакомиться и загадать загадку.
 Если нужно что-то ей,
 Дай, не жди её когтей.
 И поторопись немножко.
 Вы узнали?  Это ….(кошка).     
 Кошка: Да, я Кошка, а зовут меня Катя, я красивая кошка.  А с какого звука начинается моё имя?    
 Дети: Со звука [К]. 
 Логопед: Правильно.  Кошечка Катя, у нас в группе,  у некоторых детей имя тоже начинается со звука [К]. Ребята, давайте попробуем определить, у кого имена начинаются на звук [К]. Это Катя, Ксюша.
 2. Знакомство со звуком [К].
 Логопед: Сегодня мы будем знакомиться со звуком [К]. Звук [К] произносится отрывисто, кончик языка опущен, а спинка поднята. Давайте, произнесём этот звук. А теперь будем его ловить.  
 Игра «Поймай звук»: 
 Логопед: Надо хлопнуть в ладоши, когда вы услышите звук [К]. Приготовили ладошки и внимательно слушаем: о у и м к в  п н к к и т …. 
    3. Работа по развитию фонематических представлений.
 Игра: «Мяч по кругу». Кошечка приносит плакат с картинками и мяч. 
 Кошка: Сейчас вы будете передавать мячик  и тот, у кого мячик будет называть слово с картинки, которое начинается на звук [К].
    4. Развитие неречевых психических процессов.
 Кошечка: Ой, слышу, слышу, кто-то там скребётся. Вы слышите? Это, наверное, мои друзья мышки. У нас у кошек очень хороший слух! Я люблю играть с мышками, они такие общительные и дружные.
 Логопед: Наши детки тоже хорошо умеют слушать и знают, откуда раздаётся звук. 
 Дидактическое упражнение «Откуда раздался звук?» (развитие слухового внимания).
 Логопед: Маша сейчас повернётся ко мне спиной, и я буду звонить в колокольчик. Маша скажет, откуда слышен звук сверху, снизу, слева или справа. (Игра повторяется несколько раз)
 Кошка хвалит детей.
 Дидактическое упражнение «Что ты слышишь?» (развитие слухового внимания).
 Детям предлагается 3 контейнера с сыпучими материалами (фасолью, гречей, сахарным песком).
 Логопед: Надо внимательно послушать, как звучат коробочки и определить, что там насыпано.
 Упражнение «Клубочек» (по аналогии «Муха»)
 Кошка: А знают ли детки, где у них находится право, а где лево?
 Логопед: Дети, давайте, покажем свои знания?
 Логопед: Дети, покажите, где у вас  правая рука,  левая нога; левое ухо, правый глаз, левая бровь и т. д..   Возьмите со стола кружочек и скажите:   в какой руке (правой или левой) вы его держите. 
 Кошка:  как я люблю играть с клубочком. Давайте покатаем клубочек вместе?
 Кошечка находит коврики и просит покатать клубочки по коврикам.  
 Логопед: Положите клубочек в левый верхний угол, клубочек перекатился на клеточку вниз, на клеточку вправо, ещё на одну клеточку вправо, на две клеточки вниз, на клеточку влево, на две вверх, на клеточку влево.
    5. Физкультминутка   — логоритмические этюды на эмоции, игра «Право – лево», «Путанка»
    6.  Работа над вниманием,  развитие мышления и ориентировки в пространстве.
 Упражнение «Поймай букву»
 Кошечка приносит листочки, на которых написаны разные буквы. Задача детей поймать букву К.
 Кошка: Ловим буквы, как я ловлю мышек и обводим их в кружочек.
    7. Подведение итогов – рефлексия.
 Логопед: Дети, давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии. 
 Дети: Мы знакомились со звуком [К]. Слушали, где звенит колокольчик. Катали клубочки по коврику. Ловили букву.
 Используемая литература: 
  — Агранович З.Е В помощь логопедам и родителям: Сб. домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб., 2004
 -Волина В. Учимся играя. -  М., 1994 
  — Кислова Т.Р.  По дороге к азбуке. -  М., 2003.
  — Лопухина И.С. Логопедия,550 занимательных упражнений для развития речи. – М., 1995
    
 Конспект  занятия « Шура и слон Санта идут в магазин»
 (средняя группа)
    
 Тема: Дифференциация звуков [С] — [Ш] . 
 Цель:   Учить детей слухо-произносительной дифференциации звуков [С] — [Ш].
  Задачи:
  1. Развивать фонематическое восприятие, умение вычленять заданный согласный звук из слова.
  1.  Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных.
  2. Продолжать учить придумывать предложения из  слов, соблюдая правильный порядок слов в предложении.
  3. Развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику, аналитическое мышление, творческие способности.
  4. Воспитывать учебные навыки. 
  5. Развивать способности к коллективному творчеству.
     Оборудование: игровые персонажи –  мальчик Шура и слон; предметные картинки, в названии которых есть звуки [С] и [Ш]; бумажные карточки-деньги со значками звуков; рабочие листы, карандаши, диск с музыкой; компьютер. 
     Ход занятия:
     1. Орг. момент. Активизация внимания детей, повторение материала предыдущих занятий.
 Дети входят под музыку и садятся за столы.  Там их уже поджидает игровой персонаж — мальчик Шура.
 Мальчик Шура: Здравствуйте, дети! Вот мы опять встретились. Вчера я ходил в настоящую школу и видел, как ведут себя на уроках  ученики. Они, молча, сидят за партами, внимательно слушают учителя, а когда хотят ответить, то поднимают руки.   За правильные ответы им ставят пятёрки, а я сегодня  вам буду давать карточки-деньги, на которых нарисована змея и насос. К нам в гости пришла слониха Санта. Она тоже вчера была в школе и принесла вам задание.  (Появляется слониха).
    2. Разминка. Развитие слухового внимания и умения согласовывать слова в предложении.
  Слониха Санта: Здравствуйте, дети! Школьники написали вам письмо, но что-то там напутали. Я вам сейчас его прочитаю. Вы внимательно слушайте и исправляйте ошибки. 
 Дидактическое упражнение «Правильно ли это?».
 Пришла тёплая весне. Ночи стали короче, а днями длиннее.  Солнце светит ярко. На солнцу снег начал таять. Вокруг деревов появились первые проталинки. На проталинках зазеленела травкой. Побежали веселые ручейками. (Дети исправляют ошибки).
    3.Объявление темы занятия. Дифференциация звуков [С] — [Ш]. 
 На мониторе появляются картинки (нос, лес, пояс).
 Слониха Санта: Назовите последний звук в словах: нос, лес, пояс. Эти слова заканчиваются на звук [С]. Когда мы его произносим, губки в улыбке; зубки сближены; широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;  холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта);  горлышко «молчит». Он согласный  твердый, глухой. 
 На мониторе появляются картинки (шуба, шапка, шишки).
 Мальчик Шура: Назовите первый звук в словах: шуба, шапка, шишки. Правильно, это мой звук [Ш]. Когда он произносится, губы округлены и слегка вытянуты вперед;  широкий язычок наверху, образует «чашечку»; теплая воздушная струя идет по центру язычка;  горлышко «молчит». Он согласный, всегда твердый, глухой. 
 Логопед: Сегодня мы будем учиться различать звуки [С] и [Ш]. Чем отличается произношение этих звуков?  (при произношении звука [с] губы в улыбке, кончик язычка опущен, при произношении звука  [ш]    — губы округлены, язычок наверху, образует «чашечку»).
  
 4. Закрепление выделения заданного согласного из слов (имён детей).
 Мальчик Шура: Вы помните, как меня зовут? (Шура). С какого звука начинается моё имя?  В чьих именах есть этот звук? (Маша, Ксюша, Даша, Катюша, Саша, Гоша, Алёша). Правильно. А с  какого звука начинается имя слонихи? В чьих именах встречается этот звук?  (Настя, Саша). 
 Слониха Санта: Ребята, я сегодня собиралась пойти в магазин. Пойдёмте со мной!  (Дети выходят на коврик). Смотрите, на окошке сидит кошка.
  
 5. Физкультминутка.
 Вот окошко распахнулось. Руки развести в стороны.
 Вышла кошка на карниз.    Имитация походки кошки.
 Посмотрела кошка вверх,   Запрокинуть голову, посмотреть вверх.
 Посмотрела кошка вниз.    Опустить голову, посмотреть вниз.
 Вот налево повернулась,    Повернуть голову к левому плечу.
 Проводила взглядом мух.  Повернуть голову к правому плечу, взглядом «проводить» мух.
 Потянулась, улыбнулась     Соответствующие движения и мимика.
 И уселась на карниз.     Сесть на свои места.
  
 6. Развитие фонематического восприятия и слуховой памяти.
 Дидактическая -игра «Повтори за мной» 
 Мальчик Шура: Вот мы и подошли к магазину, но для того чтобы нам попасть в него, надо правильно повторить слоги.
 са-ша, ша-са, со-шо, шо-со и  т.д.
  
 7.  Дидактическая-игра «Скажи наоборот»
 Слониха Санта: Что-то двери не открываются. Наверное, нам необходимо выполнить ещё одно задание. Надо заменить  звук [С] в словах на звук [Ш], придумать с каждой парой слов предложения:
  сутки — ..., споры — ..., сок — ..., вас — ..., нас — ..., мыс — ..., крыса — ..., касса — ...
  
 8.  Работа над развитием внимания,   мышления, ориентировки в пространстве, графомоторных навыков. Упражнение «Нарисуй букву»
 Слониха раздаёт детям чистые  листочки.
 Слониха: Опять двери в магазин не открываются. Нам надо написать буквы С и Ш. Дети обсуждают элементы, из которых состоят эти буквы. .  Напишите букву ш в середине листа, букву с в верхнем левом углу, букву с в нижнем правом углу, букву ш в верхнем левом углу, букву ш в нижнем левом углу..
  9. Игра «Магазин»
 На столе перед детьми разложены предметные картинки, в названии которых есть звуки [С] и [Ш].
 Мальчик Шура: Всё занятие за правильные ответы вы получали карточки-деньги со значками звуков [С] и [Ш], за эти деньги вы можете купить товар. Если у вас «деньги» с насосом, то вы можете выбрать товар, в названии которого есть звук [С], а если нарисована змея, то товар – со звуком [Ш]. Побеждает тот ребенок, который сделал больше покупок. Товар отпускается, только если ребенок правильно "заплатит" деньги.
  
 10. Подведение итогов.
 Логопед: О каких звуках мы сегодня говорили?
 Чем отличается произношение звука [С] от звука [Ш]?
 Назовите предметы, которые вы «купили» со звуком [С], а теперь со звуком [Ш].
 Молодцы! Спасибо  за занятие!    
  
 Используемая литература:
  — Агранович З.Е В помощь логопедам и родителям: Сб. домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб., 2004
 -Волина В. Учимся играя. -  М., 1994 
 - Карельская Е. Поможем Буратино заговорить. Из опыта работы логопеда. Статья шестая. Динамические паузы и пальчиковый игротренинг//«Дошкольное воспитание» №5-99
  — Кравченко И. А.    Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. — М.: Издательство "Гном-Пресс", Новая школа, 1999.
  — Лопухина И.С. Логопедия,550 занимательных упражнений для развития речи. – М., 1995

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
наталия масальская
12.07.2011 17:59
:D Интересные занятия. Спасибо.
Исана Саженкова
7.01.2018 14:34
Очень интересно! Вы правильно делаете, что начинаете работу по профилактике дисграфии со среднего возраста! Я тоже провожу эту работу с детьми 4-5 лет. Результаты чудесные! Учителя в школе довольны подготовкой детей к школе. Удачи Вам!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос