В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Массаж карандашами в логопедической практике.

Ольга Меркулова Ольга Меркулова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345  голосов:7    просмотров: 4225    комментариев: 2
Краткое описание
Создатель известного среди логопедов сайта "ЛОГОПЕДИЯ по ПЯТНИЦАМ" Т.В. Пятница является автором книги «Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами». – Мн.: Аверсвэв, 2005. Она предложила практикам дошкольной логопедии эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа. Это не совсем знакомый для педагогов массаж. Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета, с помощью карандаша. Автором статьи  дополнены рифмовки и инструкции к некоторым видам упражнений,  а так же добавлены рекомендации к проведению данного вида массажа.

Описание
Массаж карандашами в логопедической практике.
Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга, тонизируют весь организм, благоприятствуют психоэмоциональной устойчивости.  
Создатель известного среди логопедов сайта "ЛОГОПЕДИЯ по ПЯТНИЦАМ" Т.В. Пятница является автором книги «Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами». – Мн.: Аверсвэв, 2005. Она предложила практикам дошкольной логопедии эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа. Это не совсем знакомый для педагогов массаж. Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета, с помощью карандаша.   
Все педагоги знают, как дошкольники любят рисовать. А если предложить ребенку поиграть с карандашами, помассировать ладони и пальцы? 
С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.
Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.
Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. 
    Вот с какой вводной беседы можно начинать игры с карандашами.
  
    «Мой маленький друг!
     В твоем доме, конечно, живут карандаши. Посмотри, какие они разные: длинные, короткие,  тонкие, толстые, шестигранные, разноцветные. 
     Ты рисуешь карандашами замечательные картинки – яркие и веселые. 
     А знаешь ли ты, что карандаши могут играть с твоими пальчиками? Это очень полезные игры. Скоро ты пойдешь в школу, будешь учиться красиво и аккуратно писать в тетрадке. Нужно, чтобы твои пальцы стали ловкими, подвижными и умелыми.
     Возьми свои карандаши и поиграй с ними!"
Автором статьи  дополнены рифмовки и инструкции к некоторым видам упражнений,  а так же добавлены рекомендации к проведению данного вида массажа:
1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.
3. Каждому упражнению соответствует своя рифмовка. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими рифмованными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за тем, как выполняются заданные движения.
4.Предлагаемые Вам ниже упражнения с помощью карандашей можно использовать как динамическую паузу на фронтальном занятии.
  
 Варианты упражнений:
• «Скольжение» (фотография в приложении «Скольжение»)
Продвижение вверх и вниз по дли­не карандаша, захватив его паль­цами, как при рисовании, и с упо­ром острым концом в стол. 
Инструкция: «Держи пальцами длинный каран­даш так, как ты его дер­жишь, когда рисуешь. Крепко со­жми пальцы рук. Двигайся по ка­рандашу сначала вверх, потом вниз».
Проговаривание рифмовки: «По карандашу скольжу, съехать вниз скорей спешу».
• «Ладошка» (фотография в приложении «Ладошка»)
Обрисовка тупым концом каранда­ша ладони, лежащей на столе. Массаж карандашом межпальцевых зон. 
Инструкция: «Положи на стол ладонь. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколь­ко раз каждый палец тупым концом карандаша».
Проговаривание рифмовки:  «Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко».
• «Эстафета» (фотография в приложении «Эстафета»)
Передача карандаша поочередно каждому паль­чику из правой в левую руку.
Инструкция: «Сожми карандаш указательным пальцем правой руки, подержи, передай его указательному пальцу левой ру­ки. Удерживай карандаш средним пальцем правой руки. Передай его среднему пальцу левой ру­ки.  Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцам».
Проговаривание рифмовки:  «Карандаш я подержу, в гости к пальчику приду».
• «Качалочка» (фотография в приложении «Качалочка»)
Прокатывание карандаша между пальцами. Массаж меж­пальцевой зоны.
Инструкция: «Прокати карандаш между пальчи­ками. Постарайся его не уронить».
Проговаривание рифмовки: «Карандаш не отдыхает, между пальцами гуляет».
• «Добывание огня» (фотография в приложении «Добывание огня 1», «Добывание огня 2»)
Прокатывание карандаша ладонями.
Инструкция: «Положи карандаш на правую ладош­ку. Прикрой его левой ладонью. Катай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быст­рее от кончиков пальцев к запяс­тьям. Попробуй сделать это сразу с двумя карандашами». 
Проговаривание рифмовки: «Карандаш катать я буду, может быть, огонь добуду».
• «Утюжок»
Прокатывание карандаша по поверхности стола.
Инструкция: «Возьми карандаш. Положи его на стол. «Прокати карандаш сначала ладонью правой руки, а потом левой».
Проговаривание рифмовки: «Карандаш по столу прокачу, вверх и вниз, как захочу».
Систематическое использование автором перечисленных упражнений доказало следующее:
· Они создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
· Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
· Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения пальцев рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
· В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
     Уважаемые коллеги, Желаю и Вам больших успехов!

Ссылка на материал: перейти
Пожаловаться 11 июня 2011
Файлы
Добывание огня 1.jpg
Войдите для скачивания файлов
Добывание огня 2.jpg
Войдите для скачивания файлов
Качалочка.jpg
Войдите для скачивания файлов
Ладошка.jpg
Войдите для скачивания файлов
Скольжение.jpg
Войдите для скачивания файлов
Эстафета.jpg
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Владимир Фикусов
    14 июля 201100:37
    Владимир Фикусов

    Уважаемая Ольга!
    Внимательно прочитал материал. Как мне представляется, Вам удалось очень удачно доработать и дополнить начальный материал. Как мне кажется, у Вас бы получилось научной работой заниматься.
    Спасибо

  • Владимир Фиалковский
    14 июля 201119:55
    Владимир Фиалковский

    Здраствуйте. Мне кажется удачной и начальная идея и Ваша доработка. Я передам это в один небольшой детсад. Там творческие люди, и, надеюсь, они смогут все по достоинству оценить.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru