В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Технологии работы с неблагополучной семьей (обобщение опыта)

Мешкова Ольга Мешкова Ольга
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 21077
Краткое описание
В данной статье представлены формы, методы, содержание работы с неблагополучными семьями.

Описание
Мешкова Ольга Сергеевна, социальный педагог,
 

 муниципальное общеобразовательное учреждение
 

  средняя общеобразовательная школа №3 п. Октябрьский 
 

 Чунского района Иркутской области
 

 Технологии работы с неблагополучной семьей
 

   Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания собственного ребенка. Причинами семейных проблем становится не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения.
   Не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно, родителям, которые воспитывают ребенка одни, без мамы или папы. Опекуны также сталкиваются с множеством проблем. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек), тогда тоже очень не просто. Если все эти факторы еще осложняются и социальными неблагополучиями (пьянством, наркоманией, безработицей), то дела обстоят совсем плохо. Тогда и происходит на помощь социальный педагог.
   Цель работы социального педагога – создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребенком или его окружением.  
   Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений. Но для этого социальный педагог должен знать причины, порождающие неблагополучие семьи. У каждой семьи они свои, он есть и сходные черты.
   Типы неблагополучных семей и задачи социального педагога в работе с неблагополучными семьями:
 

Типы неблагополучных семей
 

  
 

 
Задачи социального педагога
 

 
1.Криминально-аморальная семья. 
 

Жестокое обращение в семье, злоупотребление алкогольными напитками, сексуальная распущенность родителей, отсутствие элементарной заботы о содержании детей.
 
1.Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
2.Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
3.Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.
 
2.Педагогически неграмотная семья.
 

Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.
 
1.     Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
2.     Пробудить интерес к самообразованию.
3.     Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.
 
3.Семья, в которой приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью.
 

 Дети в такой семье растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют.
 
1. Изменить жизненную ориентацию родителей.
2. Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
3. При встречах  с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы.
 
4.Семья, в которой проявляется диктат одних членов семьи над другими.
 

Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими.
 
1.     Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
2.     Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
3.     Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании.
 
5.Неполная семья.
 

Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера с такой семье характеризуется холодностью, безразличием, отсутствием духовного контакта.
 
1. Расположить мать к себе, заручиться доверием.
2. Заинтересовать судьбой ребенка, пробудить ответственность за его и ее матери, будущее.
3. Пробудить в матери потребность в душевных контактах с ребенком.
 
 
   Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи семьям: 
§  Образовательную – помощь в обучении и воспитании.
§  Психологическую – социально-психологическая поддержка и коррекция.
§  Посредническую – помощь в организации, координации и информирование.
В своей работе социальный педагог использует следующие методы работы с семьей:
 Метод убеждения -  помогает убедить родителей в последствиях их антиобщественного поведения. С помощью данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации.
 Метод наблюдения – помогает собрать больше материала для организации воспитательной работы в семье. Социальный педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его досуговой деятельностью.
 Метод бесед – один из самых распространенных методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения.
 Формы работы социального педагога с семьей:
 

§  Родительские собрания;
§  Конференции;
§  Тренинги;
§  Индивидуальные и тематические консультации;
§  Беседы;
§  Посещение семей;
§  Выпуск информационных листов и т.д. 
 
 Содержание работы социального педагога с семьями:
 

 Первый этап. Выявление неблагополучных семей.
 

Для выявления неблагополучных семей социальный педагог использует различные методы изучения семьи:
1.     Наблюдение за детьми.
2.     Опрос, анкетирование родителей и детей.
 Второй этап. Определение типов семейного воспитания.
На этом этапе социальный педагог использует методики, направленные на изучение детско-родительских взаимоотношений; определение ведущих паттернов поведения каждого члена семьи; изучение характера коммуникации в семье.
 Третий этап. Дифференциация форм и методов работы с семьей.
 

Социальный педагог разрабатывает план работы с семьей, направленный на корректировку отношения к ребенку в семье, учитывая при этом преобладающий тип семейного воспитания.
 Четвертый этап. Организация совместной работы.
 

    Для оказания помощи семье (информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической) социальный педагог сотрудничает с различными специалистами (педагогический коллектив, инспектор ОДН, отдел опеки и попечительства, социальная защита).
   Налаженная работа социального педагога позволяет оказывать эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, патронаже, обеспечении жильем и других видах социальной помощи.
Пожаловаться 06 июня 2011
Файлы
статья.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Мешкова Ольга Сергеевна, социальный педагог,

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 п. Октябрьский

Чунского района Иркутской области

Технологии работы с неблагополучной семьей

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания собственного ребенка. Причинами семейных проблем становится не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения.

Не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно, родителям, которые воспитывают ребенка одни, без мамы или папы. Опекуны также сталкиваются с множеством проблем. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек), тогда тоже очень не просто. Если все эти факторы еще осложняются и социальными неблагополучиями (пьянством, наркоманией, безработицей), то дела обстоят совсем плохо. Тогда и происходит на помощь социальный педагог.

Цель работы социального педагога – создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребенком или его окружением.

Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений. Но для этого социальный педагог должен знать причины, порождающие неблагополучие семьи. У каждой семьи они свои, он есть и сходные черты.

Типы неблагополучных семей и задачи социального педагога в работе с неблагополучными семьями:

Типы неблагополучных семей


Задачи социального педагога

1.Криминально-аморальная семья.

Жестокое обращение в семье, злоупотребление алкогольными напитками, сексуальная распущенность родителей, отсутствие элементарной заботы о содержании детей.

  1. Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.

  2. Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.

  3. Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.

2.Педагогически неграмотная семья.

Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.

  1. Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.

  2. Пробудить интерес к самообразованию.

  3. Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

3.Семья, в которой приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью.

Дети в такой семье растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют.

  1. Изменить жизненную ориентацию родителей.

  2. Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.

  3. При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы.

4.Семья, в которой проявляется диктат одних членов семьи над другими.

Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими.

  1. Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.

  2. Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.

  3. Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании.

5.Неполная семья.

Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера с такой семье характеризуется холодностью, безразличием, отсутствием духовного контакта.

  1. Расположить мать к себе, заручиться доверием.

  2. Заинтересовать судьбой ребенка, пробудить ответственность за его и ее матери, будущее.

  3. Пробудить в матери потребность в душевных контактах с ребенком.


Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи семьям:

  • Образовательную – помощь в обучении и воспитании.

  • Психологическую – социально-психологическая поддержка и коррекция.

  • Посредническую – помощь в организации, координации и информирование.

В своей работе социальный педагог использует следующие методы работы с семьей:

Метод убеждения - помогает убедить родителей в последствиях их антиобщественного поведения. С помощью данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации.

Метод наблюдения – помогает собрать больше материала для организации воспитательной работы в семье. Социальный педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его досуговой деятельностью.

Метод бесед – один из самых распространенных методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения.

Формы работы социального педагога с семьей:

  • Родительские собрания;

  • Конференции;

  • Тренинги;

  • Индивидуальные и тематические консультации;

  • Беседы;

  • Посещение семей;

  • Выпуск информационных листов и т.д.


Содержание работы социального педагога с семьями:

Первый этап. Выявление неблагополучных семей.

Для выявления неблагополучных семей социальный педагог использует различные методы изучения семьи:

    1. Наблюдение за детьми.

    2. Опрос, анкетирование родителей и детей.

Второй этап. Определение типов семейного воспитания.

На этом этапе социальный педагог использует методики, направленные на изучение детско-родительских взаимоотношений; определение ведущих паттернов поведения каждого члена семьи; изучение характера коммуникации в семье.

Третий этап. Дифференциация форм и методов работы с семьей.

Социальный педагог разрабатывает план работы с семьей, направленный на корректировку отношения к ребенку в семье, учитывая при этом преобладающий тип семейного воспитания.

Четвертый этап. Организация совместной работы.

Для оказания помощи семье (информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической) социальный педагог сотрудничает с различными специалистами (педагогический коллектив, инспектор ОДН, отдел опеки и попечительства, социальная защита).

Налаженная работа социального педагога позволяет оказывать эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, патронаже, обеспечении жильем и других видах социальной помощи.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru