В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Развитие общей культуры учащихся через формирование орфографической грамотности на уроках русского языка

Людмила Имкина Людмила Имкина
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 2085

Описание
Развитие общей культуры учащихся через формирование орфографической грамотности на уроках русского языка.
Русский язык – богатейшее культурное наследие.  Задача учителя – филолога работать над развитием общей культуры учащихся через формирование орфографической грамотности на уроках русского языка. В чем актуальность проблемы? Повышение уровня речевой культуры учащихся – одна из основных задач, стоящих перед школой. Ребенку надо всмотреться в слово, познакомиться с его предками и родственниками, узнать, как оно работает, вслушаться в звучание, осознать значимость самого слова.
Можно ли всех научить грамотности на уроках русского языка всех детей?
Да, если будем помнить следующее:
·   правила не приводят к грамотности, если они не востребованы. Это ключ к открытию тайны слова. Поэтому нужно учить детей запоминать не правила, а ситуации написания морфемы, слова, словосочетания, предложения; необходимо создать возможность писать интуитивно;
·   если будет исключение ошибок, вызванных неверными аналогиями. Почему большинство пишет «аппеляция?  Потому что в подсознании «аппарат», «аппетит».  Поэтому происходит прочное запечатление первого сигнала, перенесение его на аналогичные и рождение в результате ошибочного тождества;
·   минимизация словесного материала правила. Вместо слов зрительно-опорные  графические схемы, которые визуальный объем информации сокращают в несколько раз. А зрительная память ребенка более цепкая, чем словесно-логическая ( это доказал еще Бехтерев).
С какими проблемами сталкивается учитель при изучении орфографии?
·   трудности в самой системе русского правописания, второго в мире по сложности, после японского;
·   дефицит времени для тренировочных упражнений, которые обеспечили бы и усвоение правил, и достаточно прочные орфографические навыки;
·   учебные возможности учащихся, ведь ни для кого не секрет, что число детей с нарушением фонематики,  дисграфиков возросло.
 Каковы пути формирования грамотности?
Прежде всего формирование интуиции, так как абсолютная грамотность – это работа интуиции. А для того, чтобы она работала, надо сталкивать случаи разного написания в рамках единой графической схемы ( преграда- приходить, прекрасный – приклеить, препятствие- прикрыть); погружать детей в текст, где требуется объяснить все орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях.
Итак, приобрести и привить врожденную грамотность возможно, для этого
·   нужно моделировать диалогическое взаимодействие ( проблемные вопросы, ситуации выбора);
·   формировать умения видеть смысловые различия слов;
·   формировать внутреннюю мотивацию учащихся в овладении орфографической культурой.
Таким образом  формирую  и развиваю компетенции ребят:
·   умения наблюдать и анализировать;
·   истолковывать увиденное в форме суждения;
·   умения самостоятельно выделять общие признаки для ряда предметов, классифицировать в группы по одному или нескольким признакам; 
·   классифицировать предстоящие мыслительные операции и выражать в слове ход выполняемых действий.
Абсолютная грамотность – это умение видеть слово на разных этапах его становления. Особо нужно остановиться на исключениях. Как правило, это исторически объяснимые словоформы, которые пишутся так в силу этимологических и структурных причин.
Известно, что грамотным ученик становится только в результате многократных упражнений в письме и систематического повторения теоретических сведений. Этому способствуют разнообразные формы работы на уроке: орфографические зарядки, дуэли, словарные диктанты по блочным темам, диктанты, составленные учащимися, и т.д.   Большое внимание уделяю работе над ошибками во всех видах работы: домашних, классных, контрольных, творческих. На уроке должно быть поменьше учителя – побольше ученика. 
Почва скуки – пассивность, и активизировать деятельность ученика на уроке- важная педагогическая задача. Поэтому стараюсь в своей педагогической практике разнообразить формы работы, находить оптимальные методы и приемы. С этой целью мною составлен сборник словарных диктантов по орфографии,  который поможет учителю качественно осуществлять проверку знаний учащихся, а также даст возможность школьникам совершенствовать орфографические навыки; сборник теоретических материалов по орфографии  и пунктуации; сводная таблица по анализу поэтического текста.
При оценивании ответов ребят отметки выставляю не за конечный результат, а за процесс его получения; ученик сравнивается не с одноклассниками в плане выполнения каких -либо действий, а с самим собой вчерашним.
Какова же результативность опыта?
·   Повышение общей культуры учащихся. мотивации к обучению, качества обученности, уровня орфографической и речевой грамотности.
·   Развитие орфографической зоркости и всех видов памяти ребенка.
Каковы же параметры успешного освоения опыта?
·   любовь к детям;
·   знание психологических, возрастных особенностей учащихся;
·   использование технологии личностно ориентированного обучения, позволяющей учить детей в зоне их ближайшего развития.
Результативность: качество знаний по русскому языку за 3 года составляет 66.7%, по литературе – 82.2%
Пожаловаться 05 июня 2011
Файлы
Развитие общей культуры учащихся через формирование орфографической грамотности на уроках русского языка.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Развитие общей культуры учащихся через формирование орфографической грамотности на уроках русского языка.

Русский язык – богатейшее культурное наследие. Задача учителя – филолога работать над развитием общей культуры учащихся через формирование орфографической грамотности на уроках русского языка. В чем актуальность проблемы? Повышение уровня речевой культуры учащихся – одна из основных задач, стоящих перед школой. Ребенку надо всмотреться в слово, познакомиться с его предками и родственниками, узнать, как оно работает, вслушаться в звучание, осознать значимость самого слова.

Можно ли всех научить грамотности на уроках русского языка всех детей?

Да, если будем помнить следующее:

  • правила не приводят к грамотности, если они не востребованы. Это ключ к открытию тайны слова. Поэтому нужно учить детей запоминать не правила, а ситуации написания морфемы, слова, словосочетания, предложения; необходимо создать возможность писать интуитивно;

  • если будет исключение ошибок, вызванных неверными аналогиями. Почему большинство пишет «аппеляция? Потому что в подсознании «аппарат», «аппетит». Поэтому происходит прочное запечатление первого сигнала, перенесение его на аналогичные и рождение в результате ошибочного тождества;

  • минимизация словесного материала правила. Вместо слов зрительно-опорные графические схемы, которые визуальный объем информации сокращают в несколько раз. А зрительная память ребенка более цепкая, чем словесно-логическая ( это доказал еще Бехтерев).

С какими проблемами сталкивается учитель при изучении орфографии?

  • трудности в самой системе русского правописания, второго в мире по сложности, после японского;

  • дефицит времени для тренировочных упражнений, которые обеспечили бы и усвоение правил, и достаточно прочные орфографические навыки;

  • учебные возможности учащихся, ведь ни для кого не секрет, что число детей с нарушением фонематики, дисграфиков возросло.

Каковы пути формирования грамотности?

Прежде всего формирование интуиции, так как абсолютная грамотность – это работа интуиции. А для того, чтобы она работала, надо сталкивать случаи разного написания в рамках единой графической схемы ( преграда- приходить, прекрасный – приклеить, препятствие- прикрыть); погружать детей в текст, где требуется объяснить все орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях.

Итак, приобрести и привить врожденную грамотность возможно, для этого

  • нужно моделировать диалогическое взаимодействие ( проблемные вопросы, ситуации выбора);

  • формировать умения видеть смысловые различия слов;

  • формировать внутреннюю мотивацию учащихся в овладении орфографической культурой.

Таким образом формирую и развиваю компетенции ребят:

  • умения наблюдать и анализировать;

  • истолковывать увиденное в форме суждения;

  • умения самостоятельно выделять общие признаки для ряда предметов, классифицировать в группы по одному или нескольким признакам;

  • классифицировать предстоящие мыслительные операции и выражать в слове ход выполняемых действий.

Абсолютная грамотность – это умение видеть слово на разных этапах его становления. Особо нужно остановиться на исключениях. Как правило, это исторически объяснимые словоформы, которые пишутся так в силу этимологических и структурных причин.

Известно, что грамотным ученик становится только в результате многократных упражнений в письме и систематического повторения теоретических сведений. Этому способствуют разнообразные формы работы на уроке: орфографические зарядки, дуэли, словарные диктанты по блочным темам, диктанты, составленные учащимися, и т.д. Большое внимание уделяю работе над ошибками во всех видах работы: домашних, классных, контрольных, творческих. На уроке должно быть поменьше учителя – побольше ученика.

Почва скуки – пассивность, и активизировать деятельность ученика на уроке- важная педагогическая задача. Поэтому стараюсь в своей педагогической практике разнообразить формы работы, находить оптимальные методы и приемы. С этой целью мною составлен сборник словарных диктантов по орфографии, который поможет учителю качественно осуществлять проверку знаний учащихся, а также даст возможность школьникам совершенствовать орфографические навыки; сборник теоретических материалов по орфографии и пунктуации; сводная таблица по анализу поэтического текста.

При оценивании ответов ребят отметки выставляю не за конечный результат, а за процесс его получения; ученик сравнивается не с одноклассниками в плане выполнения каких -либо действий, а с самим собой вчерашним.

Какова же результативность опыта?

  • Повышение общей культуры учащихся. мотивации к обучению, качества обученности, уровня орфографической и речевой грамотности.

  • Развитие орфографической зоркости и всех видов памяти ребенка.

Каковы же параметры успешного освоения опыта?

  • любовь к детям;

  • знание психологических, возрастных особенностей учащихся;

  • использование технологии личностно ориентированного обучения, позволяющей учить детей в зоне их ближайшего развития.

Результативность : качество знаний по русскому языку за 3 года составляет 66.7%, по литературе – 82.2%



Развитие общей культуры учащихся через формирование орфографической грамотности на уроках русского языка.zip
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru