В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Творческая разработка «Три типа склонения имен существительных в единственном числе» с использованием групповых форм обучения.

Разима Минеева Разима Минеева
Тип материала: другое
просмотров: 5009
Краткое описание
Данная творческая разработка показывает возможности групповой работы в формировании коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.

Описание
Введение
 
В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной начальной школы становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.  
Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения.
В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.  
Урок русского языка
 
Тема: Три типа склонения имён существительных в единственном числе
 
Цель: Формирование понятия о типах склонения имен существительных;  
 развитие коммуникативных способностей учащихся, монологичес-
 кой, диалогической и научной речи, мышления; формирование ин-
 тереса к родному языку.
 
Оборудование: учебники, карточки для групповой работы, проектор, словари: толковый и орфографический.
 
                                                                                                               
  №
  Структурные элементы
  Деятельность учителя
  Деятельность учащихся
  I
  Организационный момент.
  Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.
  Положительный настрой на урок.
  II
  Повторение изученного материала.
  Организация работы по развитию внимания и памяти.
Организация групповой работы  по актуализации имеющихся у учащихся знаний об имени существительном (род, склоняемое — несклоняемое, с предлогом – без предлога).
Организация повторения правил работы в группе.
  Актуализация знаний о написании проверяемых и непроверяемых гласных в корне. Дети должны запомнить словосочетания.
Во время групповой работы  ученики «вспоминают», что им известно об имени существительном, находят несколько оснований для деления предложенных слов на группы;
Работа в соответствии с правилами группы.
  III
  Минутка чистописания.
  Организация работы по наблюдению над словами, повторению правильного написания букв и соединений.
  Анализ слов, выбор букв для написания согласно инструкции учителя. Отработка правильного письма букв, соединений.
  IV
  Словарная работа.
  Организация работы в парах, повторения правил работы в паре.
Организация работы с толковым и орфографическим словарем
  Работа в парах по предложенному алгоритму, цель которой: нахождение словарного слова: сначала каждый работает самостоятельно, затем обсуждают полученные результаты в паре.
Самостоятельная работа с источниками информации (словари).
  V
  Физминутка.
  Направлена на сохранение здоровья детей.
  Динамическая пауза.
Гимнастика для глаз.
  VI
  Изучение нового материала.
  Организация обсуждения, в ходе которого дети формулируют учебную задачу и «открывают» новые знания.
  Определение темы и задач урока. Самостоятельное определение уровня собственных знаний. «Открытие» способа действия по определению типа склонения имен существительных, соотнесение этого способа действия с тем, который дан в учебнике.
  VII
  Первичное закрепление.
  Организация групповой работы по закреплению полученных знаний.
  Групповая работа:  выполнение заданий на основе полученной информации и следуя алгоритму и правилам работы: подумать о решении самостоятельно,
  выслушать мнение каждого,
 найти общее решении, высказать мнение группы.
 Проверка уровня усвоения знаний по новой теме.
  VIII
  Итог урока.
  Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля.
  Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции.
  IX
  Домашнее задание.
  Разъяснение задания на дом.
  Запись в дневниках.
 
 
 
Ход урока
 
  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного.  
     
 1. Самостоятельная работа. На доске написаны словосочетания:
 ехали (по) ш…с…е
 ели з…фир
 купил п…льто
 вышел (из) м…тро
 идти (на) т…ран
 цв…ли (на) г…зоне
— Прочитать словосочетания, записанные на доске, постараться их запомнить (1-2 минуты).  
— Записать словосочетания по памяти, ориентируясь на первое слово. (Существительные с предлогами закрываются.)
— Проверка работы. Вспомнить, как пишутся существительные с предлогами.
2. Работа в группах (5 минут).
Следующую работу вы будете выполнять в группах. Вспомним правила работы в группах.
  • Чтобы попросить слово, подними руку.  
  • Говори по теме, понятно, кратко.
  • Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.  
  • Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.  
  • Критически отнесись к мыслям, а не к людям.  
  • Поощряй других к участию в обсуждении.  
  • Будь доброжелателен и терпим.
  • Соблюдай правило «трёх нельзя»:
    — нельзя говорить: «всё уже сказали»;
    — нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;
    — нельзя прятать за высказыванием дурное настроение.  
     
 Задача каждой группы:
Разделить записанные словосочетания на 2 группы, найти для этого несколько оснований.
Словосочетания можно разделить на 2 группы:
— по составу (с предлогом и без предлога);
— в зависимости от рода существительных (среднего рода или мужского рода);
— в зависимости от того, склоняемое или несклоняемое существительное. Проверка: Одна группа объясняет, остальные группы проверяют сигнальными карточками.  
 
 III. Минутка чистописания.
1. На минутке чистописания мы будем писать три буквы.
— Первая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в винительном падеже. Какая это буква? В каком слове она находится? (Буква а в слове пальто.)
— Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в дательном падеже. Какая это буква и в каком слове она находится? (Буква о в слове шоссе.)
— Третья буква находится в несклоняемом существительном, которое стоит в родительном падеже и обозначает твердый глухой согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится? (Буква т в слове метро.)
2. Составьте цепочку из строчных букв а, о, т так, чтобы в каждой ячейке гласные стояли перед согласными и менялись местами. Запишите составленную цепочку букв в данной последовательности до конца строчки. (аот оат аот оат…)
 
  1. Словарная работа  
     
 1. Работа в парах (3 минуты).
Вспомним правила работы в паре.
  • говорим вежливо  
  • называем собеседника по имени
  • говорим по очереди, не перебивая друг друга
  • внимательно слушаем
  • если непонятно, переспросите партнера
  • четко высказываем свое мнение
  • уважаем мнение собеседника
     
 Задача каждой пары:
— Назвать слово из словаря, с которым мы сегодня познакомимся. Его нужно составить на основе словосочетаний, с которыми работали в начале урока.
 Алгоритм работы: (слайд №1 на экране)
Соединить первые слоги существительных
  • мужского рода, которые находятся в предложном падеже;
  •  в винительном падеже без предлога;
  • в винительном падеже с предлогом.
     
 Какое это слово? Из каких слов его составили? (Га+зе+та: на газоне, зефир, на таран.)
Проверка: фронтальная.
 
2. Выполнить задания:
а) Что такое газета? Найдите определение понятия в толковом словаре.
б) Найдите слово газета в орфографическом словаре. Что можно рассказать об этом слове, заглянув в орфографический словарь? Напишите, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
в) Охарактеризуйте слово газета как часть речи.
(Существительное, неодушевленное, женского рода, в единственном числе)
 
V. Физминутка
 
 VI.  Изучение нового материала.
 1. Проблемная ситуация.
  — Прочитайте предложение (слайд №2), вставьте пропущенные буквы в окончаниях слов:
 Старая женщина волновалась о сестр… и дочер… .   
  — Что можно сказать об окончаниях? (Возможно, они одинаковые.)  
  — Какие? (Предположения детей.)
  — Почему мы не можем правильно написать окончания? (В одном случае  
 окончание ударное, оно четкое, в другом – безударное, не знаем правил  
 написания безударных окончаний.)  
 
 
  — Прочитайте правильный вариант постановки пропущенных букв
 (слайд №3):  
 П.п. П.п.
 Старая женщина волновалась о сестре и дочери.  
 
 
  — Какие вопросы возникают?  
 На доске фиксируются вопросы:
 а) Почему в одном и том же падеже окончания разные?  
 б) От чего зависит правописание безударного окончания?
 2. Решение проблемы.
 а) Прочитать слова (слайд №4), определить, что общего в этих словах.
 герой, Миша, земля, дочь, море, дядя, стол, сестра, дерево, степь
 (Это имена существительные в единственном числе.)
 б) Разделить эти слова на 3 группы, ориентируясь на указания:
  — Назвать имена существительные женского рода с окончаниями –а, -я.
 ( земля, сестра )
 Учитель пишет на доске: Ж.Р.
 земля
 сестра
 Назвать имена существительные мужского рода с окончаниями –а, -я.
 ( Миша, дядя )
 Учитель пишет на доске: М.Р.
 Миша
 дядя
  — Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.  
 ( герой, стол – без окончания )
 Учитель продолжает запись: М.Р.
 герой
 стол
  — Назовите существительные среднего рода и выделите окончания.
 ( море, дерево )
 Учитель вносит дополнения в запись на доске:
 
 
 Ж.Р. М.Р. М.Р. С.Р
 земля Миша герой море
 сестра дядя стол дерево
 
 Определите род и выделите окончания у оставшихся существительных.
 ( дочь, степь – женский род с ь на конце)
Учитель продолжает запись:
 
 Ж.Р. М.Р. М.Р. С.Р. Ж.Р.
 земля Миша герой море дочь
 сестра дядя стол дерево степь
 
  — По каким признакам мы группировали существительные?
 (По роду и окончанию.)
  — По роду и окончанию можно определить склонение имени существительного.
в) Наблюдение по учебнику.
— Просклоняем имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я в начальной форме.
 
И.п. земля сестра Миша дядя
Р.п. земли сестры Миши дяди
Д.п. земле сестре Мише дяде
В.п. землю сестру Мишу дядю
Т.п. землёй сестрой Мишей дядей
П.п. о земле о сестре о Мише о дяде
 
— Сравнение падежных окончаний у существительных женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в начальной форме. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Существительные м.р. и ж.р., у которых в начальной форме окончания -а, , имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.
 
  — Просклоняем имена существительные мужского рода с нулевым окончанием
 в начальной форме, а затем существительные среднего рода с окончаниями  
о, -е.
 
И.п. герой стол море дерево
Р.п. героя стола моря дерева
Д.п. морю столу морю дереву
В.п. героя стол море дерево
Т.п. героем столом морем деревом
П.п. о герое о столе о море о дереве
 
— Сравнение падежных окончаний у существительных мужского рода с нулевым окончанием и существительных среднего рода с окончаниями –о, -е. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями – о, -е имеют одинаковые окончания в одинаковых падежах.
 
— Просклоняем имена существительные женского рода с ь на конце.
 
И.п. дочь степь
Р.п. дочери степи
Д.п. дочери степи
В.п. дочь степь
Т.п. дочерью степью
П.п. о дочери о степи
 
— Наблюдение за падежными окончаниями существительных женского рода с ь на конце. Сравнение падежных окончаний этой группы существительных с двумя другими.
 
— Попытайтесь сделать вывод по результатам данных наблюдений.
 
Общий вывод: В русском языке существуют 3 группы имен существительных, у которых однотипные окончания в одинаковых падежах.  
1-я группа  2-я группа 3 группа
м.р. и ж.р. м.р. – нулевое окончание ж.р. с ь на конце
  — а, -я с.р. –о, -е  
 
Исходя из этого у существительных различается 3 типа склонения (слайд №4):
 I склонение II склонение III склонение
м.р. и ж.р. м.р. – нулевое окончание ж.р. с ь на конце
  — а, -я с.р. –о, -е  
 
в) Чтение вслух определения в учебнике на с. 76-77. Сравнение данного вывода с тем, который сделали сами.
 
г) Возвращение к предложению  
Старая женщина волновалась о сестре и дочери.
— Почему же у слов (о) сестре и (о) дочери разные окончания, хотя род и падеж один? (Относятся к разным склонениям.)
— Как определить склонение имени существительного?
 
  1. Первичное закрепление
     
 Работа в группах (7 минут).  
Учащиеся получают карточки с пословицами и с инструкцией.
Инструкция по выполнению работы в группе
— Прочитать пословицы, объяснить смысл. Расположить их в следующем порядке:
а) пословицы, в которых нет существительных 1-го склонения;
б) пословицы, в которых нет существительных 3-го склонения;
в) пословицы, в которых нет существительных 1-го и 3-го склонения.
 
Хлеб – батюшка, водица – матушка.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Худ обед, когда хлеба нет.
 
  1. Итог урока.
     
  — Что нового вы узнали на уроке?
  — Как вы думаете, для чего нам нужно знать типы склонений?
 
  1. Домашнее задание.
     
 с. 78 упражнение 169, повторить правило на с. 76-77
Заключение
 
 
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
Младшие школьники не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружением. В то же время именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.  
В своей практике я часто использую групповую работу и считаю, что
групповая форма учебной деятельности очень эффективна в обучении младшего школьника: совершенствуются умения и навыки осуществления тех действий, которые, как правило, выполняет сам учитель; определять тему, очерёдность участия в беседе и её предметное содержание, уточнять факты и обобщать поступившую информацию; появляются умения распределять внимание в равной мере между формой и содержанием высказываний, что определяет уровень коммуникативной компетенции учеников, увеличивается время общения школьников. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое, критическое и творческое мышление, способность совершенствоваться в создавшейся ситуации. Учащиеся в этой связи могут изложить свою точку зрения, согласиться или не согласиться с мнением товарища, делать выводы, заключения.  
 
Литература
 
 
  1. Вахрушев, А. А. Как мы предлагаем использовать технологию работы в малых группах /А.А. Вахрушев, И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс до и после. — 2003. — № 6. — С.15-18.  
  2. Ефимов, И. Методические рекомендации по организации групповой формы работы учеников начальной школы // Педагогическая техника. — 2005. — № 1. – С. 61 – 72.  
  3. Как "открывать" новые знания вместе с детьми: [подборка материалов о технологии проблемно-диалогического обучения] // Начальная школа плюс до и после. — 2008. — № 8. — С. 3 -36.  
  4. Кудряшова, Т. Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г. Кудряшова, О.В. Чиханова // Начальная школа плюс до и после. – 2003. — № 7. – С. 12.
  5. Лукьянова, М. А. Учебное сообщество детей и педагогов: [опыт использования технологии учебного взаимодействия, французских мастерских] // Начальная школа. — 2007. — № 9. — С. 44 — 46.    
  6. Романова, Е. В. Групповое взаимодействие – эффективная форма организации учебного процесса: [комплект учебников Образовательной системы «Школа 2100»] // Начальная школа. – 2007. — № 5. – С. 57 – 59.  
  7. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 2006. — С. 23.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М: Просвещение, 2010. – 31 с.
  9. Хижнякова, О. Н. Технология педагогических мастерских в практике начальной школы // Начальная школа. – 2007. — № 9. – С. 46 – 50  
  10.  Чиханова, О. В. Групповая форма организации урока введения нового знания // Начальная школа плюс до и после. — 2003. – № 2. — С. 36
  11.  Носова, И. В. Особенности работы в малых группах // Начальная школа плюс до и после. – 2004. — № 6. – С. 69
     
Пожаловаться 05 июня 2011
Файлы
творческая разработка.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru