В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Творческая разработка «Три типа склонения имен существительных в единственном числе» с использованием групповых форм обучения.

Творческая разработка «Три типа склонения имен существительных в единственном числе» с использованием групповых форм обучения.

Разима Минеева
Тип материала: другое
просмотров: 9377
Краткое описание
Данная творческая разработка показывает возможности групповой работы в формировании коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.
Описание
Введение
 
В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной начальной школы становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.  
Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения.
В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.  
Урок русского языка
 
Тема: Три типа склонения имён существительных в единственном числе
 
Цель: Формирование понятия о типах склонения имен существительных;  
 развитие коммуникативных способностей учащихся, монологичес-
 кой, диалогической и научной речи, мышления; формирование ин-
 тереса к родному языку.
 
Оборудование: учебники, карточки для групповой работы, проектор, словари: толковый и орфографический.
 
                                                                                                               
  №
  Структурные элементы
  Деятельность учителя
  Деятельность учащихся
  I
  Организационный момент.
  Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.
  Положительный настрой на урок.
  II
  Повторение изученного материала.
  Организация работы по развитию внимания и памяти.
Организация групповой работы  по актуализации имеющихся у учащихся знаний об имени существительном (род, склоняемое — несклоняемое, с предлогом – без предлога).
Организация повторения правил работы в группе.
  Актуализация знаний о написании проверяемых и непроверяемых гласных в корне. Дети должны запомнить словосочетания.
Во время групповой работы  ученики «вспоминают», что им известно об имени существительном, находят несколько оснований для деления предложенных слов на группы;
Работа в соответствии с правилами группы.
  III
  Минутка чистописания.
  Организация работы по наблюдению над словами, повторению правильного написания букв и соединений.
  Анализ слов, выбор букв для написания согласно инструкции учителя. Отработка правильного письма букв, соединений.
  IV
  Словарная работа.
  Организация работы в парах, повторения правил работы в паре.
Организация работы с толковым и орфографическим словарем
  Работа в парах по предложенному алгоритму, цель которой: нахождение словарного слова: сначала каждый работает самостоятельно, затем обсуждают полученные результаты в паре.
Самостоятельная работа с источниками информации (словари).
  V
  Физминутка.
  Направлена на сохранение здоровья детей.
  Динамическая пауза.
Гимнастика для глаз.
  VI
  Изучение нового материала.
  Организация обсуждения, в ходе которого дети формулируют учебную задачу и «открывают» новые знания.
  Определение темы и задач урока. Самостоятельное определение уровня собственных знаний. «Открытие» способа действия по определению типа склонения имен существительных, соотнесение этого способа действия с тем, который дан в учебнике.
  VII
  Первичное закрепление.
  Организация групповой работы по закреплению полученных знаний.
  Групповая работа:  выполнение заданий на основе полученной информации и следуя алгоритму и правилам работы: подумать о решении самостоятельно,
  выслушать мнение каждого,
 найти общее решении, высказать мнение группы.
 Проверка уровня усвоения знаний по новой теме.
  VIII
  Итог урока.
  Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля.
  Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции.
  IX
  Домашнее задание.
  Разъяснение задания на дом.
  Запись в дневниках.
 
 
 
Ход урока
 
  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного.  
     
 1. Самостоятельная работа. На доске написаны словосочетания:
 ехали (по) ш…с…е
 ели з…фир
 купил п…льто
 вышел (из) м…тро
 идти (на) т…ран
 цв…ли (на) г…зоне
— Прочитать словосочетания, записанные на доске, постараться их запомнить (1-2 минуты).  
— Записать словосочетания по памяти, ориентируясь на первое слово. (Существительные с предлогами закрываются.)
— Проверка работы. Вспомнить, как пишутся существительные с предлогами.
2. Работа в группах (5 минут).
Следующую работу вы будете выполнять в группах. Вспомним правила работы в группах.
  • Чтобы попросить слово, подними руку.  
  • Говори по теме, понятно, кратко.
  • Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.  
  • Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.  
  • Критически отнесись к мыслям, а не к людям.  
  • Поощряй других к участию в обсуждении.  
  • Будь доброжелателен и терпим.
  • Соблюдай правило «трёх нельзя»:
    — нельзя говорить: «всё уже сказали»;
    — нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;
    — нельзя прятать за высказыванием дурное настроение.  
     
 Задача каждой группы:
Разделить записанные словосочетания на 2 группы, найти для этого несколько оснований.
Словосочетания можно разделить на 2 группы:
— по составу (с предлогом и без предлога);
— в зависимости от рода существительных (среднего рода или мужского рода);
— в зависимости от того, склоняемое или несклоняемое существительное. Проверка: Одна группа объясняет, остальные группы проверяют сигнальными карточками.  
 
 III. Минутка чистописания.
1. На минутке чистописания мы будем писать три буквы.
— Первая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в винительном падеже. Какая это буква? В каком слове она находится? (Буква а в слове пальто.)
— Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в дательном падеже. Какая это буква и в каком слове она находится? (Буква о в слове шоссе.)
— Третья буква находится в несклоняемом существительном, которое стоит в родительном падеже и обозначает твердый глухой согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится? (Буква т в слове метро.)
2. Составьте цепочку из строчных букв а, о, т так, чтобы в каждой ячейке гласные стояли перед согласными и менялись местами. Запишите составленную цепочку букв в данной последовательности до конца строчки. (аот оат аот оат…)
 
  1. Словарная работа  
     
 1. Работа в парах (3 минуты).
Вспомним правила работы в паре.
  • говорим вежливо  
  • называем собеседника по имени
  • говорим по очереди, не перебивая друг друга
  • внимательно слушаем
  • если непонятно, переспросите партнера
  • четко высказываем свое мнение
  • уважаем мнение собеседника
     
 Задача каждой пары:
— Назвать слово из словаря, с которым мы сегодня познакомимся. Его нужно составить на основе словосочетаний, с которыми работали в начале урока.
 Алгоритм работы: (слайд №1 на экране)
Соединить первые слоги существительных
  • мужского рода, которые находятся в предложном падеже;
  •  в винительном падеже без предлога;
  • в винительном падеже с предлогом.
     
 Какое это слово? Из каких слов его составили? (Га+зе+та: на газоне, зефир, на таран.)
Проверка: фронтальная.
 
2. Выполнить задания:
а) Что такое газета? Найдите определение понятия в толковом словаре.
б) Найдите слово газета в орфографическом словаре. Что можно рассказать об этом слове, заглянув в орфографический словарь? Напишите, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
в) Охарактеризуйте слово газета как часть речи.
(Существительное, неодушевленное, женского рода, в единственном числе)
 
V. Физминутка
 
 VI.  Изучение нового материала.
 1. Проблемная ситуация.
  — Прочитайте предложение (слайд №2), вставьте пропущенные буквы в окончаниях слов:
 Старая женщина волновалась о сестр… и дочер… .   
  — Что можно сказать об окончаниях? (Возможно, они одинаковые.)  
  — Какие? (Предположения детей.)
  — Почему мы не можем правильно написать окончания? (В одном случае  
 окончание ударное, оно четкое, в другом – безударное, не знаем правил  
 написания безударных окончаний.)  
 
 
  — Прочитайте правильный вариант постановки пропущенных букв
 (слайд №3):  
 П.п. П.п.
 Старая женщина волновалась о сестре и дочери.  
 
 
  — Какие вопросы возникают?  
 На доске фиксируются вопросы:
 а) Почему в одном и том же падеже окончания разные?  
 б) От чего зависит правописание безударного окончания?
 2. Решение проблемы.
 а) Прочитать слова (слайд №4), определить, что общего в этих словах.
 герой, Миша, земля, дочь, море, дядя, стол, сестра, дерево, степь
 (Это имена существительные в единственном числе.)
 б) Разделить эти слова на 3 группы, ориентируясь на указания:
  — Назвать имена существительные женского рода с окончаниями –а, -я.
 ( земля, сестра )
 Учитель пишет на доске: Ж.Р.
 земля
 сестра
 Назвать имена существительные мужского рода с окончаниями –а, -я.
 ( Миша, дядя )
 Учитель пишет на доске: М.Р.
 Миша
 дядя
  — Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.  
 ( герой, стол – без окончания )
 Учитель продолжает запись: М.Р.
 герой
 стол
  — Назовите существительные среднего рода и выделите окончания.
 ( море, дерево )
 Учитель вносит дополнения в запись на доске:
 
 
 Ж.Р. М.Р. М.Р. С.Р
 земля Миша герой море
 сестра дядя стол дерево
 
 Определите род и выделите окончания у оставшихся существительных.
 ( дочь, степь – женский род с ь на конце)
Учитель продолжает запись:
 
 Ж.Р. М.Р. М.Р. С.Р. Ж.Р.
 земля Миша герой море дочь
 сестра дядя стол дерево степь
 
  — По каким признакам мы группировали существительные?
 (По роду и окончанию.)
  — По роду и окончанию можно определить склонение имени существительного.
в) Наблюдение по учебнику.
— Просклоняем имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я в начальной форме.
 
И.п. земля сестра Миша дядя
Р.п. земли сестры Миши дяди
Д.п. земле сестре Мише дяде
В.п. землю сестру Мишу дядю
Т.п. землёй сестрой Мишей дядей
П.п. о земле о сестре о Мише о дяде
 
— Сравнение падежных окончаний у существительных женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в начальной форме. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Существительные м.р. и ж.р., у которых в начальной форме окончания -а, , имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.
 
  — Просклоняем имена существительные мужского рода с нулевым окончанием
 в начальной форме, а затем существительные среднего рода с окончаниями  
о, -е.
 
И.п. герой стол море дерево
Р.п. героя стола моря дерева
Д.п. морю столу морю дереву
В.п. героя стол море дерево
Т.п. героем столом морем деревом
П.п. о герое о столе о море о дереве
 
— Сравнение падежных окончаний у существительных мужского рода с нулевым окончанием и существительных среднего рода с окончаниями –о, -е. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями – о, -е имеют одинаковые окончания в одинаковых падежах.
 
— Просклоняем имена существительные женского рода с ь на конце.
 
И.п. дочь степь
Р.п. дочери степи
Д.п. дочери степи
В.п. дочь степь
Т.п. дочерью степью
П.п. о дочери о степи
 
— Наблюдение за падежными окончаниями существительных женского рода с ь на конце. Сравнение падежных окончаний этой группы существительных с двумя другими.
 
— Попытайтесь сделать вывод по результатам данных наблюдений.
 
Общий вывод: В русском языке существуют 3 группы имен существительных, у которых однотипные окончания в одинаковых падежах.  
1-я группа  2-я группа 3 группа
м.р. и ж.р. м.р. – нулевое окончание ж.р. с ь на конце
  — а, -я с.р. –о, -е  
 
Исходя из этого у существительных различается 3 типа склонения (слайд №4):
 I склонение II склонение III склонение
м.р. и ж.р. м.р. – нулевое окончание ж.р. с ь на конце
  — а, -я с.р. –о, -е  
 
в) Чтение вслух определения в учебнике на с. 76-77. Сравнение данного вывода с тем, который сделали сами.
 
г) Возвращение к предложению  
Старая женщина волновалась о сестре и дочери.
— Почему же у слов (о) сестре и (о) дочери разные окончания, хотя род и падеж один? (Относятся к разным склонениям.)
— Как определить склонение имени существительного?
 
  1. Первичное закрепление
     
 Работа в группах (7 минут).  
Учащиеся получают карточки с пословицами и с инструкцией.
Инструкция по выполнению работы в группе
— Прочитать пословицы, объяснить смысл. Расположить их в следующем порядке:
а) пословицы, в которых нет существительных 1-го склонения;
б) пословицы, в которых нет существительных 3-го склонения;
в) пословицы, в которых нет существительных 1-го и 3-го склонения.
 
Хлеб – батюшка, водица – матушка.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Худ обед, когда хлеба нет.
 
  1. Итог урока.
     
  — Что нового вы узнали на уроке?
  — Как вы думаете, для чего нам нужно знать типы склонений?
 
  1. Домашнее задание.
     
 с. 78 упражнение 169, повторить правило на с. 76-77
Заключение
 
 
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
Младшие школьники не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружением. В то же время именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.  
В своей практике я часто использую групповую работу и считаю, что
групповая форма учебной деятельности очень эффективна в обучении младшего школьника: совершенствуются умения и навыки осуществления тех действий, которые, как правило, выполняет сам учитель; определять тему, очерёдность участия в беседе и её предметное содержание, уточнять факты и обобщать поступившую информацию; появляются умения распределять внимание в равной мере между формой и содержанием высказываний, что определяет уровень коммуникативной компетенции учеников, увеличивается время общения школьников. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое, критическое и творческое мышление, способность совершенствоваться в создавшейся ситуации. Учащиеся в этой связи могут изложить свою точку зрения, согласиться или не согласиться с мнением товарища, делать выводы, заключения.  
 
Литература
 
 
  1. Вахрушев, А. А. Как мы предлагаем использовать технологию работы в малых группах /А.А. Вахрушев, И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс до и после. — 2003. — № 6. — С.15-18.  
  2. Ефимов, И. Методические рекомендации по организации групповой формы работы учеников начальной школы // Педагогическая техника. — 2005. — № 1. – С. 61 – 72.  
  3. Как "открывать" новые знания вместе с детьми: [подборка материалов о технологии проблемно-диалогического обучения] // Начальная школа плюс до и после. — 2008. — № 8. — С. 3 -36.  
  4. Кудряшова, Т. Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г. Кудряшова, О.В. Чиханова // Начальная школа плюс до и после. – 2003. — № 7. – С. 12.
  5. Лукьянова, М. А. Учебное сообщество детей и педагогов: [опыт использования технологии учебного взаимодействия, французских мастерских] // Начальная школа. — 2007. — № 9. — С. 44 — 46.    
  6. Романова, Е. В. Групповое взаимодействие – эффективная форма организации учебного процесса: [комплект учебников Образовательной системы «Школа 2100»] // Начальная школа. – 2007. — № 5. – С. 57 – 59.  
  7. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 2006. — С. 23.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М: Просвещение, 2010. – 31 с.
  9. Хижнякова, О. Н. Технология педагогических мастерских в практике начальной школы // Начальная школа. – 2007. — № 9. – С. 46 – 50  
  10.  Чиханова, О. В. Групповая форма организации урока введения нового знания // Начальная школа плюс до и после. — 2003. – № 2. — С. 36
  11.  Носова, И. В. Особенности работы в малых группах // Начальная школа плюс до и после. – 2004. — № 6. – С. 69
     

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
творческая разработка.doc Скачать

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»








ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Тема: Формирование коммуникативных способностей у детей младшего

школьного возраста через групповую работу.








Выполнила: Минеева Р.А.

МОУ «ООШ №100

имени С.Е.Цветкова»

Курс № 7-4

Научный руководитель:

Автайкина Т.О., к.п.н.,

зав. кафедрой

начального образования












Новокузнецк, 2011



Оглавление


  1. Введение.

  2. Урок русского языка «Три типа склонения имен существительных в единственном числе» с использованием групповых форм обучения.

  3. Заключение.

  4. Литература.





































Введение


В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной начальной школы становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения.

В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.
























Урок русского языка


Тема: Три типа склонения имён существительных в единственном числе


Цель: Формирование понятия о типах склонения имен существительных;

развитие коммуникативных способностей учащихся, монологичес-

кой, диалогической и научной речи, мышления; формирование ин-

тереса к родному языку.


Оборудование: учебники, карточки для групповой работы, проектор, словари: толковый и орфографический.


Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.

Положительный настрой на урок.

II

Повторение изученного материала.

Организация работы по развитию внимания и памяти.

Организация групповой работы по актуализации имеющихся у учащихся знаний об имени существительном (род, склоняемое - несклоняемое, с предлогом – без предлога).

Организация повторения правил работы в группе.

Актуализация знаний о написании проверяемых и непроверяемых гласных в корне. Дети должны запомнить словосочетания.

Во время групповой работы ученики «вспоминают», что им известно об имени существительном, находят несколько оснований для деления предложенных слов на группы;

Работа в соответствии с правилами группы.

III

Минутка чистописания.

Организация работы по наблюдению над словами, повторению правильного написания букв и соединений.

Анализ слов, выбор букв для написания согласно инструкции учителя. Отработка правильного письма букв, соединений.

IV

Словарная работа.

Организация работы в парах, повторения правил работы в паре.

Организация работы с толковым и орфографическим словарем

Работа в парах по предложенному алгоритму, цель которой: нахождение словарного слова: сначала каждый работает самостоятельно, затем обсуждают полученные результаты в паре.

Самостоятельная работа с источниками информации (словари).

V

Физминутка.

Направлена на сохранение здоровья детей.

Динамическая пауза.

Гимнастика для глаз.

VI

Изучение нового материала.

Организация обсуждения, в ходе которого дети формулируют учебную задачу и «открывают» новые знания.

Определение темы и задач урока. Самостоятельное определение уровня собственных знаний. «Открытие» способа действия по определению типа склонения имен существительных, соотнесение этого способа действия с тем, который дан в учебнике.

VII

Первичное закрепление.

Организация групповой работы по закреплению полученных знаний.

Групповая работа: выполнение заданий на основе полученной информации и следуя алгоритму и правилам работы: подумать о решении самостоятельно,
выслушать мнение каждого,
найти общее решении, высказать мнение группы.
Проверка уровня усвоения знаний по новой теме.

VIII

Итог урока.

Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля.

Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции.

IX

Домашнее задание.

Разъяснение задания на дом.

Запись в дневниках.






Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного.

1. Самостоятельная работа. На доске написаны словосочетания:

ехали (по) ш…с…е

ели з…фир

купил п…льто

вышел (из) м…тро

идти (на) т…ран

цв…ли (на) г…зоне

- Прочитать словосочетания, записанные на доске, постараться их запомнить (1-2 минуты).

- Записать словосочетания по памяти, ориентируясь на первое слово. (Существительные с предлогами закрываются.)

- Проверка работы. Вспомнить, как пишутся существительные с предлогами.

2. Работа в группах (5 минут).

Следующую работу вы будете выполнять в группах. Вспомним правила работы в группах.

  • Чтобы попросить слово, подними руку.

  • Говори по теме, понятно, кратко.

  • Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.

  • Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.

  • Критически отнесись к мыслям, а не к людям.

  • Поощряй других к участию в обсуждении.

  • Будь доброжелателен и терпим.

  • Соблюдай правило «трёх нельзя»:
    - нельзя говорить: «всё уже сказали»;
    - нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;
    - нельзя прятать за высказыванием дурное настроение.

Задача каждой группы:

Разделить записанные словосочетания на 2 группы, найти для этого несколько оснований.

Словосочетания можно разделить на 2 группы:

- по составу (с предлогом и без предлога);

- в зависимости от рода существительных (среднего рода или мужского рода);

- в зависимости от того, склоняемое или несклоняемое существительное. Проверка: Одна группа объясняет, остальные группы проверяют сигнальными карточками.


III. Минутка чистописания.

1. На минутке чистописания мы будем писать три буквы.

- Первая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в винительном падеже. Какая это буква? В каком слове она находится? (Буква а в слове пальто.)

- Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в дательном падеже. Какая это буква и в каком слове она находится? (Буква о в слове шоссе.)

- Третья буква находится в несклоняемом существительном, которое стоит в родительном падеже и обозначает твердый глухой согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится? (Буква т в слове метро.)

2. Составьте цепочку из строчных букв а, о, т так, чтобы в каждой ячейке гласные стояли перед согласными и менялись местами. Запишите составленную цепочку букв в данной последовательности до конца строчки. (аот оат аот оат…)


  1. Словарная работа

1. Работа в парах (3 минуты).

Вспомним правила работы в паре.

  • говорим вежливо

  • называем собеседника по имени

  • говорим по очереди, не перебивая друг друга

  • внимательно слушаем

  • если непонятно, переспросите партнера

  • четко высказываем свое мнение

  • уважаем мнение собеседника

Задача каждой пары:

- Назвать слово из словаря, с которым мы сегодня познакомимся. Его нужно составить на основе словосочетаний, с которыми работали в начале урока.

Алгоритм работы: (слайд №1 на экране)

Соединить первые слоги существительных

  • мужского рода, которые находятся в предложном падеже;

  • в винительном падеже без предлога;

  • в винительном падеже с предлогом.

Какое это слово? Из каких слов его составили? (Га+зе+та: на газоне, зефир, на таран.)

Проверка: фронтальная.


2. Выполнить задания:

а) Что такое газета? Найдите определение понятия в толковом словаре.

б) Найдите слово газета в орфографическом словаре. Что можно рассказать об этом слове, заглянув в орфографический словарь? Напишите, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

в) Охарактеризуйте слово газета как часть речи.

(Существительное, неодушевленное, женского рода, в единственном числе)


V. Физминутка


VI. Изучение нового материала.

1. Проблемная ситуация.

- Прочитайте предложение (слайд №2), вставьте пропущенные буквы в окончаниях слов:

Старая женщина волновалась о сестр… и дочер… .

- Что можно сказать об окончаниях? (Возможно, они одинаковые.)

- Какие? (Предположения детей.)

- Почему мы не можем правильно написать окончания? (В одном случае

окончание ударное, оно четкое, в другом – безударное, не знаем правил

написания безударных окончаний.)


- Прочитайте правильный вариант постановки пропущенных букв

(слайд №3):

П.п. П.п.

Старая женщина волновалась о сестре и дочери.


- Какие вопросы возникают?

На доске фиксируются вопросы:

а) Почему в одном и том же падеже окончания разные?

б) От чего зависит правописание безударного окончания?

2. Решение проблемы.

а) Прочитать слова (слайд №4), определить, что общего в этих словах.

герой, Миша, земля, дочь, море, дядя, стол, сестра, дерево, степь

(Это имена существительные в единственном числе.)

б) Разделить эти слова на 3 группы, ориентируясь на указания:

- Назвать имена существительные женского рода с окончаниями –а, -я.

( земля, сестра )

Учитель пишет на доске: Ж.Р.

земля

сестра

- Назвать имена существительные мужского рода с окончаниями –а, -я.

( Миша, дядя )

Учитель пишет на доске: М.Р.

Миша

дядя

- Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.

( герой, стол – без окончания )

Учитель продолжает запись: М.Р.

герой

стол

- Назовите существительные среднего рода и выделите окончания.

( море, дерево )

Учитель вносит дополнения в запись на доске:


Ж.Р. М.Р. М.Р. С.Р

земля Миша герой море

сестра дядя стол дерево


- Определите род и выделите окончания у оставшихся существительных.

( дочь, степь – женский род с ь на конце)

Учитель продолжает запись:


Ж.Р. М.Р. М.Р. С.Р. Ж.Р.

земля Миша герой море дочь

сестра дядя стол дерево степь


- По каким признакам мы группировали существительные?

(По роду и окончанию.)

- По роду и окончанию можно определить склонение имени существительного.

в) Наблюдение по учебнику.

- Просклоняем имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я в начальной форме.


И.п. земля сестра Миша дядя

Р.п. земли сестры Миши дяди

Д.п. земле сестре Мише дяде

В.п. землю сестру Мишу дядю

Т.п. землёй сестрой Мишей дядей

П.п. о земле о сестре о Мише о дяде


- Сравнение падежных окончаний у существительных женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в начальной форме. Какой вывод можно сделать?

Вывод: Существительные м.р. и ж.р., у которых в начальной форме окончания -а, , имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.


- Просклоняем имена существительные мужского рода с нулевым окончанием

в начальной форме, а затем существительные среднего рода с окончаниями

о, -е.


И.п. герой стол море дерево

Р.п. героя стола моря дерева

Д.п. морю столу морю дереву

В.п. героя стол море дерево

Т.п. героем столом морем деревом

П.п. о герое о столе о море о дереве


- Сравнение падежных окончаний у существительных мужского рода с нулевым окончанием и существительных среднего рода с окончаниями –о, -е. Какой вывод можно сделать?

Вывод: Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями – о, -е имеют одинаковые окончания в одинаковых падежах.


- Просклоняем имена существительные женского рода с ь на конце.


И.п. дочь степь

Р.п. дочери степи

Д.п. дочери степи

В.п. дочь степь

Т.п. дочерью степью

П.п. о дочери о степи


- Наблюдение за падежными окончаниями существительных женского рода с ь на конце. Сравнение падежных окончаний этой группы существительных с двумя другими.


- Попытайтесь сделать вывод по результатам данных наблюдений.


Общий вывод: В русском языке существуют 3 группы имен существительных, у которых однотипные окончания в одинаковых падежах.

1-я группа 2-я группа 3 группа

м.р. и ж.р. м.р. – нулевое окончание ж.р. с ь на конце

- а, -я с.р. –о, -е


Исходя из этого у существительных различается 3 типа склонения (слайд №4):

I склонение II склонение III склонение

м.р. и ж.р. м.р. – нулевое окончание ж.р. с ь на конце

- а, -я с.р. –о, -е


в) Чтение вслух определения в учебнике на с. 76-77. Сравнение данного вывода с тем, который сделали сами.


г) Возвращение к предложению

Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

- Почему же у слов (о) сестре и (о) дочери разные окончания, хотя род и падеж один? (Относятся к разным склонениям.)

- Как определить склонение имени существительного?


  1. Первичное закрепление

Работа в группах (7 минут).

Учащиеся получают карточки с пословицами и с инструкцией.

Инструкция по выполнению работы в группе

- Прочитать пословицы, объяснить смысл. Расположить их в следующем порядке:

а) пословицы, в которых нет существительных 1-го склонения;

б) пословицы, в которых нет существительных 3-го склонения;

в) пословицы, в которых нет существительных 1-го и 3-го склонения.


Хлеб – батюшка, водица – матушка.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Худ обед, когда хлеба нет.


  1. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Как вы думаете, для чего нам нужно знать типы склонений?


  1. Домашнее задание.

с. 78 упражнение 169, повторить правило на с. 76-77









Заключение



Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Младшие школьники не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружением. В то же время именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

В своей практике я часто использую групповую работу и считаю, что

групповая форма учебной деятельности очень эффективна в обучении младшего школьника: совершенствуются умения и навыки осуществления тех действий, которые, как правило, выполняет сам учитель; определять тему, очерёдность участия в беседе и её предметное содержание, уточнять факты и обобщать поступившую информацию; появляются умения распределять внимание в равной мере между формой и содержанием высказываний, что определяет уровень коммуникативной компетенции учеников, увеличивается время общения школьников. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое, критическое и творческое мышление, способность совершенствоваться в создавшейся ситуации. Учащиеся в этой связи могут изложить свою точку зрения, согласиться или не согласиться с мнением товарища, делать выводы, заключения.


















Литература



  1. Вахрушев, А. А. Как мы предлагаем использовать технологию работы в малых группах /А.А. Вахрушев, И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс до и после. - 2003. - № 6. - С.15-18.

  2. Ефимов, И. Методические рекомендации по организации групповой формы работы учеников начальной школы // Педагогическая техника. - 2005. - № 1. – С. 61 – 72.

  3. Как "открывать" новые знания вместе с детьми: [подборка материалов о технологии проблемно-диалогического обучения] // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - № 8. - С. 3 -36.

  4. Кудряшова, Т. Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г. Кудряшова, О.В. Чиханова // Начальная школа плюс до и после. – 2003. - № 7. – С. 12.

  5. Лукьянова, М. А. Учебное сообщество детей и педагогов: [опыт использования технологии учебного взаимодействия, французских мастерских] // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 44 - 46.

  6. Романова, Е. В. Групповое взаимодействие – эффективная форма организации учебного процесса: [комплект учебников Образовательной системы «Школа 2100»] // Начальная школа. – 2007. - № 5. – С. 57 – 59.

  7. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 2006. - С. 23.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М : Просвещение, 2010. – 31 с.

  9. Хижнякова, О. Н. Технология педагогических мастерских в практике начальной школы // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С. 46 – 50

  10. Чиханова, О. В. Групповая форма организации урока введения нового знания // Начальная школа плюс до и после. - 2003. – № 2. - С. 36

  11. Носова, И. В. Особенности работы в малых группах // Начальная школа плюс до и после. – 2004. - № 6. – С. 69






Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос