В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Арман Григорян
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 8821
Краткое описание
Статья написана для тех, кто задумывается о роли науки и образования в современном мире, занимается развитием исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях и формах организации образовательной деятельности. В своей работе мы перечислили лишь основные и наиболее характерные для исследовательского обучения методы, приемы и формы. Разумеется, они могут комбинироваться с иными традиционными или инновационными формами, методами и приемами обучения. Экспериментируя с исследовательским обучением, необходимо следить затем, чтобы исследовательская деятельность не разрушила систематичности того или иного курса. Пусть каждый из нас обретет свой метод – путь познания этого мира!
Описание
Григорян Арман Фрунзикович
 
Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, МОУ СОШ №6 с. Спицевка Грачевского муниципального района Ставропольского края
 
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся
 
 Статья написана для тех, кто задумывается о роли науки и образования в современном мире, занимается развитием исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях и формах организации образовательной деятельности.  
 В своей работе мы перечислили лишь основные и наиболее характерные для исследовательского обучения методы, приемы и формы. Разумеется, они могут комбинироваться с иными традиционными или инновационными формами, методами и приемами обучения. Экспериментируя с исследовательским обучением, необходимо следить затем, чтобы исследовательская деятельность не разрушила систематичности того или иного курса.  
 Пусть каждый из нас обретет свой метод – путь познания этого мира!  
 
 «Наука – основной элемент, объединяющий мысли людей, рассеянных по земному шару, и это – одно из высоких ее назначений. На мой взгляд, нет такой человеческой деятельности, где согласие между людьми было бы настолько очевидно».
 Ф. Жолио-Кюри  
 В наше время быстрых перемен, постоянного внедрения новых технологий, новых знаний, современное общество как никогда нуждается в высокообразованных молодых специалистах, умеющих принимать на практике полученные знания, уже имеющих опыт самостоятельной исследовательской работы. Современный темп жизни предъявляет свои требования. Таким образом, предъявляются новые требования к системе образования, потому что такие качества должны вырабатываться с детства.
 Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворять в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
 Велико значение творческой исследовательской работы школьников в плане изменения содержания образования и связанной с этим модернизации образовательной среды.
 Процесс будет развиваться успешно в условиях деятельностного подхода, когда учитель и ученик становятся партнерами. Таким образом, мы приходим к необходимости введения понятия индивидуальной образовательной траектории со всеми вытекающими последствиями: индивидуальным ученическим целеполаганием, планированием и темпом образовательной деятельности, личностным компонентом содержания образования, выбором оптимальных форм и методов обучения, системы контроля и оценки.  
 Для педагога-практика весьма важным является организация детского исследования, его постановка и логика прохождения. Для комплексного анализа этой проблемы представляется необходимым рассмотреть сам феномен исследования в методологическом плане.
 Под исследованием следует понимать разновидность творческой деятельности, направленной на получение качественно нового знания. При этом характер полученного знания может быть различными. В ходе исследования может быть получен принципиально новый интеллектуальный продукт, и в этом случае речь идет о собственно научном исследовании.  
 Таким образом, мы приходим к выводу, что исследовательская работа – это особый вид деятельности, где деятельность есть активное взаимодействие субъекта и объекта. Основу исследовательской деятельности составляют действия, направленных на решение проблемных задач и ситуаций.
 
 
 Бесспорно, наиболее ценным следует считать участие детей в исследовании с самого начала, то есть с постановки вопроса. Наш принцип – стремиться к тому, чтобы продукт исследования имел социальное значение, то есть был бы востребован. Однако социальная значимость детских исследовательских работ не может являться самоцелью. Такой подход может быть наиболее эффективно реализован через систему научных обществ.
 Научное общество учащихся (НОУ)  — добровольное общественное объединение учащихся и преподавателей, занятых научной и проектно-исследовательской деятельностью.
 Организация исследовательской деятельности учащихся имеет довольно сложную структуру. В качестве ее первого элемента выступают уроки в базовых курсах с элементами исследования, приучающие учащихся не «глотать» знания, а размышлять и добывать их в ходе небольших исследований.  
Схема 1 — Циклическая структура исследовательской деятельности
 
Схема 2 — Структура организации исследовательской деятельности учащихся
 
 Вторым элементом является курс (кружок) «Методы научных исследований». Этот курс, углубляющийся по мере взросления детей, роста их знаний в базовых курсах и получения опыта собственных исследований, рассчитан на несколько лет и призван, научить учащихся тем подходам, навыкам и умениям, которые необходимы исследователю в любой области знания.  
 
 
 
 
Схема 3 — Основные задачи курса «Методы научного исследования»
 
Все перечисленные задачи – общие для любой области знания, и их решение в рамках курса позволяет ориентировать учащихся на конкретные подходы и методы, свойственные выбранной ими научной области.  Исследовательская работа позволяет каждому школьнику искать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя — создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Исследовательская деятельность — мощное средство развития познавательной самостоятельности школьников. Приобщение учащихся к исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе школьного образования, когда у учащихся развивается рефлексивное сознание.
 Обычно выбор исследовательских работ в средней школе определяется доступностью объектов исследования, минимальным использованием оборудования и специальной литературы. Результаты их, как правило, известны только в общих чертах и практически всегда содержат элементы научного исследования. За счет подобных работ наука и практика могут обогащаться какими-то новыми фактами, полезными знаниями, обычно локального и регионального характера. Это позволяет мотивировать предлагаемую учащимся исследовательскую деятельность, возбуждая их интерес.
 Юные исследователи, работая в школьном научном обществе, имеют возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей, внося посильный вклад в общий банк знаний человечества, приобщаясь к высокому творчеству. Главная задача преподавателя – помочь найти каждому учащемуся свой интерес в различных областях науки, выйти на дорогу поиска в науке, жизни и постараться наиболее полно раскрыть свои способности.  
 Научно-исследовательская деятельность учащихся является одним из приоритетных направлений образования в нашей школе. Ставя перед собой задачу формирования творческой личности, педагогический коллектив планирует работу по подготовке школьника к исследовательской, поисковой деятельности, начиная с 5-го класса. Это индивидуальный, личностно-ориентированный подход к образованию каждого школьника. Психологические исследования показывают, что раннее начало творческой деятельности положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества личности ребенка.
 В нашей школе научно-исследовательская деятельность учащихся носит системный характер: от индивидуального исследования по теме, по предмету к групповому телекоммуникационному проекту с широким охватом многих областей знаний.  
 Учащимся предоставляется возможность выбора тем, методов исследований, форм отчета о работе. Такая личностная ориентация позволяет максимально приблизить темы научно-исследовательских работ к жизни самого ученика, его семьи, товарищей, сделать его исследование интересным и нужным. Тематика проектов, их содержание, оформление результатов и презентация — конкурентоспособны, ориентированы на победу в конкурсах.
 Мы обеспечиваем максимальное продвижение результатов проектов на различного рода юношеские конференции, турниры, конкурсы. Это дает учащимся навыки научных дискуссий и умение правильно представлять свои достижения.
 Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику расширить знания и представления об окружающем мире, понять, что познавать его можно бесконечно, и, конечно же, реализовать личный творческий потенциал.  

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
статья_Григорян_МОУСОШ№6_Грачевский район_Ставропольский край.doc Скачать


Григорян Арман Фрунзикович


Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, МОУ СОШ №6 с. Спицевка Грачевского муниципального района Ставропольского края


Организация научно-исследовательской деятельности учащихся


Статья написана для тех, кто задумывается о роли науки и образования в современном мире, занимается развитием исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях и формах организации образовательной деятельности.

В своей работе мы перечислили лишь основные и наиболее характерные для исследовательского обучения методы, приемы и формы. Разумеется, они могут комбинироваться с иными традиционными или инновационными формами, методами и приемами обучения. Экспериментируя с исследовательским обучением, необходимо следить затем, чтобы исследовательская деятельность не разрушила систематичности того или иного курса.

Пусть каждый из нас обретет свой метод – путь познания этого мира!


«Наука – основной элемент, объединяющий мысли людей, рассеянных по земному шару, и это – одно из высоких ее назначений. На мой взгляд, нет такой человеческой деятельности, где согласие между людьми было бы настолько очевидно».

Ф. Жолио-Кюри

В наше время быстрых перемен, постоянного внедрения новых технологий, новых знаний, современное общество как никогда нуждается в высокообразованных молодых специалистах, умеющих принимать на практике полученные знания, уже имеющих опыт самостоятельной исследовательской работы. Современный темп жизни предъявляет свои требования. Таким образом, предъявляются новые требования к системе образования, потому что такие качества должны вырабатываться с детства.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворять в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Велико значение творческой исследовательской работы школьников в плане изменения содержания образования и связанной с этим модернизации образовательной среды.

Процесс будет развиваться успешно в условиях деятельностного подхода, когда учитель и ученик становятся партнерами. Таким образом, мы приходим к необходимости введения понятия индивидуальной образовательной траектории со всеми вытекающими последствиями: индивидуальным ученическим целеполаганием, планированием и темпом образовательной деятельности, личностным компонентом содержания образования, выбором оптимальных форм и методов обучения, системы контроля и оценки.

Для педагога-практика весьма важным является организация детского исследования, его постановка и логика прохождения. Для комплексного анализа этой проблемы представляется необходимым рассмотреть сам феномен исследования в методологическом плане.

Под исследованием следует понимать разновидность творческой деятельности, направленной на получение качественно нового знания. При этом характер полученного знания может быть различными. В ходе исследования может быть получен принципиально новый интеллектуальный продукт, и в этом случае речь идет о собственно научном исследовании.

Таким образом, мы приходим к выводу, что исследовательская работа – это особый вид деятельности, где деятельность есть активное взаимодействие субъекта и объекта. Основу исследовательской деятельности составляют действия, направленных на решение проблемных задач и ситуаций.















Бесспорно, наиболее ценным следует считать участие детей в исследовании с самого начала, то есть с постановки вопроса. Наш принцип – стремиться к тому, чтобы продукт исследования имел социальное значение, то есть был бы востребован. Однако социальная значимость детских исследовательских работ не может являться самоцелью. Такой подход может быть наиболее эффективно реализован через систему научных обществ.

Научное общество учащихся (НОУ) - добровольное общественное объединение учащихся и преподавателей, занятых научной и проектно-исследовательской деятельностью.

Организация исследовательской деятельности учащихся имеет довольно сложную структуру. В качестве ее первого элемента выступают уроки в базовых курсах с элементами исследования, приучающие учащихся не «глотать» знания, а размышлять и добывать их в ходе небольших исследований.

Схема 1 - Циклическая структура исследовательской деятельности














Схема 2 - Структура организации исследовательской деятельности учащихся













Вторым элементом является курс (кружок) «Методы научных исследований». Этот курс, углубляющийся по мере взросления детей, роста их знаний в базовых курсах и получения опыта собственных исследований, рассчитан на несколько лет и призван, научить учащихся тем подходам, навыкам и умениям, которые необходимы исследователю в любой области знания.



Схема 3 - Основные задачи курса «Методы научного исследования»





















Все перечисленные задачи – общие для любой области знания, и их решение в рамках курса позволяет ориентировать учащихся на конкретные подходы и методы, свойственные выбранной ими научной области.

Исследовательская работа позволяет каждому школьнику искать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Исследовательская деятельность - мощное средство развития познавательной самостоятельности школьников. Приобщение учащихся к исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе школьного образования, когда у учащихся развивается рефлексивное сознание.

Обычно выбор исследовательских работ в средней школе определяется доступностью объектов исследования, минимальным использованием оборудования и специальной литературы. Результаты их, как правило, известны только в общих чертах и практически всегда содержат элементы научного исследования. За счет подобных работ наука и практика могут обогащаться какими-то новыми фактами, полезными знаниями, обычно локального и регионального характера. Это позволяет мотивировать предлагаемую учащимся исследовательскую деятельность, возбуждая их интерес.

Юные исследователи, работая в школьном научном обществе, имеют возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей, внося посильный вклад в общий банк знаний человечества, приобщаясь к высокому творчеству. Главная задача преподавателя – помочь найти каждому учащемуся свой интерес в различных областях науки, выйти на дорогу поиска в науке, жизни и постараться наиболее полно раскрыть свои способности.

Научно-исследовательская деятельность учащихся является одним из приоритетных направлений образования в нашей школе. Ставя перед собой задачу формирования творческой личности, педагогический коллектив планирует работу по подготовке школьника к исследовательской, поисковой деятельности, начиная с 5-го класса. Это индивидуальный, личностно-ориентированный подход к образованию каждого школьника. Психологические исследования показывают, что раннее начало творческой деятельности положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества личности ребенка.

В нашей школе научно-исследовательская деятельность учащихся носит системный характер: от индивидуального исследования по теме, по предмету к групповому телекоммуникационному проекту с широким охватом многих областей знаний.

Учащимся предоставляется возможность выбора тем, методов исследований, форм отчета о работе. Такая личностная ориентация позволяет максимально приблизить темы научно-исследовательских работ к жизни самого ученика, его семьи, товарищей, сделать его исследование интересным и нужным. Тематика проектов, их содержание, оформление результатов и презентация - конкурентоспособны, ориентированы на победу в конкурсах.

Мы обеспечиваем максимальное продвижение результатов проектов на различного рода юношеские конференции, турниры, конкурсы. Это дает учащимся навыки научных дискуссий и умение правильно представлять свои достижения.

Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику расширить знания и представления об окружающем мире, понять, что познавать его можно бесконечно, и, конечно же, реализовать личный творческий потенциал.



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос