В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок "Нуклеиновые кислоты"

Нина Кузнецова Нина Кузнецова
Тип материала: Урок
просмотров: 12751    комментариев: 3
Краткое описание
Урок на тему нуклеиновые кислоты Презентация микробиология.

Описание

 
Тема урока: Нуклеиновые кислоты 
 
Образовательная цель: изучить строение, функции нуклеиновых кислот
 
Развивающая цель: формировать умения и навыки, используя принцип комплементарности, осуществлять репликацию ДНК; сравнивать ДНК и РНК; объяснять их значение в хранении и передаче наследственной информации.
 
Воспитательная цель: способствовать профориентации – знакомство с профессиями микробиолога и генетика эксперта.
 
Тип урока: урок изучения нового
 
Методы проведения: словесный, проблемный, наглядный, игровой, самостоятельная работа.
 
Средства обучения: модель ДНК; наглядные пособия — таблицы:«Нуклеиновые кислоты», «ДНК», «Строение клетки», «Белки»; модели нуклеотидов; раздаточный материал – таб. «Единицы измерения», вопросы к в/фильму, видеофильм «Секретная азбука жизни»,
 
Ход урока
 1.Организационный момент
-Приветствие
-Проверка готовности к уроку.
2.Актуализация знаний
 
                         
 
Деятельность учителя
 
Деятельность учеников
  Сегодня на уроке мы продолжим изучение органических соединений.
-Какие органические вещества содержатся в клетке?
-Какие органические вещества выполняют строительную функцию?
-Какие органические вещества выполняют защитную функцию?
-Какие органические вещества выполняют энергетическую функцию?
-Какие органические вещества выполняют транспортную функцию?
-Какие органические вещества выполняют каталитическую функцию?
-Какие органические вещества являются основой жизни по определению Ф. Энгельса?
-Какие органические вещества участвуют во всех функциях, протекающих в клетке?
Да – это белки. (внимание уч-ся обращаю к таблице «Структура и функции белков» Молекулы белков выполняющих различные функции отличаются друг от друга последовательностью аминокислот. Если последовательность аминокислот в молекуле нарушается, то и нарушается их функция. Например, замена аминокислоты глютамина в молекуле белка гемоглобина на аминокислоту валин приводит к нарушению свойств и функции белка гемоглобина. –Какой вывод следует из этого?
Общий вывод: каждая молекула белка имеет строгую последовательность аминокислот. Проблемный вопрос.   Где же в клетке хранится информация о последовательности аминокислот в молекулах белков?
 

Отвечают на вопросы













Уч-ся делают вывод.
  Сообщение темы урока «Нуклеиновые кислоты»
  Записывают в тетрадь
 
 
3.Мотивация учебной деятельности.
 
                         
 
Деятельность учителя
 
Деятельность учеников
   Видеофильм  «Секреты ДНК». (фрагмент страшной стихийной катастрофы – цунами. Сотни тысяч погибших. Найден двух месячный ребенок. 9 супружеских пар заявили, что они являются его родителями.
 Проблемная ситуация:
– Каким способом была разрешена данная ситуация?  
Проблемный вопрос:  
Что же собой представляет ДНК — молекула, помогающая родным людям найти друг друга.
  Смотрят в/фильм


Решают проблемную ситуацию.
Это можно сделать при помощи теста ДНК
  Сообщение целей урока:
-изучить строение нуклеиновых кислот – ДНК и РНК;
-выяснить каким образом строение нуклеиновых кислот связано с выполняемыми ими функциями – хранение и передача наследственной информации;
-научиться осуществлять репликацию ДНК;
-познакомиться с практическим применением знаний о ДНК;
-использовать материал урока для выбора будущей профессии.
 
слушают
 
 
4. Изучение нового материала
                                                                         
 
Деятельность учителя
 
Деятельность учеников
  Сообщение плана изучения нового материала
 План  
1.Открытие ДНК
2.Локализация ДНК в клетке
3.Строение молекулы ДНК
4.Строение РНК
5.Практическое применение знаний о ДНК.
6.Закрепление знаний и умений
  Слушают и записывают в тетрадь план изучения нового материала


 
  1. Открытие ДНК
Просмотр фрагмента в/фильма «Секреты ДНК»
Вопрос: «Кто впервые открыл структуру ДНК?»
  1. Локализация ДНК в клетке Демонстрация таблицы «Строение клетки»
Вопрос классу: «Можете ли вы назвать органоиды клетки, в которых находится ДНК?
  1. Строение ДНК демонстрация модели ДНК -вопрос классу: «В чем особенность структуры молекулы ДНК?»  Объяснение строения молекулы ДНК -высокомолекулярное соединение; -полимер; -мономером ДНК являются нуклеотиды; -нуклеотид- это соединение, состоящее из остатков азотистого основания, углевода дезоксирибозы и фосфата; -четыре нуклеотида соединяясь между собой образуют цепочку ДНК – таблица «Строение ДНК»   Демонстрация моделей нуклеотидов и их сравнение;  В чем их сходство и отличие?  -название нуклеотиды получили от азотистых оснований: аденин –А; цитозин –Ц; гуанин – Г; тимин –Т -молекула ДНК –двуцепочечная, одна цепочка около другой удерживается водородными связями, образующимися между азотистыми основаниями. Просмотр фрагмента в/фильма «Секреты ДНК»  Вопрос классу«Какая закономерность существует в образовании водородных связей между азотистыми основаниями?»  -объяснение с записью схемы строения ДНК: Т-Ц-Г-А-Т-Г-Ц-А-Г-Т-Ц-А-Г А-Г-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-Ц-А-Г-Т-Ц -Т всегда располагается напротив А, -Ц всегда располагается напротив Г. закономерность такого расположения называют принципом комплементарности. (количество нуклеотидов А=Т, а количество нуклеотидов Ц=Г –правило Э.Чаргаффа).
  Узнают при просмотре в/фильма о ученых, открывших структуру ДНК и записывают фамилии ученых в тетрадь.
Рассматривают клетку и называют органоиды, где локализована ДНК (ядро, митохондрии, хлоропласты), запись в тетрадь.

Отвечают на вопрос
Записывают в тетрадь характеристику ДНК.





Сравнивают нуклеотиды, находят сходство и отличия.
Записывают название нуклеотидов в тетрадь



Отвечают на вопрос, после просмотра фрагмента в/ф.


Записывают схему двойной цепочки ДНК
  Репликация или удвоение ДНК.
ДНК не только хранит наследственную информацию, но и передает её. Клетки постоянно делятся и вновь возникшие дочерние клетки являются копией материнской клетки. –Проблемный вопрос:   Каким образом происходит равномерное распределение наследственной информации?
Объяснение механизма репликации ДНК по принципу комплементарности
 



Обсуждают проблемный вопрос
Слушают и записывают в тетрадь схему репликации ДНК.
 
 
  Первичное закрепление знаний о структуре и функции ДНК.
1)Игра – соревнование: «Кто быстрее». Условие: необходимо достроит вторую цепочку ДНК. Каждый ряд – команда, получает лист с фрагментом одной цепи ДНК, который передается по цепочке.
1 команда: цепочка № 1 Т-Ц-Г-Т-А-Ц-А-Г-А-Г-Т-Ц
цепочка № 2 ?
2 команда: цепочка № 1 А-Г-Ц-А-Т-Г-Т-Ц-Т-Ц-А-Г
цепочка № 2 ?
3, 4, 5,6 команды получают аналогичные задания.
На выполнение дается 1 минута
— Подведение итогов соревнования .
2)Вопрос: Что вы узнали на уроке о ДНК?
Каждый из вас должен сказать одно предложение о ДНК, связанное со строением или функцией.
(условие: не повторяться).
3)Обобщение знаний о ДНК в форме стихотворения (называю имя и фамилию ученика, который накануне урока получил задание выучить стих)
 

Каждый уч-ся команды указывает один из нуклеотидов второй цепочки ДНК



Уч-ся сами проверяют правильность написания второй цепи ДНК

Уч-ся рассказывают всё, что узнали на уроке о строение, функции ДНК.

Ученик читает стих о строении ДНК:
ДНК – она двойная
И строеньем не простая.
Мономер- нуклеотид,
Из трех штучек состоит
За азотным основаньем
Как в строю – вот красота.
Углевод дезоксирибоза,
Фосфорная кислота.
Есть четыре основанья,
Мы запомним их названья:
Цитозин + гуанин,
А тимин + аденин
  4.Строение РНК
Проблемная ситуация: Информация о последовательности аминокислот в молекуле белка хранится в ДНК ядра клетки, а сборку производят рибосомы, расположенные в цитоплазме. Молекула ДНК из-за своей громадной молекулярной массы не способны покинуть ядро. Каким образом план сборки молекулы белка передается на рибосомыКакая структура клетки осуществляет связь между ДНК и рибосомами?
О РНК нам расскажет (называю имя и фамилию уч-ся, который получил опережающее задание)
— В чем сходство и различие ДНК и РНК? Используя таблицу «Нуклеиновые кислоты» сравните нуклеиновые кислоты.
 
Участвуют в решении проблемной ситуации.




Уч-ся рассказывает о РНК, особенностях строения, о видах РНК.
-Сравнивают РНК и ДНК
 
  1.  Практическое применение знаний о ДНК.   Заочная экскурсия в лабораторию генетической экспертизы
Просмотр фрагмента в/фильма «Секреты ДНК»
Вопросы к в/фильму на каждой парте.
Вопросы к в/фильму:
-Клетки, каких тканей используют для теста ДНК?
-Как проводят анализ ДНК?
-Для чего делают тест ДНК?
-Люди, какой профессии работают в лабораториях генетической экспертизы?

 


Смотрят в/фильм.

Отвечают на вопросы
 
  1. Первичное закрепление знаний – карточки с заданиями 1 и 2 варианты. Выполнение 5 минут.
Вариант № 1
Задание №1 Укажите последовательность нуклеотидов второй цепочки ДНК, если первая цепочка имеет следующую последовательность нуклеотидов: А-Г-Т-Ц-А-Г-Т-А-Ц-Ц-Г-Т-Г-Ц-Т
Задание № 2 Найдите ошибки в структуре молекулы ДНК
А-Ц-Т-Г-А-Ц-Г-А-Т-Ц-Т-Г
Т-Г-Ц-Ц-Т-Г-Ц-Т-А-Т-А-Ц
Задание № 3 Тест
1.Мономером ДНК является:
а)нуклеотид; б)аминокислота; в)глюкоза; г)глицерин.
2.В состав ДНК НЕ входит: а)дезоксирибоза; б)аденин; в)урацил; г)фосфат.
3.Модель структуры ДНК открыли в 1953 г.:
а)И.П. Павлов и И.М. Сеченов; б)Ф. Крик и Д. Уотсон; в)Ч.Дарвин и Ж. Ламарк.
4.Функции ДНК в клетке: а)является одним из источников энергии; б)принимает непосредственное участие в синтезе белков; в)участвует в синтезе углеводов и липидов; г)обеспечивает хранение и передачу наследственной информации.
5.Нуклеотиду Ц комплементарен нуклеотид: а)А; б)Г; в)Т; г)У.
*Задание  № 4 Решите задачу, используя правило Э. Чаргаффа.
В молекуле ДНК адениновых нуклеотидов насчитывается 20% от общего числа нуклеотидов. Определите количество в % Т, Ц, Г нуклеотидов.
  Выполняют задания
  7.Домашнее задание п.22 вопросы 11,12 стр 112;
Используя интернет ресурсы, найдите ответ на вопрос: «Почему результат теста ДНК подтверждающий отцовство равен 99,9%, а не 100%?
  Записывают д/з
  8.Итог урока:
-Какие новые знания вы сегодня получили на уроке?
-Чему вы научились?
-Что на уроке было интересное, познавательное?
-Какие вопросы урока вызвали у вас затруднение?
-Что вы узнали о профессии генетика эксперта?
(выставление оценок, их комментирование).
 
Участвуют в подведении итога урока
 
 
Пожаловаться 24 мая 2011
Файлы
Урок Нуклеиновые кислоты.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Презентация Микробиология.ppt
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • 30 декабря 201218:53
    musaovna1988

    С наступающим, хватит в инете сидеть вылазти на улицу

  • 4 января 201313:29
    sipachev1981

    Поддерживаю ваше мнение

  • 16 января 201312:50
    makarenkoamakarenkoa

    Буду знать, большое спасибо за объяснение.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru