В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок "Нуклеиновые кислоты"

Урок "Нуклеиновые кислоты"

Нина Кузнецова
Тип материала: Урок
просмотров: 17123 комментариев: 3
Краткое описание
Урок на тему нуклеиновые кислоты Презентация микробиология.
Описание

 
Тема урока: Нуклеиновые кислоты 
 
Образовательная цель: изучить строение, функции нуклеиновых кислот
 
Развивающая цель: формировать умения и навыки, используя принцип комплементарности, осуществлять репликацию ДНК; сравнивать ДНК и РНК; объяснять их значение в хранении и передаче наследственной информации.
 
Воспитательная цель: способствовать профориентации – знакомство с профессиями микробиолога и генетика эксперта.
 
Тип урока: урок изучения нового
 
Методы проведения: словесный, проблемный, наглядный, игровой, самостоятельная работа.
 
Средства обучения: модель ДНК; наглядные пособия — таблицы:«Нуклеиновые кислоты», «ДНК», «Строение клетки», «Белки»; модели нуклеотидов; раздаточный материал – таб. «Единицы измерения», вопросы к в/фильму, видеофильм «Секретная азбука жизни»,
 
Ход урока
 1.Организационный момент
-Приветствие
-Проверка готовности к уроку.
2.Актуализация знаний
 
                         
 
Деятельность учителя
 
Деятельность учеников
  Сегодня на уроке мы продолжим изучение органических соединений.
-Какие органические вещества содержатся в клетке?
-Какие органические вещества выполняют строительную функцию?
-Какие органические вещества выполняют защитную функцию?
-Какие органические вещества выполняют энергетическую функцию?
-Какие органические вещества выполняют транспортную функцию?
-Какие органические вещества выполняют каталитическую функцию?
-Какие органические вещества являются основой жизни по определению Ф. Энгельса?
-Какие органические вещества участвуют во всех функциях, протекающих в клетке?
Да – это белки. (внимание уч-ся обращаю к таблице «Структура и функции белков» Молекулы белков выполняющих различные функции отличаются друг от друга последовательностью аминокислот. Если последовательность аминокислот в молекуле нарушается, то и нарушается их функция. Например, замена аминокислоты глютамина в молекуле белка гемоглобина на аминокислоту валин приводит к нарушению свойств и функции белка гемоглобина. –Какой вывод следует из этого?
Общий вывод: каждая молекула белка имеет строгую последовательность аминокислот. Проблемный вопрос.   Где же в клетке хранится информация о последовательности аминокислот в молекулах белков?
 

Отвечают на вопросы













Уч-ся делают вывод.
  Сообщение темы урока «Нуклеиновые кислоты»
  Записывают в тетрадь
 
 
3.Мотивация учебной деятельности.
 
                         
 
Деятельность учителя
 
Деятельность учеников
   Видеофильм  «Секреты ДНК». (фрагмент страшной стихийной катастрофы – цунами. Сотни тысяч погибших. Найден двух месячный ребенок. 9 супружеских пар заявили, что они являются его родителями.
 Проблемная ситуация:
– Каким способом была разрешена данная ситуация?  
Проблемный вопрос:  
Что же собой представляет ДНК — молекула, помогающая родным людям найти друг друга.
  Смотрят в/фильм


Решают проблемную ситуацию.
Это можно сделать при помощи теста ДНК
  Сообщение целей урока:
-изучить строение нуклеиновых кислот – ДНК и РНК;
-выяснить каким образом строение нуклеиновых кислот связано с выполняемыми ими функциями – хранение и передача наследственной информации;
-научиться осуществлять репликацию ДНК;
-познакомиться с практическим применением знаний о ДНК;
-использовать материал урока для выбора будущей профессии.
 
слушают
 
 
4. Изучение нового материала
                                                                         
 
Деятельность учителя
 
Деятельность учеников
  Сообщение плана изучения нового материала
 План  
1.Открытие ДНК
2.Локализация ДНК в клетке
3.Строение молекулы ДНК
4.Строение РНК
5.Практическое применение знаний о ДНК.
6.Закрепление знаний и умений
  Слушают и записывают в тетрадь план изучения нового материала


 
  1. Открытие ДНК
Просмотр фрагмента в/фильма «Секреты ДНК»
Вопрос: «Кто впервые открыл структуру ДНК?»
  1. Локализация ДНК в клетке Демонстрация таблицы «Строение клетки»
Вопрос классу: «Можете ли вы назвать органоиды клетки, в которых находится ДНК?
  1. Строение ДНК демонстрация модели ДНК -вопрос классу: «В чем особенность структуры молекулы ДНК?»  Объяснение строения молекулы ДНК -высокомолекулярное соединение; -полимер; -мономером ДНК являются нуклеотиды; -нуклеотид- это соединение, состоящее из остатков азотистого основания, углевода дезоксирибозы и фосфата; -четыре нуклеотида соединяясь между собой образуют цепочку ДНК – таблица «Строение ДНК»   Демонстрация моделей нуклеотидов и их сравнение;  В чем их сходство и отличие?  -название нуклеотиды получили от азотистых оснований: аденин –А; цитозин –Ц; гуанин – Г; тимин –Т -молекула ДНК –двуцепочечная, одна цепочка около другой удерживается водородными связями, образующимися между азотистыми основаниями. Просмотр фрагмента в/фильма «Секреты ДНК»  Вопрос классу«Какая закономерность существует в образовании водородных связей между азотистыми основаниями?»  -объяснение с записью схемы строения ДНК: Т-Ц-Г-А-Т-Г-Ц-А-Г-Т-Ц-А-Г А-Г-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-Ц-А-Г-Т-Ц -Т всегда располагается напротив А, -Ц всегда располагается напротив Г. закономерность такого расположения называют принципом комплементарности. (количество нуклеотидов А=Т, а количество нуклеотидов Ц=Г –правило Э.Чаргаффа).
  Узнают при просмотре в/фильма о ученых, открывших структуру ДНК и записывают фамилии ученых в тетрадь.
Рассматривают клетку и называют органоиды, где локализована ДНК (ядро, митохондрии, хлоропласты), запись в тетрадь.

Отвечают на вопрос
Записывают в тетрадь характеристику ДНК.





Сравнивают нуклеотиды, находят сходство и отличия.
Записывают название нуклеотидов в тетрадь



Отвечают на вопрос, после просмотра фрагмента в/ф.


Записывают схему двойной цепочки ДНК
  Репликация или удвоение ДНК.
ДНК не только хранит наследственную информацию, но и передает её. Клетки постоянно делятся и вновь возникшие дочерние клетки являются копией материнской клетки. –Проблемный вопрос:   Каким образом происходит равномерное распределение наследственной информации?
Объяснение механизма репликации ДНК по принципу комплементарности
 



Обсуждают проблемный вопрос
Слушают и записывают в тетрадь схему репликации ДНК.
 
 
  Первичное закрепление знаний о структуре и функции ДНК.
1)Игра – соревнование: «Кто быстрее». Условие: необходимо достроит вторую цепочку ДНК. Каждый ряд – команда, получает лист с фрагментом одной цепи ДНК, который передается по цепочке.
1 команда: цепочка № 1 Т-Ц-Г-Т-А-Ц-А-Г-А-Г-Т-Ц
цепочка № 2 ?
2 команда: цепочка № 1 А-Г-Ц-А-Т-Г-Т-Ц-Т-Ц-А-Г
цепочка № 2 ?
3, 4, 5,6 команды получают аналогичные задания.
На выполнение дается 1 минута
— Подведение итогов соревнования .
2)Вопрос: Что вы узнали на уроке о ДНК?
Каждый из вас должен сказать одно предложение о ДНК, связанное со строением или функцией.
(условие: не повторяться).
3)Обобщение знаний о ДНК в форме стихотворения (называю имя и фамилию ученика, который накануне урока получил задание выучить стих)
 

Каждый уч-ся команды указывает один из нуклеотидов второй цепочки ДНК



Уч-ся сами проверяют правильность написания второй цепи ДНК

Уч-ся рассказывают всё, что узнали на уроке о строение, функции ДНК.

Ученик читает стих о строении ДНК:
ДНК – она двойная
И строеньем не простая.
Мономер- нуклеотид,
Из трех штучек состоит
За азотным основаньем
Как в строю – вот красота.
Углевод дезоксирибоза,
Фосфорная кислота.
Есть четыре основанья,
Мы запомним их названья:
Цитозин + гуанин,
А тимин + аденин
  4.Строение РНК
Проблемная ситуация: Информация о последовательности аминокислот в молекуле белка хранится в ДНК ядра клетки, а сборку производят рибосомы, расположенные в цитоплазме. Молекула ДНК из-за своей громадной молекулярной массы не способны покинуть ядро. Каким образом план сборки молекулы белка передается на рибосомыКакая структура клетки осуществляет связь между ДНК и рибосомами?
О РНК нам расскажет (называю имя и фамилию уч-ся, который получил опережающее задание)
— В чем сходство и различие ДНК и РНК? Используя таблицу «Нуклеиновые кислоты» сравните нуклеиновые кислоты.
 
Участвуют в решении проблемной ситуации.




Уч-ся рассказывает о РНК, особенностях строения, о видах РНК.
-Сравнивают РНК и ДНК
 
  1.  Практическое применение знаний о ДНК.   Заочная экскурсия в лабораторию генетической экспертизы
Просмотр фрагмента в/фильма «Секреты ДНК»
Вопросы к в/фильму на каждой парте.
Вопросы к в/фильму:
-Клетки, каких тканей используют для теста ДНК?
-Как проводят анализ ДНК?
-Для чего делают тест ДНК?
-Люди, какой профессии работают в лабораториях генетической экспертизы?

 


Смотрят в/фильм.

Отвечают на вопросы
 
  1. Первичное закрепление знаний – карточки с заданиями 1 и 2 варианты. Выполнение 5 минут.
Вариант № 1
Задание №1 Укажите последовательность нуклеотидов второй цепочки ДНК, если первая цепочка имеет следующую последовательность нуклеотидов: А-Г-Т-Ц-А-Г-Т-А-Ц-Ц-Г-Т-Г-Ц-Т
Задание № 2 Найдите ошибки в структуре молекулы ДНК
А-Ц-Т-Г-А-Ц-Г-А-Т-Ц-Т-Г
Т-Г-Ц-Ц-Т-Г-Ц-Т-А-Т-А-Ц
Задание № 3 Тест
1.Мономером ДНК является:
а)нуклеотид; б)аминокислота; в)глюкоза; г)глицерин.
2.В состав ДНК НЕ входит: а)дезоксирибоза; б)аденин; в)урацил; г)фосфат.
3.Модель структуры ДНК открыли в 1953 г.:
а)И.П. Павлов и И.М. Сеченов; б)Ф. Крик и Д. Уотсон; в)Ч.Дарвин и Ж. Ламарк.
4.Функции ДНК в клетке: а)является одним из источников энергии; б)принимает непосредственное участие в синтезе белков; в)участвует в синтезе углеводов и липидов; г)обеспечивает хранение и передачу наследственной информации.
5.Нуклеотиду Ц комплементарен нуклеотид: а)А; б)Г; в)Т; г)У.
*Задание  № 4 Решите задачу, используя правило Э. Чаргаффа.
В молекуле ДНК адениновых нуклеотидов насчитывается 20% от общего числа нуклеотидов. Определите количество в % Т, Ц, Г нуклеотидов.
  Выполняют задания
  7.Домашнее задание п.22 вопросы 11,12 стр 112;
Используя интернет ресурсы, найдите ответ на вопрос: «Почему результат теста ДНК подтверждающий отцовство равен 99,9%, а не 100%?
  Записывают д/з
  8.Итог урока:
-Какие новые знания вы сегодня получили на уроке?
-Чему вы научились?
-Что на уроке было интересное, познавательное?
-Какие вопросы урока вызвали у вас затруднение?
-Что вы узнали о профессии генетика эксперта?
(выставление оценок, их комментирование).
 
Участвуют в подведении итога урока
 
 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок Нуклеиновые кислоты.doc Скачать














Урок биологии



Тема: «Нуклеиновые кислоты»



Класс 9 г


СОШ № 1 г. Нерюнгри



Учитель: Кузнецова Нина Вениаминовна






















Тема урока: Нуклеиновые кислоты


Образовательная цель: изучить строение, функции нуклеиновых кислот


Развивающая цель: формировать умения и навыки , используя принцип комплементарности, осуществлять репликацию ДНК; сравнивать ДНК и РНК; объяснять их значение в хранении и передаче наследственной информации.


Воспитательная цель: способствовать профориентации – знакомство с профессиями микробиолога и генетика эксперта.


Тип урока: урок изучения нового


Методы проведения: словесный, проблемный, наглядный, игровой, самостоятельная работа.


Средства обучения: модель ДНК; наглядные пособия - таблицы:«Нуклеиновые кислоты», «ДНК», «Строение клетки», «Белки»; модели нуклеотидов; раздаточный материал – таб. «Единицы измерения», вопросы к в/фильму, видеофильм «Секретная азбука жизни»,


Ход урока

1.Организационный момент

-Приветствие

-Проверка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний



Деятельность учителя



Деятельность учеников

Сегодня на уроке мы продолжим изучение органических соединений.

-Какие органические вещества содержатся в клетке?

-Какие органические вещества выполняют строительную функцию?

-Какие органические вещества выполняют защитную функцию?

-Какие органические вещества выполняют энергетическую функцию?

-Какие органические вещества выполняют транспортную функцию?

-Какие органические вещества выполняют каталитическую функцию?

-Какие органические вещества являются основой жизни по определению Ф. Энгельса?

-Какие органические вещества участвуют во всех функциях, протекающих в клетке?

Да – это белки. (внимание уч-ся обращаю к таблице «Структура и функции белков» Молекулы белков выполняющих различные функции отличаются друг от друга последовательностью аминокислот. Если последовательность аминокислот в молекуле нарушается, то и нарушается их функция. Например, замена аминокислоты глютамина в молекуле белка гемоглобина на аминокислоту валин приводит к нарушению свойств и функции белка гемоглобина. –Какой вывод следует из этого?

Общий вывод: каждая молекула белка имеет строгую последовательность аминокислот. Проблемный вопрос. Где же в клетке хранится информация о последовательности аминокислот в молекулах белков?




Отвечают на вопросы



























Уч-ся делают вывод.

Сообщение темы урока «Нуклеиновые кислоты»

Записывают в тетрадь


3.Мотивация учебной деятельности.



Деятельность учителя



Деятельность учеников

Видеофильм «Секреты ДНК». (фрагмент страшной стихийной катастрофы – цунами. Сотни тысяч погибших. Найден двух месячный ребенок. 9 супружеских пар заявили, что они являются его родителями.

Проблемная ситуация:

Каким способом была разрешена данная ситуация?

Проблемный вопрос:

- Что же собой представляет ДНК - молекула , помогающая родным людям найти друг друга.

Смотрят в/фильм





Решают проблемную ситуацию.

Это можно сделать при помощи теста ДНК


Сообщение целей урока:

-изучить строение нуклеиновых кислот – ДНК и РНК;

-выяснить каким образом строение нуклеиновых кислот связано с выполняемыми ими функциями – хранение и передача наследственной информации;

-научиться осуществлять репликацию ДНК;

-познакомиться с практическим применением знаний о ДНК;

-использовать материал урока для выбора будущей профессии.


слушают


4. Изучение нового материала


Деятельность учителя



Деятельность учеников

Сообщение плана изучения нового материала

План

1.Открытие ДНК

2.Локализация ДНК в клетке

3.Строение молекулы ДНК

4.Строение РНК

5.Практическое применение знаний о ДНК.

6.Закрепление знаний и умений

Слушают и записывают в тетрадь план изучения нового материала






  1. Открытие ДНК

Просмотр фрагмента в/фильма «Секреты ДНК»

Вопрос : «Кто впервые открыл структуру ДНК?»


  1. Локализация ДНК в клетке Демонстрация таблицы «Строение клетки»

Вопрос классу: «Можете ли вы назвать органоиды клетки, в которых находится ДНК?


  1. Строение ДНК демонстрация модели ДНК -вопрос классу: «В чем особенность структуры молекулы ДНК?» Объяснение строения молекулы ДНК -высокомолекулярное соединение; -полимер; -мономером ДНК являются нуклеотиды; -нуклеотид- это соединение, состоящее из остатков азотистого основания, углевода дезоксирибозы и фосфата; -четыре нуклеотида соединяясь между собой образуют цепочку ДНК – таблица «Строение ДНК» Демонстрация моделей нуклеотидов и их сравнение; В чем их сходство и отличие? -название нуклеотиды получили от азотистых оснований: аденин –А; цитозин –Ц; гуанин – Г; тимин –Т -молекула ДНК –двуцепочечная, одна цепочка около другой удерживается водородными связями, образующимися между азотистыми основаниями. Просмотр фрагмента в/фильма «Секреты ДНК» Вопрос классу: «Какая закономерность существует в образовании водородных связей между азотистыми основаниями?» -объяснение с записью схемы строения ДНК: Т-Ц-Г-А-Т-Г-Ц-А-Г-Т-Ц-А-Г А-Г-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-Ц-А-Г-Т-Ц -Т всегда располагается напротив А, -Ц всегда располагается напротив Г . закономерность такого расположения называют принципом комплементарности. (количество нуклеотидов А=Т, а количество нуклеотидов Ц=Г –правило Э.Чаргаффа).

Узнают при просмотре в/фильма о ученых, открывших структуру ДНК и записывают фамилии ученых в тетрадь.


Рассматривают клетку и называют органоиды, где локализована ДНК (ядро, митохондрии, хлоропласты), запись в тетрадь.



Отвечают на вопрос


Записывают в тетрадь характеристику ДНК.











Сравнивают нуклеотиды, находят сходство и отличия.

Записывают название нуклеотидов в тетрадь







Отвечают на вопрос, после просмотра фрагмента в/ф.





Записывают схему двойной цепочки ДНК

Репликация или удвоение ДНК.

ДНК не только хранит наследственную информацию, но и передает её. Клетки постоянно делятся и вновь возникшие дочерние клетки являются копией материнской клетки. –Проблемный вопрос: Каким образом происходит равномерное распределение наследственной информации?

Объяснение механизма репликации ДНК по принципу комплементарности







Обсуждают проблемный вопрос


Слушают и записывают в тетрадь схему репликации ДНК.



Первичное закрепление знаний о структуре и функции ДНК.

1)Игра – соревнование: «Кто быстрее». Условие: необходимо достроит вторую цепочку ДНК. Каждый ряд – команда, получает лист с фрагментом одной цепи ДНК, который передается по цепочке.

1 команда: цепочка № 1 Т-Ц-Г-Т-А-Ц-А-Г-А-Г-Т-Ц

цепочка № 2 ?

2 команда: цепочка № 1 А-Г-Ц-А-Т-Г-Т-Ц-Т-Ц-А-Г

цепочка № 2 ?

3, 4, 5,6 команды получают аналогичные задания.

На выполнение дается 1 минута

- Подведение итогов соревнования .


2)Вопрос: Что вы узнали на уроке о ДНК?

Каждый из вас должен сказать одно предложение о ДНК, связанное со строением или функцией.

(условие: не повторяться).


3)Обобщение знаний о ДНК в форме стихотворения (называю имя и фамилию ученика, который накануне урока получил задание выучить стих)




Каждый уч-ся команды указывает один из нуклеотидов второй цепочки ДНК







Уч-ся сами проверяют правильность написания второй цепи ДНК



Уч-ся рассказывают всё, что узнали на уроке о строение, функции ДНК.




Ученик читает стих о строении ДНК:

ДНК – она двойная

И строеньем не простая.

Мономер- нуклеотид,

Из трех штучек состоит

За азотным основаньем

Как в строю – вот красота.

Углевод дезоксирибоза,

Фосфорная кислота.

Есть четыре основанья,

Мы запомним их названья:

Цитозин + гуанин,

А тимин + аденин.

4.Строение РНК

Проблемная ситуация: Информация о последовательности аминокислот в молекуле белка хранится в ДНК ядра клетки, а сборку производят рибосомы, расположенные в цитоплазме. Молекула ДНК из-за своей громадной молекулярной массы не способны покинуть ядро. Каким образом план сборки молекулы белка передается на рибосомы? Какая структура клетки осуществляет связь между ДНК и рибосомами?


О РНК нам расскажет (называю имя и фамилию уч-ся, который получил опережающее задание)


- В чем сходство и различие ДНК и РНК ? Используя таблицу «Нуклеиновые кислоты» сравните нуклеиновые кислоты.


Участвуют в решении проблемной ситуации.









Уч-ся рассказывает о РНК, особенностях строения, о видах РНК.

-Сравнивают РНК и ДНК

  1. Практическое применение знаний о ДНК. Заочная экскурсия в лабораторию генетической экспертизы

Просмотр фрагмента в/фильма «Секреты ДНК»

Вопросы к в/фильму на каждой парте.

Вопросы к в/фильму:

-Клетки, каких тканей используют для теста ДНК?

-Как проводят анализ ДНК?

-Для чего делают тест ДНК?

-Люди, какой профессии работают в лабораториях генетической экспертизы?







Смотрят в/фильм.



Отвечают на вопросы

  1. Первичное закрепление знаний – карточки с заданиями 1 и 2 варианты. Выполнение 5 минут.

Вариант № 1

Задание №1 Укажите последовательность нуклеотидов второй цепочки ДНК, если первая цепочка имеет следующую последовательность нуклеотидов: А-Г-Т-Ц-А-Г-Т-А-Ц-Ц-Г-Т-Г-Ц-Т

Задание № 2 Найдите ошибки в структуре молекулы ДНК

А-Ц-Т-Г-А-Ц-Г-А-Т-Ц-Т-Г

Т-Г-Ц-Ц-Т-Г-Ц-Т-А-Т-А-Ц

Задание № 3 Тест

1.Мономером ДНК является:

а)нуклеотид; б)аминокислота; в)глюкоза; г)глицерин.

2.В состав ДНК НЕ входит: а)дезоксирибоза; б)аденин; в)урацил; г)фосфат.

3.Модель структуры ДНК открыли в 1953 г.:

а)И.П. Павлов и И.М. Сеченов; б)Ф. Крик и Д. Уотсон; в)Ч.Дарвин и Ж. Ламарк.

4.Функции ДНК в клетке: а)является одним из источников энергии; б)принимает непосредственное участие в синтезе белков; в)участвует в синтезе углеводов и липидов; г)обеспечивает хранение и передачу наследственной информации.

5.Нуклеотиду Ц комплементарен нуклеотид: а)А; б)Г; в)Т; г)У.

*Задание № 4 Решите задачу, используя правило Э. Чаргаффа.

В молекуле ДНК адениновых нуклеотидов насчитывается 20% от общего числа нуклеотидов. Определите количество в % Т, Ц, Г нуклеотидов.

Выполняют задания

7.Домашнее задание п.22 вопросы 11,12 стр 112;

Используя интернет ресурсы, найдите ответ на вопрос: «Почему результат теста ДНК подтверждающий отцовство равен 99,9%, а не 100%?

Записывают д/з

8.Итог урока:

-Какие новые знания вы сегодня получили на уроке?

-Чему вы научились?

-Что на уроке было интересное, познавательное?

-Какие вопросы урока вызвали у вас затруднение?

-Что вы узнали о профессии генетика эксперта?

(выставление оценок, их комментирование).


Участвуют в подведении итога урока





Презентация Микробиология.ppt Скачать
Обсуждение материала
musaovna1988
30.12.2012 18:53
С наступающим, хватит в инете сидеть вылазти на улицу  
sipachev1981
4.01.2013 13:29
Поддерживаю ваше мнение  
makarenkoamakarenkoa
16.01.2013 12:50
Буду знать, большое спасибо за объяснение.  
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров