В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Рабочая программа по экологии. (10, 11 класс)

Паршукова Надежда Паршукова Надежда
Тип материала: Программа
просмотров: 9267
Краткое описание
Учебный предмет экология изучается на завершающем этапе базового образования. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с экологической логикой: общая экология - социальная экология.

Описание
Цель курса: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на этапах обучения биологии; обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу; формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды. 
 

 Задачи:  
 
  — формирование понятийного аппарата, обеспечения понимания основных закономерностей, теорий и концепции экологии; 
 
  — развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;
 
  — формирование экологического мировоззрения и поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;
 
  — закрепление знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней.
 
 Содержание учебного материала дополняется национально – региональным компонентом по следующим темам: «Основные среды жизни», «Приспособительные формы организмов», «Типы взаимодействия организмов», «Популяции», «Биоценоз», «Агроценозы и агроэкосистемы», «Биологическое разнообразие», «Современные проблемы охраны природы» и др.
 
 Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения (10 кл.) -  34 ч, изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы (11 кл.) — 34ч.
 

Ссылка на материал: перейти
Пожаловаться 18 мая 2011
Файлы
Пояснительная, экология.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Пояснительная записка



Учебный предмет экология изучается на завершающем этапе базового образования. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с экологической логикой: общая экология - социальная экология.

Цель курса: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на этапах обучения биологии; обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу; формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.

Задачи:

- формирование понятийного аппарата, обеспечения понимания основных закономерностей, теорий и концепции экологии;

- развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;

- формирование экологического мировоззрения и поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;

- закрепление знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней.

Содержание учебного материала дополняется национально – региональным компонентом по следующим темам: «Основные среды жизни», «Приспособительные формы организмов», «Типы взаимодействия организмов», «Популяции», «Биоценоз», «Агроценозы и агроэкосистемы», «Биологическое разнообразие», «Современные проблемы охраны природы» и др.

Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения (10 кл.) - 34 ч, изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы (11 кл.) - 34ч.



Титульный лист.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тимшерская средняя общеобразовательная школа





Рассмотрено на МО учителей Согласована: Утверждена:

биологии, экологии, географии, Зам. директора по УВР - Директор школы -

химии, истории, обществознания

Руководитель МО ____________ ___________________ ____________________

« 31» августа 2010 года «31» августа 2010 года

Протокол № _____

от «___» ___________ 2010 г.





Рабочая учебная программа

Экология, 10 - 11 класс.

Срок реализации - 2 год.



Программу разработала учитель биологии и экологии

Паршукова Надежда Алексеевна.

Основание: Примерная программа «Основы экологии», 10 - 11 класс.

Авторы: Чернов Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. М: «Дрофа»,2008 год







Тимшер

2010 год.

Требования по экологии.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны знать:

Взаимоотношения организмов с окружающей их средой.

Обозначать основные экологические проблемы.

Общие законы зависимости организмов от факторов среды.

Практическую значимость всех обсуждаемых законов для жизни и

хозяйственной деятельности человека.

Основные пути приспособления организмов к окружающей среде.

Основные среды жизни.

Пути воздействия организмов на среду обитания.

Приспособительные формы организмов.

Приспособительные ритмы жизни.

Типы взаимодействия организмов.

Законы и следствия пищевых отношений.

Законы конкурентных отношений в природе.

Популяции, их показатели и динамику роста численности.

Демографическую структуру популяций.

Регуляцию численности в природе.

Структуры биоценоза и факторы его устойчивости.

Законы организации экосистем.

Законы биологической продуктивности.

Особенности агроценозов и агроэкосистем.

  • Закономерности формирования устойчивых экосистем в природе.

  • Биологическое разнообразие, причины его уменьшения, богатство

видового состава биоценозов.

Углубить понятие биосферы как общепланетарной оболочки.

Особенности и причины сложности экологизации производств.

Пути решения экологических проблем.

Экологические связи человека.

Учащиеся должны уметь:

Сопоставить способности организмов.

Проводить наблюдения.

Проводить практические работы.

Работать в малых группах (с использованием текста учебника).
• Дискуссировать с привлечением материала рубрики «Примеры и

дополнительная информация», текста и иллюстраций учебника.

Применять полученные на практике знания.

Делать выводы и обобщать.





Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе

Учащиеся должны знать:

- определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);

- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;

- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;

- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

- о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);

- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);

- о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);

- о динамике отношений системы «природа-общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);

- социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;

- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);

- о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);

- о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);

- об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей);

- о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией);

- о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);

- о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье- промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).



Учащиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

- использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;

- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

- строить графики простейших экологических зависимостей;

- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;

- определять уровень загрязнения воздуха и воды;

- устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;

- объяснять значение устойчивого развития природы и человечества;

- прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества;

- проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем;

- проявлять активность в организации и проведении экологических акций;

- уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях.

Формируемые ключевые компетентности:

- компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, науки, производства, истории цивилизации;

- компетентность гражданственности: знания и соблюдения прав гражданина; свобода и ответственность, уверенность в собственных силах;

- компетентность социального взаимодействия: с обществом, коллективом, сотрудничество, социальная мобильность;

- компетентность познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение; продуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

- компетентность информационных технологий: приём, переработка, выдача информации; мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной и Интернет-технологией.























УМК по экологии.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Учебно – методический комплект.


Литература для учащихся:



  1. Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов Основы экологии – учебник 10 – 11 класс. Москва, издательство «Дрофа», 2007 год.


  1. Экология. Система заданий для контроля образовательного уровня подготовки выпускников. Москва, издательство «Вентана – Граф», 2004 год.


  1. В.Н.Кузнецов Экология – тесты. Учебно – методическое пособие 10 – 11 класс. Москва, издательство «Дрофа», 2002 год.



Литература для учителя:


  1. 1.Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов Основы экологии – учебник 10 – 11 класс. Москва, издательство «Дрофа», 2007 год.


  1. Основы экологии. Поурочные планы по учебнику Н.М.Черновой, В.М.Галушина, В.М.Константинова. Волгоград, издательство «Учитель»,2007 год.



  1. Экология. Система заданий для контроля образовательного уровня подготовки выпускников. Москва, издательство «Вентана – Граф», 2004 год.


  1. В.Н.Кузнецов Экология – тесты. Учебно – методическое пособие 10 – 11 класс. Москва, издательство «Дрофа», 2002 год.



  1. Г.А.Нечаева Экология в экспериментах. Методическое пособие. 10 – 11 классы. Москва, издательство «Вентана – Граф», 2006 год.


  1. И.Г.Норенко Экологическое воспитание в школе. Волгоград, издательство «Учитель», 2007 год.



  1. В.М.Суворова Опыт экологической работы со школьниками. Волгоград, издательство «Учитель», 2009 год.


  1. Г.А.Фадеева Международные экологические акции в школе. Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год.



  1. Г.А.Фадеева Неделя экологии в школе. Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год.


  1. М.В.Высоцкая Экология – элективные курсы. Волгоград, издательство «Учитель», 2007 год.







кал.тем.экология10кл..docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Календарно – тематический план.

(Экология, 10 класс)

Чет-верть

урока

Наименование тематических разделов и поурочных тем

Кол-во часов

Количество часов на

Корректи-

ровка

к/р

п/р

л/р

Экс.

Зач.


1


Тема №1. Организм и среда.

10








1

Введение.









2

Потенциальные возможности размножения организмов.









3

Общие законы зависимости организмов от факторов среды.









4

Основные пути приспособления организмов к среде.









5

Основные среды жизни.









6

Пути воздействия организмов на среду обитания.









7

Приспособительные формы организмов.









8

Приспособительные ритмы жизни.









9

Повторение по теме: «Организм и среда». (решение заданий и упражнений)



1





2

10

Повторение по теме: «Организм и среда».


1








Тема №2 Сообщества и популяции.

13








11

Типы взаимодействия организмов.









12

Законы и следствия пищевых отношений.









13

Законы конкурентных отношений в природе.









14

Популяции.









15

Демографическая структура популяций.









16

Рост численности популяций








3

17

Плотность популяций.









18

Численность популяций.









19

Регуляция популяций в природе.









20

Биоценоз и его устойчивость.









21

Биоценоз и его устойчивость.









22

Повторение по теме: «Сообщества и популяции» (решение заданий и упражнений)



1






23

Повторение по теме: «Сообщества и популяции»


1








Тема №3 Экосистемы.

10








24

Законы организации экосистем.









25

Законы биологической продуктивности.









26

Агроценозы.








4

27

Агроэкосистемы.









28

Саморазвитие экосистем.









29

Биологическое разнообразие.









30

Биосфера.









31

Экология как научная основа природопользования.









32

Экосистема в окрестностях поселка.





1




33

Повторение по теме: «Экосистемы»









34

Повторение и обобщение по курсу.

1





1








кал.тем.экология11кл..docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Календарно – тематический план.

(Экология, 11 класс)

Чет-верть

урока

Наименование тематических разделов и поурочных тем

Кол-во часов

Количество часов на

Корректи-

ровка

к/р

п/р

л/р

Экс.

Зач.


1


Тема №1. Экологические связи человека.

9








1

Человек как биосоциальный вид.









2

Особенности пищевых и информационных связей человека.









3

Использование орудий и энергии.









4

Древние гоминиды.









5

Человек разумный.









6

Современность.









7

История развития экологических связей, будущее.









8

Повторение по теме: «Экологические связи человека». (решение зданий и упражнений)









9

Повторение по теме: «Экологические связи человека».


1








Тема №2 Экологическая демография.

6







2

10

Социально – экологические особенности демографии.









11

Рост численности человечества.









12

Социально – географические особенности демографии.









13

Демографические перспективы.









14

Повторение по теме: «Экологическая демография». (решение зданий и упражнений).









15

Повторение по теме: «Экологическая демография».


1








Тема №3 Экологические проблемы и их решения.

18








16

Современные проблемы охраны природы.








3

17

Современные проблемы охраны природы.









18

Современное состояние и охрана атмосферы.









19

Современное состояние и охрана атмосферы.









20

Рациональное использование и охрана водных ресурсов.









21

Рациональное использование и охрана водных ресурсов.









22

Использование и охрана недр.









23

Почвенные ресурсы и их использование.









24

Почвенные ресурсы и их использование.









25

Современное состояние и охрана растительности.









26

Современное состояние и охрана растительности.








4

27

Рациональное использование и охрана животных.









28

Рациональное использование и охрана животных.









29

От кризисов и катастроф к устойчивому развитию.









30

Экология и здоровье.









31

Экология и здоровье.









32

Повторение по теме: «Экологические проблемы и их решения» (решение зданий и упражнений).









33

Повторение по теме: «Экологические проблемы и их решения».


1







34

Повторение и обобщение по курсу.

1





1










Архив ZIP - WinRAR.zip
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru