В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дидактические игры в обучении младших школьников с нарушением интеллекта

Любовь Барагузина Любовь Барагузина
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 12061    комментариев: 2
Краткое описание
В пособии представлены дидактические игры по предметам: русский язык, математика, ознакомление с окружающим миром, апробированные многолетней педагогической практикой.

Описание
Дидактические игры расположены в пособии по программным темам, а не по годам обучения. Это упрощает выбор игрового материала и дает учителю возможность вернуться к ранее прове­денной игре (в усложненном варианте) при изучении той же темы в следующем классе.
     Методическое пособие адресовано студентам, учителям начальных классов, учителям-дефектологам, воспитателям, а также родителям, имеющих детей с проблемами в развитии.
 Данное пособие поможет начинающим специалистам разнообразить свои уроки, занятия, сделать их непохожими друг на друга. Предлагаемые дидактические игры – это лишь ступенька к творчеству, подсказка, опираясь на которую педагоги пополнят свою педагогическую копилку. 
  
  
 Дидактические игры по русскому языку
Игры к теме «Звуки и буквы»
ЗВУКИ И БУКВЫ
Узнай, кто какие звуки издает.
Цель. Развитие слухового восприятия.
Оборудование. Набор предметных картинок: жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, электровоз.
Ход игры. Учитель показывает картинку, учащиеся назы­вают изображенный на ней предмет. На вопрос учителя, как звенит пила, жужжит жук и т. д., отвечает представитель ряда, а затем все дети воспроизводят этот звук. Победителем считается тот ученик или ряд, чьи ответы были всегда правильными.
Чей голосок?
Цель. Развитие слухового восприятия.
Ход игры. Водящий становится к классу спиной, а все учащие­ся хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произ­носит один из детей по указанию учителя. Если водящий угадывает его, узнанный ученик становится водящим.
Примерный материал.
Мы немножко поиграем, Как ты слушаешь, узнаем. Постарайся, отгадай, Кто позвал тебя, узнай!
(Имя водящего.)
К нам кукушка в огород Залетела и поет. А ты, (Витя), не зевай, Кто кукует, отгадай! «Ку-ку! Ку-ку!»
Сел петух на забор, Закричал на весь двор. Слушай, (Коля), не зевай, Кто петух у нас, узнай! «Ку-ка-ре-ку!»
Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки. Увидала комара, Закричала: «Ква-ква-ква!»
Мы по кругу идем, Мы лисичку зовем. Пусть глаза не открывает, Нас по голосу узнает: «Лисичка, кто я?»
Мы    немножко    порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя, узнай.
(Имя водящего.)
По звуку угадай предмет.
Цель. Развитие слухового восприятия.
Оборудование. Ширма, набор звучащих предметов: коло­кольчик, детское пианино, барабан, погремушка, дудочка и др.
Ход игры. Учитель за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Учащиеся отгадывают и хором называют предмет.
Угадай звук.
Цель. Отработка четкости артикуляции.
Ход игры. Учитель или ведущий ученик произносит звук про себя, четко артикулируя. Учащиеся по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым ста­новится ведущим.
В скороговорках не ошибаются.
Цель. Отработка четкости артикуляции.
Ход игры. Каждая команда получает от ведущего скорого­ворку. В течение двух-трех минут ученики репетируют шепотом, упражняясь в правильном ее произношении. Затем из каждой команды по очереди выходят играющие и произносят свою скоро­говорку. Правильное, четкое, громкое произнесение оценивается двумя баллами. Выигрывает та команда, которая набрала большее количество очков.
Примерный материал.
Ткет ткач ткани на платок Тане.
Мама мылом мыла Милу, не любила Мила мыло.
Очень часто блюдца у Танечки бьются.
Лара у Вали играет на рояле.
Ученица-озорница получила единицу.
У ежа ежата, у ужа ужата.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
На окошке крошку-мошку ловко ловит лапкой кошка.
Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку.
Во дворе горка, под горой норка.
На дворе трава, на траве дрова.
Сеня — незнайка, а Зина — зазнайка.
Саша любит сушки, а Соня — ватрушки.
У кого хороший слух? (Все игры, изложенные дальше, пресле­дуют развитие фонематического слуха и звукового анализа.)
Цель. Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
Оборудование. Набор предметных картинок.
Ход игры. Учитель показывает картинку и называет ее. Учащиеся хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют так же. Учитель отмечает правильно определивших звук либо тех, кто не смог его найти и не выполнил (или выполнил неверно/ соответствующих действий.
Кто в домике живет?
Цель.   Развитие умения определять наличие звука в слове.
Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.
Ход игры. Учитель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Уча­щиеся называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [л] или [л']. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.
Примерный материал. Еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.
Кто больше?
Цель. Развитие умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.
Оборудование. Набор пройденных букв, предметные кар­тинки.
Ход игры. Каждому ученику дается одна из пройденных букв. Учитель показывает картинку, ученики называют изображен­ный предмет. Фишку получает тот, кто услышит звук, соответст­вующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фи­шек.
Цепочка.
Цель. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.
Ход игры. Один из учеников (или учитель) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ученик ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.
Где наш дом?
Цель. Развитие умения дифференцировать сходные звуки.
Оборудование. Набор предметных картинок, названия ко­торых начинаются с оппозиционных звуков; прикрепленные к доске два домика, на кармашках которых написаны (вставлены) буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, например  [с]  или  [ш].
Ход игры. Каждый ученик, выйдя к доске, берет картинку, называет ее, определяет наличие звука [с] или [ш], вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.
Примерный материал. Шары, сыр, шарф, шкаф, сапоги, сумка, шуба, собака, слон, стол.
Угадай слово.
Цель. Развитие умения проводить звуко-буквенный анализ, различать гласные и согласные буквы.
Оборудование. Карточки с согласными.
Ход игры. Учитель ставит на наборное полотно согласные буквы и прочитывает их, например м-л-к~ {молоко), с-п-г- (сапоги) и т. д., а ученики отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по рядам.
Комментарий для учителя. Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух-трех прямых открытых слогов. В конце игры учитель спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми.
Сколько точек — столько букв.
Цель. Развитие умения подбирать слова по заданному ко­личеству букв, проводить звуко-буквенный анализ.
Оборудование. Кубик, на гранях которого различное количество точек (две, три, четыре, пять, ноль).
Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество букв равно количеству точек на верхней грани кубика. В конце игры дети вспоминают все слова, какие называли, и некоторые записывают в тетрадь, ставя в скобках цифру, соответствующую количеству букв.
Комментарий для учителя. Анализируются по звуко­вому составу только те слова, где имеется совпадение звука и буквы. Остальные названные правильно слова орфографически прогова­риваются.
Рассыпанные буквы.
Цел ь. Развитие умения составлять слова из данных букв, звуко-буквенный анализ.
Оборудование.   У каждого ученика разрезная  азбука.
Ход игры. Учитель называет буквы, ученики набирают их из разрезной азбуки и составляют слово. За правильно составлен­ное слово ученик получает одно очко (фишку). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков.
Буквенная эстафета.
Цель. Развитие умения определять последовательность букв в слове.
Ход игры. Класс делиться на несколько групп, по четыре человека в каждой. Для каждой группы учитель называет первую букву слова. Ученик записывает букву и дописывает еще одну. Потом передает лист товарищу, тот дописывает еще одну букву и т. д. В результате должно получиться слово. Выигрывает та группа, которая первой правильно написала слово.
Волшебный домик.
Цель. Развитие умения определять последовательность букв в слове.
Оборудование. Картонный плоский домик с вырезанны­ми окошками, буквы.
Ход игры. Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики должны отгадать, какие слова «живут» в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ученик получает игровой жетон.
Игру можно проводить в виде соревнований  между рядами.
Примерный материал. Буквы: б, у, с, ы, р (усы, бусы, сыр); к, т, о, л, я (Коля, Толя, кот, кто); м, а, ш, к, а (каша, мак, Маша); ы, р, у, а, к {рука, куры, рак, ура); о, с, а, к (оса, коса, сок); л, к, у, ж, а (лужа, жук, лук, уж, лак); р, ы, б, ч, к (рыба, бык, рыбак, рак, бак).
ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ 
Красное — синее.
Цель.   Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Оборудование. Синие и красные кружки у каждого уче­ника.
Ход игры. Учитель произносит гласный звук, учащиеся по­вторяют его вслед за учителем, поднимая красный кружок и отодви­гая его затем в направлении ото рта на расстояние вытянутой руки (этим показывается отсутствие преграды при произнесении гласного звука).
При произнесении учителем согласного звука учащиеся подни­мают синий кружок, произносят звук, удерживая кружок возле рта.
Найди место.
Цель.   Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Оборудование. Предметные картинки; два кружка, синий и красный, у каждого из учеников.
Ход игры. Учащиеся раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того, с гласного или согласного звука начинается название картинки. Выигравшими считаются пер­вые пять учеников, верно выполнивших работу.
Лото.
Цель.   Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Оборудование; Большие карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате написано слово; синие и красные квадраты, которыми нужно будет закрывать слова; предметные картинки.
Ход игры. 
Учащиеся получают карточку лото и четыре квадрата (два синих и два красных). Учитель показывает картинку, учащиеся ищут в своей карточке это слово и закрывают его в зависимости от начальной буквы либо синим, либо красным квад­ратом. Выигрывает тот, кто первым правильно закрыл все слова.
Примерный материал. Слова: 1) ложка, яблоко, пенал; 2) яблоко, вилка, ослик; 3) ослик, ложка, апельсин; 4) апельсин, вилка, пенал; 5) ножик, арбуз, тарелка; 6) арбуз, апельсин, та­релка; 1) медведь, шапка, автобус; 8) шапка, яблоко, троллейбус; 9) заяц, автобус, медведь; 10) троллейбус, юла, заяц; 11) полка, катушка, дятел; 12) дятел, юла, полка; 13) катушка, автобус, собака; 14) якорь, ежик, барабан; 15) собака, баран, якорь; 16) ежик, утюг, заяц.
Каждой согласной свое место.
Цель. Развитие умения узнавать слова по опорным буквам, звуко-буквенный анализ.
Оборудование. Два-три столбика записанных на доске слов, в которых согласные буквы обозначены черточками; согласные буквы из разрезной азбуки над каждым столбиком.
Ход игры. Ученики из каждого ряда (звена) по очереди, используя данные согласные буквы, вписывают их в схемы вместо пропущенных. Выигрывает тот ряд (звено), который первым за­кончит работу.
Примерный материал.
р б н
-ы-а (рыба) -о-я (Боря) -е-о (небо) -а-я (баня)
л п т
-и-а (липа) -е-о (лето) -о-е (поле) -е-я ( Петя )
к т р
 -а-я (Катя) -у-ы (куры) -о- (кот) -у-а (рука)
ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ 
Глухой — звонкий.
Цель. Развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные. Закрепление знания о парных звонких и глухих сог­ласных.
Оборудование. У каждого ученика по два синих флажка, один из них с красной окантовкой.
Ход игры. Учитель произносит звук, ученики показывают соответствующий флажок: если звук глухой — синий, если звон­кий — синий с красной окантовкой.
Наоборот.
Цель.  Развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, правильно произносить их. 
Ход игры.
I вариант. Учитель называет звонкий согласный — ученик назы­вает парный глухой, или наоборот.
II вариант. Сидящие в первом ряду называют звонкие согласные, во втором — парные глухие (каждый ученик по одному звуку).
Произнесение звука можно совместить с определением его по глухости (звонкости)'. В этом случае ученик за правильный ответ получает два очка вместо одного.
За каждый неправильный ответ отнимается очко. Выигрывает ряд, получивший большее количество очков.
Тима и Дима.
Цель. Дифференциация звонких и глухих согласных.
Ход игры. Класс делится на две группы, каждая выбирает командира: одного из них называют Дима, другого — Тима.
Командиры становятся лицом к своей команде. Учитель говорит следующее: «Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Они не ссорились, но никогда ничего не делали одинаково. Решили братья заниматься гимнастикой...»
Далее учитель сообщает, что он будет называть упражнения, которые делали братья, а командиры вместе со своими командами будут повторять их: Тима —свои, а Дима — свои. Выигрывает та команда, которая не ошибется.
Учитель продолжает рассказ: Тима поднял руки вверх, а Дима — в стороны; Дима стал махать руками, а Тима — хлопать; Дима опустил руки, а Тима поставил их на пояс; Тима присел, а Дима поднялся на носки и т. д. После двух-трех упражнений командиры заменяются.
Комментарий для учителя. Игра может повторяться несколько раз, имена командиров меняются, например: Сима и Зина, Боря и Поля, Веня — Феня, Клаша — Глаша.
Чья команда победит?
Цель. Дифференциация звонких и глухих согласных.
Ход игры. Учитель вызывает шесть учеников и делит их на две команды. Каждая подбирает себе название; одно начинается с глухой согласной, другое — со звонкой, например: «Заря» — «Сме­на», «Динамо» —- «Торпедо», «Буревестник» — «Пионер» и т. д. Остальные дети — болельщики той или другой команды. Учитель объясняет, что команда «Заря» будет называть слова, начинающиеся со звонкой согласной, а команда «Смена» — с глухой. Болельщики помогают своей команде, если кто-то из ее членов допустит ошибку или долго не может подобрать слово. За каждый правильный ответ команде и болельщикам насчитываются очки.
Кто вернее и быстрее?
Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).
Оборудование Наборы предметных картинок, цветные мелки.
Ход игры. Класс делится на три-четыре группы по рядам или по звеньям. Ученики каждой группы выходят по порядку к столу, берут верхнюю картинку из своей стопки, называют предмет, выделяют первый согласный звук в слове, определяют его как звонкий или глухой. Выигрывает тот ряд, ученики которого более правильно выделяли первые звуки в словах и точно охарактери­зовали их по звонкости (глухости).
Лото.
Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).
Оборудование. Большие карточки лото с тремя картинками: бочка, папка, ваза, фартук, гуси, кукла, домик, тыква, жук, шапка, зонтик, санки — в различных сочетаниях. Маленькие карточки с вышеперечисленными картинками у ведущего. У каждого ученика по три синих и три синих с красной окантовкой фишки.
Ход игры. Ведущий берет карточку и называет предмет, изображенный на картинке. Ученики поднимают руку, если находят в своих карточках лото названный предмет. Ведущий спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен назвать слово, вы­делить первый звук, сказать, какой он — звонкий или глухой. После этого все, кто нашел у себя такую же картинку, закрывают ее соответствующей фишкой в зависимости от того> какой первый звук — глухой или звонкий. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки в карточке лото.
Домино.
Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).
Оборудование. Домино с картинками: ваза — кукла, кук­ла — флаг, флаг — гуси, гуси — дыня, дыня — туфли, туфли — сова, сова — бусы, бусы — заяц, заяц — пальто, пальто — жук, жук — шишка, шишка — пусто — в таком количестве, чтобы каждому уче­нику хватило по три штуки; наборное полотно. 
Ход игры. Учитель берет пластинку домино «ваза — кукла» и ставит его на наборное полотно. Остальные домино перемешивают­ся и раздаются по три штуки каждому ученику. Ученики ищут у себя пластинку с картинкой «кукла». Кто нашел, поднимает руку. Учитель спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен выделить в слове кукла начальный звук, определить его на звонкость или глухость. После этого он ставит свою пластинку на наборное полотно. Получается цепочка: «ваза — кукла, кукла — флаг». Теперь ученики ищут картинку «флаг» и т. д. Работа продолжается до тех пор, пока в конце не окажется пластинка «пусто». Выигрывает тот ученик, у которого осталось на парте меньше пластинок домино.
Магазин игрушек.
Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).
Оборудование. Игрушки: кукла, грибок, собачка, зайка, волчок, фонарик, пушка, барабан, танк, дудочка; чеки-буквы.
Ход игры. Учитель раскладывает на столе игрушки и предлагает ребятам поиграть в «магазин»: «Я буду продавцом, а вы — покупателями. Подумайте, какую игрушку вы хотите купить. Но, покупая игрушку, вы должны заплатить за нее чеком-буквой, точно выбрав ту, которая обозначает первый звук названия игруш­ки». Надо также объяснить, какой это звук — звонкий или глухой. Если ответ правильный, игрушка считается купленной. Ученик берет ее на парту, чтобы на перемене поиграть.
Учитель следит за тем, чтобы все ученики правильно и отчетливо проговаривали слова.
ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ
Все игры, описанные в разделе «Звонкие и глухие согласные», можно использовать при прохождении данной темы, подобрав соответствующий лексический материал и оборудование.
Загадки.
Цель. Развитие умения отгадывать загадки и различать твер­дые и мягкие согласные в начале слов-отгадок с последующей их записью.
Белый камушек растаял —
На доске следы оставил.
(Мел.)
Пушистой  маленькой  хозяйке Морозы не страшны: Приберегла она на ветках Сушеные грибы.
(Белка.)
Был сперва водой, потом Прочным сделался мостом.
(Лед.)
Длиннохвостые крошки
Боятся кошки,
(Мышки.)
Он стоит зимою голый. 
Лето начинается — 
В зелень одевается. (Лес.) 
Его бьют, а он не плачет, 
Веселее только скачет.
(Мяч.)
СЛОГ
Чудесный мешочек.
Цель. Развитие умения делить слова на слоги.
Оборудование. Мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.
Ход игры. Ученики по порядку выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам или делится для переноса, в зависимости от задания.
Игра идет как соревнование. Ряду насчитываются очки.
Кто быстрее?
Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове.
Оборудование. Слова, записанные на доске в два-три столбика (по количеству рядов).
Ход игры. Ученики по одному с каждого ряда выходят к доске и отмечают цифрой против слова в своем столбике количество слогов в нем. За каждое правильно указанное количество слогов ряд получает очко. Дополнительные очки насчитываются за найден­ные у соперника ошибки.
Зоопарк.
Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количест­вом слогов.
Оборудование. Три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, под кармашками графическое изображение слого­вого состава слов (первый кармашек — один слог, второй — два слога, третий — три слога); карточки с изображением животных и их названиями.
Ход игры. Учитель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Ребятам предлагается определить, каких зверей, в какую клетку можно посадить. Ученики по порядку выходят к доске, берут карточку с изображением животного, прочитывают его назва­ние по слогам и определяют количество слогов в слове. По коли­честву слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.
Примерный материал. Слон, верблюд, тигр, лев, мед­ведь, крокодил, носорог, волк, лиса, жираф, лось, шакал заяц барсук.
Кто уйдет дальше?
Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количест­вом слогов.
Ход игры. Один из учеников выходит к доске и идет от нее к классу, делая шаг на каждый слог выбранного им слова. Его остановка отмечается знаком на полу. Учитель спрашивает школьников, кто может уйти дальше, и вызывает к доске желающего. Если ученик прошагал дальше, т. е. подобрал слово с большим количеством слогов, его остановка также отмечается. Если остановка оказалась ближе, чем у предыдущего ученика, ход не засчитывается. Выигрывает тот, кто, правильно разделив слово на слоги, ушел дальше всех.
Отгадайте, кого я называю?
Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количест­вом слогов.
Ход игры. Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает три раза, учащиеся считают, после чего- должны встать Се-ре-жа, Ма-ри-на, Та-ма-ра и т. д.
Перевертыши.
Цель. Развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.
Оборудование. Карточки со слогами {4—6) у каждого ученика.
Ход игры. Учитель называет по отдельности два слога. Уче­ники берут карточки со слогами и составляют из них сначала одно слово, потом, переставив слоги, другое. Выигрывают те, которые ответят, какие два слова получились.
Примерный материал. Слоги: сое, на; чай, ка; вес, на; ка, мыт; бан, ка; ла, ска; ни, тка; ра, но; на, ши; ка, кой.
Часы.
Цель. Развитие умения составлять слова из слогов; накопле­ние в памяти слоговых образов.
Оборудование. Круги с передвигающимися стрелками и с кармашками для слогов. Набор слоговых структур.
Ход игры. К доске выходит один ученик и ставит «часовую» стрелку на любой слог. Второй ученик ставит «минутную» стрелку на другой слог так, чтобы вместе с первым они составили слово. И так до тех пор, пока не будут использованы в игре все слоги. Получившиеся слова можно записать в тетрадях по памяти, деля на слоги. Выигрывает тот, кто больше записал слов, не сделав ошибки.
Примерный материал. Слоги: бан, тя, са, вет, тка, от, ка, ни, ко; ба, мыш, ма, ка, ры, ран; за, но, ра, сое, ро, на, мок, ки.
Точка.
Цель. Развитие умения быстро составлять и прочитывать слова со сходными слоговыми структурами.
Оборудование. Карточка со словом точка; карточки со слогами ее, кле, ни, лен, кис, кар, фор, кур, лас, кос, у, коф, шу, се — у каждого ученика по одной.
Ход игры. Учитель предлагает детям добавить к слову точка свой слог так, чтобы получилось новое слово. Ученики прочитывают получившиеся слова: ве-точка, кле-точка, ни-точка, лен-точка, кис-точка, кар-точка, фор-точка, кур-точка, лас-точка, у-точка, коф-точка, шу-точка, се-точка.
Игра идет как соревнование. Выигрывает ряд, который правильно составит слова.
Цепочка.
Цель. Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.
Ход игры. Дежурный записывает на доске слово окно по слогам. Далее ученики подбирают слово, которое начинается е последнего слога слова окно (но-ра), затем — новое слово, начи­нающееся слогом ра (ра-ма), и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и больше всех назвал слов.
Потерянный слог.
Цель. Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.
Ход игры. Учитель говорит: «Наташа и Вова составляли различные слова из двух слогов. Но когда они хотели показать эти слова детям, случилась беда: слоги упали и рассыпались. У Наташи остался первый слог ва, а у Вовы последний слог ка. По­могите им, дети! Какие слова составляли Наташа и Вова?»
Учащиеся составляют слова, подбирая к любому из данных слогов первый или последний слог. За каждое правильно названное слово ученик получает фишку. Выигрывает тот, кто больше всех набрал фишек.
Найди ошибку.
Цель. Развитие умения определять правильное и неправильное деление слов на слоги.
Оборудование. Слова, записанные на доске в сле­дующей разбивке: пар-ус, пар-ma, пар-к, пар-ад, пар-а, пар-ник.
Ход игры. Учитель говорит: «Мальчик не знал правил деления слов на слоги, а ему нужно перенести слова парус, парта, парк, па­рад, пара, парник. Он отделил во всех словах первую часть nap, a вторую часть решил перенести. Правильно ли он сделал? Найдите ошибки».
Правильный ответ оценивается красным кружком (флажком, звездочкой). Победитель выявляется по сумме полученных кружков.
Продолжение — см. прикрепленный файл
Пожаловаться 16 мая 2011
Файлы
Методическое пособие Дидактические игры в обучении младших школьников с нарушением интеллекта.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru