В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Программа работы с одаренными детьми «Одаренные дети — будущее России»

Марина Кизилова Марина Кизилова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 10457
Краткое описание
Глобальные социально-экономические преобразования в нашей стране выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи — самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом.Программа «Одаренные дети – будущее России», ставит своей целью создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков в условиях общеобразовательной школы.

Описание
I. ПРОГРАММА «Одаренные дети — будущее России» 
(система работы школы с одаренными учащимися)
 
1. Актуальность проблемы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”? 
    Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы. 
    В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги. 
    В школе должны быть свои традиции. 
    Школа должна давать современное образование.
  В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Необходимо определить значение таких  понятий как способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Система работы с одаренными детьми это максимальное развитие умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. 
2. Цель программы:
Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
3. Задачи:
1.  Создание системы внеурочной работы научного общества учащихся. 
2.  Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности. 
3.  Организация системы исследовательской работы учащихся.
4. Ожидаемые результаты
– Формирование системы работы с одаренными учащимися. 
– Творческая самореализация обучающихся школы. 
– Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы. 
– Реализация положений Концепции школы: “Школа культуры здоровья”. 
– Создание атмосферы   творчества в   противовес распространяющейся наркомании, социальному отрицанию и других негативных явлений.
– Издание исследовательских работ учащихся.
Реализация программы призвана способствовать:
  — созданию условий для развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся через расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся;
-   формированию банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
— самовоспитанию способностей, самораскрытию природных задатков, реализации индивидуальности одаренного ребенка.
5. Этапы:
1 этап – проектировочный
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.
Задачи: 
    Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
    Разработка программы работы с одаренными учащимися.
 Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей. 
    Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
2 этап – реализационный
Цель: реализация системы работы с одаренными учащимися.
Задачи: 
    Диагностика склонностей учащихся. 
  Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников. 
    Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов. 
3 этап – функциональный
Цель: переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.
Задачи: 
    Анализ итогов реализации программы. 
    Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе. 
    Коррекция затруднений педагогов в реализации программы. 
    Обобщение результатов работы школы. 
6. Кадровое обеспечение программы 
                      
 Группа
 
 Функции
 
 Состав
 
 Административно-координационная
 
 Осуществление общего контроля и руководства. 
Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.
 
 Директор школы.
 
 Консультативно-методическая
 
 Координация реализации программы. 
Проведение семинаров, консультаций.
Подготовка методических рекомендаций.
Аналитическая деятельность.
 
 Заместитель директора по УВР.
 
 Педагоги школы
 
 Осуществление программы в системе внеклассной работы 
Использование новых педагогических технологий
Организация исследовательской работы учащихся
 
 Классные руководители, 
Педагоги-организаторы.
Учителя
Педагоги дополнительного образования.
 
 Специалисты, сотрудничающие со школой 
 
 Организация профессиональной помощи педагогам. 
Проведение тренингов, круглых столов, встреч
Диагностика 
Участие в мероприятиях школы и города.
 
 Специалисты, методисты, отвечающие за курсовую подготовку по работе с одаренными детьми
Преподаватели учебных заведений, дополнительного образования города.
 
 
 7. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе
           
 Направление деятельности
 
 Содержание
 
 Информационное обеспечение
 
 1. Нормативно-правовое обеспечение: 
—    Положение о НОУ “Интеллектуал” 
—    О проведении школьного тура предметных олимпиад  
—    О проведении тестирования
—    О проведении школьной научно-практической конференции
—    О проведении интеллектуальной игры
—    О проведении слета отличников и ударников учебы
—    О выявлении победителей школьного конкурса «Ученик года»
—    О выдаче сертификатов участникам школьного конкурса «Ученик года»
2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)
3. Обеспечение информационно-методических материалов (результативность, публикации, рекомендации по оформлению исследовательских работ, проектов, презентаций)
4. Издание материалов, иллюстрированных отчетов.
 
 Организационно-методическое обеспечение
 
 1. Изучение обобщения опыта работы педагогов.
2. Мониторинг работы системы.
 
 
  
8. Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы
                    
 Форма
 
 Задачи
 
 Индивидуальная работа
 
 — Учет индивидуальных возможностей учащихся. 
— Повышение степени самостоятельности учащихся. 
— Расширение познавательных возможностей учащихся. 
— Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
 
 Ученическая конференция
 
 — Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
— Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. 
— Формирование информационной культуры учащихся.
 
 Предметная неделя (декада)
 
 — Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
— Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области. 
— Развитие творческих способностей учащихся.
 
 Научное общество учащихся
 
 — Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
— Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
 
 Кружки, творческие группы
 
 — Развитие творческих способностей учащихся. 
— Содействие в профессиональной ориентации. 
— Самореализация учащихся во внеклассной работе.
 
 
  
9. Организация исследовательской работы учащихся в школе
                  
 5 классы
 
 Адаптационный этап: 
— Формирование навыков научной организации труда. 
— Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. 
— Формирование познавательного интереса. 
— Выявление способных учащихся
 
 Формы: 
Урок.
Внеклассная работа.
Школьные олимпиады.
Тестирование.
Кружки.
Секции.
НОУ.
Интеллектуальная игра.
Школьная научно-практическая конференция.
Слет отличников и ударников учебы.
 
 6-7 классы 
 
 Творческий этап: 
·  Совершенствование навыков научной организации труда.
·  Формирование познавательного интереса.
·  Творческое развитие учащихся. 
·  Индивидуальная работа со способными школьниками.
 
 Формы: 
Урок.
Внеклассная работа. 
Предметные недели.
Школьные олимпиады.
Индивидуальные консультации.
Краеведческая конференция.
Кружки.
Тестирование.
Секции.
НОУ.
Интеллектуальная игра.
Школьная научно-практическая конференция.
Слет отличников и ударников учебы.
 
 8-9 классы
 
 Развивающий этап: 
·   Совершенствование навыков научной организации труда. 
·   Развитие и расширение познавательных интересов учащихся. 
·   Формирование исследовательских навыков. 
·   Развитие информационной культуры учащихся.
 
 Формы: 
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Олимпиады.
Индивидуальные консультации.
Краеведческая конференция.
НОУ.
Тестирование.
Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению исследовательских работ.
Элективные курсы (9 классы).
Интеллектуальная игра.
Школьная научно-практическая конференция.
Слет отличников и ударников учебы.
 
 10-11 классы
 
 Исследовательский этап: 
·  Совершенствование исследовательских навыков. 
·  Совершенствование информационной культуры учащихся. 
·  Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.
 
 Формы: 
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Олимпиады.
Индивидуальные консультации.
НОУ.
Тестирование. 
Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.
Интеллектуальная игра.
Школьная научно-практическая конференция.
Слет отличников и ударников учебы.
 
 
 Продолжение — см. вложенные файлы

Программа кружка Интеллектуал-1 для 5-8 классов
Пояснительная записка
 
Творчество – человеческая деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у человека мотивов, способностей, знаний и умений. 
Развивать творческие способности детей – это потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающего поколения. Нужно прививать ученику стремление к постоянному пополнению знаний с помощью самообразования, воспитывать его внутреннее побуждение, расширять свой общий и специальный кругозор.
Программа кружка «Интеллектуал — 1» рассчитана на обучающихся 5-8 классов, которые обладают повышенной учебной мотивацией.
Цель: развитие креативности (предполагает осознание и развитие её в себе).
Задачи:
1.    Развивать коммуникативные навыки. 
2.    Формировать четкую, грамотную речь, умение выражать в речи наблюдаемые свойства и отношения. 
3.    Развивать произвольное внимание, умение наблюдать, сравнивать, обобщать рассуждать по аналогии. 
4.    Убирать барьеры, препятствующие актуализации творческих ресурсов.
Курс занятий кружка рассчитан на 68 часов (по два академических часа в неделю) и разделён на четыре блока (по четвертям): олимпиады по различным предметам, интеллектуальное тестирование, научно-практическая конференция, интеллектуальная игра. В конце года проводится традиционный слет отличников и ударников, где участники кружка являются активными участниками.
 
 
Критерии эффективности: 
·   организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе; 
·    формирование мотива предстоящей деятельности; 
·    использование различных источников информации; 
·    обучение учащихся различным способам переработки информации; 
·    личностно-ориентированный подход; 
·    опора на сильные стороны ученика; 
·    опора на самостоятельность и самодеятельность ученика и др. 
Ожидаемые результаты:
1.    Формирование системы работы с одаренными учащимися. 
2.    Творческая самореализация учащихся.
3.    Формирование четкой, грамотной речи. 
4.    Развитие творческих способностей. 
5.    Формирование самостоятельности. 
6.    Формирование навыков эффективного общения. 
Предусмотрены различные формы кружковой работы
·   в кабинете – теоретическая беседа, лабораторная работа, практическая работ;
·   игровая – познавательная обобщающая игра;
·   научно-практическая конференция – защита творческих работ;
·   олимпиады по различным предметам;
·   компьютерное тестирование;
·   поиск информации в сети Интернет.
Формы проведения занятий:
1.     Мини-лекции с элементами дискуссии. 
2.     Создание эвристических ситуаций. 
3.     Практические работы.
4.     Презентация своих работ.
5.     Самостоятельная работа по исследуемой теме. 
Виды деятельности учащихся:
1.    Наблюдение.
2.    Компьютерный практикум.
3.    Использование ресурсов Интернета.
4.    Анализ различных источников.
По окончании изучения обучающиеся должны 
знать: 
·   виды различных исследовательских работ;
·   структуру научно-исследовательской работы;
·   методы научного исследования. 
уметь: 
·   работать с различными источниками информации;
·   обосновывать актуальность выбранной темы; 
·   уметь составлять индивидуальный рабочий план; библиографический список, анкету, тезисы к работе и т.д.;
·   выполнять компьютерную верстку научно-исследовательской работы;
·   выступать с докладом и вести дискуссию по теме своей работы.
Данная программа позволяет реализовать потребности каждого ученика в развитии индивидуальных творческих способностей, а также формировать активную жизненную позицию. 
 
Тематическое планирование
                                                                                                                 
 № п/п
 
 Тема занятия
 
 Количество часов
 
 1 четверть (16 часов)
 
 1.      
 
 Вводное занятие. Входная анкета.
 
 1
 
 2.      
 
 Тестирование  (определение творческой активности)
 
 2
 
 3.      
 
 Результаты тестирования. Деление на подгруппы.
 
 1
 
 4.      
 
 Правила выбора темы. Выделение и постановка проблемы. 
 
 2
 
 5.      
 
 Что такое гипотеза? Учимся выдвигать гипотезы
 
 2
 
 6.      
 
 Подготовка и участие в школьном туре олимпиад по различным предметам
 
 
 8
 
 2 четверть (14 часов)
 
 7.      
 
 Участие в муниципальном этапе предметных олимпиад 
 
 6
 
 8.      
 
 Поиск возможных вариантов решения, выдвинутых проблем
 
 2
 
 9.      
 
 Участие в областных и всероссийских конкурсах (КИТ, Русский медвежонок и т.д.)
 
 2
 
 10.       
 
 Подготовка к тестированию
 
 2
 
 11.       
 
 Тестирование
 
 2
 
 3 четверть (20 часов)
 
 12.       
 
 Обобщение изученных материалов
 
 2
 
 13.       
 
 Индивидуальные консультации
 
 4
 
 14.       
 
 Участие в областных и всероссийских конкурсах (Кенгуру, Фактор роста, Инфознайка и т.д.)
 
 2
 
 15.       
 
 Требования к оформлению исследовательских работ
 
 2
 
 16.       
 
 Рекомендации к защите работ
 
 2
 
 17.       
 
 Подготовка к защите (разработка буклетов, презентаций, оформление титульного листа, списка литературы, оглавления)
 
 6
 
 18.       
 
 Защита проектов
 
 2
 
 4 четверть (18 часов)
 
 19.       
 
 Марафон вопросов (подготовка к интеллектуальной игре)
 
 6
 
 20.       
 
 Участие в областных и всероссийских конкурсах (ЧИП, Фактор роста и т.д.)
 
 2
 
 21.       
 
 Интеллектуальная игра
 
 2
 
 22.       
 
 Слет отличников и ударников
 
 4
 
 23.       
 
 Выходная анкета. Отзывы о работе кружка
 
 2
 
 24.       
 
 Итоговое занятие. Подведение итогов за год. 
 
 2
 
 ИТОГО:
 
 68 часов
 
 
  
Содержание курса
1.     Вводное занятие. Входная анкета.
 
Определение целей и задач на новый учебный год. Проведение входной анкеты.
2.     Тестирование  (определение творческой активности).
 
Анкетирование для обучающихся и их родителей. Цель: выявление типов способностей участников кружка.
3.     Результаты тестирования. Деление на подгруппы.
 
Ознакомление с результатами тестирования. Деление на подгруппы: творческой способности; лидерские способности; языковые способности; математические способности; технические способности и др. 
4.     Правила выбора темы. Выделение и постановка проблемы. 
 
Какие бывают темы. Как поставить проблему. Тренинговый и иллюстративный материал по выбору темы и постановке проблемы.
5.     Что такое гипотеза? Учимся выдвигать гипотезы.
 
Определение гипотезы. Тренинговый и иллюстративный материал по выдвижению гипотезы.
6.     Подготовка и участие в школьном туре олимпиад по различным предметам.
 
Тренировочный материал на основе олимпиад прошлых лет. Олимпиады школьного уровня.
7.     Участие в муниципальном этапе предметных олимпиад.
 
Тренировочный материал на основе олимпиад прошлых лет. Олимпиады муниципального уровня. *Не занятые в мероприятиях самостоятельно работают по выбранным темам.
8.     Поиск возможных вариантов решения, выдвинутых проблем.
 
Умение видеть проблему. Тренинговый и иллюстративный материал по решению проблем.
9.     Участие в областных и всероссийских конкурсах (КИТ, Русский медвежонок и т.д.).
 
Участие в конкурсах различного уровня (по желанию). *Не занятые в мероприятиях самостоятельно работают по выбранным темам.
10. Подготовка к тестированию.
 
Компьютерное тестирование (пробное).
11. Тестирование.
 
Компьютерное тестирование.
12. Обобщение изученных материалов.
 
Учимся делать выводы.
13. Индивидуальные консультации.
 
Индивидуальная работа по выбранным темам (по скользящему графику).
14. Участие в областных и всероссийских конкурсах (Кенгуру, Фактор роста, Инфознайка и т.д.).
 
Участие в конкурсах различного уровня (по желанию). *Не занятые в мероприятиях самостоятельно работают по выбранным темам.
15. Требования к оформлению исследовательских работ.
 
Как правильно оформить подготовленную работу (теория и практика).
16. Рекомендации к защите работ.
 
Какую защиту выбрать? Как вести себя во время защиты (советы психолога).
17. Подготовка к защите (разработка буклетов, презентаций, оформление титульного листа, списка литературы, оглавления).
 
Использование компьютерных технологий при оформлении работ.
18. Защита проектов
 
Школьная научно-практическая конференция «Юные исследователи».
19. Марафон вопросов (подготовка к интеллектуальной игре).
 
Подготовка к интеллектуальной игре. Кроссворды, загадки, занимательные задачи по различным предметам и т.п. (решение и составление).
20. Участие в областных и всероссийских конкурсах (ЧИП, Фактор роста и т.д.).
 
Участие в конкурсах различного уровня (по желанию). *Не занятые в мероприятиях самостоятельно готовятся к интеллектуальной игре.
21. Интеллектуальная игра.
 
Итоговое мероприятие.
22. Слет отличников и ударников.
 
Подготовка и проведение традиционного школьного слета отличников и ударников.
23. Выходная анкета. Отзывы о работе кружка.
Проведение выходной анкеты. Отзывы о работе кружка и пожелания.
24. Итоговое занятие. Подведение итогов за год.
 
Ознакомление с результатами анкеты. Составление плана работы на следующий год. 
 

Список рекомендуемой литературы для учителя:

 1.    Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.
2.    Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / авт.-сост. Н.И.Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2008.

 

Список рекомендуемой литературы для учащихся:

 1.    Клуб Внеклассных Дел: Интеллектуальные вечера и викторины / Е.А.Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2.    Поиграем в эрудитов? Идеи для школьных викторин и олимпиад / Н.А.Шаульская. –  Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Продолжение см. прикрепленные файлы
Пожаловаться 09 мая 2011
Файлы
Программа ОД БУДУЩЕЕ РОССИИ.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Программа кружков ИНТЕЛЛЕКТУАЛ-1, 2.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Программа ОД Будущее России.zip
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru