В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе.

Татьяна  Дубина Татьяна Дубина
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 12687    комментариев: 3
Краткое описание
В статье представлен опыт внеклассной работы с применением проектного метода. Данный метод обеспечивает связь школы с жизнью, развивает исследовательские возможности учащихся, активизирует интерес к познавательной деятельности. Помогает сформировать коммуникативную, лингвистическую, языковую, культуроведческую компетенции. Приведены основные типы проектов, особенности работы по каждому типу, примеры организации исследования в области языкознания и лингвистики с учащимися 8-11 классов..

Описание
Сведения об авторе. 
1. ФИО автора — Дубина Татьяна Михайловна 
2. Место работы автора – муниципальное образовательное учреждение «Раздольненская средняя общеобразовательная школа» 
3. Адрес:404054 волгоградская обл., Николаевский район, с. Раздольное, ул. Советская, 5 
4. Должность – учитель русского языка и литературы. 
5. Дополнительная информация: категория – высшая, общий стаж работы – 19 лет. 
 
Обобщение опыта работа по теме: «Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе». 
В современном мире школьнику становится всё труднее разобраться в огромном потоке информации. Появление информационных технологий позволяет ученику находить и собирать самую разнообразную информацию. Как её использовать? И как к ней относиться? На эти вопросы ученику поможет ответить метод проектного обучения. Разумеется, этот метод не вытеснит и не заменит другие методы работы. Но эффективность его несомненна. Игровые, исследовательские, творческие, практико-ориентированные проекты развивают исследовательские возможности учащихся, их таланты, активизирует познавательную активность. Метод проектов «находит большое место в реализации компетентностного обучения, обеспечивая связи школы с жизнью»[Курс лекций по педагогике и психологии: учебное пособие/Под ред. проф. Л. И. Гриценко.- Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008.- с.134]. 
Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности, т.е. ребёнок должен не только овладеть определённой суммой знаний и системой умений и навыков, но и овладеть компетенциями: коммуникативной, лингвистической, языковой, культурологической. Проектный метод в гармоничном сочетании с другими инновациями и традиционными методами поможет учителям и учащимся достигнуть этой цели. 
 Педагогические задачи, которые решаются, исходя из темы опыта. 
1. Приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании. 
2. Использование полученных знаний для решения новых познавательных и практических задач. 
3. Формирование коммуникативных умений посредством групповой работы учащихся. 
4. Развитие исследовательских умений. 
5. Развитие аналитического мышления. 
6. Освоение компетенций – лингвистической, языковой, коммуникативной, культурологической. 
  Педагогические средства и способы организации. 
Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы развития языка и литературы. Каждый из типов проектов по-своему интересен. 
Исследовательские проекты позволяют приобщить учащихся к научной деятельности. На уроках литературы и во внеурочной деятельности учащиеся проводят информативно-реферативную работу (исследование с целью получения новой информации); проблемно-реферативную (творческие исследования); экспериментальную. 
Работа над исследовательскими проектами в области языкознания и лингвистики позволяет овладеть разнообразными методами исследования: 
1. Общенаучными 
     
  • абстракция и конкретизация
  • анализ и синтез 
  • сравнение
  • противопоставление
  • индукция и дедукция
  •  
2. Социологическими: 
· опрос 
· анкетирование 
· интервьюирование 
· рейтинг 
3. Математическими: 
· шкалирование 
· индексирование 
4. Теоретическими: 
     
  • анализ литературы, архивных материалов, документов
  • построение гипотез
  • прогнозирование
  •  
5. Империческими: 
· глобальный эксперимент 
· локальный эксперимент 
· микроэксперимент 
· лабораторный эксперимент 
· естественный эксперимент 
Причём методы работы учащиеся выбирают самостоятельно, учитель выступает в роли консультанта и координатора исследовательской деятельности. Работу над этим видом проектов можно представить в виде следующей системы вопросов: 
     
  1. Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?
  2. Как назвать?
  3. Зачем данную проблему нужно изучать?
  4. Что рассматривается для решения проблемы?
  5. Как рассматривается? Какие новые свойства, функции могут быть выявлены?
  6. Какой результат можно получить? Каким он представляется?
  7. Что сделать, чтобы цель была достигнута?
  8. Гипотеза. Что неочевидно в объекте? Чего в нём не видят другие? 
  9.  
Постановка этих вопросов помогает участнику исследования понимать актуальность и значимость целей, продумывать и обосновывать структуру работы, выбирать необходимые методы обработки и оформления результатов. 
Важными этапами проектного обучения являются презентация и рефлексия. Презентация проводится на районной научной конференции. Рефлексия осуществляет самооценку результатов, процесса, себя в нём с учётом оценки других. Проведение конференций позволяет организовать групповую рефлексию. 
В процессе разработки долгосрочного исследовательского проекта «Прозвища как способ экспрессивизации общения» рекомендовала учащимся 10 класса подобрать материал об использовании школьных прозвищ в художественных произведениях, кино, в молодёжной среде. В ходе исследовательской работы у участников проекта возникли различные гипотезы решения поставленной проблемы. Они нашли своё отражение в представлении проекта и стали основой дискуссии. Таким образом, в проекте приняли участие не только его создатели, но и все учащиеся класса. 
     
  • Цели и задачи участников проекта: сбор и представление материала о роли прозвищ в общении — в художественных произведениях: В. Г. Помяловский «Очерки бурсы», А. С. Макаренко «Педагогическая поэма»
  •  
— в молодёжном сериале «Кадетство» 
— среди старшеклассников МОУ «Раздольненская СОШ» 
— исторические факты 
 
     
  •  классификация собранного материала
  •  выявление причин появления прозвищ
  •  рекомендации психологов. 
  •  
В итоге выполнения проекта, учащиеся приходят к выводу, что прозвища давали людям во все времена и избежать такой участи часто не удаётся. Надо быть к этому психологически готовым. Рекомендации психолога, приведённые в исследовательском проекте, помогли многим учащимся избежать стрессовых ситуаций. На основе собранного материала подготовлено выступление исследовательского характера. Оно было представлено для участия в районной научно-практической конференции по проблемам языкознания и лингвистики. На основе выступления подготовлена статья для молодёжного выпуска «Острова» нашей районной газеты. 
 
 
Большой интерес у учащихся вызывают творческие проекты. Создание тематических альбомов по творчеству любимых писателей и поэтов — один из них. Для работы организовали творческие группы. 
Цели и задачи участников проекта: 
· выбор произведений для иллюстрирования, 
· аргументация выбора, 
· подготовка иллюстраций. 
В итоге выполнения проекта были созданы оригинальные работы. Учащиеся проявили творческую активность. Учащиеся оформили альбом «Басни Крылова в иллюстрациях учеников 6 б класса». Альбомы, созданные участниками проекта, были представлены на родительских собраниях, на общешкольном празднике «По страницам любимых книг». Учителя русского языка и литературы используют их в качестве наглядно-иллюстративного материала на уроках литературы. 
Учащиеся 10 класса решили нарисовать родные сельские пейзажи и «проиллюстрировать» их строчками из стихотворений С. Есенина. Это позволило более подробно познакомиться с творчеством этого замечательного русского поэта. Так появился альбом «Моя малая родина» 
 
Цели и задачи участников проекта 
· изображение пейзажа – символа нашей малой родины, 
· сбор материала из стихов С. Есенина, изображающих сельские пейзажи. 
В итоге выполнения проекта учащиеся приходят к выводу о том, что 
изображение пейзажей в лирике Есенина создают целостный образ 
Родины, поэтому в его стихотворениях не только красота родной поэту рязанской земли, но и бескрайность полей Заволжья Представление проекта стало основой дискуссии «С чего начинается Родина?». Учащимся необходимо было соблюдать правила: развёрнуто обосновывать суждения, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение, приводить примеры. Участвуя в дискуссии, учащиеся должны следовать этическим нормам. Всё это позволяет сформировать коммуникативные компетенции. 
К юбилею нашего районного центра – 260-летию слободы Николаевской предложили учащимся подготовить творческий проект, в котором отразилась бы история родного края, его неповторимая красота. Были организованы творческие группы: 
1. краеведческая (10 кл.) 
2. литературная (5 кл.) 
3. музыкальная (5 кл.) 
4. редакторская (10 кл.) 
Цели и задачи участников проекта 
— сбор материала об истории возникновения слободы Николаевской 
— подбор стихотворений поэта – земляка Н. Белянского о г. Николаевске, о родном Заволжье 
— изучение особенностей местного фольклора. 
Результатом проекта стал сценарий праздника «Край ты мой лазоревый». 
 
В итоге работы над проектом учащиеся познакомились с историей родного края, с творчеством Н. Белянского, с местным фольклором Ребята пришли к выводу о том, что на николаевской земле живут в мире и согласии люди разных национальностей, традиции и обычаи которых тесно переплелись. 
На праздник, подготовленный участниками проекта, были приглашены 
ученики 5-6 классов, учителя, родители (Рис.9). Коллективная рефлексия показала, что данный проект послужит хорошей основой духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся. 
 
 Результаты. 
 
Работа над проектами ставит уровень преподавания на более высокую ступень. Учащиеся 5,6 классов обогащают словарный запас, совершенствуют речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки. Школьники научились выделять главную и второстепенную информацию, выбирать уместный тон речи при чтении вслух. При говорении они уже не только доказательно отвечают на вопросы учителя, но и сами выдвигают тезисы, аргументируют свою позицию, соблюдают правила ведения диалога. Метод проектов помогает учащимся видеть и понимать межпредметные связи. Они научились передавать с помощью рисунков языковые явления, иллюстрировать художественные произведения. Творчески подходят к достижению целей, поставленных перед выполнением проекта. Внеурочная деятельность приобрела для них новый смысл: не просто развлечения, а новые открытия. 
Старшеклассники, получившие опыт работы над проектами в средней школе, овладели научными методами исследования. Они научились самостоятельно искать, отбирать, анализировать и использовать информацию из разных областей знаний. Члены научного общества приобрели способность понимать причины и логику развития языковых процессов, получили возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. 
Изучая языковые явления, учащиеся научились выдвигать гипотезы, определять цели и задачи проекта, выбирать методы исследования, создавать план, программу, организовывать деятельность по реализации проекта. Такая работа служит развитию коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций, то есть формированию компетентности личности. 
Внеклассная работа позволяет расширить коммуникативные возможности учащихся. Ситуации речевого общения, смоделированные в совместной работе над проектами, позволяют повысить речевую культуру учащихся, гораздо эффективнее происходит усвоение языковых норм. Организация работы предполагает создание творческого коллектива. Возможны различные виды деятельности: 
индивидуальная, секционная, массовая. 
Каждый вид деятельности имеет свои особенности. Индивидуальная работа – это самостоятельная работа учащихся с первоисточниками, дополнительной литературой, выполнение конкретных заданий, творческой работы. Секционная деятельность объединяет учащихся, работающих по какому-либо направлению, теме. Это позволяет решить проблему с различных точек зрения. Работа в секциях предполагает проведение экспериментов, обсуждение рефератов, защиту проектов и предложений. Массовая работа – это встречи со специалистами, проведение тематических мероприятий, олимпиад, экскурсий, конкурсов, конференций. 
 
Проектное обучение необходимо использовать в школьной практике, но не как единственный метод обучения, а в комплексе с другими методами. В классе в течение года можно работать над несколькими краткосрочными проектами. Нельзя давать учащимся проекты по всем предметам, это не даст учащимся возможности осмыслить решаемые проблемы. Лучше, когда проект является межпредметным. Учащиеся учатся использовать в работе разные виды информации, понимают её личностную значимость. Кроме того, это помогает устранить перегрузку учащихся. 
Нельзя принуждать учащихся к выполнению такой работы. Главный принцип – добровольность. Исследовательскую работу лучше начать с небольшой группы. Не каждому ученику и педагогу она по силам. 
Над небольшими творческими проектами можно начинать работу с 5 класса, привлекая в качестве экспертов и консультантов старшеклассников, родителей. 
Исследовательскую работу целесообразно начинать с 8 класса, когда уровень развития мышления учащихся позволяет овладеть общенаучными методами обучения. 
Интерес к исследовательской деятельности можно развить, предложив учащимся встретиться со специалистами или принять участие в конференции в качестве зрителя. «Даже неудачно выполненный проект имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач, неожиданные последствия деятельности и т.п. <…> Подробная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) 
окружающего мира и себя в этом микро- и макросоциуме». [Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула//Директор школы. 1988. №3. – с. -16.] 
 
Использованные источники. 
1. Курс лекций по педагогике и психологии: учебное пособие / Под ред. проф. Л. И. Гриценко.- Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008.- с.134. 
2. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула//Директор школы. 1988. №3. – с. -16.
Пожаловаться 04 мая 2011
Файлы
Обсуждение материала
  • Татьяна Трофименко
    2 июля 201122:53
    Татьяна Трофименко

    Уважаемая Татьяна Михайловна!
    Спасибо за материал! В статье интересно и познавательно описаны способы применения проектной технологии во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе. Методом проектов занимаюсь довольно давно, но всегда работала с детьми, применяя проектные методики лишь в области науки и техники. Казалось, что освоить проектную деятельность в своем предмете мне очень трудно. И действительно, мне было нелегко. Очень хотелось услышать мнение филолога-практика о применении проектной технологии на уроках русского языка и литературы. Ваш материал заставил задуматься о том, что проектный метод на уроках и во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе – работа на будущее. Уверена, если работать в проектном режиме, описанном Вами, можно говорить о формировании ключевых компетентностей учащихся: коммуникативной, проектной, информационной.

  • Ольга Бондарева
    3 июля 201113:50
    Ольга Бондарева

    Спасибо за очень полезный и актуальный материал.

  • Татьяна Дубина
    4 июля 201123:31
    Татьяна Дубина

    Спасибо, уважаемые коллеги! Очень рада, что мой опыт был вам полезен.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru