В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Социальные интернет-акции как средство повышения родительской компетентности

Социальные интернет-акции как средство повышения родительской компетентности

Елена Колотева
Тип материала: Педагогическая теория
Рейтинг: 1234 голосов:3просмотров: 4415
Краткое описание
Социальные сети, Интернет-документы, программы для дистанционных коммуникаций, совместной деятельности, форумы, блоги, Wiki - все это активно используется современными родителями, школьниками и они заинтересованы в том, чтобы выстраивать отношения со школой на основе современных технологий, в формате Интернет-коммуникаций.
Описание
Проведение социальных акций может рассматриваться в качестве эффективной технологии работы психолога с родителями. 
 С помощью акции можно быстро, емко ненавязчиво донести до большого количества родителей нужную идею, привлечь внимание к проблеме, она позволяет транслировать позитивный ценностный ряд и ненавязчиво задавать ориентиры. 
 
 Социальные Интернет-акции для родителей как ресурс повышения родительской компетентности.
 
Болсуновская Надежда, руководитель службы инновационных технологий и социального проектирования ЦДиК №7 ГУО администрации города, программный координатор методического объединения психологов образования г. Красноярска, руководитель сетевого методического объединения психологов образования РФ
 
Колотева Елена Юрьевна-педагог-психолог МОУ «СОШ №5» г. Михайловка Волгоградской области, руководитель городского методического объединения психологов, соруководитель сетевого методического объединения психологов образования РФ
 
Большинство  взрослых людей — родители: молодые или не очень,  имеющие  достаточный жизненный опыт или без такового. Родительство – это ответственная роль и позиция, в которой взрослый находится 24 часа в сутки, и где требуется тщательное, профессиональное и последовательное выполнение всех условий для успешной социализации  ребенка. От того, насколько компетентен родитель в вопросах воспитания, во многом зависит судьба ребенка. Вместе с тем, несмотря на важность овладения взрослым родительским мастерством, становление родителей обычно рассматривается как дело семейное, частное, личное, в  противовес обучению профессии,  вождению машины и дрессировке животных, где существуют специальные программы обучения и стандарты, школы и сертификация. Все это приводит к тому, что в настоящее время родители осваивают науку родительского мастерства сами, часто методом проб и ошибок, на основании того, как складывались отношения в их родительских семьях. При этом процесс воспитания ребенка не всегда осуществляется на основе конструктивных способов воспитания. 
Данные мониторинга, проведенные по заказу Национального фонда поддержки детей¸ оказавшихся в трудной жизненной ситуации, показывают, что половина родителей практикует телесные наказания детей и  только 14 % родителей знают, что они могут быть наказаны за жестокое обращение с ребенком. Поэтому вопросы, связанные с поддержкой родителей в овладении родительским мастерством являются актуальными. 
Не должна оставаться в стороне от данных вопросов и современная система образования, т.к. успешность обучения ребенка в школе зависит от того, насколько грамотно  выстроено партнерство семьи и школы, насколько родители выступают союзниками школы и их требования со школой едины и согласованы.
Однако партнерство семьи и школы, оказание школой поддержки родителям в овладении родительскими навыками должно осуществляться  не в формах лекций, нотаций, призывах активно участвовать в жизни школы. Наоборот, важно   создавать условия для включения  родителей в деятельность, в рамках которой они бы  сами сделали для себя нужные выводы, освоили навыки и приемы воспитания,  захотели взаимодействовать со школой в дальнейшем. Необходимо, чтобы школа стала пространством, где родителям ненавязчиво подскажут, как воспитывать ребенка. Это требует деятельностного подхода в организации работы психолога с родителями. При этом, школа должна учитывать современные реалии, в которых протекает жизнь современных родителей. Информационные технологии все шире входят в жизнь человека, меняют ее, формирует новые потребности и открывает возможности, которые не были доступны ранее. Социальные сети, Интернет-документы, программы для дистанционных коммуникаций, совместной деятельности, форумы, блоги, Wiki — все это активно используется современными родителями, школьниками и они заинтересованы в том, чтобы выстраивать отношения со школой на основе современных технологий, в формате Интернет-коммуникаций. 
Использование Интернет-технологий позволяет сделать деятельность школы видимой, открытой для родителей, увеличить оперативность взаимодействия родителей и школы,  предоставить услугу дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса (консультации, родительские собрания, обсуждения, форумы), позволяет создавать Интернет-базы знаний, реализовывать Интернет-проекты для родителей и семей,   усилить деятельностную составляющую работы с родителями (в Интернете лекцию не прочитаешь), открыть новые формы работы с родителями, которые раньше не были возможны.
Одной из такой форм является проведение Интернет-социальных акций для родителей.  Социальная акция –понятие не новое. Данный термин активно употребляется в обществе в контексте организации специальной  деятельности, имеющей целью привлечь внимание к определенной проблеме, желательному способу деятельности и т.д. 
Особенностью социальных акций является то, что участники  включатся в выполнение простых действий, составляющих единое целое, которые в конечном итоге и должны привести к достижению целей. Молодежь выкладывает в пространстве огромный флаг России, родители создают совместно в Интернете книгу родительских заповедей и отказываются от ремня, присоединяясь к движению против насилия –эти и другие примеры акций наглядно иллюстрируют сущность акции и ее составляющие.
Говоря о характеристиках акции можно отметить:
·    Наличие идеи/проблемы, к которой привлекается внимание
·    Наличие креативного простого способа, с помощью которого привлекается внимание к проблеме — акция это чаще всего «красиво  и  необычно»
·    Наличие конечного продукта
·    Распространение информации об акции через разные каналы, для того, чтобы максимальное количество участников приняло участие
·    Наличие ограничения по срокам и кратковременный характер мероприятия
·    Эмоциональный характер мероприятия
·    Простота действий и одновременно емкость, насыщенность мероприятия
·    Добровольность участия
Проведение социальных акций может рассматриваться в качестве эффективной технологии работы психолога с родителями. 
С помощью акции можно быстро, емко ненавязчиво донести до большого количества родителей нужную идею, привлечь внимание к проблеме, она позволяет транслировать позитивный ценностный ряд и ненавязчиво задавать ориентиры. 
В числе преимуществ использования акций является их ненавязчивость и непрямой характер воздействия в противовес наиболее распространенной лекционной форме работы с родителями. Акции относятся к технологиям непрямого обучения,  когда родители участвуют в мероприятии добровольно, а цели достигаются за счет того, что они  сами открывают для себя новые знания, делают выводы, присваивают ценности,  включившись  в специально  организованную деятельность в специальной среде. При этом родители сами определяют меру своего участия  в акции. 
Также,  одним из достоинств социальных  акций является то, что эффект от мероприятия  ощущают не только ее непосредственные участники, но и опосредованные — те,  кто читают про мероприятие в СМИ и знакомятся с итоговым продуктом.  Также при проведении акции часто вступает в действие принцип «сарафанного радио», когда родители самостоятельно привлекают других к участию других, увидев пользу и результативность. 
Существуют разные формы проведения акций по форме организации и конечного продукта: игра, квест, митинг, флэшмоб, конкурс, концерт и т.д., которые могут реализовываться в реальном или Интернет-пространстве. 
Учитывая все это,  межрегиональной командой педагогов-психологов в рамках Всероссийского конкурса «Педагог-психолог 21 века» было организовано и проведено  несколько социальных Интернет-акций для родителей. Среди них: акция «Удивительный мир детства для любящих родителей,  целью которой  являлось  создание условий для обогащения опыта в вопросах воспитания детей, освоение новых приемов, навыков эффективного взаимодействия с ребенком. Уникальность данной акции заключается еще и в том, что она включала в себя 6 различных и самостоятельных Интернет-мероприятий для родителей: квест «Неагрессивное поведение или У кого кулак больше», акции «Лики любви», «Мостик из слов», «Возвращение Мери Поппинс или мы родом из детства»,   виртуальная гостиная «Мы –родители»,  мастерская интересных находок для родителей «Чудеса у камина».
В акции приняли  участие 85 человек, ими было оставлено 205 комментариев в Интернет-пространствах акции.
В настоящее время организована и проходит Всероссийская Интернет-акция для родителей «Родители — лучшие в мире воспитатели: что посеешь, то и пожнешь», в которой уже приняли участие около 100 человек. Идея данной акции  - показать родителям, что результат родительского воспитания во многом  зависит от грамотных действий мамы и папы. Результатом акции станет  Интернет-книга родительской мудрости, в которой  каждый родитель может найти ответы на вопросы. Также параллельно реализуется  Интернет-акция в формате квеста «Как 2 мамы секреты воспитания открывали или быть компетентным — круто», направленная на то, чтобы напомнить родителям важность организации воспитательного процесса в семье без насилия на основе доверия, любви и грамотной системы требований к ребенку. 
Наряду с проведением акций командой отслеживается результативность проведенных акций через сбор обратной связи, анализ созданных продуктов деятельности, динамику посещаемости и т.д.
Так, анализ показал, что в результате проведенных акций  родителям  удалось: 
·  актуализировать свои потребности общения с детьми, 
·  узнать подробнее о причинах и способах решения трудных ситуаций, возникающих при воспитании
·  проанализировать  собственные  ошибки  воспитания и найти пути их преодоления
·  поделиться  приёмами воспитания, используемыми в семьях и обменяться родительским опытом;
·  получить информационную  консультационную поддержку  по вопросам воспитания детей и подростков.
·  Освоить новые практики взаимодействия с  ребенком
·  Увидеть собственного ребенка с другой стороны
·  «Зарядиться» мотивацией на дальнейшее повышение родительской грамотности
 
Таким образом, использование социальных Интернет-акций в работе с родителями может рассматриваться в качестве новой эффективной практики повышения родительской компетентности. Принять участие в Интернет-акциях и Более подробно познакомиться с материалами акций  вы можете в блоге психолога для родителей (http://schoolpsycholog.blogspot.com) и сайте сообщества «Соцобраз» ( http://wiki.openclass.ru). 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Статья Колотева.doc Скачать

Социальные Интернет-акции для родителей как ресурс повышения родительской компетентности.


Болсуновская Надежда, руководитель службы инновационных технологий и социального проектирования ЦДиК №7 ГУО администрации города, программный координатор методического объединения психологов образования г. Красноярска, руководитель сетевого методического объединения психологов образования РФ


Колотева Елена Юрьевна-педагог-психолог МОУ «СОШ №5» г. Михайловка Волгоградской области, руководитель городского методического объединения психологов, соруководитель сетевого методического объединения психологов образования РФ


Большинство взрослых людей - родители: молодые или не очень, имеющие достаточный жизненный опыт или без такового. Родительство – это ответственная роль и позиция, в которой взрослый находится 24 часа в сутки, и где требуется тщательное, профессиональное и последовательное выполнение всех условий для успешной социализации ребенка. От того, насколько компетентен родитель в вопросах воспитания, во многом зависит судьба ребенка. Вместе с тем, несмотря на важность овладения взрослым родительским мастерством, становление родителей обычно рассматривается как дело семейное, частное, личное, в противовес обучению профессии, вождению машины и дрессировке животных, где существуют специальные программы обучения и стандарты, школы и сертификация. Все это приводит к тому, что в настоящее время родители осваивают науку родительского мастерства сами, часто методом проб и ошибок, на основании того, как складывались отношения в их родительских семьях. При этом процесс воспитания ребенка не всегда осуществляется на основе конструктивных способов воспитания.

Данные мониторинга, проведенные по заказу Национального фонда поддержки детей¸ оказавшихся в трудной жизненной ситуации, показывают, что половина родителей практикует телесные наказания детей и только 14 % родителей знают, что они могут быть наказаны за жестокое обращение с ребенком. Поэтому вопросы, связанные с поддержкой родителей в овладении родительским мастерством являются актуальными.

Не должна оставаться в стороне от данных вопросов и современная система образования, т.к. успешность обучения ребенка в школе зависит от того, насколько грамотно выстроено партнерство семьи и школы, насколько родители выступают союзниками школы и их требования со школой едины и согласованы.

Однако партнерство семьи и школы, оказание школой поддержки родителям в овладении родительскими навыками должно осуществляться не в формах лекций, нотаций, призывах активно участвовать в жизни школы. Наоборот, важно создавать условия для включения родителей в деятельность, в рамках которой они бы сами сделали для себя нужные выводы, освоили навыки и приемы воспитания, захотели взаимодействовать со школой в дальнейшем. Необходимо, чтобы школа стала пространством, где родителям ненавязчиво подскажут, как воспитывать ребенка. Это требует деятельностного подхода в организации работы психолога с родителями. При этом, школа должна учитывать современные реалии, в которых протекает жизнь современных родителей. Информационные технологии все шире входят в жизнь человека, меняют ее, формирует новые потребности и открывает возможности, которые не были доступны ранее. Социальные сети, Интернет-документы, программы для дистанционных коммуникаций, совместной деятельности, форумы, блоги, Wiki - все это активно используется современными родителями, школьниками и они заинтересованы в том, чтобы выстраивать отношения со школой на основе современных технологий, в формате Интернет-коммуникаций.

Использование Интернет-технологий позволяет сделать деятельность школы видимой, открытой для родителей, увеличить оперативность взаимодействия родителей и школы, предоставить услугу дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса (консультации, родительские собрания, обсуждения, форумы), позволяет создавать Интернет-базы знаний, реализовывать Интернет-проекты для родителей и семей, усилить деятельностную составляющую работы с родителями (в Интернете лекцию не прочитаешь), открыть новые формы работы с родителями, которые раньше не были возможны.

Одной из такой форм является проведение Интернет-социальных акций для родителей. Социальная акция –понятие не новое. Данный термин активно употребляется в обществе в контексте организации специальной деятельности, имеющей целью привлечь внимание к определенной проблеме, желательному способу деятельности и т.д.

Особенностью социальных акций является то, что участники включатся в выполнение простых действий, составляющих единое целое, которые в конечном итоге и должны привести к достижению целей. Молодежь выкладывает в пространстве огромный флаг России, родители создают совместно в Интернете книгу родительских заповедей и отказываются от ремня, присоединяясь к движению против насилия –эти и другие примеры акций наглядно иллюстрируют сущность акции и ее составляющие.

Говоря о характеристиках акции можно отметить:

  • Наличие идеи/проблемы, к которой привлекается внимание

  • Наличие креативного простого способа, с помощью которого привлекается внимание к проблеме - акция это чаще всего «красиво и необычно»

  • Наличие конечного продукта

  • Распространение информации об акции через разные каналы, для того, чтобы максимальное количество участников приняло участие

  • Наличие ограничения по срокам и кратковременный характер мероприятия

  • Эмоциональный характер мероприятия

  • Простота действий и одновременно емкость, насыщенность мероприятия

  • Добровольность участия

Проведение социальных акций может рассматриваться в качестве эффективной технологии работы психолога с родителями.

С помощью акции можно быстро, емко ненавязчиво донести до большого количества родителей нужную идею, привлечь внимание к проблеме, она позволяет транслировать позитивный ценностный ряд и ненавязчиво задавать ориентиры.

В числе преимуществ использования акций является их ненавязчивость и непрямой характер воздействия в противовес наиболее распространенной лекционной форме работы с родителями. Акции относятся к технологиям непрямого обучения, когда родители участвуют в мероприятии добровольно, а цели достигаются за счет того, что они сами открывают для себя новые знания, делают выводы, присваивают ценности, включившись в специально организованную деятельность в специальной среде. При этом родители сами определяют меру своего участия в акции.

Также, одним из достоинств социальных акций является то, что эффект от мероприятия ощущают не только ее непосредственные участники, но и опосредованные - те, кто читают про мероприятие в СМИ и знакомятся с итоговым продуктом. Также при проведении акции часто вступает в действие принцип «сарафанного радио», когда родители самостоятельно привлекают других к участию других, увидев пользу и результативность.

Существуют разные формы проведения акций по форме организации и конечного продукта: игра, квест, митинг, флэшмоб, конкурс, концерт и т.д., которые могут реализовываться в реальном или Интернет-пространстве.

Учитывая все это, межрегиональной командой педагогов-психологов в рамках Всероссийского конкурса «Педагог-психолог 21 века» было организовано и проведено несколько социальных Интернет-акций для родителей. Среди них: акция «Удивительный мир детства для любящих родителей, целью которой являлось создание условий для обогащения опыта в вопросах воспитания детей, освоение новых приемов, навыков эффективного взаимодействия с ребенком. Уникальность данной акции заключается еще и в том, что она включала в себя 6 различных и самостоятельных Интернет-мероприятий для родителей: квест «Неагрессивное поведение или У кого кулак больше», акции «Лики любви», «Мостик из слов», «Возвращение Мери Поппинс или мы родом из детства», виртуальная гостиная «Мы –родители», мастерская интересных находок для родителей «Чудеса у камина».

В акции приняли участие 85 человек, ими было оставлено 205 комментариев в Интернет-пространствах акции.

В настоящее время организована и проходит Всероссийская Интернет-акция для родителей «Родители - лучшие в мире воспитатели: что посеешь, то и пожнешь», в которой уже приняли участие около 100 человек. Идея данной акции - показать родителям, что результат родительского воспитания во многом зависит от грамотных действий мамы и папы. Результатом акции станет Интернет-книга родительской мудрости, в которой каждый родитель может найти ответы на вопросы. Также параллельно реализуется Интернет-акция в формате квеста «Как 2 мамы секреты воспитания открывали или быть компетентным - круто», направленная на то, чтобы напомнить родителям важность организации воспитательного процесса в семье без насилия на основе доверия, любви и грамотной системы требований к ребенку.

Наряду с проведением акций командой отслеживается результативность проведенных акций через сбор обратной связи, анализ созданных продуктов деятельности, динамику посещаемости и т.д.

Так, анализ показал, что в результате проведенных акций родителям удалось:

  • актуализировать свои потребности общения с детьми,

  • узнать подробнее о причинах и способах решения трудных ситуаций, возникающих при воспитании

  • проанализировать собственные ошибки воспитания и найти пути их преодоления

  • поделиться приёмами воспитания, используемыми в семьях и обменяться родительским опытом;

  • получить информационную консультационную поддержку по вопросам воспитания детей и подростков.

  • Освоить новые практики взаимодействия с ребенком

  • Увидеть собственного ребенка с другой стороны

  • «Зарядиться» мотивацией на дальнейшее повышение родительской грамотности


Таким образом, использование социальных Интернет-акций в работе с родителями может рассматриваться в качестве новой эффективной практики повышения родительской компетентности. Принять участие в Интернет-акциях и Более подробно познакомиться с материалами акций вы можете в блоге психолога для родителей (http://schoolpsycholog.blogspot.com) и сайте сообщества «Соцобраз» ( http://wiki.openclass.ru).


Новая папка.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров