В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

«Азы безопасности»

Файл прикреплен к материалу: «Азы безопасности»
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов


ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ И МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ НА ВОДЕ


НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ НА ВОДЕ И ИХ ПРИЧИНЫ

Несчастные случаи происходят чаще всего при нарушении правил поведения на воде. Анализ обобщенных данных об утонувших показывает, что большинство гибнет из-за неумение хорошо плавать, купания в необорудованных водоемах, при волнении на море, нарушении навигационных правил, в аварийных ситуациях на лодках и других плавсредствах, во время переправ, в период паводков и наводнений.

В последнее время все большую популярность приобретает подводный спорт. Купив дыхательную трубку, маску и ласты, некоторые пловцы начинают самостоятельно осваивать технику подводных погружении, заниматься подводной охотой, фотографированием и т.п. Нередко такие занятия заканчиваются трагически. При длительном пребывании под водой, не имея возможности возобновить запас кислорода в организме, человек может потерять сознание.

Частой причиной гибели в воде также являются переутомление, перегревание, переохлаждение, алкогольное опьянение и др. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что среди тонущих четвертую часть составляют дети до 16 лет. Половина из них малыши, оставленные без присмотра старшими.

Отдыхая, надо соблюдать правила поведения и меры безопасности на воде, стараться как можно быстрее научиться плавать.


ПРИЧИНЫ ГИБЕЛИ ЛЮДЕЙ В ВОДЕ

1. Утопление с попаданием воды в легкие.

Оказавшись под водой, тонущий человек задерживает дыхание. В результате накопления углекислоты в крови и соответствующего раздражения дыхательного центра головного мозга дыхательные движения возобновляются, и вода, при каждом вдохе, поступает в легкие. При выдохе из легких “выбрасывается” вода, смешанная с воздухом, который в виде крупных пузырей поднимается на поверхность. Если сознание сохранено, тонущий пытается выплыть, вдохнуть воздух. Однако под влиянием нарастающего кислородного голодания быстро наступает потеря сознания, человек погружается на дно водоема. В течение некоторого времени сердечная деятельность сохраняется. В легких образуется пена, которая при выдохе “выбрасывается” вместе с водой. Мелкие воздушные пузырьки поднимаются на поверхность. По ним можно обнаружить то место, где находится пострадавший.


2. Утопление без попадания воды в легкие

У некоторых людей, склонных к спазмам гортани, попадание даже небольшого количества воды в верхние дыхательные пути приводит к смыканию голосовых связок и закрытию голосовой щели. При этом вода в легкие не попадает. Дыхательный центр находится в состоянии торможения, дыхательные движения очень слабые. Смерть, наступает в результате нарастающего кислородного голодания, через 4 — б мин после погружения.


3. Внезапная смерть в воде.

Она может наступить вследствие судороги межреберных мышц. При резком погружении в холодную воду возникает их сокращение при отсутствии расслабления. В результате происходит остановка дыхания, что влечет за собой остановку сердца.

Из вышеизложенного следует, что смерть при утоплении наступает в результате прекращения поступления кислорода в организм. Наиболее чувствителен к кислородному голоданию головной мозг (потеря сознания в конце первой или в начале второй минуты). Но это еще не смерть, так как в организме имеются запасы кислорода, которые в состоянии в течение нескольких минут поддерживать жизнедеятельность в тканях.

Период с момента остановки сердца до необратимых изменений в центральной нервной системе называется клинической смертью. За это время (4-б мин) человека еще можно вернуть к жизни (восстановить дыхание и кровообращение). Появление необратимых изменений в организме означает биологическую смерть.


МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ КУПАНИИ

При наступлении теплых солнечных дней дети стремятся к воде. В это время надо быть особенно внимательными к ним. Вода ошибок не прощает. Правила поведения при купании надо выполнять очень точно.

Купание ни в коем случае не должно проходить без присмотра старших, хорошо умеющих плавать. Учиться плавать обязательно нужно под руководством инструктора или родителей.

Надо запомнить следующие правила:

  • купаться лучше утром или вечером, когда солнце греет, но нет опасности перегрева. Температура воды должна быть не ниже 17-19°, в более холодной находиться опасно. Плавать в воде можно не более 20 мин, причем это время должно увеличиваться постепенно, с 3-5 мин. Нельзя доводить себя до озноба. При переохлаждении могут возникнуть судороги, произойти остановка дыхания, потеря сознания. Лучше искупаться несколько раз по 15-20 мин, а в перерывах поиграть в подвижные игры: волейбол, бадминтон;

  • не входить, не прыгать в воду после длительного пребывания на солнце. Периферические сосуды сильно расширены для большей теплоотдачи. При охлаждении в воде наступает резкое рефлекторное сокращение мышц, что влечет за собой остановку дыхания;

  • не входить в воду в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь блокирует сосудосужающий и сосудорасширяющий центр в головном мозге;

  • если нет поблизости оборудованного пляжа, надо выбрать безопасное для купания место с твердым песчаным незасоренным дном, постепенным уклоном. В воду входить осторожно. Никогда не прыгать в местах, не оборудованных специально. Даже если накануне это место было безопасным для прыжков, то за ночь течением могло принести корягу или что-то сбросили в воду;

  • не заплывать далеко, т.к. можно не рассчитать своих сил. Почувствовав усталость, не надо теряться и стремиться, как можно быстрее доплыть до берега. Нужно “отдыхать” на воде. Для этого обязательно научитесь плавать на спине. Перевернувшись на спину и поддерживая себя на поверхности легкими движениями рук и ног, вы сможете отдохнуть;

  • если захватило течением, не пытайтесь с ним бороться. Надо плыть вниз по течению, постепенно, под небольшим углом, приближаясь к берегу;

  • не теряться, даже если попали в водоворот. Необходимо набрать побольше воздуха в легкие, погрузиться в воду и, сделав сильный рывок в сторону, всплыть;

  • в водоемах с большим количеством водорослей надо стараться плыть у самой поверхности воды, не задевая растения, не делая резких движений. Если все же руки или ноги спутываются стеблями, необходимо сделать остановку (принял, положение “поплавка”, “всплывания”) и освободиться от них;

  • не плавать на надувных матрацах, автомобильных камерах и надувных игрушках. Ветром или течением их может отнести очень далеко от берега, а волной захлестнуть, из них может выйти воздух, и они потеряют плавучесть. Купание с маской, трубкой и ластами требует особой осторожности: нельзя плавать с трубкой при сильном волнении моря. Плавать надо только вдоль берега и обязательно под постоянным наблюдением, чтобы вовремя могли придти на помощь;

  • не допускать грубых шалостей в воде: подплывать под купающихся, хватать их за ноги, “топить”, подавать ложные сигналы о помощи и т.п.;

  • не оставлять у воды малышей. Они могут оступиться и упасть, захлебнуться водой или попасть в яму. К сожалению, не редки случаи, когда маленькие дети тонут в ванне, оставленные родителями, старшими “буквально на одну минутку”;

  • не заплывать за ограничительные знаки, т.к. они ограничивают акваторию с проверенным дном, определенной глубиной, там гарантировано отсутствие водоворотов и т.д. Не надо отплывать далеко от берега или переплывать водоем на спор. Доказать свое умение плавать можно, проплыв несколько раз одну и ту же дистанцию вблизи берега;

  • не подплывать к близко проходящим судам, лодкам и катерам.


МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ НА ЛЬДУ

Структура, прочность и толщина льда изменяются на протяжении поздней осени, зимы и ранней весны. Осенний становится прочным только после того, как установятся непрерывные, морозные дни, но даже при кратковременной оттепели он теряет это качество, появляется рыхлость. Зимний лёд прочен, обладает большой грузоподъемностью. Весной ледяной покров под воздействием солнца и талой воды становится пористым и очень слабым, хотя и сохраняет еще достаточную толщину. Усиливающееся течение “подтачивает” его снизу. Выходить на осенний и весенний лед можно только в крайнем случае и с максимальной осторожностью.

Как же определить, когда по льду можно ходить совершенно спокойно, без опасности провалиться?

Безопасный переход возможен при толщине льда в 7 см и более. Его прочность можно проверить ударами пешни (или палки), но ни в коем случае ногой (можно сразу провалиться). Если после двух-трех ударов пешни вода не показывается, лед достаточно крепок. Если же вдруг начала появляться влага, надо немедленно поворачивать к берегу, но не торопиться и стараться идти, не отрывая ступни ото льда (скользящим шагом). При движении ударяют пешней впереди и по обе стороны от себя по нескольку раз в одно и то же место.

Переходить и переезжать замерзший водоем разрешается только после того, как местными органами власти будут оборудованы ледовые переправы и установлен режим их работы. Где их нет, надо быть внимательным и осторожным. Обходить опасные места площадки, покрытые толстым слоем снега, чистые прогалины на снежном покрове, темные пятна, предупреждающие о непрочности льда. Избегать мест с вмерзшими в лед камышами, водорослями или какими-то предметами. Надо также обходить те участки водоема, куда сбрасываются промышленные воды. Нельзя переправляться около промоин и выхода грунтовых вод. Надо держаться подальше от площадок для выходки льда.

Безопасней всего переходить водоем по прозрачному льду, имеющему зеленоватый или синеватый оттенок, придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне (если на ней не выступила вода). Пешеходную переправу лучше осуществлять группой, соблюдая дистанцию друг от друга 5-6 м.

При переходе замерзших водоемов на лыжах рекомендуется предварительно расстегнуть крепления, высвободить кисти рук из петлей лыжных палок, снять с одного плеча лямку рюкзака. Эти приготовления обеспечат свободу движений в случае неожиданного провала под лед.


Подледная рыбалка

Зимняя подледная ловля рыбы требует особенно строгого соблюдения правил поведения. Все рыболовы должны твердо знать, что ни по первому (осеннему), ни по последнему (весеннему) льду ловить рыбу со льда нельзя, даже если на первый взгляд он достаточно прочный.

Осенний лед, скрепленный вечерним или ночным холодом, ранним утром еще способен выдержать небольшую нагрузку, но днем он быстро становится пористым и очень слабым от просачивающейся через него талой воды, хотя может сохранять (весной) достаточную толщину.

Собираясь на рыбалку, нужно брать с собой простые спасательные средства (“конец Александрова”, спасательную доску, веревку) и во время ужения рыбы их надо держать под рукой. В осенний и весенний сезоны для усиления опоры рядом с лункой надо класть принесенную доску. Это повышает безопасность рыбака на льду. Лунку в цепях безопасности пробивают на расстоянии 5-6м друг от друга. Рыбаки не должны собираться большими группами. Помните: отправляться на водоемы в одиночку опасно!


Зимние спасательные средства и их применение.

Спасательная доска. Длина – 5-8 м, ширина — 20 см. На одном конце крепится петля, на другом веревка, длиной от 30 до 40 м. Спасатели на берегу привязывают к неподвижному предмету конец веревки, потом подползают по льду к пострадавшему и подают ему конец доски с петлёй, помогая выбраться из воды.

Спасательный шест. Длина – 5-8 м. К концу шеста крепится пеньковая (капроновая) веревка длиной 40 м. Спасатель привязывает ее на берегу, приближается на безопасное для себя расстояние, подает пострадавшему шест, помогает выбраться из воды.

Спасательная веревка. Длина – 25-30 м с большими (длиной 70 см) петлями на обоих концах. Спасатель надевает на левую руку одну петлю, правой берет другую и, сделав два-три круговых размаха, бросает ее тонущему. Поймав петлю, тонущий надевает ее через голову под руку, после чего спасатель подтягивает его к берегу.

Спасательная лестница. Длина – 3-6 м. Изготавливается шириной 50—70 см из ели, сосны, или дюралюминиевых трубок с запаянными концами. Используется так же, как и спасательная доска. Во всех случаях желательно, чтобы спасатель предварительно подстраховался.

На спасательных станциях и постах для оказания помощи людям, терпящим бедствия на льду, могут использоваться и более сложные технические средства: вертолеты, шлюпки на санях типа “Фофан” для оказания помощи утопающим во время ледохода, ледостава и других стихийных бедствий.

В экстренных ситуациях дня оказания помощи могут быть использованы подручные средства: бревна, доски, щиты, веревки, брючные ремни, личная одежда и др.

ЛЕТНИЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ.

ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ.


Летние спасательные средства в основном те же, что и зимние. Дополнительно к ним относятся: спасательные круги, шары и нагрудники.

Спасательные круги. Бывают двух видов: пробковые и пенопластовые. Масса пробкового кругадо 7 кг, диаметр (внешний) — 750 мм; пенопластовогодо 4,5 кг, диаметр — 750 мм.

К кругу с четырех сторон крепится леер. Для того чтобы круг был хорошо виден, его окрашивают в яркий оранжевый цвет.


Правила подачи спасательного круга. Взявшись одной рукой за спасательный круг, второй за леер, сделать два-три круговых размаха прямой рукой на уровне плеча и бросить его плашмя утопающему, чтобы он упал справа или слева от него на расстоянии 0,5-1 м. При подаче круга с катера спасатель должен бросить его со стороны борта, при подаче с лодки спасатель должен встать так, чтобы средняя банка была между ногами, и бросить круг пострадавшему (в сторону кормы или носа). Бросать надо осторожно, чтобы не ударить по голове пострадавшего. Необходимо к спасательному кругу прикреплять веревку (“конец Александрова”), с помощью которой пострадавшего подтягивают к берегу или лодке.

Спасательные шары это соединенные между собой тросиком пробковые или пенопластовые шары, обтянутые плотной тканью. Масса — 2 кг, поддержания — 8 кг, диаметр – 21-25 см.

Правила подачи спасательных шаров. Взять одной рукой спасательные шары, другойтрос, сделать 2-3 круговых размаха и бросить их в направлении пострадавшего так, чтобы они упали справа или слева от него. К спасательным шарам прикрепляют веревку, и с ее помощью пострадавшего подтягивают к берегу или к лодке.

“Конец Александрова” пеньковый или капроновый трос длиной до 30 ми толщиной до 25 мм с двумя петлями на концах. К большой петле крепятся два поплавка диаметром 10—12 см, окрашенные в красный цвет, и груз массой 250 — 350 г.

Правила использования “конца Александрова”. Прежде чем его бросить, необходимо надеть малую петлю на левую руку и взять в нее всю бухту троса, а в правую - большую петлю и 4-6 шлагов “конца”, сделать 2-3 круговых размаха вытянутой рукой и бросить по направлению к утопающему. Пострадавший должен надеть петлю через голову под руки и держаться за поплавки. Спасатель осторожно, без рывков, подтягивает пострадавшего к берегу, катеру или лодке.

Спасательный нагрудник представляет собой пояс с карманами, заполненными пробками или пенопластовыми пластинами. Масса - 2,8 кг, сила поддержания — 8 кг.

Правила использования спасательного нагрудника. Должен плотно прилегать под мышками. Если он надет правильно, то голова человека, потерявшего сознание, будет находиться над водой. Петлю спасательного нагрудника необходимо надеть над водой, через голову на шею, потом обернуть его вокруг туловища, лямки перекрестить сзади и завязать на груди.

Спасательный жилет (бушлат). Применяется как средство профилактики несчастных случаев с людьми на воде при катании на гребных лодках и судах маломерного флота, при , оказании помощи пострадавшим на воде, в отдельных видах водного спорта, строительных и других видах деятельности на воде.


ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЕ ОРГАНИЗМА.

МЕРЫ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Его основные причины - длительное нахождение в воде или даже кратковременное пребывание в ледяной воде. Реакция человека на переохлаждение определяется степенью адаптации организма к холоду.

Для его предупреждения при купании надо ограничивать время пребывания в воде и регулировать перерывы между заходами в воду.



Температура воды, °С


20

17

14

Допустимое время

40 минут

15 минут

Купание не разрешается !!!

Перерыв между заходами в воду

1 час

1,5 часа

Данные рекомендации рассчитаны на здоровых и физически подготовленных людей, имеющих достаточную степень тренированности.

Здоровых детей дошкольного возраста можно купать в открытых водоемах при температуре воды +23-24°С в течение 1-3 мин и не более 2-3 раза в день, т.к. слишком резкие и частые перепады температуры вредны для детского организма.

Здоровые дели школьного возраста могут начинать купание при температуре воды +20-21°С. Причем увеличивать время пребывания в воде нужно постепенно, с З-5 до 10-15 мин.

До озноба не должны купаться дети любого возраста.

Признаки переохлаждения: озноб, дрожь, синюшность кожных покровов, губ, понижение температуры тела, боль в пальцах рук и ног, появление “гусиной кожи”, зевота, икота, затемнение сознания. У пострадавшего наступает апатия, сонливость, общая слабость, поверхностное дыхание. Степень и скорость наступления переохлаждения зависят от температуры воды и адаптации организма к холоду.

При легкой степени переохлаждения появляются озноб, мышечная дрожь, общая слабость, трудность передвижения, бледность кожных покровов. Пострадавшего необходимо тепло одеть, напоить горячим чаем или кофе, заставить выполнить интенсивные физические упражнения. Дальнейшее купание в этот день прекращается,

Средняя степень переохлаждения характеризуется синюшностью губ и кожных покровов, ослаблением дыхания, пульс становится реже, появляется сонливость, утрачивается способность к самостоятельному передвижению.

При тяжелой степени переохлаждения появляются судороги, головокружение, возможна потеря сознания. Жизненные функции постепенно угасают.

При средней и тяжелой степени переохлаждения пострадавшего надо растереть шерстяной тканью, согреть под теплым душем (если его помещают в ванну, то температуру воды повышают постепенно, с 30 — 35°С до 40— 42° С), сделать массаж всего тела. Потом тепло одеть, уложить в постель, согреть грелками. Согревание должно быть постепенным, чтобы не было резкого перепада температур.


ПЕРЕГРЕВАНИЕ ОРГАНИЗМА.

МЕРЫ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ.

ПРИЗНАКИ ПЕРЕГРЕВАНИЯ.

СОЛНЕЧНЫЙ УДАР.

Вначале человек ощущает усталость, головную боль, головокружение, тошноту, жажду. Позднее - шум в ушах, одышку, учащенное сердцебиение (отмечается покраснение лица, нередко бывают носовые кровотечения). Если в это время принять необходимые меры, заболевание не разовьется. Но если пострадавший продолжает оставаться на солнце и в тепле, развивается процесс, обусловленный поражением центральной нервной системы: тяжелая одышка, частый и слабый пульс, галлюцинации, температура повышается до 40 °, судороги, бред, возможен паралич дыхания и остановка сердца.

Опасность солнечного и теплового удара увеличивается при физической нагрузке и недостатке воды. Организм не успевает охлаждаться и быстро перегревается.

Оказание первой помощи. Пострадавшего необходимо уложить, приподняв голову, в тень или прохладное помещение, снять одежду. Необходимы холодные компрессы на голову, шею, грудь, можно обернуть тело мокрой простыней. Охлаждение не должно быть резким и быстрым. Если человек не потерял сознание, его надо напоить холодной, немного подсоленной водой, алкогольные напитки исключаются. При потере сознания нужно положить пострадавшего на бок. При нарушении дыхания немедленно начинают делатъ искусственное дыхание. Во всех случаях перегревания организма надо срочно вызвать врача.

Предупреждение перегревания организма заключается в соблюдении норм приема солнечно-воздушных ванн, что особенно важно для детей и лиц, имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы.

Избежать солнечного удара очень просто: одежда должна быть из легкой не плотной ткани, светлая, необходимо носить головной убор. По возможности надо соблюдать питьевой режим, не сидеть долго на солнце. Стараться не злоупотреблять выносливостью своего организма, больше находиться в тени, периодически охлаждаться.


ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРЕБНЫХ

И МОТОРНЫХ ЛОДОК (КАТЕРОВ).

Плавание на гребных и моторных лодках (катерах) один из любимых видов отдыха на воде многих людей, особенно детей. Но всегда надо помнить, что катание на любых плавсредствах требует строгого соблюдения правил и мер безопасности, нарушение которых может привести к несчастным случаям.

Прежде чем отправиться на резиновой или весельной лодке на прогулку или путешествие, надо убедиться, что корпус не пропускает воду, весла и уключины исправны, в ней должны находиться спасательные средства и черпак для откачки воды.

Меры безопасности при возможных опасных ситуациях:

  • при посадке в лодку не вставать на борта и сидения;

  • во время движения не выставлять руки за борт;

  • не перегружать лодку;

  • не сидеть на бортах, не переходить с места на место и не пересаживаться на другие катера и лодки;

  • не нырять с лодки;

  • не брать с собой детей до 7 дет;

  • нельзя пользоваться лодкой детям до 1 б лет без сопровождения взрослых;

  • нельзя плавать ночью и в тумане, так как можно не заметить препятствия, потерять ориентировку;

  • нельзя кататься вблизи шлюзов, плотин, останавливаться в непосредственной близости от мостов или под ними, пересекать курс идущего судна.

При прохождении на лодке пляжей и мест массового купания надо грести особенно осторожно, чтобы не ударить купающегося веслом или не столкнуться с ним. Всегда надо помнить, что на водоемах погода меняется довольно быстро. За небольшой промежуток времени, при усилении ветра, может измениться волновой режим. При большом волнении нужно носом лодки “резать волну”. Нельзя ставить борт параллельно идущей волне, т.к. лодка в таком положении может не только накрениться, но и опрокинуться. Если вы становитесь свидетелем несчастного случая, постарайтесь сначала быстро проанализировать ситуацию, чтобы ваша помощь была быстрой и эффективной. Подходить к тонущему при хорошей погоде нужно кратчайшим путем. При ветре или волнении следует подходить с подветренной стороны или против волны.

При непосредственном приближении к тонущему надо соблюдать особую осторожность, чтобы не ударить его веслом или корпусом. Поднимать из воды пострадавшего рекомендуется с носа или кормы (иначе можно перевернуться).

Все должны знать принятый на судах порядок оповещения о падении человека за борт - подают три звуковых сигнала продолжительностью от 4 до б секунд.

Катание на моторных лодках (катерах) детям разрешается только под руководством взрослых. К управлению моторными лодками и катерами допускаются лица, имеющие специальные права на самостоятельное управление плавсредствами. При их эксплуатации и “правила”, и меры безопасности в большинстве своем аналогичны, как и при катании на гребных лодках. Однако надо помнить, что в связи с большой скоростью передвижения число несчастных случаев при столкновении с ними значительно больше, а последствия тяжелее.

Типичными нарушениями мер безопасности и правил эксплуатации являются:

  • плавание на неисправном судне;

  • превышение норм пассажировместимости и грузоподъемности;

  • плавание без спасательных средств и положенной комплектации;

  • управление в нетрезвом состоянии;

  • присутствие на борту пассажиров в нетрезвом состоянии;

  • перевозка детей до 16 лет без сопровождения взрослых, постоянно контролирующих их поведение.


МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ НА ВОДЕ


Обеспечение безопасности детей на воде включает в себя обязанности взрослых по организации купания и строгое соблюдение правил поведения на водоемах самими деть­ми. Только такие совместные действия могут предотвратить несчастные случаи на воде.

Взрослые обязаны не допускать:

  • одиночное купание детей без присмотра;

  • купание в неустановленных местах,

  • катание на неприспособленных для этого средствах, предметах и другие нарушения правил.

Безопасность детей на воде обеспечивается правильным выбором и оборудованием мест купания, систематической разъяснительной работой о правилах поведения на воде и соблюдением мер предосторожности.

Участки водоемов для купания детей лучше выбирать с пологим песчаным берегом. Дно должно иметь постепенный уклон до глубины 1,5 м, без ям, уступов, водорослей, коряг, острых камней, водолазам необходимо обследовать его акваторию и очистить от опасных предметов.

На участке для купания и обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьно­го возраста оборудуется специальное место (“лягушатник”, с глубиной не более 0,7 м), которое ограждается забором из штакетника или обносится линией поплавков на тросах.

На водоемах с глубиной до 1,5 м разрешается купаться детям с 12 лет и старше и только хорошо умеющим плавать. Это место ограждается буйками.

На пляжах оборудуются медицинские посты с дежурным врачом, умеющим оказывать помощь пострадавшим на воде.

Устанавливаются стенды с данными о температуре воды, воздуха и правилами пове­дения. На расстоянии 3 м от воды выставляются стойки со спасательными кругами и “концами Александрова”.

Для купания детей во время походов, прогулок и экскурсий выбирается неглубокое место с пологим и чистым дном. Обязательно проводится обследование места купания хорошо плавающими взрослыми. И купание проводится под их непрерывным контролем.

Все дети должны помнить правила:

  • купаться только в специально отведенных местах;

  • не подплывать к близко идущим судам, лодкам и катерам;

  • не допускать шалостей на воде;

  • не подавать ложных сигналов тревоги;

  • не плавать на надувных матрацах, камерах, досках;

  • не нырять в воду в незнакомых местах, с лодок, крутых берегов, причалов;

  • не купаться в воде при температуре ниже +18°С;

  • не бросать в воду банки, стекло и другие предметы, опасные для купающихся;

  • не кататься на самодельных плотах;

  • купаться только в присутствии старших.


ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ КУПАНИЯ

НА ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ БАЗАХ


Организации, в ведении которых находятся детские оздоровительные базы, несут полную) ответственность за сохранность жизни детей на закрепленном за ними водоеме.
Эта безопасность обеспечивается:
  • выбором водоема, подготовкой места купания и оборудованием спасательного пос­та;

  • соблюдением мер безопасности на воде;

  • четкой организацией купания и обучения детей плаванию.


Выбор водного объекта, его подготовка и оборудование.


На каждой детской оздоровительной базе, расположенной у водоема, необходимо за­благовременно выбрать участок для купания и обучения детей плаванию. Предусмот­реть на нем строительство водной станции и пляжа, с учетом требований санитарно-эпи­демиологической службы.

Площадь водного зеркала в месте купания на проточном водоеме должна быть не ме­нее 5 м.кв. на одного купающегося (в купальнях не менее 3 м.кв.).

В местах, отведенных для купания, не должно быть выхода грунтовых вод, водоворо­тов, воронок, скорость течения не должна превышать 0,5 м/сек.

Границы водоема в местах купания обозначаются буйками оранжевого цвета, располо­женными на расстоянии 25—30м один от другого и не дальше 25 м от мест с глубиной 1,3 м. Детские пляжи оборудуются участками для купания и обучения плаванию дошколь­ного и младшего школьного возраста с глубиной не более 0,7 м; для детей старшего возраста не более 1,2 м. Пляж должен отвечать санитарным требованиям, огражден штакетным забором со стороны суши. Плавучие купальни надежно закрепляются и со­единяются с берегом мостиком или трапом, а сходы в воду должны иметь перила.


ОРГАНИЗАЦИЯ КУПАНИЯ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ

Организация летнего отдыха детей включает обучение их плаванию и оздоровитель­ное купание. За безопасность проведения этих мероприятий отвечает начальник загород­ной базы отдыха, начальник лагеря труда и отдыха и т.п. За безопасность детей во время занятий ответственность несет преподаватель и инструктор по плаванию.

Купание и проведение занятий по обучению плаванию разрешаются только под руко­водством специалистов по плаванию при обязательном контроле медицинскими работ­никами, группами не более 10 человек и продолжительностью не свыше 10 мин. Купание детей, не умеющих плавать, проводится отдельно. Обучение плаваниюосновная проф­илактическая мера по предупреждению несчастных случаев на воде. Поэтому в летних лагерях, на базах отдыха оно должно иметь первостепенное значение и носить обяза­тельный характер для всех физически здоровых, но не умеющих плавать детей.

Умеющим плавать считается учащийся, проплывающий без учета времени любым способом 25 м.

В конце прохождения учебной программы проводится зачет для определения степени плавательной подготовки.

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ УТОПАЮЩЕМУ

Умение оказать помощь при несчастных случаях необходимо каждому человеку. Владение приемами и способами оказания помощи утопающему - исключительно важный специальный навык. Особенно важно это уметь делать без использования спасательных средств (лодок, катеров и т.п.). В этом случае спасатели должны уметь хорошо плавать, владеть приемами оказания первой помощи пострадавшим, действовать быстро и реши­тельно.

Последовательность действий спасателя:

  1. Войти в воду.

  2. Подплыть к тонущему.

3) Найти под водой пострадавшего.

4) При необходимости освободиться от захвата.

5) Транспортировать его к берегу.

6) Оказать доврачебную медицинскую помощь.


При сильном течении в воду входят выше того места, где тонет человек. В незнакомом месте нельзя нырять вниз головой. Подбежав к воде, надо, по возможности, раздеться (в холодную погоду лучше полностью не раздеваться, чтобы не было резкого переохлажде­ния). Необходимо наметить на берегу и на воде ориентиры (столбы, деревья, навигаци­онные знаки и т.п.). Это поможет найти тонущего в случае его погружения. Входить в воду надо в том месте, откуда можно быстрее всего подплыть к тонущему человеку. Хорошо, если спасатель успеет сообщить другим людям о случившемся.

Чтобы видеть тонущего, спасатель должен держать голову над водой. Приближаться к нему лучше всегда со стороны спины, чтобы избежать его захватов. Если же тонущий все время поворачивается к спасателю лицом, надо за 2-3 м нырнуть под него, взяв за бедра, повернуть спиной к себе, всплыть и, захватив пострадавшего одним из способов тран­спортировки, плыть с ним к берегу.

При поисках пострадавшего прежде всего необходимо определить, есть ли течение. При его наличии нужно нырять в его направлении, чуть выше того места, где человек погрузился под воду. Если течения нет или оно незначительное, то нужно нырять в глуби­ну там, где произошло погружение. Опускаясь, все время необходимо осматриваться во­круг. Поиск проводят по расширяющейся спирали вокруг того места, где спасатель достиг дна.

Если человек затонул на большой глубине и попасть на дно не представляется воз­можным, необходимо достигнуть максимальной глубины и плавать по спирали в толще воды. После каждой неудачной попытки всплыть на поверхность, провести гипервенти­ляцию легких (выполнить 3 — 6 глубоких вдохов и полных выдохов это даст возмож­ность удалить возможно большее количество углекислого газа из крови) и, восстановив дыхание, продолжать поиск.

Обнаружив пострадавшего под водой, необходимо прежде всего обратить внимание на его положение. Если он лежит на дне лицом вверх, то лучше всего подплыть к нему со стороны головы, взять под мышки и, оттолкнувшись от дна, всплыть на поверхность. Если лежит на грунте лицом вниз подплыть к нему со стороны ноги, взять под мышки и всплыть.

Спасатель должен помнить, что главное рассчитать свои силы и правильно приме­нить приемы спасения. По возможности надо успокоить обессиленного человека, все­лить в него уверенность, что помощь будет оказана. Если это не удалось, то надо быть предельно осторожным: тонущий человек хватается за спасателя и освободиться от него очень трудно.


Освобождение от захватов.

Чаще всего тонущий хватает спасателя за кисти рук, шею (спереди и сзади), туловище (через руки и под руки) и за ноги, необходимо сразу освободиться от него. Проще всего это сделать способом ныряния. Тонущий старается всеми силами удержаться на поверхности воды, и если спасатель уходит на глубину, то тот инстинктивно разжимает руки. В случае, если это не помогло, то прибегают к одному из следующих способов.

Освобождение от захвата за кисти рук. В такой ситуации нужно быстро определить, как расположены большие пальцы тонущего. Затем сильным рывком их в сторону раз­вести руки. Одновременно, подтянув ноги и упершись ими в грудь тонущего, спасатель отталкивается от него.

Освобождение от захвата за шею спереди. В этом случае спасатель основанием ладони одной руки упирается в подбородок утопающего, большим и указательным паль­цами той же руки закрывает его ноздри, одновременно другой рукой обхватывая тонуще­го за поясницу. Потом, нажимая пальцами на нос, сильно прижимает утопающего к себе и резко толкает его в подбородок, изгибая в пояснице. Освобождение можно усилить уда­ром колена в низ живота, но этот прием применяется только в крайних случаях.

Освобождение от захвата за шею сзади. Спасатель одной рукой хватает утопающе­го за кисть левой или правой (верхней) руки. Ладонью другой подпирает локоть его той же руки и, резко поднимая локоть вверх, а кисть поворачивая вниз, выскальзывает из-под рук. Потом, не отпуская захваченной руки, продолжает разворачивать утопающего спи­ной к себе и переходит к одному из приемов буксировки.

Если утопающий схватил спасающего за руку, то можно вообще не освобождаться, а вытянув ее, плыть к берегу. Так можно поступить и при захвате за одежду.

Освобождение от захвата за туловище под руки. При этом можно освободиться тем же приемом, что и при захвате за шею спереди.

Освобождение от захвата за туловище через руки спереди. При таком захвате спа­сатель, сжав кисти рук в кулаки, наносит резкий удар большими пальцами в область ре­бер утопающего, после чего буксирует его.

Освобождение от захвата за ноги. Спасатель одной рукой захватив голову тонущего в области виска, а другой с противоположной стороны за подбородок, энергично повора­чивает его голову в сторону и набок до тех пор, пока тот отпустит. Затем, держа утопаю­щего, разворачивает его спиной к себе и переходит к одному из приемов транспортирования.


Способы транспортировки

Основными требованиями являются быстрота передвижения с утопающим и обеспе­чение ему дыхания. При плавании с тонущим нельзя класть его на себя, следует придать ему более горизонтальное положение так, чтобы рот и нос находились на поверхности воды. Наиболее распространенными способами буксировки являются следующие:

Первый. Спасатель поддерживает пострадавшего двумя руками за подбородок и нижнюю челюсть и плывет на спине, выполняя движения ногами способом “брасс”.

Второй. Спасатель просовывает сзади свою руку под ближайшую руку пострадавшего, захватывает пальцами этой руки челюсть и плывет брассом или на боку, работая свобод­ной рукой и ногами.

Третий. Спасатель просовывает свою руку под обе руки утопающего, захватывает даль­нюю выше локтя и плывет брассом или на боку, выполняя движения свободной рукой и ногами. Этот способ рекомендуется для плавания с утопающим, оказывающим сопротив­ление.

Четвертый. Пострадавший удерживается руками за плечи спасателя, который плывет брассом. Этот способ применяется для оказания помощи уставшему пловцу.

Транспортировка пострадавшего в воде очень утомительна, поэтому желательно, что­бы спасающему помогали другие пловцы, а еще лучше, чтобы на помощь спасателю подошла лодка. После выноса пострадавшего на берег или подъема в лодку следует немедленно приступить к оказанию ему первой помощи.


ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ

Прежде, чем приступить к оказанию первой помощи тонувшему, его необходимо быст­ро и тщательно осмотреть. Основное внимание обратить на окраску кожных покровов, дыхание, сердечную деятельность, глазные рефлексы, ширину зрачка. Помощь оказывается в зависимости от тяжести его состояния. Признаки клинической смерти: зрачки расширены, пульс отсутствует, сердце не про­слушивается, дыхания нет. Зрачки не реагируют (если зрачки сужены, то человек в обмо­роке и искусственное дыхание делать не надо. Надо дать нашатырный спирт и похлопать по щекам). Приступать к оживлению нужно как можно быстрее. Если пострадавший не подает признаков жизни, это не должно останавливать оказание первой помощи. Любые сомнения должны толковаться в пользу жизни!

До тех пор, пока есть малейший шанс спасти человека, надо проводить мероприятия по его оживлению.

При клинической смерти человека еще можно вернуть к жизни. Без дыхания и сердце­биения у пострадавшего клетки мозга начинают гибнуть через 4 — 5 мин. Но если ему оказывают помощь (искусственное дыхание и непрямой массаж сердца), наступление биологической смерти можно предотвратить. Но надо помнить, что первыми разрушают­ся клетки коры больших полушарий головного мозга.

Подготовка к искусственному дыханию. Как только тонущего вытащили из воды, сразу приступают к оказанию доврачебной помощи. По возможности необходимо сразу вызвать врача, а до его прибытия не прекращать делать искусственное дыхание.

Сначала надо освободить от стесняющей дыхание одежды. Полностью снимать ее не следует, т. к. это отнимает много времени.

Все действия по подготовке к искусственному дыханию должны занимать не более 15-20 сек. Необходима максимальная осторожность - при грубом обращении резко осла­бевает сердечная деятельность. Прежде всего надо очистить полость рта и удалить воду из дыхательных путей, легких, желудка.

Если у пострадавшего судорожно сжаты челюсти, из-за чего нельзя открыть рот, то приступают к искусственному дыханию методом “изо рта в нос” (этот способ больше всего соответствует нормальному процессу дыхания). При невозможности сделать ис­кусственное дыхание этим способом, надо постараться открыть рот с помощью следую­щего приема: помещают четыре пальца обеих рук под углы нижней челюсти пострадав­шего и, упираясь большими пальцами в подбородок, резко нажимают на него, открывая рот. Сделать это можно также расширителем, чайной ложкой, отверткой и т.д., заводя их за коренные зубы спасаемого. Для предотвращения повторного сжатия челюстей необ­ходимо вставить между зубами какой-нибудь предмет: кусок дерева, резины, завязанный в узел носовой платок, скатку бинта и т.п. Съемные зубные протезы надо снять. Для уда­ления инородных тел осматривают носоглотку и нос. Пальцем, обернутым марлей или платком очищают эти полости от ила, травы, песка или слизи. Голова пострадавшего при этом должна быть повернута на бок. Очищение полости рта и верхних дыхательных путей можно делать одновременно с удалением воды из дыхательных путей и желудка. Для этого нужно положить пострадавшего нижней частью грудной клетки к себе на бедро при согнутом колене так, чтобы голова и туловище свисали вниз. Одной рукой поддерживать пострадавшего за плечо, а другой надавливать на спину до тех пор, пока не перестанет вытекать вода. Если у него мертвенно бледное лицо, а в полости рта и около ноздрей нет ни воды, ни пены, то удалять воду и очищать полость рта не требуется. Запрокинув голо­ву (опора на затылок, а под лопатками сверток из полотенца или одежды), надо начать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Способы и техника проведения искусственного ды­хания

Наиболее действенными и простыми являются способы искусственного дыхания “изо рта в рот” и “изо рта в нос”. Физиологический механизм реанимации при данных спосо­бах заключается в следующем: выдыхаемая углекислота и механическое расширение легких возбуждают дыхательный центр в головном мозге.

Способ “изо рта в рот”. После того, как пострадавшего достали из воды и провели все подготовительные мероприятия (удалили воду из легких и желудка, очистили пол­ость рта и носа), его кладут на ровную поверхность (пол, земля и т.д.) лицом вверх запрокинув голову назад (подложить под лопатки валик из полотенца, одежды и т.д.). Спасающий становится сбоку на колени, оставаясь в этом положении в течение всего времени проведения искусственного дыхания. Рот пострадавшего накрывается платком или марлей, одна рука спасателя удерживает голову за лоб, а другая захватывает нижнюю челюсть за подбородок и, выдвинув вперед, слегка приоткрывает рот. Большим и указательным пальцами одновременно зажимается нос. Спасатель делает глубокий вдох, на­клоняется обхватывает его рот своими губами. Потом делается равномерное, но энергичное вдувание в рот воздуха. Правильное вдувание будет заметно по расширению груд­ной клетки - “вдох”. Когда она достаточно расширится, надо прекратить вдувание. Выдох происходит пассивно. Последующие вдувания производить через 3 - 4 сек. всего Учение минуты делается 16 -18 вдуваний, а детям немного чаще (т.к. дети дышат чаще).

Признаки эффективности искусственного дыхания: постепенное уменьшение синюш­ной окраски грудная клетка пострадавшего равномерно поднимается и опускается.

Так как при вдувании воздух может попасть в желудок, надо следить, чтобы голова поддерживалась в течение всего времени проведения искусственного дыхания в запрокинутом

Способ “изо рта в нос”. Положение пострадавшего и спасающего такие же, как и при способе “изо рта в рот”. Рот должен быть закрыт. Спасающий, сделав глубокий вдох, обхватывает своими губами (через платок или марлю) нос пострадавшего и вдувает воздух (примерно, в течение секунды). Самостоятельный выдох длится обычно око­ло двух секунд.

Применение этого способа особенно важно при сжатии челюстей у пострадавшего, то есть когда нельзя открыть рот и выдвинуть челюсть. При этом способе вдувание производит так же, как и при способе “изо рта в рот”. Объем вдуваемого воздуха должен быть максимальным.

Если искусственное дыхание делается ребенку, то вдувание производится одновременно и в рот и в нос. Частота -18-20 в мин и не так резко, как взрослым. Делается до появления самостоятельного дыхания, пока вдохи не станут достаточно глубокими. и регулярно самостоятельными.

Даже если дыхание не восстанавливается, прерывать помощь ни в коем случае нельзя до прибытия врачей или до появления трупных пятен, когда уже никаких сомнении в смерти нет. Во время искусственного дыхания и после восстановления самостоятельного может возникнуть рвота. В этом случае надо немедленно произвести очистку рта и продолжить искусственное дыхание.

Непрямой массаж сердца. Показаниями к производству прямого массажа сердца яв­ляется отсутствие, внезапное прекращение или резкое ослабление сердечной деятель­ности. При слабой сердечной деятельности делают непрямой массаж сердца, но не ис­кусственное дыхание. При этом пострадавший должен лежать на спине и обязательно на твердой поверхности. Остановка сердца всегда наступает после остановки дыхания, по­этому надо начинать оказание первой помощи с искусственного дыхания.

Спасатель становится на колени с правой стороны пострадавшего и запрокидывает его голову так, чтобы язык не закрывал вход в гортань. Определяется нижняя граница грудины и на 3-4 см (2 сложенных пальца) выше накладывается на нее ладонь, пальца­ми наружу, а сверху - ладонь другой руки под прямым углом. Пальцы кистей рук не должны касаться грудины. Непрямой массаж сердца осуществляется за счет резкого рит­мичного надавливания на нижнюю треть грудины прямыми руками с использованием веса туловища. После каждого толчка надо расслаблять руки, не отнимая их от груди. При надавливании на грудину она опускается к позвоночнику на 3-5 см. Сердце при этом сжимается, и кровь из него поступает в артерии и циркулирует по организму, создавая искусственное кровообращение.

Для оказания первой помощи необходимо делать одновременно с искусственным ды­ханием и непрямой массаж сердца.

Если оживлением занимается один спасатель, то сначала делается 7-8 надавлива­ний на грудину, а затем одно вдувание. Если помощь пострадавшему оказывают два че­ловека, то после 4-5 надавливаний на грудину проводят одно-два вдувания воздуха в легкие.

Непрямой массаж сердца в сочетании с искусственным дыханием необходимо прово­дить до тех пор, пока пострадавший не начнет самостоятельно дышать (иногда это проис­ходит через два часа). Для увеличения кровообращения рекомендуется растирать тело по направлению к сердцу полотенцем, губкой, руками. Все это требует большой физи­ческой выносливости и настойчивости. Если есть возможность, необходимо производить оказание помощи пострадавшему вдвоем или сменяя друг друга.

21


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров