В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

«Азы безопасности»

Паршукова Надежда Паршукова Надежда
Тип материала: другое
просмотров: 3620
Краткое описание
«Азы безопасности краткая энциклопедия»  адресована и подросткам, и родителям.  (материал для бесед с родителями, учащимися)Применение  изложенных  алгоритмов действий в реальной жизни;  способы выхода из экстремальных ситуаций. Современная жизнь полна неожиданностей, порой неприятных и зачастую опасных, поэтому в одиночку с ними не спра-виться. Обычный человек так же, как и многие сейчас в стране, обеспокоенный ростом преступности, опасностью стать жертвой несчастного случая или чьей-то халатности, кажущейся безысходностью перед судьбой.  Всегда должен быть какой-либо выход из любой, даже самой критической ситуации.
Пожаловаться 28 апреля 2011
Файлы
Азы безопасности.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Безопасность на воде.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Бытовая безопасность.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Каждый учащийся должен знать, где живёт пожар.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Как помочь пострадавшему с обширными ожогамии.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Как распознать наркомана.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Как распознать наркомана


К сожалению, при употреблении человеком нар­котиков симптомы, указывающие на это, не столь однозначны, как бы хотелось родителям, учи­телям или приятелям, желающим отвратить друга от верной погибели. Кроме того, один и тот же нар­котик способен вызвать у различных людей совер­шенно разную реакцию. Вдобавок, Некоторые из примет изменений организма и личности могут ока­заться совершенно не связанными с наркотиками, а указывать просто на болезнь или переутомление.

Однако следующие признаки, в их совокупности, могут вам подсказать, имеете вы дело с наркома­ном или нет. Это:

  • Небрежение к своей внешности.

  • Бледность, нездоровый внешний вид, причем вы явно наблюдаете перемену цвета кожи.

  • Покрасневшие глаза - ваш ребенок может жа­ловаться на боль в глазах, свербение, раздраже­ние от света.

  • Значительное расширение или сужение зрач­ков (зависит от употребления стимуляторов - в первом случае или седативных препаратов - во втором).

  • Пересохший рот.

  • Проблемы с дыханием и осложнения с легкими.

  • Боли в животе и расстройства пищеварения.

  • Высокая утомляемость, сонливорть, апатия. Или же обратное - настойчивая бессонница, силь­ная раздражительность и агрессивность.

  • Дрожь в конечностях.

  • Затрудненная ориентация в пространстве - склонность задевать за дверные ручки и косяки, пу­тать направление, следуя знакомой дорогой, и т.п.

  • Внезапный волчий аппетит после долгого пери­ода безразличия к еде. Если после Пары-тройки дней нежелания есть ваш ребенок за один присест уничтожил большую кастрюлю супа, уваренную в расчете на длительное употребление, это вас долж­но насторожить.

Насчет последней из перечисленных примет сто­ит уточнить, что так называемая «жвачка» харак­терна для алкоголиков и наркоманов. Их нервные центры под влиянием зелья слабо реагируют на сигналы от клеток тела. Отсюда уменьшенная вос­приимчивость к боли, иллюзорная нечувствитель­ность к холоду. Ощущение голода (причем звер­ское) возникает, только когда клетки организма начинают буквально вопить о том, что они на гра­ни голодной смерти.

Что касается наркоманов, то при такой «жрачке» их более всего тянет на сладкое.

Однако вышеназванные симптомы могут свиде­тельствовать только о крайнем переутомлении ва­шего ребенка от чрезмерного увлечения спортом, учебой, хобби. Такая перегруженность - тоже по­вод для самого крайнего беспокойства. Но вдруг перед вами не просто перетруженный человек, а уже наркоман?!

Вот это понять достаточно просто. Дело в том, что увлечения учебой, хобби, работой, спортом - с нар­команией несовместимы. Наркоман быстро забы­вает, что означают фи вещи. Любимых занятий для него уже не существует. Главное - достать и упо­требить наркотики, похохотать в компании, отле­жаться, сбегать за новой дозой, а после, когда нар­комания дойдет до более продвинутой стадии, хохо­тать уже в одиночку. Вот суть и смысл жизни нар­комана. Поэтому, когда прочие вышеприведенные приметы совпали у вашего чада с безразличием к уче­бе и хобби, считайте наркоманию доказанной.

Не спешите оскорбить подозрением

И все же тщательно взвесьте все «за» и «против». Преждевременно высказанные вслух подозрения уже довели до самоубийства массу детей и подрост­ков. А скольким ещё пришлось губить свою будущую жизнь, до истощения растрачивая моральные и фи­зические силы на доказательства противоположно­го своим учителям и родителям.

Кроме «заурядного» переутомления, выявлены еще минимум три причины, при которых симптомы могут совпасть с характерными для наркомана и включать в себя пониженный интерес к учебе или любимому занятию.

1. Заболевание печени (из-за ко­торого в организме накапливаются яды).

2. Повы­шенное или пониженное артериальное давление.

3. Синдром выгорания.

Причем синдром выгорания и перепады в артери­альном давлении - вещи взаимосвязанные. С нара­станием этого синдрома развивается и гипертония.

В ряде стран Бостонной Европы (в том числе в России), где применяется «репрессивно-оценочная» методика преподавания (особенно физкультуры), около 5% подро­стков оканчивают школу, будучи уже зрелыми гиперто­никами. Что касается так называемого синдрома выгора­ния, то какое-то время он считался характерным для сотрудников экстренной медицины. Затем обнаружили его типичность для представителей других экстремаль­ных профессий и... студентов. Наконец, пришлось при­знать факт, что в наше время им страдают и школьники. Этот недуг возникаем, когда на человека разом обру­шивается несколько Долговременных стрессовых факта­ров, которых психика не в состоянии выдержать. Для школьника это невыученные уроки, агрессивный натиск родителей и преподавателей, последующие насмешки со­учеников. За этим следует неверие в свои силы, в свою способность выучить урок к заданной дате, а там опять идет новый всплеск агрессивного натиска со стороны -упреки в ленности, пассивности...

Во всех трех случаях ребенок (или подросток) ста­новится безразличен к учебе или прежнему хобби - едва взявшись за дело, ощущает головокружение, раздражение от первой неудачи, желание прилечь, поспать. Однако, в отличие от наркомана, он вы­нужден ограничивать свои контакты - в таком раз­битом состоянии он не интересен своим веселым сверстникам, да и их активность его тяготит. При синдроме выгорания он вообще постарается избе­гать любых психических контактов с окружающим миром, насколько это возможно.

А наркоман - на первой стадии своей болезни - об­щителен (часто без меры), вертится, как белка, в каком-то кругу друзей (обычно также наркоманов). Он социально активен. Не домосед.

Только на продвинутой стадии, уже будучи «са­модостаточным», он сможет обходиться без компа­нии. Однако тогда уже вряд ли станет скрывать свою болезнь от родителей. Наоборот - будет к ним мощ­но приставать, чтобы дали денег на дозу.


Тест-беседа с ребенком или подростком


Излюбленный миф «интеллектуальных» наркоманов - то, что «дурь» повышает творческий потенциал. При этом типична ссылка на звезд рок-н-ролла (других, не дутых ав­торитетов для инфантильных «интеллектуалов» обычно не бывает). Аргумент, что без наркотиков такая-то рок-звезда могла бы пожить подольше и спеть побольше, «интеллектуал» не воспримет: мол, этот рокер «хотел всего себя отдать людям быстрее, полнее и без остатка и потому сжигал себя на творческом поприще...» и т.п.

На самом деле рок-звезды, севшие на наркоту, очень скоро оказывались творчески бессильны. Не могли со­здать ничего нового стоящего, даже на сцену вылезали «через не хочу». Какое-то время продолжали существо­вать за счет продюсеров, которые, вложив в звезду из­рядные средства, не могли сразу от нее отказаться, по­ка не покроют свои издержки. Популярность этих звезд падала, несмотря на усиленную рекламу. К тому же они нарывались на упреки партнеров, не желающих, чтобы и их падающая звезда утянула за собой в бездну.

Поэт и композитор Джон Леннон достиг своих вершин без наркотиков. Затем, когда Леннона (почти что сил­ком) «посадили» на них, это привело его к творческой ги­бели, а далее - к гибели и распаду его группу «Битлз». Плачевно, после долгих лет апатии и безволия, окончил свои дни Моррисон - лидер и вокалист некогда легендар­ной группы «Дорз». Да что всех перечислять!

Разговор на такую тему со своими детьми или учениками поможет вам выявить если не уже гото­вого наркомана, то моральную, «идейную» подготов­ленность к приобщению к наркотикам. Кроме того, быть может, сумеете кого-то предостеречь от па­губного пристрастия, вовремя остановить. Но начи­нать серьезный разговор именно с такой целью (а не просто диагностической) следует только при том непременном условии, если вы близко знакомы с творчеством разнообразных рок-групп. Если «интел­лектуал» поймает вас на незнании подробностей карьеры какой-либо дутой звезды, он тут же растол­кует это своим приятелям, и вся ваша агитация бу­дет восприниматься с презрительной ухмылкой («мели, Емеля»).

Следует помнить и ряд специфических примет. При курении марихуаны или гашиша (особен­но в запертом помещении) ощущается характерный запах тлеющей конопли. При вдыхании человеком некоторых летучих растворителей привкус хими­ката может какое-то время чувствоваться в его ды­хании. Если ваш ребенок, не дай Бог, станет «резин­щиком» и т.п., то на его одежде могут задержаться следы клея и прочих подобных веществ, чьи пары при вдыхании вызывают наркотический эффект.

Такие явные улики тоже могут оказаться лишь следствием «глупой случайности». Например, ваш ребенок посочувствовал «наширявшемуся» прияте­лю и привел его домой «отойти»... Тот и наследил.

Однако любой «непредвиденный» контакт с нар­команом может являться либо частью плана местной шпаны по распространению наркотиков, либо... Ли­бо, даже действительно оказавшись случайностью, он, так или иначе, поспособствует приобщению ваше­го ребенка к наркоманской среде.

Впоследствии этот приятель может раскаять­ся, божиться, будто не хотел приобщать ваше ча­до к зелью. Возможно, даже попытается помочь вам отвратить его от наркотиков. Но будет уже слишком поздно.

Самым же достоверным доказательством нарко­мании являются следы от инъекций. Внешне они на­поминают комариные укусы. И, конечно, оправда­ния, будто это «покусали комары», наиболее «впе­чатляюще» выглядят зимой. Но наркоману, пока он окончательно не откололся от своих родичей, та­ким образом оправдываться придется недолго. В на­чальной стадии наркомании уколы делаются в тол­стую вену руки, однако со временем живого места на ней уже не остается. Тогда делаются уколы в другие вены - на ногах, на шее... Наконец, дело может дой­ти до того, что (как сказала одна из исследователь­ниц в США) «у продвинутого наркомана вен не на­блюдается».








3


Кишечные инфекции - болезни грязных рук.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Клещи.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Компьютер и здоровье ребёнка.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Компьютер и здоровье ребенка



По данным экспертов Всемир­ной организации здравоохра­нения, до 92% взрослых, работа­ющих на компьютере, жалуются в конце рабочего дня на различ­ные неприятные ощущения и ус­талость, которые в дальнейшем приводят к неблагоприятным по­следствиям. Чаще всего страда­ют глаза; через несколько часов работы появляется чувство жже­ния - словно в глаза попал песок, болят веки.

Даже не очень продолжитель­ная работа за компьютером, не более одного-двух часов, вызыва­ет у 73% подростков общее и зри­тельное утомление, в то время как обычные учебные занятия вызы­вают усталость только у 54% под­ростков. Увлекшись компьюте­ром, испытывая большой эмоци­ональный подъем, школьники да­же не замечают наступившего утомления и продолжают рабо­тать. Если же на экране высвечи­вается не обучающая программа, а одна из многочисленных ком­пьютерных игр, подростки, даже чувствуя утомление, не в силах оторваться от него.

Сегодня за компьютером сидят и малыши! Если это происходит в детском саду, то много сидеть за компьютером им не дадут. Но до­ма они практически бесконтроль­ны. В результате ребенок к вече­ру возбужден, раздражен, не­управляем. И когда он, наконец, засыпает, то спит плохо: без кон­ца просыпается, будит родителей. Велико же бывает их удивление, когда они узнают, что виновник всего - любимый компьютер!


От общего к частному


Родителей больше всего беспо­коят всякого рода излучения от компьютера. Измерения рентге­новского излучения показали, что оно находится на уровне фо­на земли. Электромагнитное из­лучение от компьютера хороше­го качества также соответствует нормативам. Однако с боковых и задних стенок компьютера низко­го качества уровень низкочастот­ных электромагнитных излуче­ний может быть повышен. В по­мещении с работающим компью­тером, кроме того, изменяются физические характеристики воз­духа: температура может повы­шаться до 26-27 градусов, относи­тельная влажность - снижаться ниже нормы, то есть до 40-60%, а содержание двуокиси углерода - увеличиваться. Наряду с этим воздух ионизируется, увеличи­вающееся число положительных (тяжелых) ионов неблагоприятно влияет на работоспособность. Ио­ны, осаждаясь на пылинках воз­духа, попадают и в дыхательные пути. Некоторые люди, в том чис­ле дети, особенно чувствительны и болезненно реагируют на эти изменения воздуха. У них появ­ляется першение в горле, пока­шливание из-за повышенной су­хости слизистых.


Пять правил безопасности


Если приобрести компьютер хорошего качества - тогда ряд проблем отпадет сам собой. Но есть 5 правил, которые хорошо бы запомнить:

  1. Компьютер следует распо­ложить в углу или задней по­верхностью к стене.

  2. В помещении, где исполь­зуется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка. Поэтому пол в нем не надо за­крывать паласом или ковром.

  3. До и после работы на ком­пьютере следует протирать эк­ран слегка увлажненной чис­той тряпкой или губкой.

  4. Считается, что наши зеле­ные друзья - кактусы - тоже помогают уменьшить негатив­ное влияние компьютера.

  5. Не забывайте почаще про­ветривать комнату, а аквариум или другие емкости с водой уве­личивают влажность воздуха.

Но это еще не все


Есть ряд других негативных факторов, о влиянии которых мы задумываемся гораздо реже. И напрасно. Ведь что представляет собой ребенок 5-6 лет? Бурно раз­вивающийся организм.

В частности, продолжает разви­ваться костная система, кисть ру­ки еще находится в стадии раз­вития. Интенсивные преобразо­вания претерпевает очень важная для обучения функция - произ­вольного внимания, формируется нормальная зрительная рефрак­ция глаза. Аккомодационная си­стема глаза ребенка уже готова к зрительной нагрузке, но резкое ее нарастание опасно: перегруз­ки могут привести к «поломкам». Вот почему любая работа для до­школьников, в том числе и дли­тельность их общения с компью­тером, строго нормируется.

В ходе общения с компьютером детям приходится решать посте­пенно усложняющиеся простран­ственные и логические задачи. Для этого необходимо иметь до­статочно развитое абстрактное мышление, способность сравни­вать, сопоставлять, анализиро­вать, за короткое время проявить все свои знания, умения, навы­ки. А это требует значительного умственного и зрительного напря­жения, поскольку на довольно близком расстоянии приходится рассматривать на экране мелкие буквы, рисунки, цифры, штри­хи. Периодически переводя взгляд с экрана на клавиатуру, ребенок постоянно перестраивает систему аккомодации глаза. Это вызывает напряжение глазных мышц, которое усиливается све­товой пульсацией экрана.

Нагрузка на глаза при обще­нии с компьютером существенно отличается от нагрузки при дру­гих видах зрительной работы -чтения, например, или даже про­смотра телепередачи. Добавим сюда и сидячую позу, которая уве­личивает статическую нагрузку и снижает и без того низкую дви­гательную активность современ­ного ребенка.


А также...


Еще один важный фактор - нервно-эмоциональное напряже­ние. Не секрет, что общение с ком­пьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответ­ной реакции. Кратковременная концентрация нервных процес­сов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компью­тером, он испытывает своеобраз­ный эмоциональный стресс. На­ши исследования показали, что даже само ожидание игры сопро­вождается значительным увели­чением содержания гормонов ко­ры надпочечников.

Предупредить переутомление можно, если ограничить длитель­ность работы ребенка за компью­тером, проводить гимнастику для глаз (офтальмотренаж), правиль­но обустроить рабочее место, ис­пользовать только качественные программы, соответствующие воз­расту ребенка. Это очень важно хотя бы потому что, как показали исследования, беспокойство, рас­сеянность, усталость начинают проявляться уже на 14-й минуте работы ребенка на компьютере, а после 20 минут - у 25% детей бы­ли зафиксированы неприятные явления как со стороны централь­ной нервной системы, так и со стороны зрительного аппарата.

Представьте теперь, что проис­ходит или может произойти с ре­бенком, часами бесконтрольно просиживающим за компьюте­ром. Дети близоруких (средней или сильной степени) родителей неблагоприятно реагируют уже через 10 минут. Без ущерба для здоровья ребенок может непре­рывно работать за компьютером всего 15 минут, а дети близору­ких родителей - только 10 минут.


Родители, внимание!


Возможно, кого-то из родителей шокируют наши рекомендации, ведь для многих из них это попросту силь­но меняет устоявшиеся домашние пра­вила. Но мы шокируем их еще больше: 15 минут не ежедневно, а лишь три раза в неделю, через день! Таковы данные исследований. Доподлинно из­вестно, что сегодня в домах, где роди­тели не особенно осведомлены, дети просиживают за экраном не 15 минут три раза в неделю, а ежедневно и по многу часов!


Упражнения для глаз


Эффективная профилактичес­кая мера - зрительная гимнасти­ка. Ее проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы ребен­ка на компьютере и после ее окон­чания. Непродолжительная гим­настика - около одной минуты - проста и доступна каждому. На­пример, сидя за компьютером, ре­бенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотыль­ка или бабочку, следит за их поле­том из одного угла комнаты в дру­гой, не поворачивая при этом го­ловы - двигаться должны толь­ко глаза!

Есть, конечно, и другие нехит­рые правила. Обучите им своего ребенка на выбор. Пусть выполня­ет их самостоятельно. Польза от этого будет не малая.

  1. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и по­смотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

  2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повто­рить 4-5 раз.

  3. Не поворачивая головы, мед­ленно делать круговые движения глазами: вверх - вправо - вниз - влево и в обратную сторону: вверх - влево - вниз - вправо. Затем по­смотреть вдаль на счет 1-6. По­вторить 4-5 раз.

  4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 пря­мо; затем аналогично вниз - пря­мо, вправо - прямо, влево - прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, перево­дя глаза прямо на счет 1-6. Повто­рить 3-4 раза.

  5. Не поворачивая головы, за­крытыми глазами «посмотреть» направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и пе­ревести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  6. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на рас­стояние 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.


Рабочее место


Кроме всего, важно знать, как правильно организовать рабочее место. Сделать это нетрудно, а со­хранению здоровья ребенка по­мочь может. Так, мебель должна соответствовать его росту. Стул должен быть обязательно со спин­кой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от компьютера (чем дальше, тем луч­ше), упираясь взором перпенди­кулярно в центр экрана. Посадка прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном го­ловы. Чтобы обеспечить устойчи­вость посадки, ребенок должен си­деть на стуле, опираясь на 2/3-3/4 длины бедра. Между корпу­сом тела и краем стола сохраняет­ся свободное пространство не ме­нее 5 см. Руки свободно лежат на столе. Ноги согнуты в тазобедрен­ном и коленном суставах под пря­мым углом и располагаются под столом на соответствующей под­ставке. Стол, на котором стоит компьютер, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов.














































3


Профилактика сколиоза у школьников.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Ребёнок заблудился в лесу. Памятка для ребёнка и учителя.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Ребенок заблудился в лесу

памятка для ребенка и учителя


Если группа или класс вы­шли «на природу», то учи­тель всегда должен быть готовым к тому, что даже при выполнении всех мер предосторожности кто-то из детей или даже сопро­вождающих может заблу­диться. Это происходит обычно, когда дети от­правляются в лес соби­рать хворост для костра, за грибами или цветами,а также «по надобности».

В группе, отправляющейся в лес, должно быть не менее двух учителей!

Выдерживай направления по звукам

Входя в лес, нужно обратить внимание, с какой стороны остался лагерь, где расположилась твоя группа.

На месте стоянки группы, в особенности детской, как правило, всегда шумно. Вот по доносящимся до тебя со стоянки звукам и можно будет сориентироваться, чтобы потом вернуться назад.

Например, если стоянка осталась за спи­ной, то идти по лесу надо таким образом, что­бы звуки, доносящиеся с нее, всегда были так­же за спиной.

Когда придет пора возвращаться, то для вы­хода из леса нужно будет всего лишь повер­нуться лицом к «стояночным» звукам (гром­кая речь, стуки топора, металлической посу­ды и т.п.) и пойти прямо на них.

Главное, не уходить в лес настолько, что звуки эти перестанут быть слышны, - можно всерьез заблудиться.

Выдерживай направления по Солнцу

Перед входом в лес нужно обра­тить внимание, с какой сторо­ны светит Солнце (если его, конечно, видно).

Если Солнце светит, например, справа, то двигаться по лесу нужно так, чтобы оно все время находилось с правой стороны. Тогда для возвращения назад нужно будет развер­нуться к Солнцу противоположным - левым боком.

Желательно, по лесу долго не бродить. Солн­це смещается за один час на 15°. Не сделав со­ответствующую поправку в изменении направ­лении движения, вызванную смещением Солн­ца, есть риск выйти не туда.

Но может случиться так, что вопреки всем рекомендациям ребенок все-таки заблудился. Что делать?

Действия ребенка

Самое главное - не паникуй. Что меньше всего поможет в этой ситуации, так это паника. Поэтому возьми себя в руки и действуй.

Прислушайся к звукам. Воз­можно, ты услышишь голоса ре­бят из твоей группы, стук топора, хруст ломаемых для костра сучьев.

Громко покричи (и не один раз), зови кого-нибудь из своих друзей или учителя. Как только они от­кликнутся, иди на их голоса.

Но бездумно идти «на голоса» тоже нельзя. Ты можешь неожи­данно выйти к компании подвы­пивших людей, чьи действия в от­ношении тебя могут быть, мягко говоря, некорректны. Поэтому, прежде чем обозначить себя, по­смотри, а те ли это люди, которых ты ищешь и можно ли к ним обра­титься за помощью.

Если ты кричал, а тебя так ни­кто и не услышал, не отчаивайся.

Звони по «мобильнику»

Желательно, отправляясь в по­ход, а тем более в лес, всегда брать с собой мобильный телефон. Ес­ли у тебя есть мобильный теле­фон, свяжись по нему с кем-то из своих друзей. Попроси его позвать к телефону учителя.

Сообщи учителю, в каком на­правлении от лагеря ты уходил.

Вспомни, с какой стороны све­тило Солнце, когда ты входил в лес. Сообщи об этом учителю.

Расскажи ему, что ты видишь вокруг или недалеко от себя: поле, речку, ручей, дорогу, тропинку и тому подобное. По этим ориенти­рам тебя можно будет отыскать.

В точности выполняй указания учителя. Если он скажет тебе, в каком направлении следует ид­ти, - иди. Скажет стоять и нику­да не двигаться - стой.

Учитель непременно организу­ет поиск. Но если станешь бро­дить по лесу, найти тебя будет го­раздо труднее.

Сориентируйся по Солнцу

Если ты не слышишь голосов людей, постарайся вспомнить, от­куда светило Солнце, когда ты входил в лес. Если, к примеру, Солнце находилось справа, то по­вернись к нему левым боком и иди вперед, сохраняя такое положе­ние светила относительно себя. Ты выйдешь примерно к тому ме­сту, откуда входил в лес.

Действия учителя

Если кто-либо из детей потерял­ся в лесу, учитель должен немед­ленно организовать его поиск.

Прежде чем приступить к по­иску, учителю необходимо:

1. Позвонить с мобильного те­лефона в службу спасения по но­меру «112». Обрисовать вышед­шему к нему на связь диспетчеру ситуацию, указать точное место происшествия, ответить на вопро­сы диспетчера.

2. Опросить детей и выяснить, кто, когда и где в последний раз видел потерявшегося. Узнать у них, в какую, предположитель­но, сторону тот мог пойти.

3. Попросить группу хором мно­гократно прокричать фамилию и имя потерявшегося ребенка.

4. Если у ребенка был мобиль­ный телефон (а дети, отправляю­щиеся в лес, должны его иметь, тем более что в наше время купить «мобильник» для многих уже не является проблемой), нужно со­звониться с ним. Номера мобиль­ных телефонов всех детей, с кото­рыми учитель отправился в путь, он обязан иметь.

Получение от ребенка необходимой информации по мобильному телефону

Созвонившись с потерявшимся ребенком, нужно выяснить у него:

  • в каком, примерно, направ­лении тот ушел из лагеря;

  • с какой стороны светило Солнце, когда он входил в лес;

  • если он не может этого внят­но объяснить, то узнать, кого из членов группы он видел справа или слева относительно себя, ког­да входил в лес;

  • выяснить у тех, кого упомя­нул пропавший ребенок, в каком месте они стояли примерно в то самое время, когда разыскивае­мый ребенок входил в лес;

  • узнать, по тропинке ребенок входил в лес или нет;

  • расспросить ребенка, на ЧТО он обратил внимание, подходя к лесу (например: «видел большую сосну рядом с лиственными дере­вьями», «прошел мимо старого пня» или «перепрыгнул через лу­жу»), - это поможет уточнить на­правление его движения;

  • выяснить у ребенка, что в на­стоящий момент попадает в поле его зрения: ручей, поле, дорога, тропинка (по этим ориентирам его будет легче отыскать).

Указания ребенку по мобильному телефону

Если ребенок слышит зовущие его голоса, то пусть он идет в их направлении. Кто-то из взрослых обязательно должен выйти ему навстречу. Если ребенок голо­сов не слышит, то пусть стоит на месте и никуда не уходит.

Поиск

Учитель должен разбить груп­пу на две части: поисковую груп­пу и базовую. Поисковая отправ­ляется искать потерявшегося ре­бенка, а базовая остается в лагере.

К поиску можно привлекать только лиц старше 18 лет. Это, скорее всего, будут взрослые, со­провождавшие детей в походе. Но не исключено, что при недостатке взрослых учитель все же вынуж­ден будет привлечь к поиску и де­тей. Тогда надо иметь в виду, что дети, участвующие в поиске, должны быть не моложе 14 лет.

Проанализировав информа­цию, полученную от опрошенных детей и взрослых, а также от само­го потерявшегося ребенка (если, конечно, удалось связаться с ним по мобильному телефону), опре­делите главное направление, в ко­тором должна будет двигаться по­исковая группа.

В поисковой группе

Поисковая группа выстраивает­ся цепью и начинает движение в выбранном направлении поиска. В центре цепи - ведущий группы, и это - обязательно учитель.

Каждый член поисковой груп­пы обязан знать, что, находясь в поисковой цепи, ни вырываться вперед, ни отставать нельзя.

Если в поисковой группе -только одни взрослые, то рассто­яние между ними должно быть не более 10 метров.

Каждый член поисковой груп­пы должен видеть своих соседей по цепи справа и слева. Голосом они поддерживают между собой звуковой контакт.

Если к поиску привлечены еще и дети (а таким детям, на­помним, должно быть не менее 14 лет), то в цепи их надо поста­вить между взрослыми. Расстоя­ние от взрослого до ребенка - не более 5 метров.

По краям цепи всегда должны находиться только взрослые. Ес­ли в поисковой группе количест­во взрослых не более двух, а ос­тальные - дети, то взрослые ста­вятся по краям цепи.

Расстояние между детьми в це­пи не должно превышать 5 метров.

Длина цепи должна быть та­кой, чтобы взрослые, идущие по ее краям, видели друг друга. Между собой они должны постоянно под­держивать визуальный и звуко­вой контакт.

Если в поисковой группе бо­лее двух взрослых, но все же ко­личество детей значительно пре­восходит число взрослых, то поис­ковая цепь выглядит так: по кра­ям цепи идут двое взрослых - справа и слева, а остальные взрос­лые движутся позади цепи.

Взрослые, идущие позади це­пи, осуществляют постоянный контроль за детьми, так как ве­лика вероятность, что потеря­ется кто-то из самих «поиско­виков».

На протяжении всего времени поиска все, кто движется в цепи, продолжают громко звать поте­рявшегося.

В базовой группе

В базовой группе обязатель­но должен быть как минимум один взрослый, и это - также учитель.

Все члены базовой группы пери­одически продолжают звать голо­сом потерявшегося ребенка. Мож­но подавать и другие сигналы: сви­стеть в свисток, стучать металли­ческой посудой, включить радио­приемник или магнитофон.

Такого рода звуки будут так­же являться звуковым ориенти­ром для возвращения в лагерь по­исковой группы.

Чтобы никто из группы не потерялся в лесу


Выбор места для лагеря

Место для лагеря нужно выби­рать так, чтобы любой, кто начал удаляться от него, был сразу заме­чен и его можно было вовремя ос­тановить. Поэтому поляна, вы­бранная для лагеря, должна быть достаточно широкой.

Если лагерь разбит на опушке, то располагать его надо не вплот­ную к лесу, а на некотором уда­лении от него. В противном случае дети смогут незаметно для учите­ля уйти в лес. А смогут ли они из него выйти? - еще вопрос.

Один-два взрослых располага­ются в центре ставшей для устрой­ства лагеря группы, а остальные - вокруг нее. Так осуществляется внешний контроль за детьми.

Сбор дров и хвороста для костра

Нельзя отпускать детей в лес одних собирать дрова и хворост, а также грибы, цветы или просто погулять.

Если понадобились дрова для костра, то школьников младших классов (а уж дошкольников тем более) за ними посылать не сле­дует. Такие дети в лесу ориентиру­ются крайне плохо, и заблудить­ся для них - проще простого.

Опытные походники, отправля­ясь в лес с детьми, всё необходимое для разжигания костра предусмот­рительно заготавливают еще дома. Бумага, сухие палки и, разумеет­ся, спички или зажигалки - все это заранее укладывается в рюкзаки и доставляется к месту стоянки.

Такая запасливость сводит к минимуму риск, что кто-то из де­тей (или даже взрослых) заблу­дится в поисках дров. И к тому же позволяет разжечь костер сра­зу по приходе на место, не теряя на это время и силы.

Если все-таки возникла потреб­ность войти в лес, то делать это надо не поодиночке, а группой. Во главе такой группы обязатель­но должен быть взрослый, умею­щий хорошо ориентироваться в лесу, а не такой, кто сам способен «заблудиться в трех соснах».

Сигнальные свистки

Иногда делают так: каждому ребенку, члену походной группы, вручается по сигнальному свист­ку. С помощью таких свистков де­ти и взрослые могут поддержи­вать связь между собой, и все вме­сте - с ведущим группы.

Обговариваются сигналы, по­даваемые ведущим. И сигналы эти должны знать все члены группы.

Сигналы могут быть, к приме­ру, такими:

1. Три коротких свистка - все ко мне.

2. Один длинный - идем вперед.

3. Два длинных - идем назад.

4. Один длинный, один короткий - всем повернуть направо.

5. Один короткий, один длинный - всем повернуть налево.

5


Содержание.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

sop-2.jpgsop-2.jpgsop-2.jpgsop-2.jpgsop-2.jpgsop-2.jpgsop-2.jpg

  1. Введение.

  2. Экстренный вызов.

  3. Бытовая безопасность.

  4. Основы поведения и меры безопасности людей на воде.

  5. Приложение (материалы для бесед с родителями, учащимися):

  • Каждый учащийся должен знать, где живет пожар

  • Как помочь пострадавшим с обширными ожогами

  • Берегите лес от пожаров

  • Ребенок заблудился в лесу

  • Стресс, страх, паника…

  • Психологические приемы самозащиты от злоумышленников

  • Компьютер и здоровье ребенка

  • Профилактика сколиоза у школьников

  • Кишечные инфекции-болезни грязных рук

  • О профилактике педикулеза и сопутствующих заболеваний

  • Клещевой энцефалит

  • Как распознать наркомана

Стресс, страх, паника....doc
HTML Войдите для скачивания файлов
берегите лес от пожаров.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


берегите лес от пожаров


Поверхность суши на земном шаре составляет 149 миллионов квадратных км. Из них только 10 процентов занимают сельскохозяйственные угодья. Остальная часть - в основ­ном царство дикой природы, в том числе достаточно бы­стро исчезающие леса. На территорию бывшего СССР приходилось 22 процента (1200 млн. га) всех лесных мас­сивов мира, причем 80 процентов из них - на азиатскую часть территории. 73 процента лесов занимают хвойные породы деревьев.

Лес играет огромную роль в жизни людей: регулирует водный обмен, поглощает шум, диоксид углерода, твердые частицы пыли и, наконец, производит кислород. 60 процен­тов атмосферного кислорода вырабатывает лес, поэтому его называют «легкими планеты». Чрезвычайно велико экологическое значение лесов России, так как они вмес­те с лесами Южной Америки выделяют в атмосферу основ­ную массу кислорода.

Наибольшие потери лесов связаны с вырубкой и лес­ными пожарами. За счет этих факторов в России площадь лесов сокращается в среднем на миллион гектаров в год. Поэтому защита лесов от пожаров в нашей стране особенно актуальна.

Лесным пожаром называют стихийное неконтролируемое горение с распространением огня по лесной территории. Лесные пожары - один из видов ландшафтных пожаров (степные, луговые, болотные, тундровые, торфяные). Горю­чим материалом служит подстилающая растительная по­верхность, торф, валежник, живой покров из трав, мхов, ку­старников, подлесок, крупные деревья. В зависимости от вида сгорающего материала различают три основных вида лесных пожаров: низовые (подстилка, живой покров трав, подлесок); верховые (горение в основном крон деревьев); почвенные (торфяные). Почти любой пожар в лесу начина­ется с низового и при соответствующих условиях переходит в подземный или верховой. Низовой пожар можно назвать основным видом лесных пожаров. Лесной пожар может бы­стро переходить из одного вида в другой или являться ком­бинацией двух и даже трех видов.

Причины возникновения лесных пожаров

Более 90% лесных пожаров происходит вблизи населенных пунктов, дорог и производства раз­личных работ в лесу. Антропоген­ный фактор является причиной 88-98% лесных пожаров и около 2-12% приходится на долю мете­орологических условий (удар мол­нии, самовозгорания в засуху).

Всем известные ситуации: ка­никулы, отдых на природе и ша­шлыки; долгожданные летние по­ходы, рыбалка, сбор ягод и гри­бов. И действительно, что может быть прекрасней такого отдыха? Но вот что ужасно - восемь из де­сяти пожаров в лесу возникает по вине человека. Гибнет беззащит­ный лес, а вместе с ним звери, пти­цы и даже люди, причем, как пра­вило, не те, которые вызвали по­жар. Поэтому, отправляясь на природу, проявляйте аккурат­ность в своих действиях - береги­те лес от пожара. Никаких сверхъ­естественных требований здесь не предъявляется. Всё предельно просто как для понимания, так и для выполнения.

  • Не разводите костер в лесу, ес­ли в этом нет острой необходи­мости.

  • Помните: ни при каких обстоя­тельствах нельзя разводить ко­стры под пологом леса, особенно хвойного молодняка, на торфя­ных почвах, а также в пожаро­опасную погоду.

  • Тушение (ликвидация) костра должно быть проведено очень тщательно.

В пожароопасный сезон в лесу запрещается:

  • бросать горящие спички, непо­гашенные окурки и вытряхивать пепел из курительных трубок (выработайте у себя привычку: не бросать использованную спич­ку, не переломив ее пальцами, ибо, не погасив спичку, ее нель­зя сломать);

  • оставлять на освещаемой солн­цем поляне бутылки или осколки стекла;

  • выжигать траву, а также стер­ню на полях;

  • разводить костры;

  • въезжать в лес на машинах без искрогасителя;

  • употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов;

  • оставлять в лесу (кроме специ­ально отведенных мест) промас­ленный или пропитанный бензи­ном или иными горючими веще­ствами обтирочный материал;

  • заправлять топливом баки во время работы двигателей внут­реннего сгорания, выводить для работы технику с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых топливом.

Безопасный костер

Устраивая костер в лесу, сле­дует соблюдать особую осторож­ность. При этом главным явля­ется выбор места для костра в зависимости от времени года и погодных условий. Следующие советы помогут вам разжечь ко­стер, не подвергая опасности лес и себя самого.

1. В бесснежный, пожароопас­ный период используйте для раз­ведения костра только специаль­но оборудованные места или уже имеющиеся старые кострища. Также сгодятся песчаные или галечниковые косы, места, остав­шиеся от выворота корней, или другие, где обнажен минераль­ный слой почвы диаметром не менее полутора-двух метров.

Если такого места нет, то его нужно подготовить и окопать предполагаемое кострище с по­мощью лопаты, топора или дру­гого подручного инструмента.

2. Никогда, даже в дождли­вую погоду, не разводите костер на подстилке из мхов и лишай­ников, а также посреди или ря­дом с высоким травостоем из су­хих злаков (вейника, тростни­ка и т.п.), легковоспламеняю­щихся кустарников (багульни­ка, рододендрона, леспедецы, можжевельника и т.п.).

3. Не разводите большой кос­тер. Небольшой, но хорошо сло­женный костер, обложенный камнями, даст достаточно тепла.

4. Раскладывайте костер по­дальше от нависающих ветвей, крутых склонов, гнилых пней, бревен, сухой травы и листвы. Всегда следует очищать место во­круг костра, убирать с него все легковоспламеняющиеся мате­риалы. Очень важно убедиться, что рядом есть какой-нибудь во­доем, позволяющий набрать воды для надежного тушения костра.

5. Никогда не оставляйте ко­стер без присмотра. Даже не­большой ветерок способен вы­звать быстрое распространение огня. Немедленно и тщательно тушите любое расползание огня за пределы кострища.

Всегда имейте под рукой ем­кость с водой и держите нагото­ве лопату, чтобы можно было немедленно забросать землей вырвавшееся пламя.

Чтобы надежно затушить костер, необходимо:

Покидая привал, тщатель­но залейте костер водой. Воду можно принести пластиковыми пакетами, стеклянными или же­стяными банками и т.п.

Затем разворошите его, залей­те еще раз, пока он не перестанет парить.

Надо хорошо перемешать ко­стер лопатой (если у вас нет ло­паты, можно использовать то­пор, заостренную сырую палку, и т.п.). Не забудьте сдвинуть все камни, крупные головешки, об­горевшие остатки бревен - под ними могут быть угли - и залить их дополнительно водой.

Особо позаботьтесь о том, что­бы залить водой периферийную часть кострища.

Наконец на ощупь удостоверь­тесь, что костер действительно потух. Ощупайте угли и пепел - они должны быть холодными.

Костер в лесу в бесснежный период надо тушить в любом случае, даже в сырую погоду и в дождь, чтобы быть твердо уве­ренным, что огонь не затаился в подстилке, в каком-нибудь ку­сочке древесины или в сухой гнилушке.

Такие действия должны пре­вратиться в привычку - нужно точно знать, что вами сделано всё во избежание загорания. Еще раз повторите для себя, что и са­мый маленький костер никогда нельзя оставлять без присмот­ра, ибо даже небольшой ветерок способен вызвать быстрое его распространение.

Чтобы надежно затушить костер без воды, необходимо:

1. Сбить пламя, разобрать ко­стер, разворошить угли и голо­вешки.

2. Перемешать лопатой или другим подручным инструмен­том пепел и окопать кострище по кругу.

3. Забросать костер толстым слоем грунта, обязательно взято­го с глубины не менее 30 см, луч­ше влажного. В слое почвы до 30 см содержатся органические вещества, которые могут позво­лить огню разгореться вновь. Грунт можно взять с выворотов корней, почвенных обнажений, либо выкопать яму, сняв предва­рительно дерн или убрав под­стилку (органический слой).

4. Тщательно затоптать слой земли на кострище, пока оно не перестанет дымиться.

5. Крупные тлеющие головеш­ки (остатки обугленных дров) можно закопать отдельно в яме, на глубине не менее 30 см.

6. Не уходите сразу от кост­рища. Вначале убедитесь, что через 15-20 минут оно не начнет снова дымиться.

Безопасное курение в лесу

Если вы курите, обязательно помните, что, находясь в лесу, особенно в сухую, ветреную, жаркую погоду, вы являетесь источником повышенной по­жарной опасности. Во время ку­рения любое непреднамеренное неосторожное движение, непотушенная спичка, оброненная ча­стичка тлеющего табака или брошенный окурок могут вы­звать загорание.

Усвойте следующие простые правила.

1. Никогда не курите во время движения по лесу!

2. Курите только в специаль­но отведенных, оборудованных для этих целей местах (если вы в лесопарке) или во время прива­ла, убедившись, что в радиусе как минимум одного метра от вас нет легковоспламеняющих­ся материалов.

3. Тщательно затушите окурок водой или слюной. Затем разотри­те его или затопчите в глину или песок, либо хорошо затушите окурок о подошву ботинка.

4. Если вы прикурили от спич­ки, дождитесь, пока она не толь­ко потухнет, но и остынет.

5. Если разрешено курить в транспортном средстве (маши­на, поезд), пользуйтесь пепель­ницами. Никогда не выбрасы­вайте окурки из транспортных средств.


Помните: дополнительные пре­досторожности отнимут у вас лишь несколько минут. Но они предот­вращают лесные пожары.

Никогда не поджигайте сухую траву

  • Сжигание листвы, мусора, сухой травы вблизи строений является нередкой причиной пожара. Сжигание может про­изводиться не ближе 50 мет­ров от зданий и сооружений.

  • Поджигая траву, следует учитывать, что ветер может сделать огонь неуправляемым.

  • Ветер также может раздуть тлеющий очаг, оставшийся незатушенным после вашего ухода с участка (из леса, с по­ля, железнодорожной насы­пи и т.п.).

Что делать при приближении лесного пожара

Если лесной пожар угрожает вашему дому (даче), по возмож­ности эвакуируйте всех членов семьи, которые не смогут ока­зать вам помощь при защите до­ма от пожара. Также следует эва­куировать домашних животных. Заранее договоритесь с соседями и членами своей семьи о совмест­ных мерах по борьбе с огнем.

1. Слушайте передачи местных средств массовой информации о пожаре. Если есть возможность, держите телефонную или радио­связь, в том числе со штабом ГО.

2. Закройте все вентиляцион­ные отверстия снаружи дома.

3. Закройте все наружные ок­на и двери.

4. В доме: наполните водой ванны, раковины и другие ем­кости. Снаружи: наполните во­дой бочки и ведра.

5. Приготовьте мокрые тряп­ки. Ими можно будет затушить угли или небольшое пламя.

6. При приближении огня об­ливайте крышу и стены дома во­дой, но расходуйте ее экономно. Начинайте обливать крышу, когда на нее станут падать ис­кры и угли.

7. Постоянно осматривайте территорию дома и двора с це­лью обнаружить тлеющие угли или огонь.

Защитите свой дом от лесного пожара!

Если прямо за вашим двором или участком начинается лес, как уберечь ваш дом в случае лесного пожара? Вы можете отвести эту угрозу от вашего дома и семьи, если воспользуетесь следующи­ми советами:

1. Вместе с соседями постарай­тесь устранить все условия для возникновения и распростране­ния пожара в вашем поселке. Со­здайте защитную зону у ваших домов и поддерживайте ее в долж­ном состоянии. Для этого убирай­те ненужную растительность, траву, мусор во дворах и на ули­цах в течение всего года.

2. Не нарушая местных зако­нов, создайте противопожарную зону на подступах к вашему уча­стку. Для этого на расстоянии до 30 метров от вашего дома уберите сухой валежник, мусор, высокие заросли травы и кустарников.

3. Очистите крышу от опавшей хвои и листвы - они могут стать источниками загорания.

4. С разрешения представителя ближайшего лесничества проре­дите растущие близко друг к дру­гу деревья и кустарники в вашей защитной зоне. Уберите из-под больших деревьев подрост, кус­ты, древесный хлам, мусор, то есть всё, что может перенести ни­зовой пожар на кроны деревьев.

Помните! Потратив немного вре­мени, вы спасете свой дом и поселок от пожара!

Действия при возникновении лесного или торфяного пожара

Если вы оказались вблизи оча­га пожара в лесу или на торфяни­ке и у вас нет возможности свои­ми силами справиться с его ло­кализацией и ликвидацией, не­медленно предупредите всех на­ходящихся поблизости о необхо­димости выхода из опасной зо­ны. Организуйте выход на доро­гу или просеку, широкую поляну, к берегу реки или водоема, в по­ле. Выходите из опасной зоны бы­стро, перпендикулярно направ­лению движения огня. Если не­возможно уйти от пожара, вой­дите в водоем или накройтесь мо­крой одеждой. Оказавшись на от­крытом пространстве или поляне, дышите воздухом возле земли - там он менее задымлен. Рот и нос при этом прикройте ватно-марлевой маской или тряпкой. После выхода из зоны пожара сообщи­те о его месте, размерах и харак­тере в администрацию населен­ного пункта, лесничество или по­жарную охрану, а также местно­му населению.

Пламя небольших низовых по­жаров можно сбивать, захлесты­вая его ветками лиственных по­род, заливая водой, забрасывая влажным грунтом, затаптывая ногами. Торфяные пожары ту­шат, перекапывая горящий торф и поливая его водой. При туше­нии огня действуйте осмотри­тельно, не уходите далеко от до­рог и просек. Не теряйте из виду других участников борьбы с ог­нем - поддерживайте с ними зри­тельную и звуковую связь.

При тушении торфяного пожа­ра учитывайте, что в зоне горе­ния могут образоваться глубокие воронки, в которых температура достигает 600-800°С. Поэтому пе­редвигаться следует медленно, осторожно, предварительно про­веряя палкой глубину выгорев­шего слоя.

Очевидно, что тушить такие пожары должны взрослые люди, специально этому обученные.

Однако любой лесной пожар, кроме возникшего от разряда молнии, начинается с маленько­го очага. Поэтому каждый граж­данин, заметивший небольшое загорание в лесу, может поту­шить огонь, применив простей­ший способ, не требующий нали­чия воды и лопаты, - захлестыва­ние кромки огня ветками. Для этого отламывают крупные ветки лиственных пород и связывают из них веник или метлу. Исполь­зуют также отдельные крупные ветки и молодые деревца с хоро­шей кроной. Огонь по кромке по­жара захлестывают скользящими ударами в сторону выгоревшей площади с таким расчетом, чтобы оторвать пламя от еще не горя­щих лесных материалов путем удаления горящих частиц в сто­рону пожарища.

Этот способ дает эффект при тушении небольших низовых лес­ных пожаров на легких песча­ных почвах, в сухих борах, где напочвенный покров представ­лен главным образом мхами и ли­шайниками.

Даже потушив небольшой очаг захлестыванием, следует сооб­щить о нем леснику. Ведь в оча­ге могут быть тлеющие частицы, ветер может их раздуть и пере­бросить пламя на горючие мате­риалы, т.е. остановленный по­жар может возобновиться.

Применяют способ захлесты­вания и для тушения крупных пожаров, особенно в ночное вре­мя, ранним утром и вечером, ког­да интенсивность горения осла­бевает и для остановки пламени достаточно сбить его. В этом слу­чае после захлестывания требует­ся обязательно обработать кром­ку остановленного пожара до ми­нерального грунта.

Еще раз напомним: если в лесу за­мечен пожар, обязанность каждого -немедленно сообщить о нем работни­кам лесного хозяйства, противопо­жарной службы МЧС России - по те­лефону «01» или милиции - «02».

7


о профилактике педикулёза.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
о психологических приёмах самозащиты от злоумышленников.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Азы безопасности.zip
Войдите для скачивания файлов
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru