В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Современные технологии образования

Сергей Олейников Сергей Олейников
Тип материала: Педагогическая теория
Рейтинг: 1234  голосов:11    просмотров: 2706    комментариев: 1
Краткое описание
Эта технология наиболее распространена в общеобразовательных школах.
Изучение темы по технологии “Система учебной информации” осуществляется по следующим этапам.

Описание

 Система учебной информации
  
   Эта технология наиболее распространена в общеобразовательных школах. 
 Изучение темы по технологии “Система учебной информации” осуществляется по следующим этапам.
 1. Постановка задач темы и уроков.
 При постановке задач темы уроков приоритет отдается изучению, расширению и углублению званий. Учебные задачи являются доминирующими в ущерб развивающим и воспитательным.
 2. Ознакомление, конспектирование, заучивание основной учебной информации.
 При линейном подходе, из урока в урок, учащиеся знакомятся с небольшим объемом новой учебной информации или с целым блоком в начале темы, если подход блочный. Составление конспектов, схем, таблиц необходимо лишь для облегчения заучивания учебного материала, и не служит средством для познавательной деятельности – получения новых знаний.
 3. Выполнение практических работ и небольшого количества творческих заданий.
 Практические работы выполняются лишь для закрепления изученного материала или для изучения нового. Решение небольшого количества творческих задач является экзотикой на уроках, и творческая деятельность учащихся не носит систематического характера. Соответственно развивающие и воспитательные задачи решаются на низком уровне.
 4. Систематизация и повторение учебной информации путем выполнения большого количества репродуктивных заданий.
 Как и следует из названия этой технологии, основная учебная деятельность учащихся направлена на решение учебных задач – заучивание большого объема знаний. Поэтому на протяжении всего времени изучения темы регулярно проводится повторение учебного материала путем выполнения репродуктивных заданий. В конце изучения темы выделяется один или несколько уроков для систематизации учебного материала. “Творческие задания" при этом используются в очень ограниченном количестве.
 5. Зачетная проверка знаний и репродуктивных умений.
 Зачетная (контрольная) работа по теме составлена таким образом, что проверяются знания и репродуктивные умения. Проверка творческих умений, умений применять свои знания для решения практических проблем чаща всего отсутствует или представлена одним, двумя заданиями.
  
 Подводя итоги можно отметить, что технология “Система учебной информации” предлагает прежде всего развитие знаний и репродуктивных умений. Личность ученика, точнее развитие ее творческих качеств, остается за кадром внимания учителя. И как уже было сказано выше, эта господствующая ныне технология школьного образования приводит к тому, что интерес к образованию у учеников стремительно падает. Даже те ученики, которые продолжают честно учиться, в конечном итоге (то есть после окончания школы), представляют собой ходячие энциклопедии всевозможных знаний, но не личности, желающие и способные выполнять творческую деятельность, не говоря уже о нравственности, которая на протяжений долгих лет обучения так и не стала системой внутренних законов.
 
 Система творческих заданий
  
 В основе этой технологии – применение систем творческих заданий для воспитания творческих качеств личности.
  Основные этапы технологии следующие:
 1. Постановка задач темы и уроков.
 При постановке задач темы и уроков определяется, что на реализацию учебных, развивающих и воспитательных задач будет уделено примерно одинаковое время на протяжении изучения темы. 
 Знания можно зазубрить, если ежедневно механически запоминать определенные тексты, правила и термины, а можно усвоить, и довольно широко и глубоко, если не тратить время на механическое запоминание, а обучать учащихся применению теоретического материала для решения творческих задач, то есть через непроизвольное запоминание. Мастерство учителя заключается не в том, чтобы максимально облегчить учебную деятельность учащихся, а в том, чтобы даже слабые ученики имели методическое обеспечение: методики, конспекты, алгоритмы – и умели бы применять их для выполнения сложных заданий. Но в школах в большинстве случаев пока наоборот – эффективность урока и, следовательно профессионализм, учителя оцениваются по одному критерию – умению учащихся рассказывать по памяти материал предыдущего урока и выполнить несколько репродуктивных заданий.
 2. Ознакомление и конспектирование учебной информации. Заучивание основной терминологии закономерностей.
 На этом этапе учащиеся знакомятся с учебным материалом, составляют его копии: конспекты, таблицы, схемы. Заучиваются только определения основных терминов и закономерностей. В этом принципиальное отличие данной технологии от технологии “Система учебной информации”, где требуется заучивать всю учебную информацию.
 3. Выполнение система творческих заданий.
 В систему творческих заданий входят творческие задания по работе с учебной информацией, творческие задачи, практические работы творческого характера. Применение системы творческих заданий не означает, что не будет репродуктивных заданий, они будут использоваться наряду с творческими, но уже не в качестве основного вида деятельности учащихся.
 В процессе выполнения творческих заданий применяются конспекты учебной информации, методики и алгоритмы, что позволяет непроизвольно запоминать основной материал темы, расширять и углублять его, а также развивать творческие умения и умения применять знания в практических ситуациях. Таким образом то, что достигается в технологии “Система учебной информации” зубрежкой и страхом, в этом случав с интересом и без перегрузки. Вопрос в том, где взять системы творческих заданий? 
 Путь первый – использовать методические разработки учителей-новаторов, а они работают именно по этой технологии. 
 Путь второй – составлять постепенно, самостоятельно. 
 Второй путь более эффективный, хотя и длительный, ведь сколько будет учителей, столько будет и систем творческих заданий по темам. У каждого свой индивидуальный стиль и подход. 
 4. Систематизация и углубление изученного материала.
 Систематизация и углубление изученного материала осуществляется путем сопоставления и сравнения изученного материала с предыдущим, выполнения творческих заданий, составления рефератов о новейших исследованиях в данном разделе изучаемой науки, решения актуальных научных проблем.
 Дифференциация учебных заданий предполагает, что ученики в каждом классе будут иметь выбор заданий разного уровня сложности. Это позволит снять проблему “ориентации” учителя на слабых учащихся и реально развивать талантливых детей.
 5. Комплексный зачет.
 Суть комплексного зачета заключается в том, что проверяются не только знания и репродуктивные умения, но и творческие и практические умения, а также умения морально-оценочной деятельности. По результатам зачета проводится коррекция учебных заданий, которые учащиеся будут выполнять по следующей теме. Увеличивается доля тех заданий, которые вызывают у учащихся наибольшие затруднения и соответственно уменьшается доля тех заданий, по которым у учащихся затруднений на зачете не возникло.
 Здесь следует несколько остановиться на таком “замечательном” педагогическом явлении, особенно частом на уроках математики и родного языка, как работа над ошибками. После проведения контрольной работы учитель проводит урок анализа допущенных ошибок, после чего считается, что все будет в полном порядке, и ученики уже не будут допускать ошибки. Ошибочное мнение. Один урок работы над ошибками (а он обычно всегда один) общей ситуации не изменит, нужна система коррекции ошибок при изучении каждой темы. Это значит, что параллельно с изучением нового материала, используются задания по предыдущим темам, выполнение которых так и не усвоено учащимися. Только длительная, систематическая корректирующая работа позволит решить глобальные проблемы современной школы – ликвидировать всеобщую безграмотность и неумение применять правила для выполнения простейших заданий по предметам.
  
 Моделирование
  
 По сути дела, технология “Моделирование” очень похожа на технологию “Система творческих заданий”, однако есть и отличительные черты. 
 На втором этапе составляются всевозможные модели изученной системы: текстовые, графические (рисунки, схемы), математические (графики, диаграммы, таблицы, уравнения). 
 На третьем этапе, при выполнении системы творческих заданий, составленные модели являются средством познания. 
 Во-первых, практические работы выполняются для уточнения, расширения и углубления информации моделей. 
 Во-вторых, решение творческих задач обеспечивает включение в модели новой информации, выходящей за рамки предусмотренной учебной программой, а также корректировку самой модели.
 На четвертом этапе при систематизации и углублении материала, ранее составленные модели, сравниваются, устанавливаются эволюционные связи между ними, выясняется смысл развития систем через причинно-следственные связи, выполняются творческие задания применительно к нескольким моделям сразу.
 Следовательно, можно отметить, что в отличии от предыдущей технологии, при применении моделирования возможна учебная деятельность с системой моделей, что позволяет более детально анализировать изучаемые системы.
  
 Учебное исследование
    
 Первый этап в образовании ученика – это обучение копированию, следующий – это обучение исследовательской деятельности. Напрашивается вопрос, когда начинать обучение исследованиям? Здесь рецепта нет, да и быть не может. Элементы исследовательской деятельности присутствуют уже в технологиях “Система творческих заданий” и “Моделирование”, но использование целостной технологии “Учебное исследование” возможно только после того, как ученики усвоили отдельные операции: конструирование, реферирование, выполнение наблюдений, измерений, опытов, решение творческих задач. Однако в жизни чаще всего возникают ситуации, когда одна часть учащихся класса уже овладела элементарными учебными умениями, как правило меньшая, а другая еще нет. В этом случае было бы неплохо, если бы педагог разработал собственные различные технологии изучения одной и той же темы. 
 Если в классе не все ученики овладели элементарными умениями в полной мере, проводить изучение отдельных тем с помощью технологии “Учебное исследование” необходимо, для слабых это будет интересным повторением и закреплением учебных умений, для сильных это – усвоение одного из важнейших способов деятельности человека исследовательского.
  
 Сущность технологии “Учебное исследование” заключается в следующей.
 1. Постановка учебной проблемы для всей темы. 
 Учебная проблема – это творческая задача, которая уже решена учеными. Для науки она не представляет объективной новизны, однако для учащихся – это субъективно новая задача, которую они еще не решали.
 2. Составление методики решения проблема.
 На данном этапе составляется детальный план решения проблемы, который включает в себя следующие пункты: 
 1) изучение и конспектирование учебной и дополнительной литературы по содержанию проблемы; 
 2) решение проблемы и выдвижение гипотез;
 3) практическая проверка полученных гипотез; 
 4) применение полученных решений для решения других проблем; 
 5) внесение дополнений в учебную информацию по результатам исследования; 
 6) защита выполненной работы.
 3. Изучение и конспектирование учебной и дополнительной литературы.
 Прежде чем решать проблему, необходимо внимательно ознакомиться, законспектировать и выучить основные закономерности новой темы, а также составить конспекты по дополнительному учебному материалу, который понадобиться для решения проблемы. При этом необходимо организовать изучение новой учебной информации с учетом взаимосвязей с информацией по предыдущей теме.
 4. Решение проблемы и выдвижение гипотез.
 Для решения проблемы используются закономерности как новой, так и предыдущих тем, специальные алгоритмы, закономерности диалектической логики. В процессе решения выдвигаются гипотезы. Задача ученика выдвинуть как можно больше гипотез, что при наличии соответствующих алгоритмов вполне возможно и весьма проблематично при их отсутствии.
 5. Практическая проверка полученных гипотез. 
 Предполагается, что ученики самостоятельно составят программы наблюдений, измерений и опытов и проведут их (насколько это возможно в школьных условиях).
 6. Применение полученных решений для решения других проблем.
 На этом этапе учащимся предлагается система творческих задач по материалу темы, для выполнения которых наряду с алгоритмами, методиками, используются составленные конспекта и практически проверенные решения проблем. Этот этап – расширение и углубление исследовательской работы через решение прикладных задач. Это самое сильное воспитание личности, когда личность учится применять самостоятельно полученные знания и умения в практических, жизненных ситуациях. Теперь ученику становится понятно без долгих объяснений, зачем он пришел в школу.
 7. Внесения дополнений в учебную информацию по результатам исследований.
 Конспекты учебной информации дополняются практически проверенными положениями, результатами, полученными в процессе их применения для решения прикладных задач. Это позволяет значительно расширить и углубить учебную информацию и что самое главное – непроизвольно усвоить ее.
 8. Защита выполненной работы.
 При защите выполненной работы, ученик излагает методику работы, конкретные результаты, полученные на каждом этапе исследования, выводы и предложения по дальнейшим исследованиям. Эти предложения могут быть составлены по каждому этапу, например изменение формулировки проблемы и проведение нового исследования, изучение дополнительной литературы, проведение дополнительной практической проверки, предложения по применению полученных решений в новых областях науки, сопоставление вновь полученных результатов с другими результатами, полученными при решении этой проблемы для поиска новой информации и другие. Важно, чтобы ученик не только усвоил технологию исследовательской деятельности, но и те перспективы, которые теперь перед ним открываются.
  
 Научное исследование
  
 Главным отличием технологии “Научное исследование” от предыдущей технологии является то, что вместо учебной проблемы, используются настоящие научные проблемы. Возникают некоторые сложности в выборе таких проблем, однако они преодолимы, если в качестве научной лаборатории используются природная и культурная среда своего края. Для предметов гуманитарного цикла возможен выбор проблем по истории культуры и современной культуре своего края, для предметов естественно-научного цикла – экологические и природоохранные проблемы, проблемы преобразования ландшафтов, получения природных ресурсов и другие.
 Для предметов эстетического цикла возможен выбор проблем по истории ремесел и искусства, современному их состоянию и проблемам развития.
 Научное исследование в природе и культурной среде своего края, позволяет решить комплекс педагогических задач: обучение технологии научного исследования, познание своего края, воспитание умений находить и решать практические проблемы и многие другие.
 Научное исследование является отличной проверкой технологических умений учащихся в решении реальных жизненных проблем. Результаты изучения одной из тем с помощью технологии позволят учителю сделать самоанализ своей деятельности по воспитанию творческих качеств у учащихся и внести соответствующие коррективы. Это своего рода промежуточный экзамен по предметной (биологической, математической, литературной и др.) культуре учащихся, по результатам которого ясно виден будущий результат – творческая личность. 
    
 Проектирование среды
  
 Среда – это участки естественной и искусственной, то есть созданной в результате деятельности человека природы. Участки естественной природы – это экосистемы, участки искусственной – это агросистемы: парки, сады, газоны, лесные насаждения, пастбища, пашни, и урбанизированные ландшафты (дороги, жилые районы, промышленные, культурные и социальные комплексы). Проектирование среды – это процесс преобразования участков естественной и искусственной природы в соответствии с потребностями человека, но при строгом соблюдений законов экологии. Последнее до сих пор не учитывалось, плачевные результаты этого у всех перед глазами.
  
 Учебно-воспитательный процесс по технологии “Проектирование среды” осуществляется по следующим этапам.
 1. Выбор объекта и постановка проблемы проекта. 
 Проблемами проектов для экосистем могут быть: 
 – восстановление нарушенной экосистемы; 
 – создание охраняемой территории; 
 – создание парков природы, зон отдыха; 
 – восстановление здоровья населения. 
 Проблемами проектов для искусственных экосистем и урбанизированных ландшафтов могут быть: 
 – создание зеленых зон в городе;
 – реконструкция городских районов и поселков в сельской местности;
 – проектирование промышленных и социальных комплексов и технологий, культурной среды и другие. 
 Все проблемы желательно формулировать для конкретных участков среды в своем крае.
 2. Составление методики проектирования.
 Методика проектирования может иметь следующий вид: 
 1) составление схемы участка среды для разработки проекта; 
 2) изучение учебной и научно-популярной литературы о технологиях проектирования и закономерностях структуры создаваемого проекта;
 3) выявление и решение проблем проектирования для выбранного участка среды; 
 4) построение нескольких моделей проектов; 
 5) поиск возможностей применения полученных решений проблем для проектирования других объектов и технологий; 
 6) защита проекта.
  
 Проектирование среды – это всегда изменение природы. Поэтому главные проблемы, которые при этом возникают, экологические – как совместить потребности человека, для удовлетворения которых создается проект, с необходимостью сохранения природной среды, которая катастрофически уменьшается, изменяется, загрязняется и прочее. Особую опасность представляет загрязнение природной среды, которое через цепь превращений настигает своего родителя – человека. Решение экологических проблем в процессе проектирования возможно с применением законов экологии, сформулированных Б. Коммонером и приемов диалектической логики. Для этого требуется малость – изучить эти закономерности учителю и научить своих учеников умениям их применять для решения практических задач. В отличии от распространенного метода проб и ошибок, применение этих закономерностей позволяет эффективно решать даже самые сложные проблемы и тем самым значительно повысить потенциал творческого мышления ученика. Постепенно развивается важнейшее качество личности – потребность к непрерывному познанию.
 Очень важным в проектировании является условие разработать несколько моделей проектов, а не одну. Проектировщик должен научиться видеть различные варианты будущего проекта, уметь находить в каждой из них положительные и отрицательные стороны. Общая оценка проекта складывается из соотношения всех его полезных функций к общему количеству отрицательных. Поэтому поиск других вариантов проекта – это поиск моделей с более меньшим числом отрицательных функций.
 Решение проблем при разработке проекта позволяет получить новые оригинальные идеи, которые могут быть применимы при разработке других проектов. Поэтому необходим детальный анализ полученных решений для выявления общих принципов, к которым они принадлежат. Иными словами, необходимо перейти от частного решения к общему правилу (к которому относится данное решение) и попробовать применить и частное решение, и общее правило при разработке других проектов.
    
 Конструирование
  
 Конструирование – это процесс создания субъективно или объективно новых систем. Обучение учащихся конструированию – это обучение созданию, построению нового. 
 Технология конструирования включает в себя следующие этапы.
 1. Выбор объекта конструирования.
 Объектами конструирования могут быть всевозможные модели систем. Например: аквариум, террариум, живой уголок, учебник, книга, технические и компьютерные модели, приборы, препараты, процессы и другие. Наиболее распространенным объектом конструирования является учебная книга: учебник, задачник, практикум, хрестоматия. Ученики в процессе изучения учебного материала создают новые учебные книги, каждый свою или группой. Заметим, что у опытных учителей, тетради учеников в какой-то мере представляют такую учебную книгу, хотя, конечно, не в полной мере.
 2. Составление методики конструирования.
 Методика конструирования может состоять из следующих этапов: 
 1) составление плана объекта конструирования; 
 2) изучение и конспектирование учебной и научно-популярной литературы; 
 3) определение и решение проблем, возникающих в процессе конструирования; 
 4) построение модели (желательно в нескольких вариантах); 
 5) практическая проверка модели и ее корректировка; 
 6) оформление правил конструирования и поиск возможностей их применения для конструирования других объектов; 
 7) защита работы.
 Пример. Учитель географии решил организовать учебно-воспитательный процесс по теме “Гидросфера” по технологии “Конструирование”. Объект конструирования – книга о гидросфере. При составлении плана определяется, из каких глав будет состоять эта книга, какие элементы (тексты, рисунки, фотографии, схемы, задания, списки литературы, практические работы и другие) будут в каждой главе. Изучение и конспектирование учебной и научно-популярной литературы позволит подготовить необходимые материалы для создания книги. В процессе конструирования определяются и решаются проблемы составления книги, а также учебные проблемы, и выполняются практические задания по теме, ведь автор книги должен знать ответы на все задания, которые находятся в его книге.
 Практическая проверка составленной модели может осуществляться путем подготовки рецензий учениками этого или другого класса, а также через использование этой книги на уроках по теме “Гидросфера” в других классах.
 При необходимости проводится коррекция материалов в каждой главе. После завершения практической проверки и получения положительных результатов, автор книги обобщает правила, которые ой использовал для составления книги и предлагает возможности их применения для конструирования других объектов. Защита работы – это объяснение преимуществ выбранной структуры и содержания отдельных глав книги, особенностей отдельных элементов (текстов, задач, практических работ), результатов практической проверки и корректировки. Подчеркнем, что конструирование является не менее важным умением творческой личности, чем умения моделировать, проводить научные исследования, проектировать. Но до сих пор в учебных программах, стандартах, учебных пособиях практически отсутствуют задания для развития у учащихся этого важнейшего умения.
 
 
 Информация подготовлена по материалам «Управление школой. Инновационная деятельность»

Ссылка на материал: перейти
Пожаловаться 06 апреля 2011
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru