В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

"Звонница - колокольница"

"Звонница - колокольница"

Татьяна Отконова
Тип материала: Мероприятие
просмотров: 1374
Краткое описание
Мероприятие создает условия для ознакомления детей с историей колокола и использованием колоколов в прошлом и настоящем, прививая любовь и интерес к традициям русского народа и приобщая к истокам духовной культуры; способствует созданию условий для всестороннего развития личности ребенка и формирования его духовного мира.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
zvonnitsa-_-kolokolnitsa.docx Скачать


Описание: Описание: http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif







Отконова Татьяна Юрьевна;

город Томск, Томская область;

МАДОУ № 69;

дошкольное образование;

«Звонница - колокольница»;

подготовительная группа;

продолжительность: 40 минут

























Описание: Описание: http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif





Цель: Прививать любовь и интерес к традициям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры. Создавать условия для всестороннего развития личности ребенка, формирования его духовного мира.



Мероприятие создает условия для ознакомления детей с историей колокола и использованием колоколов в прошлом и настоящем;


 - способствует расширению кругозора детей, развитию познавательной активности,


- формирует представление о видах колоколов и колокольных звонов;


- создает условия для ознакомления с устройством колокола и звукоизвлечением;


- способствует созданию у детей радостного, приподнятого настроения;


- создает условия для обогащения речи детей новыми словами и выражениями;


- способствует формированию умения слушать и различать виды православных колокольных звонов;


- способствует формированию интереса к искусству колокольного звона как части исторического и культурного наследия России.










Под колокольный звон дети входят в зал.


Читают дети:

Звонница

Т. Отконова


У нас сегодня праздник – звонница!

Понятный всем без всяких слов,

До сердца каждого дотронется

Чудесный звон колоколов!


Он льется чисто и торжественно,

Шум заглушая городской,

Рожденный волею Божественной

И человеческой рукой!


Песня «Колокольный звон», сл. С. Есенина, муз. Т. Отконовой


Читают дети:


У нас сегодня праздник – звонница,

С колоколами во дворе!

Надолго этот день запомнится

Всей беззаботной детворе!


У нас сегодня праздник – звонница!

Пусть всяк на этот звон спешит,

И сердце радостью наполнится,

Гостям мы рады от души!


Песня «Колокола России», сл. В. Аверковича, муз Н. Мухамеджановой


Ведущий:

Колокол – это ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из купола и языка, звук появляется при ударе языка о купол. Обычно колокола делают из так называемой колокольной бронзы, реже из железа, чугуна, серебра (демонстрирует колокольчики).


Ведущий:

По своей внешней форме колокол — не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе Божию благодать (показ иллюстрации или демонстрация слайда).


Хореографическая зарисовка «Колокол»


Ведущий:

Много стихов и песен сложено о колоколах и колокольном звоне. Существуют и инструментальные музыкальные произведения, где в движении музыкальных интонаций повторяется построение колокольного звона. Мы сейчас послушаем произведение, в колокольных переливах которого композитор передает красоту постепенного пробуждения природы. Развитие музыкальной интонации происходит то звуковыми наплывами, то набегами волн, то раскачиванием, то чередованием мощных ударов.


«Колокола» С.В. Рахманинова (отрывок)


Ведущий:

Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках входных дверей, и внутри храмов, и в башнях куполов, и на воротах церковной ограды, на воротах монастырской стены (показ иллюстрации или демонстрация слайда).

Ведущий:

В Русской Церкви в древности для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами, в которых подвешивались колокола (показ иллюстрации или демонстрация слайда).

Ведущий:

Позднее на Руси появляются колокольни - многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола. Как и звонница, колокольни строились вначале отдельно от храмов (показ иллюстрации или демонстрация слайда).

Ведущий:

Но, сначала в Москве, а затем повсеместно появились храмы, построенные вместе с колокольнями, которые входят в здание храма, составляя с ним целое (показ иллюстрации или демонстрация слайда).

Ведущий:

Появление колоколен давало возможность создавать большие и звучные колокола. Кроме того, чем выше поднят колокол, тем дальше его слышно.


Читают дети:

На колокольнях, звонницах звучит

Набат больших и маленьких звоночков.

Они поют во славу днем и ночью –

Великие колокола Руси! (Г. Куткова)


Хоровод «Колокольчики»


Читают дети:

Колокольный звон

(Т. Лаврова)


Музыка над городом плывёт

Радостно, торжественно, красиво…

Колокольный звон…. Какая сила!

Чистый звук, что за душу берёт.


Звон плывёт, взмывая в облака,

Он, как свет: прозрачный и хрустальный.

И парит над миром чудо, тайна,

Возродившись к жизни на века.


Песня«Колокола», сл. В. Шамонина, муз. Т. Отконовой


Ведущий:

Существуетнесколько видов колокольного звона.


Благовест - это звон, при котором ритмично ударяют в один колокол.

Слушание благовеста


Ведущий:

Удары в разные колокола поочередно называются перезвоном.

Слушание перезвона


Ведущий:

Звон - означает удары в несколько колоколов одновременно.

Слушание звона


Ведущий:

Звон, при котором ударяют в разные колокола одновременно в три приема с паузами между ними, называется трезвоном.

Слушание трезвона


Ведущий:

В особо торжественных случаях сначала бывает благовест, который переходит в перезвон, а за ним следует трезвон.


Песня «Купола России», сл. А. Фатьянова, муз. Н. Богословского


Ведущий:

Колокола использовались раньше и теперь не только в церкви. Колокол, издающий громкий и резко нарастающий звук, издревле широко использовался в качестве средства сигнализации. Колокольный звон использовался для информирования о чрезвычайных ситуациях или нападения неприятеля (показ иллюстрации.)


Ведущий:

В прошлые годы до развития телефонной связи с помощью колоколов передавались сигналы пожарной тревоги, в городах было много церквей и много колоколов. При возникновении пожара необходимо было ударить в ближайший колокол. Услышав звон пожарного далёкого колокола, следовало немедленно ударить в ближайший. Таким образом, сигнал о пожаре быстро распространялся по населённому пункту.

Тональность сигнальных колоколов делалась отличной от церковных. Сигнальные колокола также называли набатными.

Слушание набатного колокола


Ведущий:

Колокола применялись на железной дороге для подачи сигналов отправления поездов (показ иллюстрации).


Слушание вокзального колокола


Ведущий:

На кораблях издавна используется рында — «судовой (корабельный) колокол», для подачи сигналов экипажу и другим судам.Так же в рынду бьют каждые полчаса для обозначения времени (показ иллюстрации).


Слушание звона корабельной рынды


Читают дети:

Колокола

(Г. Куткова)

России звонкие колокола!
Воспели вы её красу и силу.
Вы о победах празднично звонили,
Смолкая в час, когда беда пришла.

«Игра на колокольчиках» (В.А. Моцарт, «Колокольчики» из оперы «Волшебная флейта»)

Дети читают:

У нас сегодня праздник – звонница!

Мы пожелаем всем добра!

Пусть пожелание исполнится!

А нам давно играть пора!


Русская народная игра «Гори, гори ясно!»


Игра «Передай колокольчик»


Ведущий:

Вера

(Ю. Шмидт)


Над храмами сверкают купола,

Народу возвращаются иконы,

И мы идем и отдаем поклоны,

Под звон, что издают колокола.


Под колокольный звон дети выходят из зала.


Ссылки на источники в сети интернет:

www.vocerkovlenie.ru

proshkolu.ru






Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров