В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Журнал Информ-образование

Ситуация встречи с прекрасным в воспитании чувства прекрасного у студенческой молодежи: от методологии к технологии

скачать

Автор : Солдатова И. Н.

Журнал : 2016 Выпуск 2

Дата публикации :  20 Января 2017

В статье рассматривается применение ситуации встречи с прекрасным в качестве интегративного средства воспитания чувства прекрасного у студентов. Ситуация встречи с прекрасным и ее разновидности, а также комплекс методов по воспитанию чувства прекрасного реализуются в рамках организационной формы – «минуты погружения в прекрасное». Структура «минут» состоит из интродукции, диалога, рефлексии, «дарения ассоциаций».

Kлючевые слова: чувство прекрасного, ситуация встречи с прекрасным, «минуты погружения в прекрасное».

THE SITUATION OF MEETING WITH BEAUTY IN BUILDING THE SENSE OF BEAUTY AMONG STUDENTS: FROM METHODOLOGY TO TECHNOLOGY

Inna N. Soldatova

The article considers the application of situation of meeting with beauty as an integrative means of building the sense of beauty among students. The situation of meeting with beauty and its varieties as well as the complex of methods on building the sense of beauty are realized in the framework of organizational form – ‘a moment of immersion into the beauty’. The structure of ‘moments’ consists of introduction, dialogue, reflection, ‘giving connections’.

Keywords: sense of beauty, situation of meeting with beauty, moments of immersion into the beauty.

Проблема поиска результативных средств воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи является одной из актуальных в современной педагогике. Воспитание чувства прекрасного, рассматриваемое как одна из составляющих духовного воспитания студентов, должно быть обеспечено педагогическими средствами, адекватными его ценностно-смысловой природе. Между тем диапазон средств воспитания чувства прекрасного, используемых в воспитательной работе со студентами высших учебных заведений, как показывают результаты анкетных опросов, наблюдений, бесед с преподавателями и студентами, ограничен и включает преимущественно беседы и экскурсии.

В педагогической науке неоднократно предпринимались попытки обосновать средства воспитания чувства прекрасного, однако педагоги, как правило, ограничивались средствами искусства. Среди выдающихся педагогов прошлых лет следует особенно отметить деятельность В. А. Сухомлинского, применявшего разнообразные средства в воспитании чувства прекрасного, которыми служили не только произведения искусства, но и красота природы родного края, труда, особо акцентировалась красота поступков человека. В современной педагогической науке в традиционной и гуманистической парадигмах исследуются средства воспитания чувства прекрасного, однако круг данных средств вновь соотносится в основном с областью прекрасного в искусстве (К. Ю. Бабанский, И. П. Подласый, В. В. Сериков, И. Ф. Харламов и др.). Проблема поиска средств воспитания чувства прекрасного применительно к студенческой молодежи как возрастной и социальной группе остается весьма актуальной.

В свете вышесказанного подчеркнем, что средствами воспитания чувства прекрасного могут служить те события и явления, с которыми студенты встречаются в таких сферах их бытия, как природа, искусство, отношения с другими людьми, повседневная жизнь. Целью организации подобных событий является воспитание чувства прекрасного у человека, обогащение его духовного мира. «Событием в воспитательном процессе может стать некая значимая, спонтанно возникшая или специально “сконструированная” ситуация, которая обеспечивает ее участникам своеобразный “психологический прорыв”, выход за пределы существующего жизненного опыта. Событие происходит как встреча духовных миров его участников, которая объединяет их в ценностно-смысловом и эмоциональном отношении» [Соловцова 2006: 76]. Таким образом, ведущим средством воспитания чувства прекрасного у студентов может выступать система ситуаций, которые возникают и происходят в жизни воспитанников при их встречах с прекрасным в природе, искусстве, в сфере отношений между людьми, повседневной жизни. Такие ситуации обладают огромным воспитательным потенциалом, в связи с чем часто именуются воспитывающими ситуациями.

Обратимся к понятию «воспитывающая ситуация». «Под воспитывающей ситуацией понимается система условий, стимулирующих совместную смыслотворческую деятельность педагога и воспитанника. В деятельности по духовному воспитанию необходимо использовать не только ситуации, вызывающие положительные эмоции, но и такие, которые вызывают боль, предполагают муки выбора, пробуждают совесть и сострадание и тем самым обращают ребенка к сфере ценностей и смыслов» [Соловцова 2004: 31]. Исследования Л. М. Лузиной, С. Н. Никитенко, И. А. Соловцовой свидетельствуют о том, что закономерности становления духовной сферы человека, одной из составляющих которой является чувство прекрасного, относятся не только к детскому и подростковому, но также и к юношескому возрасту, что позволяет отнести данное высказывание и к сту-дентам.

В процессе воспитания чувства прекрасного педагогом создаются такие ситуации для студентов, которые способствуют развитию у них чувства прекрасного, раскрытию их духовного потенциала. Эти ситуации необходимо наполнять смыслами прекрасного, глубоким эмоциональным содержанием, вызывающим не только положительные эмоции, но и палитру таких эмоциональных состояний, как грусть, печаль, муки совести и т. п. Прекрасное в данных ситуациях не всегда является явным, большое значение здесь имеет поиск воспитанниками невидимой, скрытой красоты в природе, в искусстве, в отношениях между людьми, в повседневности.

В данной связи представляется важным рассмотреть педагогические воззрения И. А. Соловцовой, исследующей различные ситуации в жизни воспитанников и подчеркивающей, что «в гуманитарной воспитательной парадигме педагогическая ситуация рассматривается как образ того или иного жизненного события, в связи с чем ее модель представляет собой структуру самого этого события, является частью бытия субъектов воспитания» [Соловцова 2006: 214]. Среди таких ситуаций Соловцова выделяет ситуации встречи с прекрасным, отмечает их диалогический характер, что соотносится со спецификой гуманитарной педагогической парадигмы. Для нашего исследования является необходимым рассмотрение ситуаций встречи с прекрасным, поскольку они непосредственно соотносятся с категорией прекрасного, а следовательно, и с воспитанием чувства прекрасного.

И. А. Соловцова отмечает также, что «ситуации встречи с прекрасным лучше всего разработаны в технологическом плане. Однако в качестве объекта, с которым происходит встреча, рассматривается чаще всего произведение искусства. Между тем содержательным наполнением ситуаций встречи с прекрасным может выступать “материал”, предоставляемый не только искусством, но и природой, миром человеческих поступков и отношений. Таким образом, ситуации данного типа могут быть организованы как встречи с прекрасным, во-первых, в природе, во-вторых, в искусстве, и в-третьих, в отношениях между людьми. Иначе говоря, содержательное наполнение ситуаций встречи с прекрасным зависит от объекта, своеобразного “центра” такой встречи» [Там же: 221]. Такое понимание ситуации встречи с прекрасным позволяет педагогу максимально глубоко и полно решать задачи воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи, поскольку содержание таких ситуаций охватывает не только прекрасное в искусстве и природе, но и прекрасное в отношениях с другими людьми, в повседневной жизни.

В данной связи необходимо подчеркнуть роль смыслотворческой деятельности (И. А. Соловцова), побуждение к которой является одной из главных составляющих ситуации встречи с прекрасным. «Смыслотворческая деятельность, составляющая основу духовного саморазвития, может осуществляться только во взаимодействии с Другим, путем приобщения к Другому. От направленности, характера и организации “сопонимания, соосмысления, сооценки, сопереживания и приобщения к совместному творчеству” (М. Хайдеггер) зависит становление смысловой сферы человека и его индивидуальной системы ценностей, его собственный путь восхождения к культуре, характер преобразования человеком внешнего мира и самого себя» [Соловцова 2004: 63]. Таким образом, взаимодействие в ситуации встречи с прекрасным всегда базируется на диалогической основе, происходит взаимообмен смыслами и ценностями не только между педагогом и воспитанниками, но и с тем Другим (героем и творцом произведения искусства, «фрагментом» природы, партнером по взаимодействию), встречу с которым организует педагог. В ситуации встречи с прекрасным студентами присваиваются абсолютные духовные ценности «красота» и «добро» в их единстве, составляющие ядро чувства прекрасного. Экспериментальная работа показала, что такие ситуации всегда достигают высокого эмоционального накала, поэтому развивают чувство прекрасного у студентов. Педагог в процессе этого взаимодействия также получает возможность постоянного духовного совершенствования.

Ситуация встречи с прекрасным «создает условия для неспешного глубокого созерцания, погружения в мир, созданный художником, воплощенный в уголке природы или представляющий собой событие человеческой жизни, дает возможность глубоко прочувствовать его, вступить с ним в диалог и сохранить полученное впечатление во всей его целостности и полноте» [Соловцова 2006: 222]. Данные характеристики ситуации встречи с прекрасным позволяют применять ее с целью развития восприятия, глубокого понимания прекрасного в разнообразных сферах жизни, развития диалогических отношений, созидания у студентов доброго настроя в отношении друг друга и окружающего мира. Кроме того, применение ситуаций встречи с прекрасным предполагает «создание момента “удивления”, то есть стимулирование смыслотворческой деятельности… Такой “момент удивления” возникает чаще всего тогда, когда воспитанник обнаруживает красоту в неброском внешне, а иногда и привычном предмете или поступке. Задача педагога – помочь найти тот ракурс, благодаря которому становится явной скрытая красота» [Там же: 223]. Достижение этой цели позволит воспитывать у студентов чувство прекрасного в повседневной жизни, поскольку именно в обыденной жизни весьма затруднительно обнаружить красоту бытия.

По мнению И. А. Соловцовой, «ситуации встречи с прекрасным могут пробудить в душе воспитанника восхищение красотой, благоговение перед ней (духовный поступок), а могут вдохновить его на творчество – создание картины, стихотворения, музыкального произведения, то есть на практические действия» [Там же: 224]. Эта особенность ситуации встречи с прекрасным способствует достижению педагогом реального результата в воспитании чувства прекрасного у студентов, когда воспитанники начинают созидать, совершать прекрасное в жизни. Учитывая вышесказанное, целесообразно обозначить ситуацию встречи с прекрасным как интегративное средство воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи, поскольку она наиболее глубоко и целостно отражает специфику феномена «чувство прекрасного» в контексте гуманитарной педагогической пара-дигмы.

Выделенные нами стадии развития чувства прекрасного у студенческой молодежи (неразвитого чувства прекрасного, переживания прекрасного, постижения прекрасного, воплощения прекрасного в жизнь) позволили выявить проблемы студентов в восприятии, понимании, отношении к прекрасному в разнообразных сферах жизни. В соответствии с этим мы выделяем ситуации, являющиеся разновидностями интегративного средства – ситуации встречи с прекрасным, имеющие диалогический характер. При отборе, конструировании и применении этих ситуаций учитываются особенности представителей той или иной стадии и воспитательные задачи на каждой стадии.

Разновидностями ситуации встречи с прекрасным выступают: «Встреча со сказкой», «Обращение к себе», «Встреча с Другим», «Встреча с необычным» (И. А. Соловцова, Н. Е. Щуркова), «Разговор с душой природы» (Н. Е. Щуркова), «Признание Другого как ценности», «В галерее Прекрасного», «Добрый и Прекрасный поступок», «Приглашение к Прекрасному». Данный перечень ситуаций не является законченным, он предполагает дальнейшую разработку разновидностей ситуации встречи с прекрасным. В рамках вышеназванных ситуаций используются методы воспитания чувства прекрасного, адекватные характеристикам ситуации встречи с прекрасным и ценностно-смысловой природе чувства прекрасного. В данной связи обратимся к вопросу о соотношении средств и методов воспитания.

Следует подчеркнуть тот факт, что в педагогической науке нет четкого разделения между средствами и методами, поскольку, как отмечает Л. М. Лузина [2004: 228], «в реальном воспитательном процессе методы и средства трудно различимы: они постоянно переходят друг в друга, ибо их функции очень близки – стать условиями самостановления, саморазвития, наполнения смыслом жизни воспитанника». Мы разделяем данную точку зрения, однако разграничиваем понятия «метод» и «средство»: если в качестве средств воспитания чувства прекрасного могут использоваться разнообразные ситуации, явления из жизни воспитанников, то метод является конкретным способом взаимодействия педагога и воспитанника. Основанием для такого разграничения выступает точка зрения, в кратком виде представленная в учебнике «Педагогика» [Борытко и др. 2007] и обоснованная в других трудах авторов данного учебника, согласно которой «средство» является общим понятием, объединяющим понятия «метод», «прием», «форма», которые, в свою очередь, различаются по ряду признаков. «Метод – система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и воспитанника, применяемая для достижения воспитательной цели. Основная идея, заключенная в методе как педагогическом понятии, – это указание к педагогически целесообразному действию, предписание, как действовать» [Там же: 174]. В нашем исследовании в качестве методов воспитания чувства прекрасного выступают: метод образного видения, эмпатии, «Что было бы, если бы…» (А. В. Хуторской), беседа, интерпретация, дискуссия.

В свете вышесказанного отметим, что выделенные методы воспитания чувства прекрасного обозначаются нами как методы понимания. Поскольку понимание всегда носит диалогический характер (Л. М. Лузина), то данные методы являются диалогическими. Следуя логике Л. М. Лузиной, подчеркнем, что «природа методов воспитания – сама жизнь во всем многообразии ее проявлений», которая может познаваться человеком как на уровне «чувственного понимания», так и на уровне понимания как расширения границ духовного бытия. Поэтому «естественно предположить, что понимание человека само по себе – заглавный метод воспитания, методологическое и онтологическое основание любых методов» [Лузина 2004: 214–215].

Деятельность педагога по воспитанию чувства прекрасного у студентов, как и педагогическая деятельность в целом, должна носить логичный, структурированный характер. Педагогу следует руководствоваться четким алгоритмом такой деятельности, поскольку это помогает организовать его действия наиболее целесообразно, обеспечивает высокую результативность в воспитании чувства прекрасного у студентов. Структурированность педагогической деятельности характеризуется понятием «организационная форма». Экспериментальная работа показала, что наиболее эффективной организационной формой применения разновидностей ситуации встречи с прекрасным у студентов являются «минуты погружения в прекрасное». В рамках этой формы непосредственно организуется совместная деятельность педагога и воспитанников.

Поскольку «минуты погружения в прекрасное» являются формой воплощения воспитывающих ситуаций для студентов, то здесь наиболее полно отражается ситуационный характер воспитательного процесса. Ситуационный характер воспитания рассматривается в исследованиях Н. М. Борытко, Н. В. Бочкиной, В. С. Ильина, В. А. Павлова, Н. К. Сергеева, В. В. Серикова, И. А. Соловцовой, Н. Е. Щурковой и др. В этой связи важно подчеркнуть, что «в воспитании ситуационность часто рассматривается как “событийный подход” в проектировании жизненного пути человека. Взаимодействие с окружением (ближайшей средой и людьми) служит важнейшим источником саморазвития индивида, средством обеспечения его самореализации и стимулом для дальнейшего индивидуально-личностного и субъектного роста, который осуществляется непрерывно на протяжении всей его жизни. Включение в этот процесс делает возможным сопоставление мыслей, чувств и поступков индивида с их выражением у других людей, что выступает основой его самопознания, самоопределения…» [Борытко и др. 2007: 160].

«Минуты погружения в прекрасное» представляют собой своеобразный эмоциональный стимул для студентов, который дает им возможность более чуткого восприятия прекрасного в окружающем мире, будь то встреча с прекрасным в природе, с произведением искусства, встреча с другим человеком, явление или событие из повседневной жизни воспитанников. «Минуты» обеспечивают глубокое эмоциональное переживание студентами разнообразных встреч с прекрасным, что позволяет воспитанникам глубоко понимать свой внутренний мир и мир Другого. «Минуты погружения в прекрасное» способствуют воспитанию чувства прекрасного, поскольку развивают у воспитанников способность остро чувствовать прекрасное в окружающем их мире, эмоционально захватывают, побуждают к духовному поступку, созиданию доброго и прекрасного в жизни. Иначе говоря, данная организационная форма, позволяющая структурировать («оформить») различные разновидности ситуации встречи с прекрасным, обеспечивает реализацию всех функций чувства прекрасного в духовном становлении студента – перцептивно-рефлексивной, эмпатической и побудительной.

Структура «минут погружения в прекрасное» включает в себя следующие составляющие: интродукцию, диалог, рефлексию, «дарение ассоциаций», реализуемые в строгой последовательности. Связи между этими составляющими имеют, с одной стороны, смысловой, с другой – эмоциональный характер, что обеспечивается особенностями содержательного наполнения ситуации, характером применяемых в ее рамках педагогических методов и приемов.

Интродукция представляет собой начальный этап проведения «минут погружения в прекрасное». Она создает у студентов позитивный настрой на восприятие и понимание прекрасного. К видам интродукции относятся фрагменты художественных и документальных произведений, притчи, легенды, сонеты, стихотворения, высказывания мудрецов, философов, поэтов, писателей, педагогов-клас-сиков, иллюстрации, фрагменты музыкальных произведений, «предисловие» педагога, обращение к примеру выдающегося человека.

В диалоге в рамках «минут погружения в прекрасное» реализуется совместная деятельность педагога и воспитанников. Этот диалог носит ценностно-смысловой характер, когда педагог направляет студентов на открытие собственных смыслов, заключенных в окружающем их мире прекрасного (в природе, искусстве, отношениях с другими людьми, повседневной жизни). Эти открытия способствуют тому, что студентами присваиваются духовные ценности «красота» и «добро», которые в своем единстве образуют основу чувства прекрасного. Диалог между педагогом и воспитанниками представляет собой духовное взаимодействие, которое предполагает в первую очередь предъявление участниками диалога друг другу тех смыслов, которые впоследствии становятся ценностными ориентирами для человека. В диалоге с воспитанниками педагогу необходимо открывать студентам как прекрасные и добрые стороны собственного духовного мира, так и прекрасное в душах воспитанников. Если в процессе проведения «минут погружения в прекрасное» педагог воспринимает и принимает воспитанника как значимого Другого, искренне выражает свои чувства, занимает позицию уважающего других человека, то возникает обратная связь: студенты проявляют чувство прекрасного, стремятся понять и признать Другого как некий особый духовный мир, достойно вести себя, совершать духовные поступки.

«Минуты погружения в прекрасное» завершаются рефлексией. Во время рефлексии педагог направляет воспитанников на осмысление проблем бытия, которые заложены в том или ином фрагменте художественного произведения, документальном отрывке, стихотворении, обычной зарисовке из повседневной жизни и т. п. Педагог обращает студентов к внутреннему миру человека, отмечает, действительно ли душа воспитанника соприкоснулась с прекрасным, ненавязчиво подводит к пониманию важности «минут погружения в прекрасное», побуждает студентов к созиданию прекрасного. Рефлексия позволяет студентам еще раз прочувствовать содержание и атмосферу прошедших «минут», обратиться к осмыслению пережитого в это время состояния, осознать и понять важность «погружения в прекрасное». Поэтому рефлексия является необходимой составляющей в структуре «минут погружения в прекрасное».

«Дарение ассоциаций» – своеобразный вид рефлексии со стороны педагога, который несет студентам положительный эмоциональный заряд. Здесь педагогу уместно «подарить» студентам ассоциацию, возникшую у него после «минут». Это происходит на его выбор: можно в заключение прочесть стихотворение, вспомнить о какой-либо притче, «подарить» воспитанникам воображаемый букет цветов и т. п. Важная функция «дарения ассоциаций» – самосовершенствование педагога на основе его обращения к собственным особенностям восприятия, переживания, постижения прекрасного, рефлексия духовных поступков. «Дарение ассоциаций» вызывает у воспитанников искренние эмоциональные переживания, наслаждение прекрасным, катарсис.

В свете сказанного выше сделаем вывод о том, что в воспитании чувства прекрасного у студенческой молодежи интегративным средством выступает ситуация встречи с прекрасным, поскольку она наиболее глубоко отражает специфику феномена «чувство прекрасного» в контексте гуманитарной педагогической парадигмы. Применение разновидностей ситуации встречи с прекрасным позволяет педагогу воспитывать у студентов чувство прекрасного в отношении природы, искусства, в отношениях с другими людьми, а также в повседневной жизни на диалогической основе. Разновидности данной ситуации применяются педагогом в контексте «минут погружения в прекрасное», составляющих основу технологии воспитания чувства прекрасного у студентов.

Литература

Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогика: учеб. для вузов: в 2 ч. – Волгоград : ТЦ «Оптим», 2007. – Ч. 1. – 256 с.

Лузина Л. М. Со-бытийная общность как воспитывающая среда и воспитательное пространство // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. – Волгоград : Перемена, 2004. – С. 214–220.

Соловцова И. А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии: учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. – Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2004.

Соловцова И. А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Волгоград, 2006. – 44 с.

Задать вопрос