Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы: технологические карты на каждый день по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Март-май

Есть на складе
524 руб.
-13%
457,45 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 6309/3
Авторы-составители Лободина Н. В.
Издательство Учитель, 2024
Серия ФГОС ДО: практика реализации. Организованная образовательная деятельность
ISBN 978-5-7057-4778-8
Страниц 343
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705747788
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 15 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 463 г
В пособии представлены технологические карты организованной образовательной деятельности для старшей группы (от 5 до 6 лет), разработанные в соответствии с ФГОС ДО по программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой (М.: Мозаика-Синтез).
Каждая технологическая карта содержит комплекс действий на уровне воспитателя по сопровождению деятельности детей и действий на уровне ребенка по освоению содержания всех образовательных областей. Удобное табличное размещение материала позволяет педагогу обеспечить целостность, системность и эффективность всех направлений развития дошкольников, опираясь на целевые ориентиры дошкольного образования по формированию предпосылок образовательной деятельности.
Предназначено педагогам и руководителям ДОО, специалистам дошкольной педагогики для использования в учебных целях; рекомендовано студентам высших и средних педагогических учебных заведений.
Пособие является частью УМК и подробно раскрывает раздел организованной образовательной деятельности сборника "Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе "От рождения до школы". Март-май. Старшая группа" (Волгоград: ООО "Издательство "Учитель").

Подробное описание

Введение

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.

Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Обязательным элементом образа жизни и занятий для старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.) с целью формирования целостной картины мира. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

У пятилетнего ребенка появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Ребенок начинает строить свою картину мира. Однако это не логические построения и не действия с понятиями, а действия с образами. Наиболее характерная форма мышления – наглядно-образное, то есть операция не конкретными предметами, а их образами и представлениями. Важное условие формирования этого вида мышления – способность различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Действия, осуществляемые на моделях, ребенок относит к оригиналу, что создает предпосылки «отрыва» действия от предметов и для осуществления их в плане представления.

Одна из важнейших предпосылок образного мышления старшего дошкольника – игра. Именно в ней возникает способность представить одну вещь посредством другой. Возможность создавать новые оригинальные образы и действовать с ними во внутреннем плане – воображении – также одно из главных новообразований этого периода.

В возрасте 5–6 лет происходит скачок в развитии словесно-логического мышления. Благодаря становлению словесно-логического мышления ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Происходит постепенный отход от суждений, обусловленных конкретными образами, к логическим выводам, основанным на значении слов.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, побуждать их к поиску нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Высшей формой самостоятельности старших дошкольников является творчество. Задача воспитателя – пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в конструировании, словесное творчество. Все это – обязательные элементы занятий со старшими дошкольниками в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает творческие инициативы детей, создает во время занятий в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.

Важным показателем самосознания детей 5–6 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире.

Главное содержание каждого занятия – это организация общения старших дошкольников в форме делового сотрудничества, совместной игровой деятельности. Общение теперь опосредуется предметной или игровой деятельностью. Ребенок пристально наблюдает за действиями сверстников, оценивает их и реагирует на оценку взрослого яркими эмоциями.

Сюжетно-ролевая игра в 5–6 лет достигает своего расцвета. Содержанием игры становятся отношения между людьми, дети создают модели этих отношений. Дети формируют устойчивые игровые объединения из 3–4 человек. В игре много действий, которые передают ролевые отношения ребенка к другим участникам игры. Роль в игре не только называется, присутствует развернутая ролевая речь, обращенная к другим участникам игры. При этом ребенок обращается от имени игрового персонажа. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры он лучше сосредоточивается, больше запоминает, чем по прямому заданию взрослого. Играя с детьми, учитывает их желания, но одновременно отстаивает свою точку зрения, разрешает конфликты, строит и реализует совместные планы, то есть учится умению общаться. Играя с предметами-заместителями, учится оперировать в мыслимом, условном пространстве. Практика действия в воображаемом пространстве способствует развитию творческого воображения. С игрой слиты первоначально продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет; строя что-либо из кубиков, вплетает это в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры. Необходимо помнить, что в 5–6 летнем возрасте психика ребенка в главных своих аспектах продолжает развиваться.

В связи с этим дошкольные образовательные учреждения меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года).

Автор-составитель пособия предлагает педагогу ДОО выстроить планирование организованной образовательной деятельности с помощью технологических карт, своего рода алгоритм организованной деятельности, обладающий высокой степенью воспроизводимости этапов, управленческих действий воспитателя и деятельности детей, способствующий достижению планируемого педагогом результата.

В пособии представлены технологические карты занятий со старшими дошкольниками, разработанные по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой для старшей группы, согласно которой планирование образовательного процесса подразделяется на образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В структуру технологических карт включены пальчиковые игры, физкультурные минутки, сюжетно-ролевые игры, мнемотаблицы по развитию речи, описание опытов и экспериментов, которые соответствуют теме занятия.

Примерное описание образовательной деятельности построено на комплексно-тематическом принципе и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Образовательный процесс подразделен на темы, которые охватывают определенный временной промежуток (от одной недели до месяца). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У старших дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

В условиях интенсификации и оптимизации деятельности современного воспитателя детского сада важно планировать деятельность, то есть составлять план работы, который не только будет способствовать организации образовательного процесса, решению намеченных задач, но и сделает работу педагога более осмысленной и результативной. Составление технологической карты как формы планирования педагогической деятельности поможет объединить многие функции воспитателя и сэкономит его время. Планирование деятельности может меняться в соответствии с видом дошкольной организации. К основным задачам можно добавить приоритетные или коррекционные, разработать соответствующее содержание работы.

Любое планирование носит творческий характер. Содержанием работы, отраженным в технологической карте, определяется личностный потенциал педагога. Предлагаемые в пособии технологические карты организованной образовательной деятельности являются лишь рекомендацией
и не должны ограничивать творчество воспитателя детского образовательной организации.

Сетка-расписание комплексного планирования организованной образовательной деятельности по образовательным областям

Неделя

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1. Речевое развитие (восприятие художественной литературы и фольклора).

2. Речевое развитие (коммуникативная деятельность).

3. Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность: рисование)

1. Познавательное развитие (конструирование).

2. Физическое развитие

1. Художественно-эстетическое развитие (му-
зыкальная деятельность).

2. Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность: лепка/ аппликация).

3. Физическое развитие

1. Познавательное развитие (формирование целостной картины мира).

2. Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность: рисование).

3. Художественно-эстетическое развитие (му-
зыкальная деятельность)

1. Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений).

2. Физическое развитие


Автор-составитель пособия выражает благодарность авторскому коллективу программы «От рождения до школы», разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и являющейся инновационным общеобразовательным программным документом.

Содержание

Введение    3

Технологические карты комплексных игровых занятий на март    6

Модуль 1. Мамин праздник    6

Модуль 2. Традиции и обычаи нашего народа    36

Модуль 3. Мой родной край    63

Модуль 4. Народные игрушки    92

Технологические карты комплексных игровых занятий на апрель    122

Модуль 1. Весна-красна    122

Модуль 2. Космические дали    150

Модуль 3. Герои Великой Отечественной войны    177

Модуль 4. Праздник весны и труда    205

Технологические карты комплексных игровых занятий на май    230

Модуль 1. Великий День Победы    230

Модуль 2. Скоро лето к нам придет    255

Модуль 3. Мой любимый детский сад    282

Модуль 4. Лето! Ах, лето!    311

Литература    338

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.