Журналистика в школе. 8-11 классы. Программа, материалы к занятиям. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
90 руб.
-65%
31,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-2443
Авторы-составители Спирина Н. А.
Издательство Учитель, 2023
Серия Дополнительное образование
Электронная версия скачать
УДК 371.3
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В пособии представлены программа дополнительного образования "Журналистика в школе", рекомендации по ее применению, подробное учебно-тематическое планирование, теоретические и практические материалы к занятиям, которые позволят педагогам организовать внеурочную деятельность школьников 8-11 классов с учетом ФГОС, обеспечить формирование ценностного отношения к социальной реальности и получение опыта самостоятельного общественного действия через привлечение учащихся к работе в школьном пресс-центре и к выпуску школьных печатных изданий.
Предназначено педагогам дополнительного образования, учителям, преподающим основы журналистики; полезно классным руководителям и организаторам воспитательной работы; а также интересно учащимся старших классов и широкому кругу читателей.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МB.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Заметка

ЗАМЕТКА

Заметка, или Маленькая, да удаленькая

Заметка (30–100 строк)основной информационный жанр современной газетной журналистики. Это небольшой рассказ (статья, краткое сообщение в печати) журналиста об одном факте, схваченном, как говорят, на лету. Заметка может рассказывать о положительном или отрицательном опыте, выражать чьё-то мнение, чьи-то чувства. Опорный факт (обычно один), лежащий в основе материала, сопровождается некоторыми подробностями: кто был организатором события, что послужило причиной, как всё прошло, каковы последствия, а также содержать комментарии специалистов, очевидцев и участников события.

Заметку пишут тогда, когда нет веского повода делать интервью или расписать событие в действии. Поводом для её написания служат либо злободневность, либо новизна, либо яркость или редкость факта.

Основные черты заметки: оперативность (по горячим следам), актуальность, краткость, ясность изложения, точность и документальная подлинность сообщаемой информации.

В заметке обязательно должны присутствовать указания на время, место, участников описываемого события (происшествия, действия). В ней широко используется цифровой материал. Типичная новостная заметка – та, в которой есть точная дата и описание конкретного события. Пример: «Посвящение в старшеклассники. Вчера, 24 октября, в нашей школе состоялось посвящение в старшеклассники – так назывался праздник, подготовленный специально для десятых классов…»

Заметка как один из жанров информации, пожалуй, наиболее проста и доступна начинающему юнкору. Это, по сути, расширенная в меру информация, которая может включать в себя краткое изложение (два-три предложения) предыстории события или явления. От хроникальной и расширенной информации заметка отличается авторской подписью.

Заметка также бывает краткой и расширенной. Если краткую заметку дополнить сведениями и сюжетными линиями, она превратится в расширенную заметку (в школьной практике она называется заметкой с выводами и предложениями). В ней сообщается о важном, полезном факте, которому даётся оценка, автор выражает своё мнение. В расширенной заметке обычно сообщается не один, а два-три связанных между собой факта, объединённых одной темой.

Типы заметок

Заметка чисто информационная (событийная). Она может быть сюжетной, даже художественной, с броским заголовком (это её «флаг»), стиль – живой, неофициальный, с элементами описания. Такой заметке свойственны короткие зарисовки в одном-двух предложениях, красочные эпитеты, олицетворения и т. п. Заголовки подбираются яркие, оригинальные, выразительные, привлекающие читателя необычностью.

Есть путевые заметки (разновидности очерка) – это достоверный живой рассказ о чём-либо, он может быть с прямой речью. Заметка-благодарность – в ней говорится о благородном поступке или добром деле. Заметки бывают положительные, критические, полемические, заметка-отклик, заметка-анонс, мини-совет и другие.

Заметка-анонс кратко сообщает о будущих возможных событиях, чаще всего культурных мероприятиях, выставках, концертах и т. д., то есть о времени и главном событии. Например: «С 1 по 3 мая спортивный манеж будет предоставлен в распоряжение гостей и участников областной спартакиады. Это масштабное спортивное мероприятие проводится в нашем городе уже в третий раз...»

Мини-совет. Такая заметка представляет собой так называемую «программную» информацию. Она относится к публикациям информационного жанра постольку, поскольку служит целям извещения читателей о возможном порядке действий, приводящих к желаемой цели. Как правило, к печати такие заметки готовятся с помощью специалистов в той или иной области.

Примеры заметок.

Краткая заметка.

Как черепахе гулять

Не разрешайте черепашке свободно перемещаться по квартире. Во-первых, вы можете случайно наступить на неё или прихлопнуть дверью. Во-вторых, она может куда-нибудь упасть, а падение даже с табуретки грозит ей смертельной травмой позвоночника. Черепахи не такие медлительные, как порой кажется: за считанные минуты они иногда успевают добраться до таких опасных мест, как перила балкона или раскалённая плита. Поэтому лучше всего держать черепаху в просторном террариуме, из которого она не сможет совершить побег. (И. Лапин.)

Расширенная заметка.

Это не просто живой уголок...


Отчет

ОТЧЕТ

В школе состоялось торжественное собрание, посвящённое юбилею школы, последнему звонку, встрече выпускников или подведению итогов за первое полугодие. На нём что-то сообщали, приветствовали, пели и танцевали. В каком жанре написать об этом? Можно написать, например, заметку. Но если вы хотите дать подробности, сообщить цифры, рассказать, о чем конкретно говорили участники, тогда на помощь вам придёт отчёт.

Отчёт (до 300 строк) – это та же заметка, но более расширенная; это материал, в котором в хронологическом порядке описывается какое-либо важное событие, мероприятие, прошедшее в обозначенном времени, свидетелем которого был журналист. Он может составить отчёт о теннисном матче, о праздновании Дня огурца, о презентации, научно-практической конференции, о протесте жителей микрорайона, о семейном торжестве, о происшествии на дискотеке, о выставке, празднестве, открытии памятника, спортивном матче, параде, митинге, о заседании, собрании, встрече, приёме, семинаре и разных кабинетных событиях. Размер материала зависит от значимости события.

Как писать отчёт?

Пришёл, увидел, написал: кто собирался, зачем или по какому вопросу; кто и что интересного предложил (цитируя дословно) и чем, собственно, всё закончилось. Герои выступают с докладами и речами, а журналист ловит показательные мысли и включает их в отчёт.

Типы отчёта.

Отчёт – информационное сообщение о мероприятии. По характеру он может быть общим или тематическим, по цели и изложению – информационным или аналитическим. В общем отчёте факты излагаются в хронологическом порядке, например: «…на таком-то собрании или митинге с сообщением первым выступил такой-то, говорил о том-то...» В таком отчёте автор ничего не комментирует.

Цель информационного отчета – проинформировать аудиторию о ходе собрания, какого-нибудь другого важного мероприятия или праздничного шоу. Это интересует всех. Скажем, кто откажется узнать подробности о вручении престижной награды или уяснить для себя суть актуальной политической, социальной или научной проблемы. Но понятно, что далеко не всегда требуется детальный пересказ хода событий; достаточно бывает кратко изложить суть явления. Для этой цели существует простейший вид информационного отчёта – хроникальный. Он, как правило, даётся с телеграфной оперативностью, а по своему назначению близок заметке. Объём такого материала обычно не превышает половины газетной полосы, да и стиль изложения лаконичен. При изложении фактов автор может, впрочем, и не придерживаться той хронологической последовательности, в какой развивалось событие. Если же журналист пишет с точной хронологией и знакомит с содержанием каждого из многочисленных фактов, то у него получается развернутый отчёт. Объём такого отчёта может быть очень большим, в зависимости от продолжительности события. Но долгое перечисление может утомить читателя. Да и газета не всегда может пожертвовать своими страницами ради подробного пересказа. В таком случае журналист отбирает наиболее значимые факты, обобщает их и делает свои выводы. Из-под его пера выходит тематический отчёт, в котором автор может высказать собственные взгляды на происходившее.

Тематический отчёт освещает один-два наиболее важных вопроса, описание проводится выборочно; в отчёте с комментариями излагаются основные события и высказывается своя точка зрения.

Язык и стиль отчёта обычно официально-деловой. Но всё зависит от темы. Если журналист пишет, скажем, о семейном торжестве, то отчёт не должен быть скучным, его нужно написать красочным разговорным языком, цитируя высказывания участников события. Можно использовать красивый литературный язык. Если же в отчёте идёт описание инцидента, происшедшего на концерте местной молодёжной поп-группы, то «высокий» стиль языка неприемлем. Но и в этом случае необходимо сделать отчёт динамичным и последовательным. Чтобы «оживить» отчёт, его оформляют подзаголовками, абзацы – буквицами, используются шрифты разных кеглей, колонки разной величины.

Пример отчёта.

Дорогу «Молодым ветрам»
(отрывок из статьи с сокращениями)

Уже семь лет существует открытый фестиваль юных журналистов Кузбасса «Молодые ветра», на котором юнкоры области обмениваются опытом и познают новые тайны журналистского мастерства.


Введение

Введение

В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем не сравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся для ребят «окном в мир», но и серьёзно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности; как источник социальной информации они определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу.

Главная же задача образовательного процесса как раз и состоит в социализации личности, превращении её в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.

В пособии представлена программа дополнительного образования «Журналистика в школе» и материалы к ней: рекомендации, планирование, содержание, материалы к занятиям. Осуществление программы в образовательном учреждении поможет создать условия для оптимальной социальной и творческой реализации личности учащихся, их интеллектуального совершенствования, сформировать медиакультуру в профильной ориентации обучающихся и стимулировать их активность в поисках профессии.

На занятиях в «Школе журналистики», материалы к которым представлены в пособии, учащиеся 8–11 классов изучат азы журналистского мастерства и получат первоначальное представление о журналистской профессии, усвоят основы профессиональной культуры журналиста, попробуют создавать журналистские тексты в различных жанрах, освоят навыки поиска информации в различных источниках, научатся не только собирать материал, но и систематизировать его.

Материалы пособия помогут организовать работу школьного пресс-центра и наладить выпуск школьных печатных изданий. Участвуя в работе школьного пресс-центра и выпуская школьную газету, учащиеся попробуют себя в роли журналистов, редакторов, корректоров, верстальщиков и фотокорреспондентов, включатся в систему новых отношений, выявят свои способности и профессиональные качества, что поможет им реализоваться в интересном деле и утвердиться в общественном мнении, а также определиться в мире профессий.

Программа «Журналистика в школе» доступна для реализации любому творчески работающему педагогу, независимо от его специализации, ее легко адаптировать к уровню обучающихся, она допускает варьирование количества часов в каждом разделе. На базе этой программы, содержащей первоначальные представления о журналистике, можно вести занятия в группах разного возраста, в том числе и в 5–7 классах. Программа применима в любой школе, лицее, гимназии, стремящихся создать своё периодическое издание или имеющих стабильную периодическую стенную печать.

Пособие предназначено педагогам дополнительного образования для организации кружковой и внеклассной работы, учителям, преподающим основы журналистики в 8–11 классах общеобразовательных учреждений, библиотекарям, может быть полезно классным руководителям и организаторам воспитательной работы в образовательном учреждении.


Репортаж

РЕПОРТАЖ

Репортаж (фр. reportage, от англ. reportсообщать) (от 100 до 400–450 строк) – жанр информационной публицистики. Это рассказ очевидца, свидетеля, участника какого-либо мероприятия, оперативное сообщение с места события.

Сначала – анекдот:

Отправляет газета репортёра-новичка на некий торжественный митинг.

Через час он звонит редактору:

– Шеф! Срывается репортаж!

– Почему? Митинг не состоялся?

– Да тут завязалась драка, свалка началась, милиции понаехало… В общем, не о чем писать…

Размеры репортажа на газетной полосе, как правило, не ограничиваются, всё зависит от масштабности события и публицистического мастерства журналиста.

Предмет репортажа всегда – новизна и ход события. Именно этим, событийностью, отличается этот жанр от всех других газетных жанров. Пока, например, депутаты мирно зачитывают с трибуны свои доклады, журналист пишет материал в жанре отчёта, но как только депутаты начинают плескать друг в друга водой, образуют кучу малу – за дело берётся репортёр, воссоздавая картину происшедшего. Поэтому писать репортаж может только тот, кто сам принимал участие в деле, о котором рассказывается. Репортёр наглядно, с живыми деталями, описывает обстановку, в которой происходило событие, делится личными наблюдениями, впечатлениями. Яркая отличительная черта репортажа – авторское «я»: «Я веду свой репортаж с трибуны...», «Я наблюдаю...». То есть в репортаже всегда два плана:

1) рассказ о событии;

2) авторское восприятие события.

Автора интересуют прежде всего свидетели и очевидцы события, главные исполнители. Героем репортажа может стать и сам журналист, ведь он тоже участвует в событии. Но особенность репортажа состоит не только в этом. Репортёр участником события делает и читателя. Читая хороший репортаж, мы как бы вместе с его автором оказываемся на месте происшествия, в центре события. Он – наши глаза, наши уши. Чтобы репортаж привлёк внимание, его надо написать хорошо: в нём должны присутствовать «живые картинки», запоминающиеся подробности, использоваться эпитеты, сравнения, метафоры. Здесь допустимы эмоциональность, субъективные ощущения. Зачастую используются короткие диалоги. Журналист передает читателю такие специфические ощущения, как цвет, свет, звуки, запахи, присущие событию. Отсюда и характер литературно-стилистических средств, используемых в материале: экспрессивная лексика, динамизм глагольных форм, яркие метафоры. Репортажный стиль – стремительный и лёгкий. Среди лексического запаса репортёра не последнее место занимают разговорные и просторечные слова, оживляющие газетную речь.

Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров, в нем есть повествование, прямая речь, красочные отступления, характеристика персонажей и т. д. Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками.

Как писать репортаж?

Хороший репортаж создает тройной эффект: присутствия, достоверности и сопереживания. Чтобы добиться этого, репортеру нужно:

– побывать на месте события (репортаж невозможно написать за письменным столом!);

– увидеть как можно больше, включая детали и нюансы;

– услышать все возможные мнения (взять как можно больше мини-интервью);

– собрать факты, в том числе восстановить предысторию происшествия;

– записать всё и сфотографировать.

Основа репортажа – актуальное событие. Это то, о чём говорят, чему уделяется внимание, что бросается в глаза с первых полос газет, например чемпионат мира по футболу, международный фестиваль детского искусства, спортивный матч регионального масштаба. Как сделать интересным, например, репортаж с фестиваля? На ходе выступлений коллективов особо не стоит заострять внимание. Опишите их попутно, потому как многие потенциальные читатели (в качестве артистов или зрителей) наверняка были на фестивале и видели всё собственными глазами. А вы можете подготовить материал о том, как, например, группы поддержки и артисты добирались до места; можно пообщаться с друзьями и родителями юных артистов, написать, как они готовились к выступлениям, что делали и говорили в связи с предстоящим фестивалем. Опишите реакцию зрителей и жюри во время выступлений коллективов.

Отличительные черты репортажа.

1. Последовательное воспроизведение события (хронология составляет основу повествования).

2. Наглядность, то есть создание образной «картинки» происходящего путём описания деталей, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц. Нужно помочь воображению читателя перенести его на место события.

3. Оперативность. Важно не утонуть в деталях, а уметь выбирать самые яркие и эмоциональные моменты происходящего. Выход событийного репортажа – всегда в ближайшем номере, иначе репортаж «протухает».


Интервью

ИНТЕРВЬЮ

Что такое интервью,
или Раз вопросик, два вопросик

Кто и когда придумал интервью? Наверное, самый первый человек, который первым научился говорить. Ведь даже когда один человек кричит другому: «Привет! Как дела?!» – он по сути уже берёт у него интервью. «Так это же просто!» – скажет кто-то. А вот и нет! Чтобы создать хорошее интервью, нужно многое знать и уметь.

Интервью (от англ. «беседа») (до 300 строк) – жанр, принципом построения которого является диалог; это разговор (беседа) журналиста с главным героем сюжета или одним из них, предназначенный для средств массовой информации.

Основным признаком жанра является графическое выделение вопросов журналиста и ответов его собеседника (при вёрстке вопросы и ответы обычно набираются разным шрифтом).

Цель интервью – краткое освещение факта, события, явления, рассказ о самом субъекте. Задача интервью – показать человека, его позицию по интересующей журналиста проблеме, создать психологический портрет личности. Интервью – это сведения из первых рук. При этом мы получаем не просто интересные, любопытные сведения, а и самые новые.

! Первое интервью появилось в газете «New York Herald» 13 октября 1835 года, а провёл его Джеймс Гордон Беннет с почтмейстером из Буффало.

Виды и типы интервью

Жанр интервью относится к группе оперативно-исследовательских текстов. В журналистике интервью подразделяют на несколько основных видов:

1. Интервью-беседа.

2. Экспресс-интервью.

3. Развёрнутый монолог.

По тематике интервью делятся на два основных типа:

«Человек и дело»: интервью-знакомство, рассказывающее о выдающейся, известной личности, ее достижениях;

«Проблема и человек»: интервью-сообщение (интервью-информация, интервью-мнение), в котором излагается позиция известного деятеля по актуальной, общественно важной проблеме. У собеседника берут сведения, но не затрагивается его личность.

Кроме того, интервью подразделяют:

на протокольное интервью (получение официальных разъяснений по различным вопросам); виды массового протокольного интервью: пресс-конференции, брифинги;

юбилейное интервью;

информационное интервью (речь идёт лишь о фактической стороне темы разговора, то есть интерес журналиста проявляется в вопросах: Кто? Что? Где? Когда?, а ответы собеседника представляют собой краткие сведения – чаще всего по злободневным вопросам; по стилю близко обычному бытовому разговору. Ответы собеседника не являются официальными заявлениями);

аналитическое интервью (появляется вопрос Почему?, следовательно, в ответах оказываются уместными и необходимыми суждения, мнения, оценки, выводы расспрашиваемого);

интервью-портрет (предметом речи является человек, раскрывается личность собеседника в многообразии его персональных характеристик);

интервью-дискуссия:

интервью-диалог (классическое интервью) – наиболее распространённый вид интервью, формально выраженный цепочкой вопросов и ответов, чередующихся между собой;

интервью-монолог. В этом интервью задаётся один вопрос, и содержание «беседы» передаётся в виде цельного рассказа. Но для этого нужно суметь правильно задать вопрос, точно определяющий тему беседы.

Например, представьте, что вам несказанно повезло и вы встретили в своём дворе марсианина. Какой вопрос вы ему зададите? Спросите, есть ли жизнь на Марсе? Ну, в данной ситуации это будет и так понятно. Тогда, наверное, можно будет задать такой вопрос: «А что из себя представляет жизнь на Марсе?» На такой вопрос одним словом не ответить, тут нужен целый рассказ.

Но такое построение интервью вовсе не говорит о том, что в процессе беседы журналист не задаёт других вопросов или не вставляет реплики; просто при подготовке текста к печати автор посчитал излишней разбивку текста на реплики. На страницах газет этот вид интервью встречается реже по сравнению с интервью-диалогом, поскольку длинный фрагмент текста затрудняет чтение. В такой форме часто даются рекламные интервью политиков, интервью-отчеты руководителей предприятий и так далее.

Интервью-анкета; коллективное интервью беседы за «круглым столом»; а также: интервью – социологический опрос, эксклюзивное интервью, интервью-сообщение, интервью-зарисовка (

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.